скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Краеведческая проблема пространства в школьном изучении литературы

Реферат: Краеведческая проблема пространства в школьном изучении литературы


Реферат

Краеведческая проблема пространства в школьном изучении литературы


Введение

Вычленяя проблему художественного осмысления пространства как основную в краеведении, следует выделить два пути использования краеведения в школьной практике.

Во-первых, местный материал, привлекаемый обычно лишь как дополнительные сведения, в силу значимости их для определенного региона, может стать основой для развития регионального компонента литературного образования.

Во-вторых, имеется достаточно литературно-краеведческого материала, который является важным источником познания русской литературы и должен быть выделен как один из основных компонентов в российском литературном образовании.

Краеведение как основной компонент литературного образования, очевидно, должно включать в себя следующие блоки и сквозные темы:

1. Этнофилософский и этнокультурный блок (особенности развития духовной жизни, культуры России, «географические трудности русской истории», западничество и славянофильство, евразийство и отражение этих проблем в литературе).

2. Русская природа и «национальные образы России» (пользуясь формулой Г. Гачева).

3. Мотив дороги в русской литературе. Тема скитаний и странствий.

4. Различные территории и русская литература (Север, Центр России, Поволжье, Урал, Кавказ, Крым, Сибирь и др.).

5. Петербургский и Московский тексты русской литературы.

6. Образ Дома в русской литературе.

7. Биографические и творческие связи писателей с определенными местами. Литературные места России.

Детальное ознакомление с рядом ныне действующих школьных программ по литературе, разработанных разными коллективами ученых под руководством И. С. Беленького, В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, В. Г. Маранцмана и др., позволяет утверждать, что в каждой из перечисленных программ краеведение в различных пропорциях и видах присутствует. В одних программах дано прямое указание на использование краеведения. Например, в программе, составленной под руководством Т. Ф. Курдюмовой (авторы: Т. Ф. Курдюмова, В. П. Полухина, В. Я. Коровина, И. С. Збарский, Е. С. Романичева), введены краеведческие разделы:

в V классе — Литература родного края;

в VI классе — Родная природа в стихотворениях русских поэтов;

в VII классе — Тихая моя родина;

в VIII классе — Литература родного края (по выбору учителя и учащихся).

В программе, разработанной под руководством В. Я. Коровиной (авт. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина, В. И. Коровин), явно краеведческие разделы звучат так:

Поэты XIX века о родине и родной природе — в V классе.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов; родная природа в русской поэзии XX века — в VI классе.

Край ты мой, родимый край!; «Тихая моя родина» в VII классе.

Обращения к краеведению потребуют и другие разделы и темы:

Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»; Обрядовый фольклор;

Новгородский цикл былин и др.

В некоторых программах, например, в программе, разработанной под руководством Г. И. Беленького, встречаются подзаголовки краеведческого характера: «Л. Н. Толстой на Кавказе», «М. М. Пришвин в Подмосковье».

Программа факультативного курса для X—XI классов А. И. Княжицкого называется «Москва в русской литературе», Р. . Хайруллина — «Литература народов России».

М. Г. Качуриным, Д. Н. Муриным, Г. А. Кудырской разработана программа факультативного курса «Петербург в русской литературе», для этого курса подготовлена хрестоматия.

Н. Д. Тамарченко и Л. Е. Стрельцовой для школ гуманитарного типа создано пособие по литературе «Путешествие в «чужую» страну. Литература путешествий и приключений», в котором предлагаются «географические» сюжеты как литературная игра.

Современное включение краеведения в школьный курс литературы предлагается в программах по литературе, подготовленных под редакцией В. Г. Маранцмана. Краеведческий подход пронизывает построение программы, краеведение звучит в ее лейтмотиве «Движение времени», в названиях тематических циклов: «Времена года», «Человек на дорогах разных времен».

