скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Классификация и применение социально-психологического тренинга

Реферат: Классификация и применение социально-психологического тренинга

 

Классификация и применение социально-психологического тренинга


1. Классификация СПТ как одной из областей применения активных групповых методов

Существует множество методов воздействия, которые можно было бы отнести к активным групповым методам.

Как уже говорилось выше, область применения АГМ чрезвычайно широка. В настоящее время существует целый комплекс АГМ, различных и по целям, и по способам воздействия, и по многим другим характеристикам.

Единой классификации АГМ не существует. Разные авторы классифицируют АГМ исходя из той научной концепции, которой они придерживаются и сферы деятельности, в которой эти методы применяются. Также необходимо отметить такой недостаток, как неполный или неоднородный выбор критериев для классификации. Приведем несколько примеров классификаций, отраженных в работах Морено, Емельянова, Карвасарского, Беличевой, Марасанова, Ромека [29; 24; 115; 75; 101].

Дж. Морено в 1948, проводит классификацию методов в рамках психотерапевтического направления. Он исходит из характеристики трех критериев - субъект, фактор и средство ("медиум") психотерапии, использует двухполюсные категории. Для субъекта (группа), рассматриваемого по составу, месту и цели лечения, характерны следующие черты: состав - аморфный или структурированный (например, по проблемам участников), место проведения - естественная среда или специально созданная организационная структура (например, больница, лаборатория), цель психотерапии - ликвидация симптомов и вызывающих их причин. Фактор психотерапии характеризуется источником и формой воздействия. Источником воздействия может быть психотерапевт и любой член группы. Форма воздействия может быть спонтанной и свободной, запланированной и выученной. Средство психотерапии рассматривается по способу (модальности) воздействия, его характеру и происхождению. Можно воздействовать, используя вербальную активность (лекцию, дискуссию), психодраматическую активность или иную действенную форму (например, музыку, танец). "Медиум" может иметь запрограммированный характер, быть в контексте "лицом к лицу" или находиться на расстоянии (радио, телевидение).

Р. Корзини [147] в 1957 году, классифицирует АГМ в рамках психотерапевтической практики опираясь на три критерия - позицию психотерапевта, способ общения, форму активности участников группы и на цель изменений. В этот период в области практической психологии были еще сильны методы репрессивно-вдохновляющей терапии, но значимое положение занимали и школы К. Левина и К. Роджерса, которые предполагали более свободный стиль общения в группе, консультирующую и помогающую роль тренера. Этим обусловлен первый критерий классификации. В качестве второго критерия используется форма активности участников: работа ведется в виде убеждения или дискуссии, либо группе предлагается более активная роль посредством участия в играх, упражнениях, обмене опытом. Третий критерий предполагает разграничение методов, направленных на снятие негативных симптомов и методов, направленных на поиск и решение проблемы, которая служит причиной личностных расстройств. Корзини предлагает классифицировать активные групповые методы по следующим категориям:

директивно-вербально-поверхностные (имеющие целью достижение симптоматического улучшения);

директивно-вербально-глубинные (направленные на изменение личности);

директивно-действенно-поверхностные;

директивно-действенно-глубинные;

недирективно-вербально-поверхностные;

недирективно-вербально-глубинные;

недирективно-действенно-поверхностные;

недирективно-действенно-глубинные.

Подобная классификация не учитывает важный критерий - характер терапевтического фактора.

С. Либих считает, что классификация методов может быть проведена с учетом их содержания и целей, а используемые технические процедуры должны служить дополнительным критерием. Он предлагает деление на два основных метода групповой психотерапии: патогенетическую или причинную, и симптоматическую. В первой С.С. Либих выделяет следующие разновидности:

1) работа над психогенезом;

2) мотивированное суггестивное воздействие;

3) лечебное перевоспитание;

4) лечебный тренинг и реадаптация. Групповую симптоматическую психотерапию он подразделяет на:

1) успокаивающую;

2) разъясняющую;

3) отвлекающую внимание;

4) активизирующую;

5) опосредованное суггестивное воздействие. С.С. Либих предлагает учитывать третью разновидность групповой психотерапии - аутопсихотерапию, а в ее рамках группы, использующие аутосуггестию, самовоспитание и аутогенный тренинг.

М. Лаккин [152] с учетом типа активности предлагает общий термин "переживающие группы", которые он подразделяет, исходя из целей активности, на терапевтические, тренинговые, encounter, развивающие, самопознавательные, сензитивный тренинг. М. Лаккин выходит за рамки психотерапии и разделяет терапевтическое воздействие и личностное развитие, как различные самостоятельные направления. При этом он обобщает терапевтические методы и, наоборот, детализирует методы развития личности.

