скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Личность и темперамент. Требования различных профессий к свойствам темперамента (на примере cоциально-культурного сервиса и туризма)

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

При выборе профессии следует учитывать свой тип темперамента, и использовать свои психофизиологические особенности для достижения успеха. Итак, давайте посмотрим, для какого типа темперамента, какой наиболее приемлем вид деятельности. [3]

Сангвинический тип темперамента характеризуется энергией и большой работоспособностью - ему подходит работа, в которой много разнообразия, которая постоянно ставит перед ним новые задачи, он готов все время действовать и что-то организовывать, поэтому ему подходят руководящие должности. Работая, он может легко сосредоточиться и так же легко переключиться с одной работы на другую, но не способен вникать в детали и не переносит однообразия.

Холерик отличается вспыльчивостью и порывистостью, работу выполняет с большим внутренним напряжением, очень энергично, полностью отдаваясь своей деятельности, однако свою огромную энергию распределяет неравномерно, поэтому ему подходит цикличная деятельность, требующая большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением и опасностью, чередующаяся с более спокойной работой.

Флегматик спокоен и уравновешен, он упорный и старательный работник, однако только в той области, к которой он привык. Ему не подходит работа, отличающаяся разнообразием, зато монотонная деятельность (например, работа на конвейере) трудности для него не представляет. Он работает неторопливо, но может достичь хороших результатов благодаря своей твердости, настойчивости и продуманной организации своего труда.

Меланхолика характеризует низкий порог ощущения и повышенная чувствительность к внешним раздражителям. У него низкая работоспособность, он не хочет брать на себя обязательства, боится, что не сумеет их выполнить. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а также в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.


2.2. Особенности и требования темперамента в системе человек-человек

Давайте немного поговорим о системе человек-человек, чтобы лучше понять и узнать какой темперамент наиболее подходит к данной системе.

К профессиям типа «человек-человек», по определению Е.А. Климова, относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Таким образом, профессии типа «Человек — человек» - это профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством.

В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа.

Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

·          Нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях;

·          Нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т. д.

Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильно понимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Часто это невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком, директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, как каждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности труда подчиненных руководитель все же должен себе ясно представлять.

Профессии системы человек-человек предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

Психологические требования профессий «человек-человек»:

• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

• доброжелательность, отзывчивость;

• выдержка;

• умение сдерживать эмоции;

• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

• способность владеть речью, мимикой, жестами;

• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

• умение убеждать людей;

• аккуратность, пунктуальность, собранность;

• знание психологии людей.

Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе в профессии этого профессиях системы человек-человек:

·          устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми;

·          потребность в общении;

·          способность мысленно ставить себя не место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей;

·          умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;

·          хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми;

·          терпение.

Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассматриваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

Согласно изложенному материалу мы можем сделать вывод о том, какой же тип темперамента подходит для профессий системы человек-человек.

Так как сангвинический тип темперамента характеризуется энергией и большой работоспособностью, поэтому ему подходят руководящие должности. Сангвиники являются хорошими руководителями, умеющими найти общий язык со своими подчиненными.

Флегматик характеризуется уравновешенностью характера, поэтому можно предположить, что такие люди хорошо проявят себя в воспитательной деятельности, в частности в общении с детьми.

Меланхолик легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, а это наиболее важно в профессиях системы человек-человек. По-моему мнению, меланхолики хорошо чувствуют людей, но они мало стрессоустойчивы, и поэтому они могут хорошо себя проявить в профессии, такой как индивидуальные педагоги по музыке.


2.4 Влияние темперамента на успешность деятельности специалиста в сфере Социально-культурного сервиса и туризма

Социально-культурный сервис и туризм относится к профессиям системы человек-человек. Поэтому в данной сфере деятельности наиболее важным умением является умение общаться с людьми. Естественно, можно развить такую способность, но многим такую возможность предоставил темперамент. Давайте посмотрим, какую положительную роль могут сыграть особенности типа темперамента, и какой из типов наиболее подходит для данной индустрии бизнеса.

