скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Маркетинг в сфере физической культуры и спорта

Первое предположение, объясняющее данную ситуацию, можно связать с качеством организационной работы распределительной комиссии вуза. Однако с учетом того факта, что в последние годы комиссии по распределению перестали серьезно влиять на трудоустройство выпускников, отдав инициативу в данном вопросе им самим, это объяснение ставится под сомнение. Конечно, от работы распределительной комиссии, особенно если судить по опыту прошлых лет, зависит немало. И все же истинная причина, на наш взгляд, кроется в самих выпускниках: в их ценностных ориентациях, установках и мотивах трудовой деятельности. Но при этом не следует забывать, что личностные диспозиции являются отражением объективных предметов и явлений. Поэтому продолжим анализ объективных факторов, влияющих на ситуацию распределения [14, с.9].

Второй предположительной причиной, влияющей на распределение выпускников физкультурных вузов, являются региональные различия в возможностях трудоустройства. Так, в Москве возможностей для трудоустройства по специальности больше, чем в областном центре. Поэтому процент выпускников РГАФК, распределившихся после окончания вуза на работу по специальности, выше, чем в других институтах физической культуры. И тем не менее и этот фактор не может объяснить того, что в РГАФК число распределенных по специальности - 15,2%, а на факультете физической культуры МПГУ, находящемся в том же городе, - 68,2%.

Третья объясняющая данную ситуацию гипотеза - это влияние на распределение профессионального потенциала выпускников, который определяется наличием соответствующей учебному процессу материальной базы вуза, уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава, уровнем развития системы довузовской подготовки и системой отбора абитуриентов, а также традициями и уровнем подготовки вузовской системы образования. Все эти моменты в совокупности определяют степень готовности выпускника вуза к его будущей профессиональной деятельности. А, как показали наши исследования, степень готовности к труду, являясь одним из компонентов потребности в труде, влияет на привлекательность трудовой деятельности. Данная закономерность была нами определена в результате четырехлетнего педагогического эксперимента [14, с.9].

Однако готовности к работе еще недостаточно, чтобы ее выбор состоялся. Для этого еще необходимо, чтобы место работы позволяло реализовать основные ценностные ориентации, связанные с трудовой деятельностью, было привлекательным для индивида. Привлекательность работы концентрирует в себе нормы и ценности выпускников вузов и выступает формой осознания индивидами необходимости выбора того или иного места работы как средства реализации основных видов ценностных ориентаций сферы труда.

Сравнительные социологические обследования студентов РГАФК, проведенные на протяжении последних 20 лет, показали, что в уровне сформированности и направленности мотивации у значительной части студентов произошли существенные изменения, что отразилось на шкале профессиональных ценностей и престиже ряда должностей. Материалы обследования показали, что отношение студентов к традиционным видам профессиональной деятельности изменилось: снизилась их привлекательность. Заметно упал престиж таких специальностей, как тренер по виду спорта, учитель физической культуры, преподаватель в вузе [12, с.26].

Изучение мотивов выбора профессиональной деятельности выявило факты, говорящие о том, что для 70-х и 80-х гг. при выборе профессии было характерным ориентироваться на работу, которая позволяет наиболее полно реализовать свои способности и развивать себя в творческом плане. Особо важно отметить значимость для молодежи тех лет полезности их труда для людей и общества в целом. Для молодежи начала нового века так же, как и для их предшественников, характерно стремление к совершенствованию своих способностей и использованию накопленного профессионального потенциала.

Однако их профессиональные устремления направлены прежде всего на материальное вознаграждение и утверждение себя в первую очередь в кругу знакомых и друзей. Опрос студентов РГАФК показал, что в среде опрошенных 90,9% считают материальное вознаграждение за труд важнейшим стимулом. Именно эта сторона деятельности заняла первое место в иерархии ценностей труда. Однако добиться материальной обеспеченности в сфере физической культуры и спорта считали возможным в 1978 г. - 14,9% , в 1988 г. - 40,0%, в 2006 году - всего 12,1% опрошенных студентов. Это противоречие, по сути дела, и является главной причиной утечки физкультурных кадров в другие отрасли народного хозяйства. Значение этого фактора в отраслевой мобильности физкультурных кадров сильно возросло в последние годы в связи с появлением частного сектора и на этой основе резкой дифференциацией оплаты труда, произошедшей в нашей стране. Увлечение бизнесом, "быстрыми" деньгами, да и просто стремление выжить в достаточно сложной экономической ситуации - со стороны молодежи, и ослабленное внимание государственных органов в регулировании социальных процессов привели к тому, что сотни дипломированных специалистов изменили и продолжают изменять свой социальный и профессиональный статусы, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб развитию и нормальному функционированию отрасли.