В программе для V—VI классов основательно представлены пейзажные циклы, чего не было в прежних программах. Все циклы «Времена года» рассматриваются в соответствии со временем, когда они будут изучаться, на безукоризненно подобранных примерах. Учащимся предлагается вспомнить лето, проследить движение осени (дается условное деление ее на три поры: красок, ветров и дождей), сравнить зимние пейзажи в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и в стихотворениях

Фета и Есенина; задуматься над важностью весенней поры для человека и разным пониманием ее поэтами.

В программе не забывается о роли места рождения, детства, в формировании будущего писателя (Захарове и Москва в жизни Пушкина, Спасское-Лутовиново — для Тургенева, Малороссия для Гоголя и др.), предлагается задуматься над образом странника в связи с произведением А. Платонова «Разноцветная бабочка». На описание захолустного города у В. Г. Короленко обращается внимание в программе для V класса; тема Петербурга в поэзии и скульптуре выделена в программе для IX класса.

Но, главное, в программах уже вводятся термины «образ пространства», «сказочное пространство и время» и др.

Таким образом, краеведение в той или иной мере присутствует в школьном литературном образовании, но анализ программ говорит о необходимости определенной системы включения краеведения в процесс обучения литературе.

Рассмотрим, как же должно входить краеведение в качестве основного компонента литературного образования в процесс обучения литературе по предложенным нами параметрам.


1. Этнофилософский и этнокультурный блок

Конечно, особенности развития русской духовной мысли, культуры, «географические» проблемы русской истории основательно и на достаточном материале могут рассматриваться только в старших классах, когда речь пойдет о взглядах на русскую историю Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, П. Я. Чаадаева, когда учитель будет подробно рассказывать о зарождении и развитии двух направлений общественно-политической мысли: славянофильства и западничества, о полемике Белинского с А. С. Хомяковым, К. С. Аксаковым, И. В. Киреевским, об отношении к этим проблемам в начале XX в. писателей и философов А. Блока, В. Соловьева, Д. Мережковского, Н. Бердяева и др., о евразийстве.

Историко-философские, национально-бытовые проблемы могут быть затронуты и при чтении исторических произведений Ю. Тынянова, А. Н. Толстого, Д. Мережковского, М. Алданова и др., если эти авторы входят в школьную программу.

2. «Русская природа и национальные образы России»

Этот блок необходим потому, что «тип местной природы, характер человека и национальный ум находятся во взаимном соответствии и дополнительности»." Пейзажная лирика изучается во всех классах. Пейзаж занимает достаточное место и в прозаических текстах, и он тоже относится к проблеме художественного осмысления пространства.

Н. Д. Иванова отмечает. «Для содержания и методики изучения пейзажа особое значение имеет обращение к специфике тех главных объектов действительности, отражением которых он и является. В этом смысле примечательно, как в составе пейзажа отражены его главные бытийные параметры: движение, пространство, время».

Движение, пространство и время ученики должны увидеть через цикличность природных процессов, через смену времен года, суток. Ю. М. Лотман определял художественное пространство в литературном произведении как «модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений». Это надо учитывать при изучении того или иного поэта.

В поэзии М. В. Ломоносова, например, дан величественный пейзаж, образы распахнутых пространств: «вод громады», «огненны валы», «бездны ночи».

К. Батюшков «оформил в русском художественном и — шире — общекультурном сознании антитезу Севера и Юга (в их взаимном притяжении и отталкивании), столь значимую для поэзии романтической Пушкина и Лермонтова», предложил пейзажи зарубежной Европы северный и южный — итальянский прежде всего, чем расширил географические рамки русской поэзии.

А. С. Пушкин испробовал все эстетические разновидности пейзажей — идеальный, бурный и унылый, мрачный (по классификации М. Н. Эпштейна), доведя их до совершенства. В его поэзии окончательно оформились горный и морской пейзажи, крымский и кавказский. Поэт создает самобытный национальный пейзаж и в то же время представляет природу конкретных мест — Михайловского, Болдина, Захарова («Вновь я посетил...», «Няне» и др.).

