скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Александр Блок

В первом сборнике А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме” наиболее ярко проявляется единство романтического и реалистического и свойственная поэту бивалентность образа. Герой Блока - романтик, любящий, но не всегда страдающий. Счастье для него в существовании идеала Прекрасной Дамы, а не в реализации любви к нему. Понятие счастливой любви переосмысливается Блоком: быть счастливым не значит быть рядом с любимой: земное чувство - ниже и упрощеннее идеала и самого героя.

Если бы злое несли облака,

Сердце мое не дрожало бы...

Скрипнула дверь. Задрожала рука.

Слезы. И песни. И жалобы.

Вот где реализация счастья и душевного напряжения. Самореализация не в Ты мой”, “твоя”, “люблю”, “Навеки твой”, а в “предчувствии” тебя.

В следующем сборнике “Распутья” мировосприятие лирического героя выходит за рамки интимного. Поэта интересует жизнь в рамках реальности, то, что происходит вокруг, то, неотъемлемой частью чего он стал. Невозможно понять его роль в окружающем “хаосе песен воды и хрипящих звуков”. То ли он “мальчик больной, играющий в жмурки с Вечностью”, то ли плачущий черный человек, “гасящий фонарики, карабкаясь на лестницу”.

В следующем сборнике “Город” кажется, что, несмотря на любовь поэта к городу, его лирический герой смертельно устал от “зловонного кадила городской гари”:

В этот город торговли Небеса не сойдут, делает вывод герой. А значит, этот город не для него.

“Снежная маска” Блока делится на два цикла: “Снега” и “Маски”. От одного цикла до другого с героем происходит душевная эволюция, и в “Масках” лирический герой Блока впервые переживает духовную смерть. В “Снегах” он “непокорен и свободен”; он опускается до земной любви, совершая трагическую ошибку:

И как, глядясь в живые струи,

Не увидать себя в венце?

Твои не вспомнить поцелуи

На запрокинутом лице?

Только потом герой понимает свою ошибку:

Я не открою тебе дверей. Нет. Никогда.

Слишком поздно. Для него потерян чистый, высокий идеал, и в “Масках тайно сердце просит гибели”.

“Все чаще я по городу брожу. // Все чаще вижу смерть - и улыбаюсь”. Вольные мысли” как нельзя лучше передают душевную усталость поэта. “Моя душа проста”. После переживаний, страданий и тоски лирический герой перерождается и начинает все сначала.

“Страшный мир” - новая грань в мировоззрении поэта. Страшный мир - это реальность, которая вытеснила из атмосферы, окружающей героя всё романтическое и возвышенное. Страшный мир - это нелюбовь, не только окружающая его, но и “вытравившая его душу, которая “на последний путь вступая // Безумно плачет о прошлых снах”. Опустошение и усталость рождают страсть. Ищущий выхода герой стоит перед дилеммой: “Притворяться непогибшим // И об игре трагической страстей // Повествовать еще не жившим” или отдаться “роковой отраде горькой, как полынь, страсти”. Не будучи в силах сделать выбор, “унижаемый и злой”, герой делает страшный для мира, для Вселенной вывод:

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь.

“Я сегодня не помню, что было вчера”, - пишет Блок в следующем своем сборнике Возмездие”. Но начинать жизнь сначала можно лишь с радостным чувством, он же смертельно болен” оттого, что его “земное сердце уставало // Так много лет, так много дней...”

К жизни лирического героя возрождает его “небесное” сердце. “О, я хочу безумно жить!” - пишет он в “Ямбах”. Вернувшись к жизни, Блок возвращается к страсти в сборнике “Кармен”. Для героя “бушует снежная весна”. Но здесь уже намечается проблема, которая позднее будет раскрыта в поэме “Соловьиный сад”:

Здесь - страшная печать отверженности темной

За прелесть дивную - постичь ее нет сил.

