скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Дистанционное обучение

С целью классификации дистанционных университетов по педагогическим принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразно выделить следующие принципы телематических систем образования:

Ø   интерактивность учебного процесса

Ø   обучение как диалог

Ø   адаптивность обучения

Ø   гибкость учебного материала

Ø   "передаваемость" материала в дистанционном образовании

Ø   активность обучаемого.

Дистанционные образовательные учреждения обычно основываются не на каком-то одном из этих принципов, а на их совокупности. Тем не менее обычно выделяются доминирующие.

Информационные технологии дистанционного обучения

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В ДО учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

Коммуникационные технологии можно разделить на два типа - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режиме реального времени (on-line), в ДО он может идти и в отложенном режиме (off-line).

Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).

К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки и телеконференция. С помощью list-сервера может быть организована рассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и студентом, а телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов курса. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Internet.

Из on-line технологий прежде всего нужно отметить chat, позволяющий осуществлять обмен текстовыми сообщениями через Internet в реальном времени. В простейшем случае "разговор" происходит между двумя пользователями. Для коллективной беседы необходимо подключаться к специальному серверу - IRC-серверу. Тогда при работе пользователь видит перед собой экран, на котором отображаются сообщения, с указанием того, кто отправил данное сообщение. Большинство программ позволяет также вызвать кого-нибудь из присутствующих пользователей на "частный" диалог, закрытый от других пользователей. Для работы с chat существует большое количество программ, например, MIRC. Эффективность технологий on-line особенно высока при организации сетевых семинарских занятий и групповых консультаций.

Средства обучения в ДО

В ДО средства обучения реализуются через новые информационные технологии. Традиционные учебники, учебно-практические пособия, рабочие тетради и др. широ­ко используются в системах ДО. В зарубежных системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий велика (например, в США - 85 %, в Германии - 95 %).

При разработке дидактических печатных материа­лов для ДО необходимо, как показывает опыт, руково­дствоваться следующим:

·          учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обра­щение обучающегося к дополнительной учебной информа­ции;

·          при построении структуры учебного материала в посо­бии целесообразно использовать модульный принцип;

·          должны быть приведены подробные инструкции по изу­чению материала и организации самостоятельной работы;

·          обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.

В целом, рациональная структура учебно-практическою пособия по дисциплине (курсу), предназна­ченного для ДО, должна включать в себя следующие разделы.

·          Введение в дисциплину (история, предмет, актуаль­ность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами про­граммы по специальности).

·          Учебная программа по дисциплине (учебному курсу).

·          Цель и задачи изучения дисциплины.

·          Методические указания по самостоятельному изучению курса.

·          Оглавление.

·          Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).

·          Тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга (по разделам).

·          Итоговый тест.

·          Практические задания для самостоятельной работы.

·          Тематика для небольших научно-исследовательских работ.

·          Толковый словарь терминов.

·          Список сокращений и аббревиатур.

·          Заключение.

·          Список литературы (основной, дополнительной, фа­культативной).

·          Хрестоматия (дайджест) по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, ме­тодик и других учебных материалов по тематике курса. £, Краткая творческая биография автора пособия...

Сетевые учебные материалы. целесообразно строить как сетевой учебно-методический интерактивный комплекс, который относится к сетевым электронным учеб­никам второго поколения с расширенными функциями ин­терактивности за счет использования таких услуг Интернет как телеконференции и видеоконференции.

Комплекс содержит следующие канонические дидак­тические функциональные блоки: организационно-методический. информационно-обучающий, идентифика­ционно-контролирующий. Психолого-педагогические функ­ции комплекса реализуются посредством представления учебного материала в среде гипермедиа, дидактического взаимодействия студентов с преподавателями и со средст­вами обучения посредством электронной почты, «чата», теле- и видеоконференций. Комплекс состоит из следую­щих дидактических блоков:

1. Организационно-методический. Содержательно включает в себя информацию о целях, задачах дисципли­ны, ее связи с другими дисциплинами, входящими в учеб­ную программу; краткую характеристику содержания тем учебной программы, порядок и рекомендации по изучению дисциплины с помощью комплекса; обзор литературы и формы отчетности и контроля, порядок организации взаи­модействия с преподавателем. Для психологического ком­форта студентов модуль визуализирован и представляет собой запись установочного занятия на видеокассету с по­следующей оцифровкой. Содержательная часть модуля дублируется текстовым файлом.