В конце 70-х годов ХХ века К. Хок разработал классификацию, основанную на выделении главного действующего фактора:

1) суггестивные группы (гипноз, аутотренинг, релаксация);

2) информирующие (дидактические, дискуссионные, тематические, концентрация на участнике, лабораторный тренинг);

3) активирующие (учебные, спортивные, музыкальные, танцевальные, гимнастические, двигательные);

4) действующие (пантомимические, драматические, с использованием ролевой игры, марионетки и т.п.);

5) динамические (групповой анализ, психоаналитические, групповая психотерапия, динамическая групповая психотерапия, группы Балинта, сенситивный тренинг, тренинговые).

Иные критерии использует в своей классификации П. Петерсен, считающий, что нужно исходить из следующих трех категорий: лечебное средство, социальная форма группы, степень свободы терапевтического процесса. По первому критерию П. Петерсен выделяет:

1) терапию телом и тела (двигательные группы, пантомимические, ритмические, танцевальные, игровые, биоэнергетические и т.п.);

2) терапию искусством (живопись, рисунок, скульптура, музыка и т.п.);

3) социальную терапию (семейные группы, супружеские, терапевтическое сообщество и т.п.);

4) вербальную терапию (психотерапию): а) глубинную (клиент-центрированная психотерапия, психодрама, психоанализ); б) коммуникативную (сенситивный тренинг, групповая динамика); в) поведенческую; г) креативную (импровизация и инсценировка сказок, пьес и т.п.).

Применительно ко второму критерию - социальная форма (группы) - П. Петерсен анализирует отношения между группой и индивидом, кроме того, он учитывает, где приведены в действие лечебные силы, т.е. в группе или индивиде и на основе этого предлагает выделить:

1) терапию группой;

2) терапию в группе;

3) терапию группы.

Третий критерий - степень свободы группы - предполагает, что группа занимает определенное место на континууме, на одном конце которого - крайняя структуризация, на другом - полная импровизация активности участниками группы.

Ю.Н. Емельянов [30] предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока:

дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);

игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие игры), ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Дж. Кори [146] приводит классификацию моделей тренинговых групп созданную им на основе анализа теоретических и практических наработок в области групповых методов, направленных на развитие личности. В качестве основного критерия Кори использует цели тренинга.

Таблица 1.1 "Сравнительный обзор групповых целей".

Модель Цели
1 Психоаналитические группы Обеспечить такой климат, который помогает клиентам вновь испытать ранние взаимоотношения в семье. Вскрыть похороненные чувства, связанные с ранними событиями, которые сказываются на поведении в данное время. Облегчить инсайт в происхождении неправильного психологического развития и стимулировать коррекционный эмоциональный опыт.
2 Адлеровские группы Создать терапевтические взаимоотношения, которые поощряют исследования посылок участников и основных жизненных предпосылок, и достичь более широкого понимания жизненных стилей. Помочь клиентам увидеть их силу и власть с тем, чтобы изменить их и поощрить к принятию полной ответственности за выбранный ими жизненный стиль и любые изменения, которые они хотят произвести.
3. Группы психодрамы Облегчить выход сдерживаемых чувств, обеспечить инсайт и помочь клиенту в развитии новых и более эффективных актов поведения. Открыть неисследованные возможности для разрешения конфликтов и привести к использованию в жизни наиболее сильных своих сторон.
4. Экзистенциальные группы Обеспечить условия, которые максимизируют самоосознание и уменьшают барьеры на пути к развитию. Помочь клиентам найти и использовать свободу выбора и дать им возможность принять на себя ответственность за эти выборы.
5. Группы, центрированные на человеке Обеспечить безопасный климат, где члены группы могут исследовать полный набор своих чувств. Помочь членам группы в становлении более открытыми к новому опыту и к развитию уверенности в себе и своих собственных суждениях. Поощрить клиентов жить в настоящем. Развить открытость, честность и спонтанность. Дать клиентам возможность встречаться общаться с другими здесь и теперь и использовать группу как место для преодоления чувства отчужденности.
6. Гештальт-группы Дать возможность членам группы более внимательно смотреть на то, что происходит вокруг них в каждый момент времени, с тем, чтобы они могли увидеть и интегрировать те аспекты самих себя, которые они не признавали раньше.
7. Группы трансактного анализа / ТА / Помочь клиентам освободиться от сценариев и игр в их интеракциях. Побудить членов вновь рассмотреть свои ранние решения и принять новые, осознанные.

