скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Бедность как социальное явление в Кезском районе Удмуртской Республики и России в целом

Другим важным фактором, влияющим на уровень жизни населения, является рост цен на товары и услуги. Последний зимний рост цен сильно ударил по карманам значительной части населения страны, особо болезненно встретили повышение цен пенсионеры, малообеспеченные слои населения, многодетные семьи.

Индекс потребительских цен по России в целом в феврале 2008 года, по данным все того же Росстата, составил 101, 2 %, на все товары и услуги – 103, 8 %, на продовольственные товары – 103, 7 %, на непродовольственные товары – 102, 1 %.[14] (см. приложение).

В Удмуртии, как и по всей стране, значительный скачок цен в январе-феврале 2008 года наблюдался на масло подсолнечное, плодоовощную продукцию, молоко и молочные продукты, масло сливочное. Произошел рост цен на ряд медикаментов и составил 101 %. (см. приложение).

Стоимость минимального набора продуктов питания по России на конец 2007 года составила 1706, 3 рублей на месяц. По сравнению с сентябрем произошло увеличение на 4,0%.[15] Однако, как можно заметить, рост цен осенью прошлого года произошел на те самые необходимые продукты питания, которые и входят в потребительскую корзину. Соответственно, октябрьский рост пенсий в прошлом году, по сравнению с ростом цен в магазинах, остался незамеченным.

К группе наиболее уязвленного населения традиционно относятся пенсионеры. С 1 октября 2007 года для них вновь повысились пенсии. Повышение касается только базовой части пенсии, она устанавливается в фиксированном размере – 1260 рублей, а с 1 декабря 2007 года – 1560 рублей[16] (см. приложение). В целом в 2007 году индексация пенсий опять отстает от роста зарплат. Отношение средней пенсии к средней заработной плате достигло в июле исторического минимума – 22, 8 %.[17] Получается, что пенсии лишь немногим чем на одну пятую компенсируют утраченный заработок. В то же время 102-й конвенцией Международной организации труда установлена норма, что пенсии в среднем не могут составлять менее 40 % от заработка. Это значит, что наши пенсии, по минимальным международным нормам, должны быть примерно в два раза больше. А с 1 февраля 2008 года произошло увеличение страховой части трудовой пенсии примерно на 200-300 рублей.

Говоря о молодом поколении, упомянем о стипендиях студентов, которые повысились на 105 рублей и составили 315 рублей. Это повышение коснулось учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего специального образования, обучающихся на очной форме. Может ли эта смехотворная цифра каким-либо образом поддержать студентов? Конечно, нет. Без дополнительного заработка или помощи родителей современным студентам не обойтись.

Следующим не менее важным фактором влияния на уровень жизни людей является уровень безработицы в стране. Численность экономически активного населения к концу сентября 2007г. по России составила, по оценке, 75,0 млн. человек, или около 52% от общей численности населения страны.

В конце сентября 2007г., по оценке, 4,5 млн. человек, или 6,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,4 млн. человек, в том числе 1,2 млн. человек получают пособие по безработице[18] (см. приложение).

В Удмуртии эта цифра к октябрю 2007 года составляет 10, 0 тысяч человек, т.е. 1, 2 % (к примеру, в 2000 году – 2, 7 %).[19] Это лишь те, кто стоит на учете в службе занятости населения. О тех, кто на нем не стоит данных, к сожалению, нет. Но для нашей республики, вы согласитесь со мной, это весьма много.

Тем же, кто имеет работу, по-прежнему задерживают выплату заработной платы. На 1 февраля 2008 г. по сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства) суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности в целом по стране составила 2962 млн. рублей. На 1 февраля 2008г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 января 2008г. в 17 субъектах Российской Федерации.

 Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 февраля 2008г. составила 218 млн. рублей, или 7,4% общего объема просроченной задолженности по заработной плате. Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций на 1 февраля 2008г. составила 2744 млн. рублей, или 92,6% общей суммы просроченной задолженности (см. приложение).

Влияние вышеизложенных факторов на все население, а в особенности на наиболее уязвленные группы населения (многодетные и малообеспеченные семьи, студенты и пенсионеры, и др.), приводит к явлению нисходящей социальной мобильности, перехода к классу бедноты, большому числу бедного населения, т. е. низкому уровню жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Методы и способы борьбы с бедностью.