Начнем с самого энергичного типа темперамента – сангвиников. Для сангвиников, как я уже упоминала, наиболее подходят руководящие должности. Поэтому в туризме такому типу темперамента наиболее подходит работа, связанная с созданием туристических продуктов (туров), продвижение туристического продукта на туристический рынок; маркетинговая деятельность. Также сангвиники себя могут хорошо проявить как туристические гиды, так как сангвиники очень энергичны, подвижные, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, и у них есть потребность в разнообразии своей деятельности. Наиболее комфортно сангвиник чувствует в той деятельности, которая ставит перед ним новые задачи, он готов все время действовать, и такое качество необходимо для ресепшиониста (администратора), например в каком-нибудь отеле или гостиницы.

Для холерика характерна эмоциональность, полная отдача себя своему делу, поэтому для такого типа темперамента будет наиболее комфортна профессия в туризме такая как, представитель курорта. В этой деятельности холерик покажет себя в полном объеме. Он сможет, как никто другой показать туристам курорт в эмоциональных красках, так, что туристы не задумываясь выберут именно этот курорт.

Флегматик спокоен и уравновешен, он упорный и старательный работник, однако только в той области, к которой он привык, ему не подходит разнообразная деятельность. И поэтому для него наиболее приемлема работа, связанная, например, с бронированием авиабилетов, номеров в гостиницах и другое. Также флегматик будет комфортно себя чувствовать в специальности как туристский сотрудник информационного отдела.

Меланхолик благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, именно эта особенность ему поможет в туризме, а именно как туристический агент. Туристический агент должен насквозь чувствовать людей, учитывать их желания, предугадывать их потребности, ну и естественно, уметь общаться с людьми. Меланхолически обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей, поэтому меланхолику легче будет наладить отношения с определенным человеком, а именно с клиентом.

Каждый человек индивидуален, у каждого не только свой тип темперамента, но и мы отличаемся по многим своим показателям, поэтому наиболее точно нельзя сказать какая именно специальность подходит данному типу темперамента, но по общим аспектам нам удалось сопоставить темперамент и профессии в социально-культурном сервисе и туризме.

3. Анализ статьи «Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту». Практический психолог высшей категории Скоробогатова Лариса Геннадьевна «Темперамент нельзя изменить, но можно научиться его контролировать».[7]

В данной статье рассматривается проблема, когда родители воспитывают своего ребенка, не учитывая особенности его типа темперамента. Именно из-за того, что ребенок по своему темпераменту не может удовлетворить какие-то требования окружающих, у детей в раннем возрасте развиваются детские неврозы. Родители должны уже в раннем возрасте ребенка проследить его тип темперамента, и уже под данный тип темперамента у ребенка строить основы воспитания. Если родители будут осознавать, что в основе поведения ребенка лежит его темперамент, и будут относиться к ребенку соответственно по типу темперамента, проявлять дружелюбие и снисходительность, то ребенок постепенно сможет приспосабливаться к разным условиям жизни. Во многом такая методика будет способствовать улучшению навыков ребенка, развитию его способностей, таланта.

Уже с самого раннего возраста у ребенка проявляется его темперамент. Например, один малыш, почувствовав дискомфорт, начинает плакать, другой - возмущенно кричать, а третий спокойно заснет, не обращая внимания на неудобства.

Оценить особенности взаимодействия растущего организма и окружающей среды, как пишет Лариса Геннадьевна является понятие «хорошего или плохого соответствия», которое ввели известные американские исследователи темперамента Александр Томас и Стелла Чесс.

«Хорошее соответствие» возникает тогда, когда требования и ожидания окружения согласуются с возможностями и особенностями ребенка. То есть родители, учитывая тип темперамента ребенка подстраиваются под него, если ребенок холерик, относятся спокойно к его обидчивости.