Там - дикий сплав миров, где часть души вселенной

Рыдает, исходя гармонией светил.

В этой поэме Блок осмысливает проблему счастья: чему посвятить свою жизнь: гражданскому или семейному счастью? Вывод? “Заглушить рокотание моря // Соловьиная песнь не вольна!” Блок находит оптимальный выход: он объединяет интимную и патриотическую любовь в одном цикле “Родина”. В письме к Станиславскому Блок пишет: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”.

Слияние темы Родины с темой любви находит свое выражение в отождествлении Руси с образом женщины-крестьянки и возлюбленной лирического героя. Его образ в произведении не однозначен и представляет собой синтез древнего воина и лирического героя, чья жизнь переосмысливается во всех циклах и стихотворениях сборника поэта.

В каждом стихотворении его образ изменяется под влиянием жизненного опыта А. Блока. В последнем этапе творчества поэта его лирический герой - не герой Символизма, а, скорее, собрание всего пережитого и перечувствованного Блоком.

 

3. Мечты и реальность в поэзии А. А. Блока

Об Александре Блоке говорили и будут говорить многие, потому что он является одним из лучших поэтов “серебряного века”. Стихи и поэмы Александра Блока - это одна из версий в русской поэзии, несмотря на то, что его творчество пришлось на переломный момент в жизни России - революцию 1917 года. Но тем не менее он “первый поэт земли русской” (А. Белый).

Блок вошел в мир людей с любовью и верой в светлый и чистый мир. Влюбленность - один из главных мотивов блоковской лирики. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви. И почти конкретное (лирический герой - Она) перекликается в “Стихах о Прекрасной Даме” с поиском идеала, Вечной Женственности:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном, предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя...

Мечта о Прекрасной Даме - попытка найти выход из пустыни одиночества, из замкнутого круга. Блок рисует свою мечту в стихах:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю.

О всех кораблях, ушедших в море, .

О всех, забывших радость свою.

Нежный профиль, длинная коса, белое платье:

Так пел ее голос, летящий в купол.

И луч сиял на белом плече.

И каждый из мрака смотрел и слушал

Как белое платье пело в луче.

Мы видим светлый луч, зачаровывающий образ, белое платье, пронзенное солнечным лучом.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

Незабываемое ощущение, переживание, вера в радость, любовь и светлую жизнь:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

В то же время мы видим трепетную и нежную любовь к земле русской, природе и отчему дому.

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы.

Над рощей - красный диск луны

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали.

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Вместе с ожиданием чистой и светлой любви, Вечной Женственности лирический герой ощущает одиночество, тоску, жажду встречи с ней, но и боязнь того, что она окажется не такой, какой представляется ему:

Безотрадному Сну я не верю,

Погрузив мое сердце в покой...

Скоро жизнь мою бурно измерю

Пред неведомой встречей с тобой.

Лирический герой Александра Блока начинает более реально вглядываться в себя и в мир, окружающий его, и задавать вопросы, волновавшие человечество во все времена: о смысле жизни, о стремлении к совершенству, о назначении человека. Но мечты о Прекрасной Даме не могут оградить лирического героя Блока от реальной жизни. Странная и грязная действительность проникает в его мир. Появляются стихи “Фабрика”, “Сытые”, “На железной дороге” и эти строки:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться не погибшим.

И об игре тропических страстей

Повествовать еще не жившим.

Трагизм состояния героя ярко выражен в стихотворении “Сытые” и Незнакомка”. Таинственная незнакомка, загадочная, прекрасная дама, - это всего лишь мечта, помогающая выйти из повседневной и грязной однообразности. Но чувство беспомощности, невозможности выхода из замкнутого круга, бесполезности существования побеждает:

...Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.

Здесь мы замечаем и некоторую отрешенность лирического героя:

Я пригвожден к трактирной стойке,

Я пьян давно.

Мне все равно.

Вон счастье мое - на тройке

В сребристый дым унесено...

