скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Благотворительность в протестантизме

Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему». Видимо, это и было причиной того, что богатейшие традиции попечительства и благотворительности существовали именно в дореволюционной России, стране, по европейским стандартам, весьма небогатой.

Совершенно иное отношение к благотворительности демонстрировали протестантские культуры. Православие проповедовало возможность искупить грехи с помощью добрых дел. Католику представлялась возможность обрести благодать, сообщаемую таинствами церкви. Протестантизм требовал не отдельных «хороших поступков», но святости, возведенной в систему, что должно было выражаться в неуклонном следовании человека своему божественному предначертанию.

Наивысшей нравственной задачей гражданина было выполнение долга в рамках мирской профессии. В соответствии с этим сложился и образ идеального протестанта: благонадежный гражданин, рассматривающий приумножение своего капитала как самоцель.

Тот образ жизни, который стал называться методизмом, возник раньше своего названия. Это был образ жизни, посвященный не только религиозным обрядам, но и самодисциплине, труду ради других. Методизм вдохновлял благотворительность, в частности, организацию школ и борьбу с алкоголизмом. Он был широко распространен среди людей среднего достатка - лавочников, ремесленников, как приверженцев англиканской церкви, так и гонимых пуритан. Методизм был шире распространен среди светских людей, чем среди духовенства. Он был основой английской морали XVIII в. Нормы поведения, а не христианские догмы характеризовали пуританина, который служил человеку ради того, чтобы помочь ему вырваться из нищеты, невежества, распутства и стать достойным положения высшего творения Господа Бога.

Среди людей такого склада благотворительность считалась обязательной. Изменение догматического характера религии на мирской, нравственность была следствием протестантизма.

Такому человеку не пристало любить нищих. Нищие не угодны Богу, и поэтому их должно извести как породу. Как? Сделав их обеспеченными. «Самый лучший способ сделать добро беднякам, - утверждал протестант Бенджамин Франклин, - это не облегчать им жизнь в бедности, а вывести из нее». Другими словами, дать голодному не рыбу, но удочку.

Именно этому принципу следовала знаменитая Армия спасения - международная христианская благотворительная организация, основанная в 1878 году пастором методистской церкви Уильямом Бутом. Бута не устраивала господствующая в то время в Англиканской Церкви доктрина о том, что спастись могут только избранные. Его увлекли идеи основателя методизма Джона Уэсли и американских ревайвелистов: спасительная благодать Божия распространяется на всех. Обязанность протестантского миссионера - донести эту истину до каждого, включая и тех, кого в ту пору с презрением называли отбросами общества. Лучше всего проделать это можно с помощью военной дисциплины. Армия «духовных спасателей» под водительством «генерала» Бута пошла войной на лондонский Истенд, неся тамошним люмпенам весть об их неминуемом спасении. Духовной помощи сопутствовала и материальная. Армия открыла в Лондоне ночлежные дома и приюты для инвалидов. Денег нищим не давали, предлагая заработать их в мастерской. Бут считал, что милостыня развращает работоспособного человека, толкает его к апатии и безделью.

Со временем Армия Спасения, которая называет себя «армией с закатанными рукавами», превратилась в одну из самых мощных благотворительных организаций мира. Сейчас она работает в 102 странах, и бюджет ее составляет полтора миллиарда долларов. Причем 86% его идет непосредственно на поддержку местных программ, то есть деньги попадают не в карманы чиновников, а тратятся на еду и одежду для нуждающихся. Кстати, и чиновников в Армии немного, всю работу выполняют полтора миллиона добровольцев.

В протестантском отношении к бедным всегда присутствовал некоторый оптимизм, основанный на постулате: «Тот, кто честно трудится, не может быть неуспешным». Например, американский совет по борьбе с бедностью назывался «Отделом экономических возможностей».

Со временем в деловом протестантском мире благотворительность стала терять свои религиозные корни, превращаясь в инструмент улучшения жизни и преобразования социума. Общество пришло к пониманию, что процветание свободного предпринимательства возможно только в условиях всеобщего благосостояния и высоких жизненных стандартов.

Заживляя социальные язвы, благотворительность увеличивала средний класс, готовила новых покупателей, клиентов, пациентов, расширяла внутренний рынок и поддерживала социальную стабильность. Благотворительность становилась социально направленным бизнесом.