3.3. Ориентация специалистов на профессиональную самореализацию в сфере физической культуры и спорта

Учитывая тот факт, что на второе место по значимости для студентов физкультурного вуза вышла ориентация на профессиональную самореализацию, которая достаточно продолжительное время доминировала в их сознании, работникам высшей школы следует обратить внимание именно на этот момент и сделать все возможное для того, чтобы увеличить профессиональный потенциал выпускника физкультурного вуза. Как показывает опыт подготовки специалистов в других сферах, чем основательнее подготовка, полученная в вузе, тем реже выпускники изменяют своей специальности. В подтверждение этой мысли приведем высказывание известного польского социолога Д. Добровольской, которая довольно точно подметила, что "… чем сложнее содержание труда и чем больше времени затрачено на подготовку к нему, тем важнее для индивида становится содержание самой профессиональной деятельности. Профессия становится как бы частью его самого. Проявление в труде своего профессионального мастерства и разнообразных личностных качеств становится как бы необходимостью для человека, заставляет его жить по своим законам, подчинить ему все свои силы"[13, с.12].

Для ориентации студентов на работу по полученной специальности в сфере физической культуры и спорта изучались вопросы, связанные с выявлением потенциальных рабочих мест. Было установлено, что работники сферы физической культуры и спорта могут быть объединены в три группы: непосредственно принимающие участие в подготовке физкультурников и спортсменов (преподаватели физического воспитания, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты); принимающие участие в создании условий для подготовки физкультурников и спортсменов (инженерно-технические работники, специалисты и др.); спортсмены-профессионалы, а к специалистам относят: учителей, руководителей физического воспитания, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, инструкторов физической культуры [13, с.12].

Труд и профессия являются важнейшими условиями самоопределения и самоидентификации личности. Возможность самовыражения личности в профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, осознаваемая студентами, способствует привлечению выпускников соответствующих вузов к работе по специальности.

Изучение мотивов выбора студентами профессии педагога показало, что одноплановый мотив - любовь к предмету - у разных студентов (отнесенных к 1-му типу) проявляется в разных видах: а) как любовь к избранному виду спорта; б) как интерес к своему спортивному самосовершенствованию; в) как потребность применить свои знания, полученные в ходе спортивной деятельности. Студентов 2-го типа, поступивших в вуз без осознаваемого мотива, можно разделить на группы желающих: а) получить любое образование; б) избежать службы в армии; в) продолжать спортивное совершенствование, параллельно получая образование.

Студенты 3-го типа проявляют интерес к будущей руководящей деятельности в сфере физической культуры и спорта; наибольшее количество относящихся к этой группе работают по специальности уже начиная со 2-3-го курсов и к окончанию вуза имеют успехи в спортивно-педагогической деятельности. К 4-му типу относятся студенты, наиболее ярко проявляющие (или только раскрывающие) свои "сопутствующие" способности в ходе педагогической практики (в общеобразовательной школе), или в летнем оздоровительном (спортивном) лагере, или в подготовке спортивно-массовых мероприятий.

Анализ мотивов выбора студентами педагогической деятельности показывает, что в основном профессионально непригодными являются студенты, отнесенные ко 2-й группе (неосознаваемый мотив выбора) [См. Приложение Приложение исследования личности профессиональную самореализацию в сфере физической культуры и спорта].

Чтобы определить, насколько хорошо представляют себе студенты будущую профессиональную деятельность, было проведено исследование в Набережночелнинском Камском Государственном Институте физической культуры. На факультете физической культуры и спорта в 2007 г. был проведен опрос студентов 3-4-го курсов.

Для этого был разработан опросный лист, включающий следующие вопросы:

1) укажите возможные места работы специалистов сферы физической культуры и спорта;

2) перечислите, кем можно устроиться работать по специальности, получив диплом вашего вуза [См. Приложение А].

Выявлены потенциальные места работы по специальности выпускников КамГИФК (табл. 2).

Потенциальные должности в сфере физической культуры и спорта, названные студентами, представлены в табл. 3.

Таблица 2.

Потенциальные рабочие места в сфере физической культуры и спорта, выявленные студентами (n = 100)

п/п Рабочее место Количество студентов, выделивших рабочее место, %
3-й курс 4-й курс
1 Школа 100 100
2 Спортивная школа 100 100
3 Спортивный клуб 84 98
4 Детский сад 72 80
5 Учреждения ЛФК 48 52
6 Производство (организация) 16 18

Таблица 3.