Н. Языков, чьи стихи недавно стали включать в школьную программу, считается певцом водной стихии.

Для Лермонтова в пространственном отношении очень важна устремленность ввысь, что определило его увлеченность природой Кавказа, противопоставление земли — небу. Высота для Лермонтова «основной пространственный и ценностный ориентир» (Эпштейн).

Панорамный охват земли, пространственную широту встретят ученики у И. Никитина, включенного во многие программы.

Русскую природу в ее национальных особенностях, связь между своеобразием природы и укладом национальной жизни должны увидеть школьники в поэзии Н. А. Некрасова.

Для А. Блока, как и Бунина, важны степные и лесные просторы, но он еще любит болото («Болото — глубокая впадина...»), его (Блока), как и Пушкина, притягивает бездна («Мы летим в миллионы бездн...»). К бездне был неравнодушен и Тютчев («И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами...»).

Поэзию С. Есенина литературоведы отмечают как значительный этап в формировании национального пейзажа, передающего красоту России, нередко в лубочной форме, и традиционные мотивы грусти. Есенину принадлежат многие стихотворения, где присутствуют понятия «край», «Родина», «Русь»: «Край ты, край мой, родимый...», «О край дождей и непогоды...», «Край ты мой заброшенный...», «Мой край, задумчивый и нежный...», «Край любимый! Сердцу снятся...», «Той ты, Русь, моя родная...», «Россия, родина моя!.,.» и др.

3. Мотив дороги в русской литературе. Тема скитаний и странствий

Мотив Дороги, тема скитаний и странствий продолжают предыдущий блок, но они выделяются, в силу значимости в русской литературе и широкой представленности в произведениях школьной программы, как сквозные темы.

По мнению Г. Гачева, «модель русского движения — дорога. Это основной организующий образ русской литературы». Ученый вспоминает В. Маяковского, писавшего: «Дорогу дорогам! Дорога за дорогой выстроилась в ряд. Слушайте, что говорят дороги».

Дорога является тем мотивом, который объединяет целый ряд образов национального характера: тройка, верстовые столбы, санная езда, ветер, метель и др.

Важность мотива дороги школьники начинают понимать с младших классов, читая сказки, былины, где обязательно присутствует и дорога, развилка ее, и конь и где надо выбирать путь.

Чувство дороги, как уже отмечалось, внесено в русскую поэзию Пушкиным и Лермонтовым. Этот мотив характерен для лирики многих русских поэтов. У Блока в поэме «Двенадцать» из главок содержат образы движения.

Дороге, метели, буйному бегу в русской литературе нередко противопоставлялись спокойная равнина, степь. Например, антитеза важна для Н. Рубцова: вихревое движение и дремлющее пространство. Ученики знакомятся и с описанием степи П. А. Вяземским, А. П. Чеховым.

С мотивом Дороги тесно связана тема странствий, скитаний, путешествий. В этой теме можно выделить несколько подтем: во-первых, странствия, путешествия самих писателей, отразившиеся в автобиографических произведениях (например, автобиографическая трилогия М. Горького), во-вторых, произведения жанра «путешествия» в прозе и поэзии («Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» Карамзина, «путешествие», как жанр пейзажной лирики Вяземского), охотничьи рассказы и очерки И. С. Тургенева, С. Т. Аксакова; в-третьих, произведения разных жанров, в которых герои странствуют, являются странниками. Третья группа произведений в школьной практике встречается чаще всего. Школьники изучают произведения, в которых на странствиях героя строится весь сюжет («Ревизор», «Мертвые души» Н. В. Гоголя), путешествие может характеризовать героя, быть оценкой определенного этапа жизни его, доказательством бесцельности существования, когда остается только путешествовать, например, как Онегину и Печорину. Странствия могут вызвать у героя контрастное видение своей Родины (Чацкий: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен!»).

