скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономический строй в условиях перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночным отношениям

Реферат: Экономический строй в условиях перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночным отношениям

РЕФЕРАТ

Тема:

Экономический строй в условиях перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночным отношениям


Содержание

1. Объективная необходимость перехода к рыночным отношениям и пути его осуществления

2. Становление различных форм собственности

3. Становление предпринимательства

Список литературы


1. Объективная необходимость перехода к рыночным отношениям и пути его осуществления

Необходимость перехода от командно-административной экономики к современной рыночной обусловлена негибкостью, медленной адаптацией ее к переменам, крайне низкой производительностью вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы, нараставшей недееспособностью экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Командно-административная система хозяйствования функционирует как єдиное целое на основе всеобщего огосударствления экономики и на базе централизованного планирования всей социально-экономической жизни страны. На первых этапах это позволило сконцентрировать ресурсы, быстро увеличить потенциал страны, осуществить индустриализацию, обеспечить развитие новых территорий и отдельных республик. Однако уже в 60-е годы остро обозначились противоречия между планированием и единого центра и необходимостью решать сложные экономические задачи в условия) развития НТР при отсутствии самостоятельности предприятий. Неудачные попытки развить хозрасчет, осуществить экономическую реформу в 1965 г., перейти к новым методам управления экономикой в 1979 г. показали, что всеобщая централизация и огосударствление, несмотря на изменение их формы, вступают в постоянное противоречие с эффективностью и инициативой производителей, формируют формальную систему товарных отношений, иждивенчество, дефицитность, бюрократически-номенклатурную систему управления, закрытость экономики и т. д.

Поэтому в период строительства независимого Украинского государства остро встает вопрос о коренных экономических реформах, суть которых — становление рыночных отношений. Переход к рынку — одна из ключевых проблем, решение которой определи перспективы развития экономики Украины, дальнейшую судьбу украинской нации.

Зачем нужна коренная экономическая реформа системного характера? Дело в том что существовавшая в недалеком прошлом командно-административная система хозяйствования не может быть улучшена или усовершенствована изменением отдельных элементов, а требует преобразований в своей основе в соответствии с требованиями нового хозяйственного механизма. А чтобы сформировать новый экономический механизм, нужна радикальная, системная трансформация, в ходе которой решаются следующие основные задачи:

а) разгосударствление и приватизация экономики, развитие предпринимательства;

б) формирование рыночной инфраструктуры;

в) становление ценообразования на основе спроса и предложения;

г) финансово-денежная стабилизация;

д) создание системы действенной социальной поддержки для остро нуждающейся части населения страны.

При переходе от командной к рыночной экономике выделяют три основных направления становления рынка при необходимом государственном регулировании этого процесса:

-           либерализация экономики;

-           структурные преобразования;

-           институциональные преобразования.

Либерализация экономики — это система мер, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства и открытости экономики.

Структурные преобразования — это изменение структуры экономики путем ее демонополизации и конверсии, формирования предприятий различных форм собственности.

Институциональные преобразования — это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов; формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и др. Государственное регулирование хозяйственной жизни должно базироваться на экономических методах.

Каждая переходная экономика вследствие особых исторических условий преобразований, соотношения политических сил, господствующих экономических представлений и других факторов имеет свои определенные особенности. Они находят свое выражение в степени радикализации и выборе методов преобразования, в его скорости, в выборе вариантов и методов стабилизационной политики, в характере осуществления денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и других форм политики государства.

Среди стран, которые переходят от командно-административной системы хозяйства к рыночным отношениям, определилось несколько групп по специфике путей перехода.

Первой группе свойственно создание в недрах старой командно-административной системы новых социально ориентированных рыночных отношений. Наиболее характерным является пример Китая, где этот процесс отличился продолжительной борьбой среди правящих кругов за пути развития, которая закончилась победой прорыночных сил в руководстве страной. Во-первых, в Китае процесс перехода был тщательно теоретически осмыслен, разработан и определен как продолжительный и поэтапный, с отработкой его через социально-экономические эксперименты (в отношении форм приватизации, приспособления старой бюрократии к новым условиям хозяйствования, решения проблем занятости, привлечения иностранного капитала, развития предпринимательства и т. п.). Во-вторых, переход совершается через саму командно-административную систему с учетом конкретно-исторического опыта развития страны. Эта система не разрушается, а реформируется в соответствии с задачами, которые ставятся перед ней для осуществления перехода к рынку. В-третьих, переход к рыночным отношениям был начат с ведущей отрасли экономики страны — сельского хозяйства, в которой занята основная часть населения. Перечисленные меры дали позитивные результаты, достойные тщательного изучения другими странами. Подобный путь развития избрали Вьетнам, Монголия и некоторые другие страны.

