скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Международное положение и геополитическое взаимодействие Азербайджана

В 1997 году началась так называемая «большая приватизация», в ходе которой было продано 70% акций 478 предприятий. Из них 106 относятся к сельскохозяйственным объектам, 78 – к сфере услуг, 40 – к предприятиями общественного питания, 48 – к выпуску товаров народного потребления и 22 – к крупным торговым объектам. В 1998 году начата приватизация в металлургии, химии, телекоммуникациях. В Азербайджане аграрная реформа является одним из приоритетных направлений рыночных преобразований. Здесь определяющее значение имеет передача в частную собственность имущества колхозов и совхозов, прежде всего земли. Специальными комиссиями по аграрной реформе были составлены списки 3,5 млн. граждан республики, имеющих право на получение земельного пая. Разработана и принята Государственная программа аграрной реформы. Создаётся земельный кадастр по качественным и экономическим показателям. Определённую помощь в реализации аграрной реформы и модернизации сельского хозяйства Азербайджану оказывают западные страны. Так, между Европейской комиссией и Азербайджаном подписан меморандум о выделении фермерским хозяйствам республики, занятым производством зерна, кредита из средств Партнёрского фонда в размере 16 млн. долларов.

Постепенно растёт внешнеторговый товарооборот республики. Однако стабильный рост импорта (только в 1996 году он составил + 43,9%) ведёт к неуклонному увеличению отрицательного сальдо торгового баланса (составившему в том же 1996 году – 329,4 млн. долларов. Расширяется круг внешнеторговых партнёров Азербайджана. Если в 1995 году республика торговала с 67 странами, то в 1996 году уже с 76, из которых 66 страны дальнего зарубежья. Товарооборот с последними в 1996 году составил 962 млн. долларов, за год, увеличившись на 62,5%. В то же время наблюдается тенденция к сокращению объёмов товарооборота со странами ближнего зарубежья за 1996 год он уменьшился более чем на 15%.

Для серьёзной структурной перестройки экономики и обновления производственных мощностей потребуются крупномасштабные инвестиционные вливания, которые можно обеспечить лишь с помощью иностранных капиталовложений. В этой связи следует отметить, что по объёму иностранных капиталовложений Азербайджан опережает большинство стран СНГ. В 1996 году рост инвестиций составил 75%, приблизительно 60% - в 1997 году. За первую половину 1998 года объём инвестиций в экономику республики составил 120% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; за тот же период ВВП вырос на 2%. При этом львиная их доля – до 90% - приходится на нефтедобывающую отрасль.

Главными составляющими экономики Азербайджана являются нефть и торговля. 75% доходов государственного бюджета даёт нефтяная отрасль, остальные 25% поступают в основном из торговли, незначительная часть – от таможенных пошлин и других налоговых сборов, и всего лишь 5% - от сельского хозяйства и промышленности. Нефтяной бизнес определяет основные векторы как внутренней, так и внешней политики Азербайджана. Нельзя отрицать, что именно так называемая «нефтяная дипломатия» способствовала привлечению к Азербайджану интереса международного сообщества. Все остальные отрасли промышленности, за исключением нефтяной, практически простаивают. Однако в январе – феврале 2000 года кризис затронул и нефтяную отрасль, что, в частности, выразилось в сокращении нефтедобычи.

Основная масса населения занята торговлей, которая для многих азербайджанцев остаётся единственной сферой, где хоть что-то можно заработать. Поскольку в самой республике производство практически прекратилось, большинство товаров на рынке являются импортными и, соответственно, дорогими. Продукты питания в основном привозят из России, Турции и Ирана. Поэтому Баку считается одним из самых дорогих городов, опережая по этому показателю Стамбул, Санкт - Петербург, Прагу, Варшаву. Приобретший стабильность манат в июле 1999 года демонстрирует тенденцию к потере веса, а цены резко подскочили. Малый и средний бизнес, доходы от которого, наряду с поступлениями от продажи нефти, составляют основные источники государственного бюджета, не проявляет признаков сколько-нибудь заметного подъёма. Продолжает расти число безработных, что делает социально-экономическую ситуацию в республике взрывоопасной. В настоящее время жизненный уровень населения поддерживается только в Баку. В провинции пока ощутимых признаков экономического роста и улучшения жизни не наблюдается. Несмотря на определённое увеличение денежных доходов населения, основные средства к жизни зарабатываются либо за счёт торговли, либо за пределами Азербайджана, прежде всего в России.