И здесь Блоку помогают размышления и думы о Родине. Это понятно, потому что для каждого человека Родина является второй матерью. В трудные для человека минуты он вспоминает о ней. Это воспоминания придают ему духовные силы. И тяга к Родине, где бы он ни был, всегда будет его беспокоить:

Да я горд, что родился в России!

И Господь повелел мне здесь жить!

И судьбою обязан я ей

И готов за нее умереть.

Так и для Блока тема Родины - личная. Как М. Ю. Лермонтову дороги “дрожащие огни печальных деревень”, так Блоку дорога Россия:

Россия, нищая Россия,

Мне губы серые твой,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви!

Александр Блок испытывает к Родине, с одной стороны, чувство любви, тоски по ней, сострадания, а с другой - веру в прекрасное ее будущее и желание изменить к лучшему жизнь своего народа. Именно это волнение за будущее Родины переполняет лирического героя в поэме “Двенадцать”. Она написана в 1918 году, в переломный для России момент, когда Россия вступила в новую и довольно туманную, непонятную эпоху. Сможет ли русский народ выстоять под ветром истории и превратить сегодняшний хаос в гармонию? Этот вопрос волновал героя поэмы Двенадцать”. Несмотря на разгул ужаса, убийства, Блок призывает слушать музыку революции”. Веру в освобожденную Россию, вступающую в новую эпоху, являющуюся оплотом счастливого будущего всего человечества, мы можем ощутить в блоковских “Скифах”:

О, старый мир! Пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия-Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Он глядит, глядит в тебя.

И с ненавистью и с любовью!..

Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь.

Которая и жжет, и губит!..

Несмотря на то что творчество Александра Блока пришлось на довольно трудный период в жизни России, его искания и заблуждения в поисках светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, человечества и любви остаются актуальными и по сей день. Его ранние мечтания о Прекрасной Даме, о поисках Вечной Женственности дают повод для размышления нынешнему молодому поколению. Ибо истинная любовь является и по сей день одной из движущих сил в жизни человечества. Я хочу закончить свое сочинение моим самым любимым стихотворением Александра Блока, оно поражает меня сопричастностью поэта к судьбе Родины, желанием служить ей до конца, до Креста, до Голгофы! Оно - мне боль, надежда и вера в спасение России:

И вижу, по реке широкой

Ко мне плывет в челне Христос.

В глазах - такие же надежды,

И то же рубище на нем.

И жалко смотрит из одежды

Ладонь, пробитая гвоздем.

Христос! Родной простор печален!

Изнемогаю на кресте!

И челн твой - будет ли причален

К моей распятой высоте?


Заключение

Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта. Вопрос о роли поэта в обществе, о его влиянии на окружающий мир был впервые всерьез затронут поэтами XIX века. С именем А. С. Пушкина связано начало употребления слова “поэт” в качестве названия профессии, призвания. Такая творческая концепция была принята поэтами начала XX века.

Трактовка темы поэта и поэзии Блоком в определенные периоды его творчества сходна с пушкинской трактовкой этой темы.

Несмотря на то что теме поэта и поэзии посвящено не так уж много стихотворений, все они чрезвычайно значимы для понимания всего творчества А. А. Блока. Как уже было сказано, трактовка темы творчества Блоком носила определенные черты пушкинского восприятия этой темы. Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества. Для Блока поэт выше любого представителя толпы уже потому, что он поэт, и совершенно неважно, каков он в жизни. Мотив несоответствия внешнего и внутреннего облика поэта также перешел в лирику Блока из творчества А. С. Пушкина. Для подтверждения этого достаточно сравнить стихотворение Блока “Поэты” и пушкинское стихотворение “Поэт”, написанное в 1827 году. Поэт Пушкина:

В заботах суетного света ...малодушно погружен;

Молчит его святая лира,

Душа внушает хладный сон,

Быть может, всех ничтожней он...

