скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов

3. Логика формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов определяется тремя уровнями ее развития, выражающими степень ее сформированности (нефункционирующая; формирующаяся и осознаваемая; сформированная). Содержание каждого из этих уровней зависит от сформированности компонентов готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов (мотивационного, содержательно-операционного, рефлексивного).

4. Процесс формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов проходит в своем развитии три этапа, каждый из которых оснащен системой педагогических средств:

первый этап направлен на формирования мотивационного компонента. Система педагогических средств включает беседы-практикумы, дискуссии, встречи, рассказы о деятельности известных режиссеров-педагогов, методы эмоционального стимулирования, создания ситуации успеха в учении, наблюдение за творческим процессом работы режиссеров профессиональных театров. Ведущее средство - художественно-педагогическое качество литературного материала.

второй этап направлен на формирование содержательно-операционного компонента. Наряду с педагогическими средствами первого этапа адекватно применение педагогических упражнений, игровых методов, профессиональных задач, проблемных ситуаций и системы творческих заданий, которые актуализируют и интегрируют знания, необходимые для выполнения профессионально-педагогических функций деятельности режиссера. Ведущими средствами являются организация разнообразной творческой коллективной деятельности и самостоятельная работа с позиции режиссера-педагога.

третий этап направлен на актуализацию рефлексивного компонента. Формирующими средствами выступают - проблемные семинары, дискуссии по вопросам самосовершенствования, саморазвития, рецензирование, ведение дневника, разбор и решение проблемных ситуаций и задач из педагогической практики, самостоятельная работа с позиции режиссера-педагога. Ведущее средство - аналитическая деятельность.

Апробация результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на внутривузовских научно-практических конференциях в Волгоградском филиале Самарской государственной академии культуры и искусств (1995г., 1999г), Волгоградском государственном институте искусств и культуры (2001г), ГОУ Волгоградский социально-педагогический колледж (2003г), в г. Челябинске (2003г), на конференции молодых ученых ВГПУ (2003г), на Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 2003г), на VII Международной научно-методической конференции Пензенского государственного университета “Университетское образование" (2003г), на X Годичном собрании Южного отделения РАО и ХХII психолого-педагогических чтениях Юга России (2003г), на Педагогических чтениях (Волгоград, 2003), на семинарах-практикумах Волгоградского областного научно-производственного центра “Культура" (1999-2003г), при чтении автором курсов “Режиссура театрализованных представлений", “Культура речи”, “Искусство звучащего слова", “Методика работы с любительским театральным коллективом" на факультете культуроведения Волгоградского государственного института искусств и культуры. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры режиссуры театрализованных представлений Волгоградского государственного института искусств и культуры и кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в учебно-воспитательном процессе Волгоградского государственного института искусств и культуры на факультете культуроведения и Волгоградского социально-педагогического колледжа на факультете дополнительного образования.

Исследование проводилось на факультете культуроведения Волгоградского государственного института искусств и культуры в группах режиссерской специализации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 160 страницах, содержит 5 схем, 12 таблиц, 12 приложений. Библиография включает 241 наименование.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы; определяется проблема, цель, предмет, задачи, гипотеза, методы, этапы исследования; характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; представлена информация об апробировании и внедрении результатов исследования; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - “Теоретические основы формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов” - раскрываются сущность профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов, ее специфика и направления; обосновывается сущность, состав, структура феномена готовности будущих режиссеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности, рассматриваются особенности ее формирования.

Готовность к профессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагога до настоящего времени не являлась предметом специального педагогического исследования, отчасти потому, что не была уточнена сущность “профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога”. Отсутствуют и серьезные исследования, посвященные специфике данного феномена, а в методической литературе, в публицистических произведениях театральных режиссеров-педагогов, в методической характеристике природы деятельности режиссера-педагога знания о педагогической деятельности рассредоточены.

Выявление сущности готовности к профессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагога потребовало рассмотрения специфики режиссерской деятельности, которая обусловлена законами искусства и имеет ряд общих моментов с художественным видом деятельности человека, сравнительного анализа профессионально-педагогической деятельности и педагогической деятельности режиссера-педагога и анализа понятийной цепочки готовность", “готовность к профессиональной деятельности”, “готовность к профессионально-педагогической деятельности".

Рассматриваемая деятельность включает работу режиссера с актером в процессе работы “над собой" и “над ролью"; воспитание актера и творческого коллектива, создание союза единомышленников; нравственное и этическое, эстетическое воспитание зрителя (схема 1).