Далеко идущие последствия для перспектив экономического развития Азербайджана могут иметь миграционные процессы, серьёзно сказывающиеся на демографической структуре населения. За период с 1989 года по 1997 года из Азербайджана выехало около 330 тыс. армян и более 220 тыс. русских. Важное значение имеет выезд за пределы республики различных категорий самого азербайджанского населения. По разным данным, в настоящее время только в России нашли пристанище от 1,5 до 3 млн. граждан Азербайджана. Это в основном наиболее дееспособные и предприимчивые люди, оказавшиеся невостребованными у себя на родине. В случае ухудшения российско-азербайджанских отношений могут возникнуть далеко идущие негативные последствия для Азербайджана.

Незаживающей раной для национального самосознания азербайджанского народа стали последствия карабахского конфликта: фактическое отделение и объявление независимости Нагорного Карабаха, потеря им ряда других территорий, в том числе Лачинского (в настоящее время Азербайджан не контролирует до 20% своей территории), большое число беженцев. Весьма трудной остаётся также проблема коммуникаций, связывавших основную территорию Азербайджана с эксклавом Нахичевань, отдаленной от него Арменией. Газопровод, линия электропередачи, автомобильная и железная дороги, проходившие сюда через армянскую территорию, оказались полностью блокированными, а попасть в Баку автобусом из Нахичевани можно только через территорию Ирана.

Негативно сказываются на экономике Азербайджана непосильное бремя военных расходов, значительные материальные потери и беженцы, связанные с карабахским конфликтом. Одной из самых трудных для республики является проблема беженцев, которые расселились в основном в городах (Баку, Гянджа, Сумгаит и Ханлер). По утверждению азербайджанских властей, число беженцев в республике сейчас составляет около 1 млн. человек. Причем четверть из них – бывшие жители Армении, а остальные Нагорного Карабаха и прилегающих к нему областей, контролируемых в настоящее время армянскими войсками. На 8 млн. населения страны – слишком большая нагрузка, особенно если учесть, что значительная часть азербайджанских граждан живёт и работает в России. [6]

Социальное и экономическое положение в республике усугубляется невиданными масштабами коррупции и произвола государственных чиновников, которые приобрели огромные масштабы. По мнению многих наблюдателей, коррупция охватила все властные структуры и угрожает национальной безопасности. И это не удивительно, если учесть, что пример для остального общества и особенно корпуса чиновников дают те, кто входит во властные структуры. [7]

Для предпринимателей порой создаются условия, при которых успех или неудача экономической деятельности зависят от личных связей с президентскими и иными властными структурами. Фаворитизм, непотизм, кумовство, раздача разного рода льгот и, соответственно, разворовывание национального продукта стали неотъемлемыми атрибутами социальной и экономической жизни современного Азербайджана. В итоге коррупция и чиновничий произвол стали угрозой национальной безопасности.

Важнейшим показателем полного суверенитета любого государства является его способность осуществлять контроль над всей своей территорией и всеми проживающими на ней гражданами. Здесь определяющая роль принадлежит: армии, пограничным войскам и правоохранительные органам. В этом плане заслугой Г. Алиева следует считать то, что он, прежде всего, консолидировал и укрепил дезорганизованные и сверхполитизированные правоохранительные органы, поставив их всецело на службу своего режима.

В настоящее время вся реальная власть в стране сосредоточена в руках президента. Он – единственно значимая фигура в системе государственного управления, на которой замыкается механизм принятия решений практически по всем сколько-нибудь важным вопросам. Парламент, правительство и другие органы управления полностью подконтрольны президенту и являются исполнителями единоличной его воли. Составной частью политической жизни Азербайджана стали сообщения об антиправительственных заговорах, попытках государственных переворотов, аресты и политические процессы. Есть и внешний враг в лице Карабаха и Армении, или же реальные или мифические «происки Москвы», умело используемые в национал-патриотической риторике в целях укрепления существующего режима и расправы с его оппонентами. Одна из таких попыток государственного переворота состоялись 5 октября 1993 года в Баку, когда против президента восстали отряды полиции особого назначения, а затем – формирования, контролировавшиеся С. Гусейновым. Попытка переворота была подавлена. Причём руководство азербайджанских спецслужб утверждало, что за Гусейновым стояла российская военная разведка, конкретно Главное разведывательное управление (ГРУ).