А «плохое соответствие» возникает, когда ребенок не обладает способностями и свойствами, необходимыми для того, чтобы справиться с требованиями и ожиданиями, которые ему предъявляются окружающими. В таких случаях у ребенка может наступать чрезмерный стресс, именно по этим причинам развивается детские неврозы.

Чтобы выяснить, что ребенок по своему темпераменту не соответствует предъявляемым ему требованиям необходимо проследить за поведением ребенка. Он отвергает новую пищу, незнакомых людей, непривычные места, громко протестует, не имеет четкого режима сна, питания и туалета, часто буйствует, капризничает.

Зачастую такое поведение ребенка родители трактуют такую причину как «сами виноваты, такого воспитали», другие «таков уж ребенок», а иногда и винят обоих.

Необходимо понять, что трудности в детском поведении – не наша вина, и в то же время они не вызваны зловредными прихотями самого ребенка. Скорее всего, причина в том, что мы ожидаем или требуем от ребенка таких реакций, такого поведения, на которое он просто не способен в силу своего темперамента. Родители, подавляя особенности темперамента, только усиливают проблему.

Практический психолог высшей категории Лариса Геннадьевна Скоробогатова в своей статье показывает типологические особенности у каждого из типов темперамента, и на основе этих особенностей предлагает направления для развития ребенка в воспитании.

Например, сангвиник человек быстрый, активный, который мгновенно ориентируется в ситуации, он общителен, работоспособен. И учитывая именно такие особенности Лариса Геннадьевна предлагает для родителей воспитать в ребенке усидчивость, а именно чередуя физическую работу с умственной. Требовать, чтобы знания соответствовали возможностям ребенка, а если ребенок способен запомнить больше, необходимо требовать от него более глубоких знаний. Также необходимо для сангвиника физическое развитие, именно туда можно направить иногда его чрезмерную энергию. Таким образом, родители смогут направить энергию ребенка в нужное русло, и ребенок сможет достичь успехов в своих начинаниях.

Учитывая особенности меланхолика, нам предлагается избегать конфликтных ситуаций, при которых на ребенка обрушиваются наказания. Также необходимо наладить доверительные отношения с ребенком, стать его другом. Для меланхолика подойдут виды спорта, не требующие особого психического напряжения, например, бег, катание на велосипеде, туризм, и другие. Для меланхоликов лучше всего проводить время на свежем воздухе, для родителей необходимо обеспечить ребенка должным, например, отправляться вместе со всей семьей в лес. Также стоит налаживать взаимоотношения со сверстниками ребенка. Стоит помнить, что меланхолику нельзя приказывать, критиковать, это только усилит и без того вялые действия меланхолика.

Зная типологические особенности холерика, родителям стоило бы направить его энергию в положительные действия, так как холерик способен вступить в организации, связанные с фашизмом или сатанизмом. Холерика стоит заинтересовать спортом, танцами, туризмом, чтобы он смог развиваться. Чтобы сблизиться с ребенком-холериком и знать о его жизни, родителям предлагается проводить иногда шумные компании дома с друзьями. Родители по возможности должны занять холерика спокойными играми, которые помогут развить у него внимательность и сосредоточенность.

Зная, что флегматик медлителен, как в движениях, так и в мышлении и речи, родителям стоит не подгонять ребенка, а создавать резерв времени. Стоит помнить, чтобы переключить ребенка-флегматика на другой вид деятельности, необходимо предупредить его заранее, чтобы он успел перестроиться. Чтобы флегматик смог наладить контакт со сверстниками, для этого подойдут различные секции, при этом следует ему напоминать, чтобы он был внимателен к людям и чтобы он не боялся новой обстановки, и смог быстрее адаптироваться. Если что-то не получилось у флегматика, не стоит акцентировать на этом внимание, постарайтесь похвалить его за достигнутые результаты, флегматики очень ранимы. Родителям предлагается проявлять различные эмоциональные состояния, тем самым ребенок сможет перенять это у родителей.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.