Широко представлена в русской литературе и тема поисков героями правды, счастья, смысла жизни — и тоже в процессе странствий. Так построена, например, поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Эта тема нередко имеет и своего особого героя — странника, «странного человека». Г. Гачев пишет: «Пушкин в Онегине отмечает «неподражательную странность...». «Странный» в русском сознании — это свой, родной; странник любим народом: «Угоден Зевсу бедный странник» (Тютчев).

Таков «Очарованный странник» Н. Лескова, странником называют в пьесе «На дне» Луку (Лука: «Все мы на земле странники... Говорят, — слыхал я, что и земля-то наша в небе странница»). К этому ряду странников можно отнести и героя повести М. Горького «Фома Гордеев», включенной теперь в некоторые школьные программы. Странствия нередко выступают как показатель нравственных исканий героев (в произведениях И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого). У героев же чеховских пьес путешествие — отъезд представлено как мечта, как уход от пошлой действительности.

В русской литературе XX века ученики увидят странствия героев вынужденные, обусловленные историческими, социальными событиями — «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.

Ученикам следует сообщить еще один мотив, введенный Е. А. Баратынским, — возвращения героя после долгих скитаний, странствий на свою «милую родину». Этот мотив был развит потом в поэзии С. Есенина, А. Твардовского, Н. Рубцова.

Останавливаясь на теме дороги, странствий, учитель должен иметь в виду еще один аспект проблемы. Дорога, странствия передают движение героев не только по отношению к пространству, но и ко времени. Известен термин «хронотоп», введенный М. М. Бахтиным в литературоведение и обозначающий «взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе». Однако анализируя творчество И. Бродского, изучаемого теперь в школе, Л. О. Чернейко отмечает, что «эмоциональные отношения пространства и времени в художественном восприятии И. Бродского предполагают их неравенство: пространство укоряет время, пространство статично, а время движется, время уходит, а пространство остается». Для доказательства Л. О. Чернейко берет стихотворение И. Бродского «В горах»: «Чем объятия плотней, тем пространство сзади — гор, склонов, складок, простыней — больше, времени в укор».

Таким образом, сквозные темы дороги, скитаний в разных аспектах учитель может рассматривать с учениками с V по XI класс.

4. Различные территории и русская литература

Этот блок тесно связан с проблемой странствий писателя и его героев.

Одной из заслуг А. С. Пушкина считается создание самобытного национального пейзажа на примере среднерусской равнины. Эта территория была предметом изображения и для И. С. Тургенева, и для Л. Н. Толстого, и для А. А. Фета, и для И. А. Бунина, и для С. А. Есенина, и для К. Г. Паустовского и мн. др.

Полутона и оттенки являются притягательной силой среднерусского пейзажа. Создавая книгу о Левитане, К. Паустовский писал: «Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков». У Левитана Паустовский увидел неяркое солнце, приглушенные бледные тона в отличие от южного пейзажа, праздничного, сверкающего яркими красками. Неприметную, скромную красоту природы Средней России позволяют показать учащимся произведения перечисленных писателей.

Большинство произведений С. Т. Аксакова, которого тоже стали включать в школьную программу, отражают впечатления писателя от жизни и охотничьих странствий в Оренбургском крае.

Многие русские писатели изображали Кавказ и Крым. В поэзии описания их причисляются к разряду экзотического пейзажа, но отношение к ним писателей различно. Исследователями замечено, что к Кавказу чаще всего обращались романтики, Крым же соответствует классической эстетике. Черноморье связано с античными мифами. Л. Гинзбург отмечала: «Мандельштам страстно любил Крым, море. И Крым стал для него своего рода отечественным вариантом античности». Кавказ в пейзажах изображен или сверху вниз, или снизу вверх. Воспеванию Кавказа отдали дань Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Я. П. Полонский, Л. Н. Толстой, В. В. Маяковский, О, Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, А. Вознесенский и др. Крым был в центре внимания А. С. Пушкина, А. К. Толстого, А. П. Чехова, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама, А. И. Куприна, Н. А. Заболоцкого и др.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.