С самого начала Азербайджанская Республика провозгласила курс на создание демографического государства и формирование демократического общества. В конституции республики, принятой 12 ноября 1995 года, зафиксированы общепризнанные в мире принципы, ценности и нормы политической демократии, такие как разделение властей, многопартийность, права и свободы граждан и т.д. Правда, они не всегда в должной мере реализуются на практике. При всех возможных здесь оговорках важным достижением следует считать создание в Азербайджане многопартийной системы, несмотря на то, что во многом утвердившийся в республике партийно-политический плюрализм носит показной или витринный характер. Самой крупной и влиятельной в республике является партия «Новый Азербайджан», которая была образована в 1992 году, когда Г. Алиев в атмосфере эйфории победы Народного фронта вынужден был удалиться в Нахичевань. Она объединила самые различные группировки – от неокоммунистов до членов небольших национальных партий и обществ. В настоящее время эта группа является наиболее влиятельной в команде Г. Алиева. Со времени объявления Азербайджана независимым государством в стране четыре раза проходили президентские выборы. Лишь третьему по счёту президенту Азербайджана Г. Алиеву удалось остаться президентом на весь срок избрания. 12 декабря 1999 года в Азербайджане впервые прошли муниципальные выборы. В них приняли участие 52,6% избирателей. Из общего числа кандидатов 50,4% - независимые, а 49,6% - представители различных политических партий. Среди наблюдателей были представители 29 политических партий, общественных объединений, обществ и центров. Наблюдатели от Совета Европы в своём заявлении сочли выборы состоявшимися, отметив, что делегация СЕ высоко оценивает проведение муниципальных выборов, охарактеризовав это событие как первый шаг в установлении местной демократии в республике. Но формирование и институционализацию органов местного самоуправления нельзя считать уже свершившимся фактом.[8]


3. Перспективы взаимодействия Азербайджана и России

История показывает, что народы Азербайджана и России всегда жили, и будут жить с ощущением взаимного уважения друг к другу. Несмотря на то, что наши культурные ценности и традиции абсолютно разные, мы научились уважительно относиться к различиям в нашем мировоззрении. Приятно осознавать, что развитию культурных традиций Азербайджана уделяется внимание на федеральном, и даже на международном уровнях. А возникающие проблемы всегда находятся в центре двустороннего политического диалога. С полной уверенностью можно сказать, что сегодня на российской земле выросло много азербайджанцев, но никто из них не утратил тяги к своей культуре, которая формировалась на протяжении нескольких тысячелетий. На территории Российской Федерации азербайджанская диаспора является одним из самых крупных и инициативных представительств. Во многом это заслуга российского правительства, которое даёт возможность нашим согражданам раскрывать свои возможности на российской земле. Правительством наших стран делается очень многое, чтобы укрепить культурные и экономические связи. Многие творческие проекты, которые реализуются нашими совместными усилиями, могут обогатить знания двух народов о жизни друг друга. Только так наши отношения на культурном уровне, да и не только, могут стать более эффективными. Культурное и торговое взаимодействие России и Азербайджана всегда занимало особое место в отношениях между нашими странами. А развитие подобных программ – это забота о будущем партнёрстве между Азербайджаном и Россией на несколько десятилетий в перёд.[9]

Россия уже много дала Азербайджану, и если она перестанет стремиться самоутверждаться за счёт относительно слабых соседей, сможет дать ещё больше. А что может дать России Азербайджан? Этот вопрос обычно вызывает стереотипные ответы о нефти, потоки которой можно направить через Россию, и о стратегическом значении Азербайджана. Но самое большое потенциальное значение Азербайджана в другом. Для России судьбы мусульманского мира значительно важнее, чем для других стран. Россия граничит с мусульманскими странами, и внутри неё – большие мусульманские меньшинства. Зона потенциальных конфликтов России с мусульманскими странами и народами – колоссальна. При этом Россия слаба, и даже при самом благоприятном варианте российского развития её сила по отношению к силе большинства е соседей расти не будет. Между тем Азербайджан в силу особенностей своего развития – страна, в которой демократия более вероятна, чем в других постсоветских мусульманских странах и в большинстве мусульманских стран вообще. Возможности стабильно демографического общества в Азербайджане очень велики. И влияние демократического и успешно развивающегося Азербайджана на соседние и родственные с ним страны – Турцию, Иран, страны Центральной Азии, было бы колоссальным. Безопасность России будет, определятся не наличием военных баз в Закавказье, значение которых скорее символическое и раздражающее, не слабостью закавказских стран и конфликтами между ними и даже не «пророссийскими» режимами, которые мы можем там установить, но которые или при первой возможности превращаются в «антироссийские» или просто сметаются, оставляя за собой антироссийские чувства. Она - в мирном и успешном демократическом развитии этих стран. И демократическое развитие шиитского и тюркского Азербайджана для будущего России – особенно важно.[10]