2. Информационно-обучающий блок состоит из мо­дулей по объему равным учебной теме. Модули выполнены в среде гипермедиа. Каждый модуль сопровождается тес­тами для самопроверки, а весь блок - итоговым тестом по курсу и экзаменационными билетами по курсу. Гипертек­стовые ссылки, имеющиеся в учебном тексте, дают воз­можность студенту знакомиться со специально созданной электронной хрестоматией по тематике курса, информаци­онным ресурсам ИНТЕРНЕТ, с ресурсами электронной библиотеки.

Компьютерные обучающие программы заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного, «узаконенного» названия. Наибо­лее часто встречаются такие формулировки, как программ­но-методический комплекс, программные средства учебно­го назначения, контролирующие обучающие программы и др. Такие программные средства обычно предназначаются для использования в традиционном учебном процессе, при под­готовке, переподготовке и повышении квалификации кад­ров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и в других целях.

Исследование содержания, способов и средств раз­работки ПСУН позволяют выделить основные функции, ко­торые они выполняют в учебном процессе:

·           индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

·          осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с об­ратной связью;

·           осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

·           высвобождать учебное время за счет выполнения ком­пьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

·           визуализировать учебную информацию;

·           моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

·           проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

·           формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

·           развивать определенный вид мышления (например, на­глядно-образного, теоретического);

·           усиливать мотивацию обучения (например, за счет изо­бразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

·           формировать культуру познавательной деятельности и др.

ПСУН на современном этапе включают: электрон­ные (компьютеризированные) учебники, электронные лек­ции, контролирующие компьютерные программы, справоч­ники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров (ситуаций), предметно-ориентированные среды, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Формы дистанционного обучения

Методы и средства обучения относятся к сущности ым ха­рактеристикам дидактического процесса. Они могут обес­печить достижение требуемых целей обучения, если бу­дет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т.е. формы (или вида) занятий. Образовательный же процесс при ДО состоит, как правило, из последовательно чередующихся периодов контактного и неконтактного времени. Длитель­ность их различна. В некоторых случаях контактный пери­од в процессе обучения может вообще отсутствовать.

В педагогической практике выработались такие хо­рошо известные формы обучения, как лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые ра­боты, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной специ­фикой и в СДО, как в контактный, так и в неконтактный пе­риоды обучения.

Дадим некоторые характеристики перечисленных канонических форм обучения при их использовании в СДО, подразумевая их, поэтому, и как формы дистанционного обучения <...>

Лекции. Они являются одними из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической под­готовки обучаемых. Цель лекций - дать систематизирован­ные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть про­блематику, состояние и перспективы прогресса в конкрет­ной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления. .^

В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает, традиционно, вводные, установочные, ординарные, обзор­ные и заключительные лекции. В ДО особое значение имеют установочные лекции.

Общие требования к лекции в СДО сохраняются. Это научность, доступность, единство формы и содержа­ния, органическую связь с другими видами учебных заня­тий. Вполне удовлетворяется и требование эмоционально­сти изложения, оно достигается в аудио- и видеовариантах, и даже в «электронных лекциях», представленных в виде текстовых файлов, с помощью специальных знаков. На­пример, улыбка на экране отображается комбинацией зна­ков, напоминающих повернутую смеющуюся рожицу.

Лекции в ДО могут проводиться в реальном и «нере­альном» времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевиде­ние. Компьютерные видеоконференции могут использо­ваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники для проектирования изображения с монитора компьютера на экран.

Первая встреча с материалом в письменной фор­ме, а не непосредственно из сообщения преподавателя, все же предпочтительней (хотя это не совпадает со сти­хийно сложившейся традицией обучения взрослых). При этом наибольший дидактический эффект дает вариант, ко­гда после этого следует консультация, проводимая, на­пример, по электронной почте.

Семинары. Они являются активной формой учеб­ных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Семинары строятся, как правило на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. В действитель­ности, как указывают многие педагоги, основной недоста­ток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, в создании видимости актив­ности путем предварительного распределения вопросов и выступлений, в отсутствии подлинно творческой дискус­сии.

Семинары могут проводиться в ДО с помощью ком­пьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничем не отличается от традицион­ных, так как участники процесса видят друг друга на экра­нах мониторов компьютера. К видеоконференциям надо привыкать. Наблюдается некоторая задержка изображе­ния на экране при движении участников, сказывается не­которая необычность интерьера, начиненного аппарату­рой, отвлечение внимания и др.

Консультации. Это - одна из форм руководства ра­ботой слушателей и оказания ему помощи в самостоятель­ном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные, моральные качества, а особенно характеристики психики и сознания обучаемого:

внимание, память, воображение и мышление).

В СДО используются в основном консультации с применением таких средств, как: телефон, электронная почта, видео- и телеконференции. Выбор средств НИТ оп­ределятся имеющимся составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавате­ля. Наиболее часто используется телефон и электронная почта.

Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специально­стей. Осуществлять их можно, когда требуется удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установ­кам или центральному компьютеру, моделирующему экс­перимент или когда необходимо произвести доставку пор­тативного лабораторного практикума «на дом».

Исследования этих направлений показали, что предпочтительным по дидактическим и экономическим со­ображениям является первое направление (в рамках кон­цепции дистанционного лабораторного практикума), кото­рое позволяет решить значительную часть проблем при проведении лабораторных работ в ДО, а также реализо­вать концепцию «треннинговых форм».

Контрольные мероприятия. Контроль в образова­тельном процессе заключается в проверке хода и резуль­татов теоретического и практического усвоения слушате­лями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение в виду отсутствия непосред­ственного контакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в СДО является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для ис­ключения возможности фальсификации обучения.

Применяется два типа контроля: регламентный кон­троль и самоконтроль. При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного контроля. Результаты входного контроля, дают возможность осуществлять управ­ление процессом обучения, так как по ним определяются подходы к организации индивидуального процесса обуче­ния. Они учитываются как при планировании процесса обу­чения, так и в ходе его, как инструмент текущего и выходно­го (рубежного) самоконтроля.

Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих систем, так и элемен­тарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы или тесты по разделам учебной программы.

Электронный учебник

Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого. Автоматизированная обучающая система - это также компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, как для предъявления новой информации, так и для научения навыкам и умениям, промежуточного и итогового тестирования (экзаменования), обладающее развитой системой помощи, как по самой обучающей программе, так и по изучаемому предмету, обладающее возможностью поднастройки к обучаемому (его уровню знаний, скорости и пути продвижения по изучаемому материалу и т.д.), обладающее развитой системой сбора и обработки статистической информации об отдельном обучаемом, группе и потоке обучаемых, накапливающее информацию о часто встречающихся ошибках при работе с обучающей системой и ошибках по изучаемой теме или дисциплине.

Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.

 Рассмотрим некоторые элементы электронного учебника:

1.         Электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия и усвоения знаний. Существенное значение имеет размер и начертание шрифта. В отношении печатных учебных пособий исследования показывают, что наклонные шрифты (курсив) могут использоваться для акцента или в исключительных случаях для дополнительного текста [4, стр. 68]. Электронный вариант учебника позволяет выделить отдельные слова или фразы цветом и фоном, что с одной стороны улучшает наглядность, позволяет акцентировать внимание на главном, но с другой стороны, излишняя "пестрота" или недостаточная контрастность могут рассеивать внимание или затруднить чтение.

2.         Такие учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала.

3.         Использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, т.к. восприятие и заинтересованность студентов повышаются и как следствие, улучшается качество знаний.

4.         В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим применение аудио фрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизирует не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга.

5.         Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника и возможно иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники. Желательно иметь содержание с быстрым переходом на нужную страницу.

6.         Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависят как от расположения информации на странице (экране компьютера), так и от последовательности идущих друг за другом страниц. Ведь, в отличие от печатного издания, в котором можно одновременно "заглядывать" в две страницы, держа промежуточные страницы в руках, в электронном учебнике это сделать невозможно. Но в связи с вышесказанным, электронный учебник должен позволять делать закладки в любом месте, отображать список закладок, отсортировав их в любом порядке.

7.         В электронном учебнике должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом. Как отмечалось выше, электронный учебник может быть адаптирован к конкретному учебному плану ВУЗа и поэтому в списке литературы можно предусмотреть указание имеющегося в библиотеке количества книг или других изданий.

Несмотря на то, что сообщающее обучение недостаточно развивает творческие способности обучаемых и не обеспечивает индивидуализации, но этот вид обучения занимает достаточно большой процент времени. Информационно-иллюстративное обучение способствует усвоению большого по объему и достаточно сложного материала. Электронный учебник, включающий в себя не только текстовую и графическую информацию, но также звуковые и видеофрагменты позволяет индивидуализировать обучение, а в отличие от обычного (печатного) учебника обладает интерактивными возможностями, т.е. может предъявлять необходимую информацию по запросу обучаемого, что приближает его (электронный учебник) к обучению, проводимому под руководством преподавателя.

Применение электронных учебников целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.


Литература

1.         Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе М.: Прометей 1989. - 135 с.

2.         Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: "ВАК", 1998. - 88 с.

3.         Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: Учеб.-метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1987. - 175 с.: ил.

4.         Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

5.         Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1997. - 264 с., 13 рис. 2-е издание, исправленное и дополненное.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.