Вторую группу стран отличает постепенное, эволюционное начало перехода к рыночным отношениям через различные эксперименты и преобразования, которые также начинаются в недрах командно-административной системы. На основе подготовленной социально-экономической среды, начатого развития рыночного хозяйства происходят разрушение командно-административной системы и дальнейший переход к рыночным отношениям. Наиболее характерным является пример Венгрии, которая начала такие преобразования со второй половины 50-х годов. Постепенное накопление рыночных элементов дает возможность стране переходить к современным формам хозяйствования без больших социальных потрясений и массового обнищания населения, минуя исторический период дикого, разбойнического, первобытного накопления капитала. Этот период в нынешних странах развитой рыночной экономики продолжался в прошлом несколько столетий. Его главной исторической задачей, с одной стороны, было отделить непосредственного работника от средств производства и превратить его в юридически свободного продавца своей рабочей силы, а с другой — сосредоточить средства производства и денежные средства у незначительного слоя крупных предпринимателей. Сегодня такой способ накопления угрожает острой социальной конфронтацией со всеми возможными в эпоху ядерного оружия последствиями.

Третья группа стран выбрала путь шоковой терапии, который состоял в применении методов краткосрочной встряски общества. Такой путь выбрала, например, Польша, где были определенные предпосылки для такого безжалостного эксперимента, а именно: в стране была распространена рыночная психология, значительной была частная собственность (свыше 4/5 пахотной земли принадлежало единоличным хозяевам), во главе государства оказались силы, которым доверяло и которые поддерживало большинство населения. Тем не менее, несмотря на все это, после короткого шока страна вынуждена была отказаться от него. Те, кто прибегли к этому методу, ушли в отставку, уступив место тем, кто считается с долгосрочным характером развития экономических процессов.

Свой путь перехода изобрела бывшая Чехословакия, где в конце 80-х годов произошла так называемая бархатная революция. Опираясь на традиции рыночного развития, новые и старые методы государственного регулирования экономики, кооперирование и т. п., страна возвращается к рыночным отношениям цивилизованно. Ее раздел с 1993 г. на две независимые страны — Чехию и Словакию произошел также цивилизованно, как и распределение среди населения государственной собственности. Основная масса средних и крупных предприятий посредством их акционирования превращена в корпорации. Мелкие предприятия могут переходить в индивидуальную собственность. Каждый гражданин получил право на свою равную долю общегосударственной собственности в форме специальных купонов, на которые он приобретет акции приватизируемых предприятий. Для того чтобы купоны не могли стать предметом купли-продажи, спекуляцией и т. п., был разработан специальный механизм защиты. В Чехию и Словакию привлекается иностранный капитал на разработанной взаимовыгодной правовой основе, создаются общие с ним фирмы в третьих странах.

Особенностью перехода к рынку Восточной Германии является то, что она вошла в состав Федеративной Республики Германии, одной из наиболее развитых в современном мире стран. Тем не менее, исходя их практики, на него отводится много лет при огромной помощи в сотни миллиардов марок ежегодно.

В целом практика стран, входивших ранее в командно-административную систему, демонстрирует два основных варианта трансформации этой системы в рыночную экономику. Первый — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в определенной степени Венгрия). Второй шоковая терапия, применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в большинстве стран Восточной Европы, в том числе и в Украине, где этот процесс идет в условиях дикого первоначального накопления, когда регулятором является не государство, действующее в интересах всех слоев общества, а мафиозно-клановые структуры, представляющие интересы, по разным оценкам, от 5 до 10% населения страны..

Логика перехода Украины к социально ориентированному рыночному хозяйству требует осуществления государственного строительства через обеспечение политической независимости страны и ее национальной экономики. Однако разработка механизма этого процесса чрезвычайно сложна, поскольку ни один из перечисленных путей перехода к рынку не может быть полностью использован в независимой Украине. Командно-административная система здесь оказалась неспособной осуществлять глубинные рыночные реформы, да и была подорвана распадом СССР. Для применения шоковой терапии не было соответствующих предпосылок: психологической готовности населения, надлежащей поддержки властных структур, социально-экономической базы и т. п.