Схема 1. Направления профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога.

Профессионально-педагогическая деятельность режиссера

Режиссер-педагог

Работа с актером

в процессе работы “над собой”

                                    В творческом процессе

                                      переживания

   В творческом процессе

перевоплощения

Работа с актером

над “спектаклем”


Создание творческого коллектива


Спектакль


Зритель

Анализ научно-педагогической, психологической, театральной, мемуарной литературы, осуществленный нами методом сбора и систематизации “рассеянных знаний” (В.М. Монахов), позволил определить сущность профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Под профессионально-педагогической деятельностью понимается специально организуемый процесс, нацеленный на создание педагогических условий, ставящих артиста в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемое режиссером-педагогом, обмен ценностями, побуждениями, смыслами и обеспечивающих воспитание, развитие и саморазвитие личности артиста, творческого коллектива и зрителя.

Такое понимание сущности профессионально-педагогической деятельности, ее специфики позволило определиться в понимании готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов, под которой мы понимаем результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессионально-педагогической направленностью, сформированностью знаний, умений, навыков и педагогической рефлексии личности, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессионально-педагогических функций. Такая готовность обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов. Структуру мотивационного компонента составляют мотивы достижения, аффилиации, профессиональной ориентации, познавательные мотивы и сверх-сверхзадача. В состав содержательно-операционного компонента входят знания предметов психолого-педагогических циклов; теории режиссуры и технологии актерского мастерства; особенностей форм, методов и технологии работы режиссера с актером; методики преподавания театральных дисциплин; практические навыки и умения в области режиссерского и актерского искусства, при организации работы режиссера с актером и навыки педагогического руководства творческим процессом. Основой рефлексивного компонента являются самоконтроль, самооценка, самопознание.

В качестве критериев готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов выделены мотивационная, содержательно-операционная и рефлексивная готовность. Показателем для мотивационной готовности выступает профессионально-педагогическая направленность. Показателями содержательно-операционной готовности являются степень осведомленности об особенностях профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога, владение системой знаний, необходимых для осуществления данной деятельности, активность в применении усвоенных знаний, уровень сформированности умений и навыков осуществлять профессионально-педагогическую деятельность режиссера-педагога. Показатели рефлексивной готовности - способность к рефлексии педагогической деятельности, к самоконтролю и профессиональная самооценка.

Схема 4. Готовность к профессионально-педагогической деятельности у будущего режиссера-педагога.

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИССЕРА

Мотивационный

     компонент

Содержательно-операционный 

компонент

Рефлексивный 

компонент

Мотив

профессиональной

ориентации

Знание предметов

психолого-педагогических циклов и способов его получения

Навыки и умения в области режиссерского искусства Самопознание

Мотив аффилиации

Знание теории режиссуры и технологии актерского мастерства

                                                                                                                      

Навыки и умения в

области актерского искусства

Самоконтроль

Познавательные

мотивы

Мотив достижения

Знание особенностей форм методов и технологий, работы режиссера с актером

Навыки и умения при

организации работы                                                                                                                      режиссера с актером

Самооценка

Сверх-сверхзадача

Знание методики преподавания театральных

дисциплин

Навыки педагогического руководства творческим процессом

Для выявления сформированности готовности к профессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагога разработан комплекс диагностических методик, включающий субъективные методы, методы экспертных оценок, наблюдение, опросные методы, метод анализа документов и др. Большинство тестов и диагностических методик адаптированы с учетом системы требований, предъявляемых к деятельности режиссера-педагога. В соответствии с требованиями к выделению уровневых характеристик с выбранными показателями и спецификой рассматриваемой готовности были выявлены и содержательно наполнены три уровня. Низкий уровень характеризует нефункционирующую готовность к профессионально-педагогической деятельности. При среднем уровне готовность к исследуемой деятельности можно охарактеризовать как формирующуюся и осознаваемую. Высокий, характеризуется сформированной готовностью к профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Такое понимание готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов является основанием формирующего педагогического процесса.

Во второй главе - “Процесс формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов” - рассмотрены особенности процесса формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов. Разработана модель педагогического процесса вуза, нацеленного на формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов. В модели процесса формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога отображено его развитие на трех этапах на основе сообразных целей и адекватной системы средств.