 Потенциальные должности специалистов в сфере физической культуры и спорта, выявленные студентами (n = 100)

п/п Должность специалиста Количество студентов, выделивших должность, %
3-й курс 4-й курс
1 Учитель физической культуры 100 100
2 Тренер-преподаватель 100 100
3 Руководитель физического воспитания 10 14
4 Методист по физической культуре и спорту 14 18
5 Инструктор-методист спортивной школы 32 36
6 Инструктор по физической культуре 12 10
7 Педагог дополнительного образования 40 54
8 Директор спортивного сооружения 64 62
9 Директор спортивной школы 80 89

В перечень названных мест работы и должностей не вошли существующие в настоящее время в частных гимназиях, школах и детских садах, оздоровительных центрах и т.д., позволяющие получать более высокое материальное обеспечение, чем в государственных учреждениях. Студенты 3-го и 4-го курсов (за редким исключением) настроены на профессиональную работу в других сферах деятельности, поэтому не интересуются возможными "материально прибыльными" местами работы и специализациями. Если такая тенденция будет сохраняться, то недостаток кадров в сфере физической культуры и спорта будет возрастать так, что никакое их перепроизводство не спасет ситуацию. Следовательно, необходимы пути ориентации выпускников на работу по специальности, способствующую не только высокому материальному обеспечению, но и их самореализации в профессиональной деятельности [13, с.13].


ВЫВОДЫ

Для того чтобы дополнить картину спроса общества на квалифицированные кадры сферы физической культуры и спорта, обратились к материалам государственной статистики, опубликованным в монографии Н.Н. Чеснокова. Проведя определенные математические расчеты, были получены данные о том, сколько в сфере физической культуры и спорта работников без специального образования. Этот контингент по возможности должен быть заменен лицами с соответствующими дипломами или пройти определенную специальную подготовку. Статистические данные показывают, что из 195 338 работников физической культуры и спорта 29 719 (15,2%) не имеют специального образования. Причем наибольшее число лиц без специального образования трудятся на должности тренера по виду спорта (7413), учителя физической культуры в общеобразовательной школе (6529) и на должности работника спортивного сооружения (6315).

Должности инструктора-методиста (2757), инструктора физической культуры детского дошкольного учреждения (1795) и работника аппарата спорткомитета (1030) занимают промежуточное место в шкале, характеризующей потребность в кадрах. И наименьшая потребность в кадрах в абсолютных показателях отмечается на должности преподавателя физической культуры учреждения начального профессионального образования (352), преподавателя среднего специального учебного заведения (304), преподавателя физического воспитания высшего учебного заведения (252) и работника аппарата совета ДСО (170).

Приведенные статистические материалы свидетельствуют о наличии спроса общества на физкультурные кадры различного профиля и его удовлетворение через систему высшего физкультурного образования.

Современная ситуация в сфере труда и занятости ставит выпускников физкультурных вузов в достаточно сложные условия. Так, если раньше система распределения выпускников учебных заведений гарантировала им занятость по специальности, то теперь распределение проводится в ограниченном масштабе, ставя молодых специалистов в ситуацию жесткой конкуренции с людьми, имеющими опыт работы. Значительная часть выпускников физкультурных вузов, получив свободное распределение, ищет и находит себе применение в сферах, далеких от физической культуры и спорта.

Несколько иная ситуация с выпускниками физкультурных вузов складывается по всей России. Так, по статистическим общероссийским данным, приведенным в публикации Ю.А. Фомина, из 3361 закончивших физкультурные вузы России, распределились 51,9%, а к работе в отрасли приступили 48% .

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. К мотивам выбора профессии педагога относятся одноплановый, не осознаваемый и соответствующий способностям.

2. Потенциальными рабочими местами для специалистов являются государственные (на которые в основном ориентируются студенты) и негосударственные (оставляемые студентами без внимания) физкультурно-спортивные организации.

3. Разработана методика ДОС и показана его пригодность для ориентации студентов на профессиональную самореализацию в сфере физической культуры и спорта.

4. Основными подходами к ориентации студентов на профессиональную самореализацию являются: мониторинг личностного развития, самооценка профессиональной пригодности, применение диагностического опросника ДОС.

Применение ДОС позволило классифицировать студентов факультета физической культуры КамГИФК по предпочитаемым ими специализациям будущей профессиональной деятельности: учитель - 28%; тренер-преподаватель - 36%; директор спортивной школы - 4%; педагог дополнительного образования - 11%; начальник спортивного клуба - 1%; руководитель физического воспитания - 6%; инструктор по физической культуре - 9%; инструктор-методист - 3,5%; директор спортивного сооружения - 1,5%. Не выявлено предпочитающих специализацию "методист по физической культуре".

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.