В Украине несколько раз пробовали провести так называемую шоковую либерализацию цен без создания соответствующей рыночной среды. Это привело к развалу системы государственного управления, разрыву хозяйственных связей как внутри страны, так и в странах близкого зарубежья, глубокому платежному кризису, инфляции, разбалансированности финансово-кредитных отношений, резкому падению как производства, так и потребления, обнищанию основной массы населения.

Выход из такого положения состоит только в выработке долгосрочной экономической политики перехода к социально ориентированным рыночным отношениям, направленности экономических реформ на тесную связь с социальными гарантиями. Особое значение для создания многоукладной экономики приобретает усиление экономической роли государства, создание современного механизма государственного регулирования. Украина должна стать на более реалистичный, цивилизованный путь перехода к рыночным отношениям с учетом имеющихся возможностей.

Отработанными теоретически и на практике средствами перехода от командно-административной системы хозяйствования к социально ориентированному рыночному хозяйству являются разгосударствление и приватизация, направленная на развитие многоукладной экономики и предпринимательства. Первоочередного решения требуют проблемы оптимальных границ и возможностей государственного сектора экономики на современном этапе; создание механизма содействия предпринимательству, которое производит продукцию, развития рыночных инфраструктур и т. п. Чрезвычайно важной является проблема активного включения в проведение рыночных реформ людей труда как одной из сторон треугольника: государство — труд предпринимательство.

Разгосударствление и приватизация, развитие предпринимательства должны повлиять на изменение структуры производства; способствовать развитию рыночной конкуренции и нового, неволюнтаристского ценообразования; обусловить жесткую финансовую политику государства.

Все эти меры наряду с созданием государственной системы регулирования экономики, обеспечением социальной защиты населения в условиях становления рыночных отношений должны создать не только правовые, но и социально-экономические основы ограничения международного финансово-спекулятивного капитала, торгово-мафиозных структур, остановить разрушительные процессы в экономике государства. Процесс трансформации командно-административных методов регулирования в рыночные — сложный и продолжительный, требует коренного изменения собственности, создания рыночной инфраструктуры, изменения психологии людей.

Таким образом, в Украине стоит задача полной замены старой хозяйственной системы, ее структур, принципов и методов управления процессом воспроизводства новой хозяйственной системой. При этом необходимо учесть, что процесс трансформации командно-административной системы в современную рыночную экономику — сложный и длительный. В Украине, как и в других постсоветских республиках, еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономика, или экономика переходного периода, т. е. переходное состояние от одной экономической системы к другой.

2. Становление различных форм собственности

Переходное состояние к рыночной экономике означает наличие достаточного для создания конкурентной среды количества предприятий разнообразных форм собственности: государственных, коллективных, смешанных, совместных, индивидуальных. Пропорциональность между всеми этими формами собственности должна быть такой, чтобы обеспечить функционирование рынка. Экономический строй общества основывается на отношениях собственности, которые являются экономической основой системы хозяйствования. Они составляют социальную форму присвоения, прежде всего, средств производства, определенными субъектами экономических отношений. Собственники средств производства не только самостоятельны в своей деятельности, но и экономически ответственны за ее результаты, причем как текущими прибылями, так и своим имуществом.

Насколько важным является вопрос о собственности, ясно видно из того, к чему привели ошибочные, догматические представления о сущности общественной собственности, на которых основывались в прошлом социальные преобразования в Украине. Например, считалось, что общественная собственность выступала в двух основных формах: государственной и колхозно-кооперативной, причем последняя должна была постепенно вливаться в государственную. Это означало, что государство со временем должно было стать единым реальным субъектом присвоения. Сосредоточив в своих руках ресурсы и продукцию, государство перераспределяло их между участниками общественного производства так, как считало нужным.

Считалось, что установление общественной собственности на средства производства, которая на практике была сведена к государственной, открывает простор для развития производительных сил. Достаточно высокие темпы роста промышленного производства в 30-е годы, послевоенное восстановление народного хозяйства в сравнительно короткие сроки как бы подтверждали справедливость такого представления о собственности. При этом стремились не обращать внимание на то, что средства обеспечения высоких темпов индустриального развития не соответствуют цивилизованному обществу. Однако 70-е годы развеяли иллюзии благополучия относительно темпов и качества экономического роста.

Огосударствление собственности не могло не привести к отчуждению трудящихся и их коллективов от общественного достояния и управления им, к расширению масштабов перераспределительных процессов в экономике, абсолютизации административных методов хозяйствования.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.