Таким образом, разобравшись с причинами явления бедности в нашей стране, можно детально проработать методы и способы борьбы с ним.

Для начала следует ознакомиться с тактикой других стран по борьбе с бедностью среди населения. Многие зарубежные страны, прежде всего скандинав­ские, ведут эффективную борьбу с бедно­стью. Для борьбы с бедно­стью у молодых, хотя она и является вре­менным явлением, во многих странах суще­ствуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших воз­растов — доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низ­кий уровень благосостояния.

Любое правительство, исходя из програм­мы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перерас­пределению доходов для борьбы с бедно­стью и программами по, стимулированию трудовой деятельности и экономии расхо­дов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была на­правлена на создание благоприятных воз­можностей для бедных, а с 1980 г. стали су­щественно урезаться средства, направляе­мые из бюджета на предоставление продо­вольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масшта­бов бедности.

Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным со­обществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам:

1.  разработать комплексные стратегии.

2. улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре.

3. стремиться к удовле­творению основных потребностей человека во всех слоях населения.

4.  укреп­лять и расширять законодательство для уси­ления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий лю­дей.

В общей постановке все эти вопро­сы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского пра­вительства. Международное сообщество декла­рировало необходимость создания в новой России государства с социально ориентиро­ванной экономикой.

В таком государстве в центр развития ста­вится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном со­блюдении прав каждой личности, а дости­жение целей социального развития не явля­ется вторичным по отношению к целям эко­номического развития.

Социальная сфера сегодня тугой узел острых социальных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере – задача долговременной перспективы. Но вместе с тем очевидно, что достижения или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция РФ, а также законы, конкретизирующие ее положения. Каждому гражданину республики Конституция предоставляет широкие социальные права.[20] Однако механизм социальной защиты населения в стране на сегодняшний день четко не отлажен. Немалые средства выделаются государством для адресной помощи определенным группам населения, но зачастую они не доходят до адресата, простого гражданина. Следует более систематизировано и грамотно подойти к решению проблем бедности, к созданию программ социального и экономического развития, к распределению денежных средств для разработанных программ. Четко скоординированная направленная помощь нужна сегодня многим сферам нашей жизни. Программы развития должны скрупулезно разрабатываться совместно со многими специалистами разных областей, должны учитывать, в первую очередь, интересы обычных граждан страны. Финансовая поддержка со стороны государства должна направляться напрямую на решение поставленных задач.

Сегодня государство пытается поддержать малообеспеченные и многодетные семьи. Одним из направлений помощи является бесплатное школьное питание всех учеников 1-2 классов начального звена, детей из малообеспеченных и многодетных семей. В нашей школе такое питание получили 513 учеников, что составляет около 34 % от общего количества учащихся. Статистика малообеспеченных семей по школе дает результат в 305 семей, т. е. 30 % от всех учащихся. Полученная цифра малообеспеченных семей по одной только нашей школе чрезвычайно высока.

В настоящее время государством налажена поддержка безработного населения страны, подразумевающая денежные выплаты по потере работы. Происходит выплата денежных пособий по безработице в связи с временной нетрудоспособностью из-за болезни, материнский капитал, детское пособие, пенсии по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, пенсии военнослужащим и ряд других социальных пособий. Другое дело, что суммы этих выплат весьма невелики.

Однако можно с большой уверенностью говорить о постепенной стабилизации положения уровня жизни населения как по стране в целом, так и по Удмуртии. Здесь денежные доходы в среднем на жителя республики увеличились с 1514 рублей в 2000 году до 7370 рублей в 2007, или в 4, 9 раза. На социальную поддержку ветеранов войны и труда направлено 3 млрд. 357 млн. рублей, на выплату детских пособий – 2 млрд. 75 млн. рублей, на отдых и оздоровление детей-инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - 113 млн. рублей.[21] За три последних года малоимущим многодетным семьям было выделено 23 млн. рублей безвозмездных субсидий на улучшение жилищных условий, 2486 молодых семей получили льготные кредиты и жилищные займы на сумму 959 млн. рублей.[22] Но не будем забывать, что это лишь статистика. Реальное же положение мы с вами ощущаем на себе. Кто-то уверен в завтрашнем дне, кто-то ожидает помощи от государства.