8. Группы

Бихевиористской терапии

Помочь членам группы устранить неприемлемые акты поведения и научиться новым и более эффективным поведенческим паттернам.
9. Группы рационально-эмотивной терапии Научить членов группы тому, что они ответственны за свои проблемы и помочь им идентифицировать и отказаться от процесса самоиндоктринации, который поддерживает их проблемы. Устранить иррациональные и самопораженческие взгляды клиента на жизнь и заменить их более толерантными и рациональными.
10. Группы терапии реальностью Дать членам возможность узнать и научиться реалистическому и ответственному поведению и развить идентификацию успеха. Помочь членам группы оценить их поведение, помочь членам группы составить план изменений.

Кори, как мы видим, выделяет 10 моделей тренинговых групп, в которых применяются активные групповые методы.

Психоаналитическая работа концентрируется на влиянии прошлого как детерминанте текущего функционирования личности. Эта модель основывается на восьми стадиях развития человека Э. Эриксона и на фрейдистских стадиях психосексуального развития.

В системе А. Адлера подчеркиваются социальные детерминанты, а не биологические аспекты поведения, его направленность к цели, целевую природу. Такой социотелеологический подход подразумевает, что люди, прежде всего, создаются социумом, что они мотивированы социальными силами и стремятся достичь определенных целей. Прежде всего, важно стремление к значимости. Стремление к значимости связано с нашим базовым чувством неполноценности по сравнению с другими, что мотивирует нас стремиться к мастерству, превосходству, власти и, в конечном счете, к совершенству. Чувство неполноценности может, таким образом, быть источником творчества. Совершенство, а не удовлетворение является целью жизни.

Психодрама, разработанная Дж. Морено, является подходом групповой терапии, в которой клиент воплощает в действие или в драму прошлое, настоящее или ожидаемые ситуации и роли и пытается достичь более глубокого понимания и катарсиса. Значимые события проигрываются и воспроизводятся, чтобы помочь клиенту получить контакт с непризнанными, невыраженными чувствами, обеспечить канал для полного выражения этих чувств и поощрить новое поведение. По многим аспектам психодрама была предшественником многих других групповых подходов, включая гештальт, прямую встречу - обмен мнениями и некоторых подходов в группах с терапией поведения.

Экзистенциальные группы рассматривают каждого человека как уникального индивида и утверждают, что человеческие существа обладают способностью улучшать себя. Терапевтические взаимоотношения предназначены для усиления самосознания клиента и на том значении, которое он или она придают жизненному опыту. Основная посылка экзистенциально-гуманистического подхода состоит в том, что мы не являемся жертвами обстоятельств, поскольку в значительной степени мы есть то, что мы выбираем.

Группы, центрированные на человеке изначально были разработаны К. Роджерсом. Роджерс глубоко верит в способность группы развить свой собственный потенциал и потенциал ее членов. Эта вера приводит Роджерса к тому, что он отказывается от специфических целей для какой-то конкретной группы. Как он говорит, "группа будет развиваться, в этом я уверен, но будет слишком самоуверенным полагать, что я могу или, что я должен направлять это развитие по направлению к какой-то специфической цели". Условия для движения группы видятся Роджерсом как развитие принятия и доверия, когда члены группы могут показать свою собственную природу, которую они обычно скрывают и двигаться по направлению к новым видам поведения.

Гештальт-терапия имеет несколько важных целей. Одна из них - отбросить поддержку окружения и взять на вооружение самоподдержку. По словам одного из известных представителей гештальт-терапии Перла: "цель терапии состоит в том, чтобы не делать пациента независимым от других, но заставить пациента с самого начала увидеть, что он может сделать многое, значительно больше, чем он думает сам". Гештальт-терапия использует множество техник, предназначенных для усиления того, что члены группы испытывают в данный момент. Поощряется, чтобы человек сам стал конфликтом, или стал тем, что он чувствует, в противоположность простому разговору о конфликтах.

Группы трансактного анализа (ТА) являются интеракционной терапией, базирующейся на предположении, что мы принимаем текущие решения основываясь на предпосылках прошлого, предпосылках, которые когда-то соответствовали нашим насущным нуждам, но не являются таковыми сейчас. ТА выделяет три состояния эго, которые охватывают все различные проявления личности, - Родитель, Взрослый и Ребенок. В соответствии с ТА люди постоянно сменяют одно состояние на другое, и их поведение в любой момент соотносится с состоянием эго в этот момент.

Группы бихевиористской терапии не основаны на какой-то одной органической теории. Это индуктивный подход, основанный на научных экспериментах, в которых экспериментальный метод используется в терапевтическом процессе. К специфическим и уникальным характеристикам терапии поведения можно отнести:

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.