Характерной особенностью протестантизма следует считать известную тягу к внешней деятельности – к миссионерству. Коль именно деятельность, т.е. проявление себя вовне, становится высшей ценностью, то ее смысл открывается не просто в манифестации своего, но в покорении внешнего, в приведении его в соответствие со своим, внутренним. Причем под миссионерством нужно понимать не только распространение веры, но и экспансию тех политических систем, культурных форм, социальных институтов, в которых она преломляется.

Поэтому протестантизм сегодня ищет новые точки приложения своих сил, новые территории для миссионерской колонизации. С другой стороны, он пытается реализовать свою внешнюю доктрину через участие в экуменическом движении на общехристианском фронте. В то же время ведущие миссиологи говорят о новой миссионерской парадигме непрямого действия, когда христианство будет явлено миру не столько в форме догмы, сколько в единстве и целостности религиозных, культурных, политических, социальных измерений, т.е. когда благотворительность, образовательные программы, медицинская помощь и т.д. станут не только средством воцерковления, но и самостоятельной ценностью.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Протестантизм - общее название христианских церквей, возникновение которых связано с процессом Реформации. Главной причиной возникновения большинства протестантских церквей является развитие отношений капиталистического типа в Западной Европе. Это своеобразный синтез последствий перемен в экономической, политической, социальной и идеологической жизни общества в XVI в. Часть прогрессивно настроенных религиозных деятелей выступала против культа святых, неограниченной власти пап, продажи индульгенций и чрезмерно пышного, по их мнению, католического культа. Наиболее заметными представителями этого направления были Ян Гус (1365-1415 гг.), Джон Уиклиф (1329-1384 гг.), Мартин Лютер (1483-1546 гг.).

Специфическое влияние протестантизма на хозяйственную деятельность объясняется прежде всего тем, что он переместил самые высшие религиозные чаяния верующего в сферу мирской повседневной жизни, приравнял труд к молитве. Хозяйственная деятельность для протестанта стала основной формой служения Богу - преобразования греховного мира во славу Его. Успех, накопленное богатство в протестантской этической традиции рассматриваются как подтверждение богоизбранности, спасения верующего. Ни ритуала, ни специфических путей духовного совершенствования протестантизм не предполагает (нет монашества, исповеди, покаяния и отпущения грехов и т.д.). Поэтому, как показал М. Вебер, именно протестантизм дал хозяйственной, прежде всего предпринимательской, деятельности высшие нравственные санкции.

Собственно предпринимательская и связанная с ней благотворительная, социальная деятельность воспринималась как долг перед обществом. Характерно, что в протестантизме труд и предпринимательство воспринимались как строго индивидуальный долг перед Богом. Социальная ответственность - один из основополагающих моментов протестантизма.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: «Лики России», 2003. 636 с.

2.         Благотворительность и милосердие. Рубеж XIX – XX веков. – СПб.: «Лики России», 2000. – 248 с.

3.         Гараджа В.И. Социология религии: учеб. пос. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 239 с.

4.         Гараджа В.И. Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии» – М.: Политиздат, 1973. – 293 с.

5.         Протестантизм: словарь атеиста/ под ред. Л.Н.Митрохина. – М.: Политиздат, 1990. – 319 с.

6.         Фомин Э.А. Благотворительность как социально-культурный феномен в России. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1999. – 112 с.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Англиканство - основное, одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и кальвинизмом). Англиканство - одно из основных направлений протестантизма, в догматике которого сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам англиканская церковь близка католической, является государственной в Великобритании. Главой англиканской церкви является король, который назначает епископов. Примас англиканской церкви - архиепископ Кентерберийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов. Насчитывает около сотни церквей по всему миру.

Адвентисты - протестантская церковь, возникла в 30-е гг. XIX в. Проповедуют близость второго пришествия Христа и наступлению на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня.

Армия спасения - одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма- международная религиозно-филантропическая организация, сочетающая в своей деятельности проповедь евангелия и практическую социальную службу, направленную, на облегчение положения нуждающихся в материальной помощи. Основана английским методистским проповедником У. Бутсом, который в 1878 преобразовал ее из Христианской миссии, действовавшей с 1865 в беднейших кварталах Лондона. Армия спасения построена по военному образцу, ее руководитель носит звание генерала, в организации соблюдается строгая субординация и дисциплина. Религиозная доктрина Армии спасения исходит из евангелической веры, хотя отвергаются все таинства и акцент ставится на моральном учении христианства. В культе основное внимание уделяется религиозным «обращениям» и считающимся необходимым публичным покаяниям. Важный элемент ритуала - многолюдные собрания и шествия в сопровождении духового оркестра. Социальная деятельность Армии спасения включает работу по организации обществ, столовых, ночлежных домов, больниц и школ для людей неимущих и опустившихся на дно жизни. Армия спасения, штаб-квартира которой находится в Лондоне, имеет свои подразделения в 82 странах мира, а общее число ее членов насчитывает около 2 млн человек.