На мой взгляд, говоря более конкретным языком, правительству страны на сегодняшний день для решения проблем бедности к тем направлениям, которые уже сейчас им проводятся, необходимо добавить следующие пункты:

1.         ввести прожиточный минимум отдельно на сельское, городское население и города-миллионеры. Таким образом, мы сможем устанавливать более объективные цифры, нежели сейчас. И как следствие этого, сможем разрабатывать более конкретные программы для поддержки той или иной группы населения;

2.         ужесточить уголовную ответственность за выплату зарплаты ниже уровня, установленного государством, за задержку выплаты заработной платы;

3.         проведение жесткой ценовой политики со стороны государства, фиксированные цены хотя бы на продукты, входящие в продовольственную корзину;

4.         увеличение пенсий до размера прожиточного минимума, без учета льгот;

5.         увеличение стипендий как минимум до размера стоимости продуктовой корзины;

6.         создание общероссийской программы по борьбе с безработицей, включающей в себя создание новых рабочих мест в перспективных отраслях хозяйства и промышленности, помощи в поиске работы по всей стране и переезде на новое место жительства в другую область по нахождении там вакансии;

7.         отладить четкий и слаженный механизм работы всех структур власти, слежения за выделяемыми средствами по той или иной программе.

Итак, социальная и экономическая политика должна быть точно сориентирована на центральную фигуру всей системы – человека, на его потребности, для обеспечения нормального уровня жизни.

Я уверен, путем соответствующих реформ в социально-экономической области, четко отлаженного механизма поддержки населения, через несколько лет мы достигнем уровня реально здорового государства, которое сможет поддерживать человека, его достойное проживание, государства с сильной экономикой и твердой социальной системой.


Список литературы.

1.  Власть. 1999. № 9. С. 30.

2.  Газета «Аргументы и факты». 2007. 40. С. 20.

3.  Газета «Аргументы и факты». 2007. 43. С 8.

4.  Газета «Аргументы и факты». 2007. 44 (1409). С. 4.

5.  Газета «Аргументы и факты в Удмуртии». 2007. № 45. С. 3.

6.  Газета «Аргументы и факты». 2007. 47. С. 19, 23.

7.  Газета «Звезда» Кезского района. 2007. 76 (9196). С. 2.

8.  Газета «Звезда» Кезского района. 2007. 86 (9206). С. 1, 3.

9.  Словарь гендерных терминов (Интернет-версия под ред. В. И. Калабихиной).

10.    Социологический энциклопедический словарь / Г.В. Осипов. Москва. 1998.

11.    Социс. 2003. № 6. С. 88.

12.    Субботняя газета». 2008. №8 (536). С. 3.

13.    Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений «Человек и общество» /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. -5-е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1999. С. 312-313.


[1] Данные Всероссийского центра уровня жизни.

[2] Алексей Шевяков  // Газета «Аргументы и факты». 2007. № 47. С. 19.

[3] Социологический энциклопедический словарь / Г.В. Осипов. Москва. 1998.

[4] Социс. 2003. № 6 .

[5] Словарь гендерных терминов  (Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной).

[6] Газета «Аргументы и факты». 2007.  № 47. С. 23.

[7]Социс. 2003. № 6. С. 88.

[8] Власть. 1999.  № 9.  С. 30.

[9] Газета «Звезда» Кезского района. 2007.  № 86 (9206). С. 3.

[10] Данные Федеральной службы государственной статистики.

[11] Газета «Аргументы и факты». 2007.  № 44 (1409). С. 4.

[12] Газета «Звезда» Кезского района. 2007. № 76 (9196). С. 2.

[13] Газета «Аргументы и факты в Удмуртии». 2007.  № 45. С. 3.

[14] Данные Федеральной службы государственной статистики.

[15] Данные Федеральной службы государственной статистики.

[16] Газета «Аргументы и факты». 2007.  № 43. С 8.

[17] Газета «Аргументы и факты».  2007.  № 40.  С. 20.

[18] Данные Федеральной службы государственной статистики.

[19] Газета «Аргументы и факты в Удмуртии». 2007.  № 45. С. 3.

[20] Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений «Человек и общество» /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. -5-е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1999. С. 312-313.

[21] Газета «Аргументы и факты в Удмуртии». 2007.  № 45. С. 3.

[22] Субботняя газета». 2008. 8 (536). С. 3.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.