Не существует такой области, в которой бы связи между странами не развивались. Если подразумевать под гуманитарной сферой вопросы образования, культуры, науки, то открытие в Баку филиала Московского Государственного Университета – событие историческое и уникальное, которое говорит само за себя. В Баку чуть ли не еженедельно выступают артисты московских театров, бакинцы блестяще принимали российского писателя – драматурга Эдварда Радзинского. Столь же активно развиваются сферы образования и науки.[11]

В политической сфере отношения России и Азербайджана с 2001 года носят вполне ровный характер «стратегического партнёрства». Другими словами, Баку проводит взвешенный внешнеполитический курс, в основе которого национальные интересы, предполагающие добрососедские отношения с приграничными странами (исключая Армению, с которой у Азербайджана вообще нет никаких отношений) и плавный дрейф в сторону США и Евросоюза. Именно благодаря такому курсу на территории Азербайджана пока так и не появились мобильные группы и авиационные базы США, хотя транзитный воздушный коридор для доставок войскам НАТО грузов в Афганистан Баку исправно обеспечивает. А вот, что нагоняет мрачные тучи на «почти безоблачные» отношения Москвы и Баку, так это военно-техническое сотрудничество России и Армении.

В середине апреля 2009 года Баку посетил министр иностранных дел России Сергей Лавров. В ходе его переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой МИДа Эльмаром Мамедьяровым был рассмотрен весь спектр российско-азербайджанских отношений, которые Москва и Баку оценивают как стратегические. В ходе этой встречи обсуждались вопросы политического, экономического, энергетического и культурного сотрудничества двух стран.

В 2009 году товарооборот обещает превысить 2,5 млрд. долларов. Но успехи азербайджано-российского экономического сотрудничества могли бы быть более весомыми, если бы между двумя государствами было подписано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Одна из ключевых тем переговоров главы МИД РФ в Баку стала проблема мирного решения азербайджано-армянского конфликта в Нагорном Карабахе. Минская группа ОБСЕ (в неё входят Россия, США и Франция), выступающая посредником на переговорах между Азербайджаном и Арменией, считает, во-первых, что решение нагорно-карабахской проблемы должно быть приемлемо для всех сторон конфликта. И, во-вторых, что оно должно основываться на основополагающих принципах Хельсинского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: неприменение силы, праве наций на самоопределение и территориальной целостности государства. Азербайджан же в основе справедливого решения карабахской проблемы видит, прежде всего, сохранение своей территориальной целостности, Армения – в доминанте права наций на самоопределение. Одним словом, ситуация по решению проблемы Карабаха тупиковая, предполагающая, что переговоры будут продолжаться и продолжаться.

В целом же, как заявил известный азербайджанский политолог Зардушт Ализаде, «Россия – наш великий сосед, мы обязаны с ней дружить и укреплять отношения».[12]

 


Заключение

Закавказские республики это страны, в течение более или менее длительного времени связанные с Россией не только экономическими, но также культурными, интеллектуальными, конфессиональными, политическими и иными отношениями в рамках единого многонационального, многокультурного и многоконфессионального государства. По большому счёту интересам почти всех постсоветских государств, не в последнюю очередь закавказских, не отвечает постановка вопроса в форме альтернативы: либо Россия, либо соседнее дальнее зарубежье и Запад. Оптимальный для них выбор это установление и укрепление всесторонних экономических связей в обоих направлениях – как с Западом, так и с Россией. Эти два направления должны не исключать, а дополнять друг друга. Дело в том, что, противопоставляя себя одной из этих сторон, невозможно решить ни одну из сколько-нибудь значимых для выживания и безопасности проблем. С одной стороны, экономика большинства стран теснейшими узами связана с экономикой России. Без помощи России они не в силах обеспечить стабильность и прочный мир в регионе и предотвратить угрозу распространения религиозного экстремизма, сепаратизма и международного терроризма.[13]