Амиши - протестантская секта менонитского происхождения. Основатель - Якоб Амман, священник из Швейцарии.

Баптизм - одно из направлений протестантизма. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми.

Гуттерцы, или гуттериты, или Гуттерское братство, объединяемая иногда с меннонитами. Гуттерцы, так же как и меннониты, ведут своё происхождение от анабаптистов (последователей радикального протестантского течения, возникшего в 1520-х гг. в Швейцарии и Германии).

Иеговисты, или «Общество свидетелей Иеговы», - протестантская секта, основанная в 1872 в США. Иеговисты признают единым Богом Иегову, а Иисуса Христа - порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство Бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир - царство сатаны, в близкой битве (Армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на Земле установится царство Божье.

Кальвинизм - одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предопределенности жизни человека, его - спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Квакеры - протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в. Отрицают институт священников, церковные таинства, внешнюю обрядность. Верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. Требуют безусловной честности в отношениях друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т.д. Проповедуют пацифизм, широко практикуют благотворительность.

Конгрегационализм - одна из трёх основных форм кальвинизма. Возникновение Конгрегационализм датируется по-разному: от середины 16 века до начала 17 века.

Лютеранство - одно из трех основных направлений протестантизма (англиканство и кальвинизм) Лютеранство - крупнейшее направление протестантизма основано М.Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Включает более сотни различных церквей.

Меннонитство - меннониты - христианская секта. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа. Характерным для меннонитов является крещение людей в зрелом возрасте. Церковная иерархия отрицается, общины имеют самостоятельное управление.

Методизм - одно из значительных по числу последователей течений протестантизма. Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию. Основателем методизма был Джон Уэсли (1703-1791). Одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.

Мормоны, или «Святые последнего дня», - религиозная секта, основанная в США в 1-й половине XIX в. Главный источник вероучения - «Книга Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) - включает положения иудаизма, христианства и других религий. Как считают мормоны, их учение призвано дать человеку счастье, как в земной, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняется «закону прогресса», и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к Богу. Человек - «Бог в зародыше». Грехопадение было запрограммировано Богом. Сущность зла, греха - не неповиновение Богу, а «восстание против закона прогресса». Мормоны ожидают скорого конца света, последней битвы с Сатаной. Рассматривают себя в качестве избранного народа Израиля. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру, однако враждебны другим церквам и экуменическому движению.

Пресвитерианство - одна из трёх форм кальвинизма. Возникновение пресвитерианства можно датировать 1560 г., когда шотландский парламент принял подготовленное известным деятелем реформации Дж. Ноксом (1505 - около 1572) и пятью другими священниками Шотландское исповедание, состоявшее из 25 статей и носившее типично кальвинистский характер.

Перфекционизм - возник в результате ряда слияний менее крупных пресвитерианских церквей. Самостоятельные церкви в Америке, Ирландии, Канаде, Корее, США и др.

Пятидесятники - протестантское течение, основой вероучения которого является вера в сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа, вследствие чего они получили «дар пророчествовать» - «говорить на иноязыках». В вероучении пятидесятничества большее место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. Пятидесятники соблюдают обряды крещения и хлебопреломления. Большое значение придают мистическому общению с Богом. Для пятидесятников характерна мистическая обстановка молений, вера в «явления» и «видения», культ пророков и пророчиц.

Свободная методистская церковь - одна из перфекционистских протестантских деноминаций. Создана в 1860 в Нью-Йорке священниками и мирянами, исключёнными за нарушение дисциплины из Методистской епископальной церкви. Новую церковь возглавил священник Бенджамин Тайтес Робертс.

Старокатолицизм - течение, отколовшееся от католицизма после Ватиканского собора 1869-1870; зародилось в Германии на основе отрицания догмата о папской непогрешимости. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Сохраняя ряд моментов из католического культа, старокатолики не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п.

Церковь Бога - одна из протестантских деноминаций, придерживающаяся принципов перфекционизма. Создана в Индиане (США) в 1880 Дэниелом Уорнером.

«Христианская наука» - религиозная организация протестантской ориентации. Основные ее принципы состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно лишь с помощью религиозной веры. Медицинские методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природы болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол - в широко распространенном ошибочном мнении о существовании материи как объективной реальности. Достаточно отказаться от этого заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от любого недуга.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.