Это определение в полной мере подходит и поэтам, которые живут там, где за городом вырос пустынный квартал на почве болотной и жидкой”. Они даже гораздо ничтожней, чем поэт Пушкина, но именно этим окончательно утверждается идея стихотворения “Поэт”. Блок как бы дополняет Пушкина, он утверждает, что даже настолько опустившийся поэт, как тот, что “свой день посвящал вину и усердным работам”, выше и чище духовно, чем “милый читатель” и “критик слепой”, который “доволен собой и женой ”.

Поэтому поэт не должен прислушиваться к мнению толпы, толпа противостоит поэту, она не понимает его, ибо ей доступны “и косы, и тучки, и век золотой”. Кроме того, иногда толпа просто пытается уничтожить поэта:

Там -он на эшафоте черном ,

Слагает голову свою;

Здесь - именем клеймят позорным

Его стихи...

Вследствие такого противоборства поэта и толпы определяются и основные задачи поэта, цель его творчества. Она заключается в том, чтобы уйти от мира суеты в мир прекрасного. Только тогда поэт сможет реализовать свое предназначение:

Все сущее - увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся воплотить!..

Только тогда потомки скажут о нем:

Он весь - дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество!..

Такой подход к этой теме в ранние периоды творчества Блока был прежде всего связан с его приверженностью символистской школе, также пропагандировавшей уход поэта из мира реального в мир идеальный.

Однако позже в творчестве Блока происходит коренной перелом, меняется его представление о роли поэта, его начинает волновать все происходящее вокруг, он становится участником разворачивающихся событий. Блок, предчувствуя близящиеся перемены. принимает общую позициюинтеллигенции, готовой погибнуть, но искупить свою “вину” перед народом. И уже вдохновенье велит поэту совсем не то, что раньше:

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета...

Блок готов с радостью воспевать “сей мир ужасный”, потому что он верит в приход нового, светлого мира. С миром же прежним поэт должен порвать, ибо нельзя совместить сразу два противоположных мира:

Пускай зовут: Забудь поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта - нет. Покоя - нет...

В этом отношении показательна поэма Блока “Соловьиный сад”. В духовном мире лирического героя поэмы отразились те противоречия, которые переживал сам Блок. Противоречия, связанные с пониманием долга поэта. Поэт, как и герой Соловьиного сада”, стоит перед выбором между личным, эгоистическим счастьем и пользой, при этом фактически жертвуя собой.

Идея жертвенности поэта сохраняется в поэзии Блока вплоть до поэмы “Двенадцать”. После этого происходит самый глубокий кризис в творчестве поэта. Блок понимает, что “мир иной, обетованный и прекрасный” не придет, таким образом, Блок оказывается как бы вне времени и пространства: он отрекся от мира старого, не нашел мира нового. И тогда Блок вновь обращается к имени Пушкина, в котором он видел идеал поэта. В стихотворении “Пушкинскому Дому” отразилась новая творческая концепция Блока, концепция глобальная, утверждающая внутреннюю свободу поэта как наивысшую ценность. Здесь же отразилось и окончательное восприятие поэзии как рода художественной литературы. Поэзия не должна быть сиюминутной, она должка быть всеобъемлющей, охватывать самые различные, пусть и незначительные, жизненные проявления, находя в них красоту. В поэзии должны слышаться:

...Звоны ледохода

На торжественной реке.

Переклички парохода...

С пароходом вдалеке и вообще все, что мило и дорого сердцу. Таким образом, тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверждал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обращения его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И, наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, является объединяющим оба предыдущих этапа и как бы примиряющим поэта и окружающий его мир.


Список литературы

1. Михайлов А.А. Изучение творчества А.А.Блока. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

2. Абрамов А.С. Блока А.А. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.

3.Просвирина И.Ю. Блок А.А. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

4. Блок А.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г.

5. Павлов П.В. Писатель Блок. М., Молодая гвардия, 1988 г.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.