Азербайджан остаётся страной с очень «оригинальной» политической жизнью. В современном Азербайджане причудливо сочетаются «восточные» и «западные» черты. Немыслимые восхваления Алиеву, кланово-семейный характер режима, систематические и в грандиозных масштабах подтасовки на выборах, немыслимых размеров (превышающая российскую) коррупция сочетаются здесь с наличием массовой и достаточно боевой, реально готовой взять власть оппозиции. И оппозиция эта не коммунистическая, как в России, а «западническая», либерально-демократическая. Демократии не удаётся утвердиться в Азербайджане не потому, что ей противостоят мощные идейные альтернативы, а потому, что ей слишком противоречат «привычки» и глубокие традиционные ценности азербайджанского общества (клановость, семейственность, отсутствие привычки подчинения закону, слабая идентификация с государством). В конце прошлого-начале нашего века в Азербайджане идёт напряжённая культурная работа, сделавшая азербайджанцев во многих аспектах первопроходцами в мусульманском мире (первая опера, первый сатирический журнал « Мола Насреддин», влияние которого выходило далеко за пределы Азербайджана, первая мусульманская газета в России).[14]

Поскольку в большинстве государств СНГ существуют признаки политической нестабильности, очень важно повысить эффективность как глобальной, так и региональной управляемости. Очевидно, что государства СНГ становятся частью мирового сообщества. Для обеспечения их безопасности – особенно с учётом стремительно набирающей обороты глобализации – должны учитываться и региональные, и глобальные факторы. А потому их региональная система должна становиться частью международной системы безопасности. В Центральной Азии, например, обеспечивать региональный уровень стабильности могут ОДКБ и ШОС, а военно-политическое присутствие Запада в той или иной степени способно содействовать поддержанию глобального уровня безопасности. Эффективно, противостоять новым вызовам в одиночку или же опираясь, только на Запад, странам СНГ будет сложно. Очевидно также, что политическую атмосферу в постсоветском пространстве будет определять состояние американо-российских отношений, тем более что Россия намерена и впредь сохранять в СНГ своё политическое, экономическое и военное присутствие в качестве ключевого игрока. [15]


Список используемой литературы

1. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. Кавказ: Исторический экскурс.

М. «Международные отношения».-2001.С. 9-43.

2. http//www.Advantour.com/rus/Azerbaijan/history.htm.

3. Советский Союз. Азербайджан. Отв. Ред. Алиев Г.А. М. 1971.С.70-75

4. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. Государства Кавказа. М. 2001.С.104-105.

5. Мировая экономика и международные отношения.1998.№1.С.102.

6. Бакинский рабочий. 1998. 25 февраля.

7. Независимая газета.2000.14 марта.

8. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. Государства Кавказа. М .2001.С.112-114.

9. http/edinros-chtl.ru/index.php?news.

10. http/www.sakharov-museum.ru/publications/azrus/

11. http/www.day.az/news/society/

12. http/www.iron-times.ru/category/

13. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. Россия и Закавказье. М. 2001.С.298-322.

14. http/www.sakharov-museum.ru/publications/azrus/

15. Мировая экономика и международные отношения.2004.№12.С.69-79


[1] Гаджиев К.С.  Геополитика Кавказа.// Кавказ: Исторический экскурс. – Москва: « Международные отношения» - 2001.- 9-43

[2] http://www. Advantour. com/rus/azerbaijan/history. htm.

[3] Советский союз. Азербайджан. Ответственный редактор Алиев Г.А. Москва. 1971., 70-75.

[4] Гаджиев К.С.  «Геополитика Кавказа», Государства Кавказа. – Москва.,2001. – С. 104-105.

[5] Мировая экономика и международные отношения .- 1998.-№1. – С. 102.

[6] Бакинский рабочий. 1998. - 25 февраля.

[7] Независимая газета. – 2000. – 14 марта.

[8] Гаджиев К.С. «Геополитика Кавказа», Государства Кавказа. – Москва.,2001. – С. 112-114

[9] http//edinros-chtl.ru/index.php?news.

[10] http//www.sakharov-museum.ru/publications/azrus

[11] http//www.day.az/news/society/

[12] / http//www.iron-times.ru/category

[13] Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. Россия и Закавказье. М.-2001.-С.298-322.

[14] http//www.sakharov-museum.ru/publications/azrus/

[15] Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 12, с. 69-79.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.