Первый этап был направлен на формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности в целом с приоритетом мотивационного компонента, содержание которого введено в курсы “Режиссура”, Сценарное мастерство”, “Сценическая речь". Доминантным средством формирования мотивационной готовности является художественно-педагогическое качество литературного материала. Систему педагогических средств первого этапа составляют беседы-практикумы, дискуссии, рассказы о деятельности известных режиссеров-педагогов, методы эмоционального стимулирования, создания ситуации успеха в учении, наблюдение за творческим процессом работы режиссеров профессиональных театров. Данные средства повышают интерес к педагогической деятельности, формируют профессионально-педагогическую направленность, актуализируют профессиональные и познавательные мотивы, мотивы достижения и аффилиации, способствуют формированию сверх-сверхзадачи. Новообразованием первого этапа формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога является сформированная мотивационная готовность.

Система педагогических средств второго этапа направлена на формирование готовности в целом с приоритетом содержательно-операционного компонента готовности к профессионально-педагогической деятельности у режиссера-педагога. Наряду с педагогическими средствами первого этапа оказалось эффективным применение педагогических упражнений, игровых методов, профессиональных задач, проблемных ситуаций во всех видах тренинга, в сценарно-режиссерских практикумах, практических занятий и выполнение творческих заданий, направленных на актуализацию и интеграцию знаний, необходимых для выполнения профессионально-педагогических функций деятельности режиссера-педагога в курсах Режиссура театрализованных представлений", “Режиссура и мастерство актера”, “Сценическая речь", “Сценарное мастерство” и спецкурсе Любительский театр".

Включение студентов в организацию разнообразной творческой коллективной деятельности, самостоятельная практическая работа будущего режиссера-педагога эффективны при формировании содержательно-операционной готовности, актуализируют психолого-педагогические и методические знания, побуждают студентов к чтению научной педагогической литературы, стимулируют потребности в повышении уровня профессионально-педагогических знаний, повышают активность в применении усвоенных знаний, необходимые в профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога. Новообразованием данного этапа также являются и сформированность практических навыков и умений, необходимых для осуществления профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога, умений видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций, самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, находить способы их решения, высокий уровень общепедагогических умений, навыков руководства педагогическим процессом.

Завершающий, третий этап формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов направлен на актуализацию рефлексивного компонента. Эффективно включение студентов в профессиональную деятельность, в т. ч. практическую и аналитическую. Анализ и оценивание участниками и присутствующими каждого занятия; проблемные семинары, дискуссии по вопросам самосовершенствования, саморазвития, творческие задания, разбор и решение проблемных ситуаций и задач из педагогической практики и самостоятельная работа с позиции режиссера-педагога, педагогическая практика развивают у будущих режиссеров-педагогов адекватную самооценку, способность к саморефлексии достоинств и недостатков, самоанализ своего развития в формировании готовности к профессионально-педагогической деятельности. Сравнительные результаты в формировании студентов экспериментальной и контрольной групп указывают на эффективность предложенных нами характеристик профессионально-педагогической деятельности режиссера-педагога и готовности к данной деятельности, процесса ее формирования и оснащающей системы средств.

В процентом выражении это выглядит следующим образом:

Группа Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
начало окончание начало окончание начало окончание

Контрольная

66,6%

33,4%

25%

41,6%

8,4%

25%

Экспериментальная

68,75%

6,25%

25%

31,25%

6,25%

56,25%

В заключении изложены теоретические и экспериментальные результаты исследования, сформулированы выводы, отраженные в защищаемых положениях.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов. Дальнейшую разработку проблемы представляется возможным осуществлять в других направлениях, позволяющих создать целостную систему готовности у режиссера-педагога к рассматриваемой деятельности.


Содержание исследования отражено в следующих публикациях

1.    Подготовка будущих режиссеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. Вып.5 / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2002. С.63-66.

2.    Уровневые характеристики готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып.10/Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, А.Н. Кузибецкого. Волгоград, 2002. С.68-72.

3.    Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов // Университетское образование: Сб. материалов VII Международной конференции. Пенза, 2003. С.354-356.

4.    Сущностные характеристики готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих режиссеров-педагогов // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов Х Годичного собрания Южного отделения РАО и ХХII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2003. Часть 1. - С.120-121.

5.    Самостоятельная работа студента при формировании готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего режиссера-педагога // Методика вузовского преподавания: Сб. материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Челябинск, 2003. С.346-348.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.