скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыНаучная работа: Временная трансспектива внутренней жизни мастера (психопоэтика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита")

Герой роман Булгакова воспринимает свою жизнь в подвальчике как законченную, это обусловливает формальное уплотнение и изменение жизни, ее временных границ. Его жизнь, лишенная будущего, цели и последующего смысла, становится эмоционально измеримой, выразительной, в ней осмысливаются творческая позиция мастера, его духовный мир, который позволил создать роман о Понтии Пилате и одновременно не дал сил выдержать нападки литераторов.

Осознание своего существования героем устанавливает особые границы пространства и времени. Сложность восприятия пространственно-временных границ героя заключается в том, что он осмысливает свою собственную жизнь. Именно поэтому он воспринимает случившееся с ним во времени и вместе с тем вне времени. Мастер жил в подвальчике, переживал, любил, творил – вся его жизнь была привязана к определенным временным событиям и определенному пространству. В своей исповеди, рефлексируя, он помещает себя - другого, минувшего, во время, которое текло в подвале, сам же находится вне времени, он сам, сегодняшний, способен рассматривать свою прошлую жизнь в ее временной организации. Мастера, который жил в подвале, не интересовала привязанность ко времени, также как не интересует его настоящая жизнь в клинике в момент исповеди. Свое прошлое мастер воспринимает эмоционально-ценностно, оно для него имеет смысловое единство; настоящее представлено для него во временно-пространственном единстве.

В своем романе, описывая события двухтысячной давности, мастер также осмысливает жизнь Иешуа и Понтия Пилата. Для него она тоже эмоционально-ценностна, для них же она представлена в пространственно-временной протяженности. Мастер оформляет внутреннюю сущность своих героев теми же принципами, что использует в изображении своей собственной жизни. Он создает историю о Понтии Пилате так же, как создает сюжет собственной жизни, в которой героем оказывается он-другой. "Эстетическое видение мира, - писал М.М. Бахтин, - образ мира, создается лишь завершенной или завершимой жизнью других людей - героев его. Понять этот мир как мир других людей, свершивших в нем свою жизнь, - мир Христа, Сократа, Наполеона, Пушкина и проч., - первое условие для эстетического подхода к нему". [9] Для создания образов своих героев, мастеру надо было "отойти от себя, чтобы освободить героя для свободного сюжетного движения в мир". [10] Жизнь героев романа мастера принципиально завершенная, именно погружение в нее, где все долги и обязательства прощены, все надежды оставлены, дает возможность мастеру взглянуть на минувшее как на эстетическую данность, позволяющую создать художественное произведение – закономерный итог эстетического, сюжетного, самоценного движения в прошлом.

Включение человеческого времени в широкие связи с мирозданием автоматически вводит такие понятия как рок и судьба, отсюда насыщенность драматического действия булгаковских произведений множеством "роковых" эпизодов. М. Бахтин вводил понятие "авантюрного времени случая", поясняя, что это есть "специфическое время вмешательства иррациональных сил в человеческую жизнь… Моменты авантюрного времени лежат в точках разрыва нормального хода событий, нормального жизненного, причинного или целевого ряда, в точках, где этот ряд прерывается и дает место для вторжения нечеловеческих сил – судьбы, богов, злодеев. Именно этим силам, а не героям, принадлежит вся инициатива в авантюрном времени". [11] Эту мысль в романе Булгакова проводит Воланд, утверждая, что "человек внезапно смертен" (с.18). Для Булгакова случай, как несчастный, так и благоприятный, есть воля судьбы, неподвластной человеку. Человек отнюдь не обречен на вечные беды по воле рока, судьба может быть и благосклонной, послав удачу. В этом писатель был убежден, проверив на собственном опыте. Случай управляет и жизнью мастера: получение выигрыша в размере ста тысяч, неожиданная встреча с Маргаритой, неожиданная реакция критиков на роман, внезапное спасение из клиники и т.д. Маргарита, в отличие от своего возлюбленного, с нетерпением ожидает случая, для нее любой знак рока означает изменение застывшей жизни, у нее есть предчувствие изменений, в этом есть момент возможности героини, если не управлять временем, то чувствовать его, чем она становится близка Воланду и его свите. Более того, Маргарита оказывается в отдельные моменты более всеведущей, чем Воланд: ей дана уверенность в перемену к лучшему раньше, чем "дух зла" остановил на ней свой выбор.

Таким образом, эффект неожиданности, непредсказуемости организует ход событий романа. Внезапность становится определяющей и во взаимоотношениях героев. "Внешнее" время, время действия романа в повествовании о московских событиях укладывается в три дня. За эти дни оно организуется, по выражению Бахтина, технически: "важно успеть убежать, успеть догнать, опередить, быть или не быть как раз в данный момент в определенном месте, встретиться или не встретиться и т.п. ". Особенно ярко выражена торопливость в действиях Иванушки, осуществляющего погоню за странным иностранцем. Здесь счет идет на секунды и минуты, герой это чувствует. На фоне его суетливости окружающий мир кажется замедленным, но в этом и рассудочность внешнего мира. Хаос же внутреннего мира Иванушки оказывается необходим для того, чтобы герой смог выстроить по-новому свою систему ценностных ориентаций. Так повествование о московских событиях определяется понятиями "вдруг" и "как раз": вдруг появляется Воланд на Патриарших прудах, случайно там оказываются Берлиоз с Иванушкой, отрезанная голова Берлиоза выглядит как несчастный случай, выступление Воланда в варьете тоже не запланированы администрацией театра, статус королевы бала для Маргариты неожиданность и т.д. Время ершалаимских глав оказывается менее всего зависимым от случая: повествование в истории о казни Иешуа определяется евангельским сюжетом, в котором большую роль играет предсказание, а значит внезапность происходящего практически сведена к нулю. Однако и в истории мастера неожиданным оказывается поведение Пилата, выделившего бродягу Га-Ноцри из всех преступников, не сумевшего его спасти и, потому мучившегося от осознания своей вины. Именно мучения Пилата становятся той неожиданностью, которая воспринимается поразительной не только для собеседника прокуратора Киафы, но и читателей романа – Маргариты, Иванушки и, главное, для самого мастера, создателя романа.

В беседе с Иванушкой в клинике мастер не концентрирует свое внимание на всех тех случайных событиях, которые произошли с ним, однако, выстраивая трансспективу собственной жизни, герой выходит на экзистенциальный, порой физиологический уровень. Все более погружаясь в воспоминания о событиях, связанные с сильными эмоциональными переживаниями, мастер бессознательно закрепляет их в своей памяти. Так главными этапами в его жизни становятся начало работы над романом (а не случайный выигрыш ста тысяч); встреча с Маргаритой и любовь к ней. Герой меньше всего сознательно ориентируется на бытующие в обществе представления о себе и своем жизненном пути, на социально принятые ориентиры. Именно об этом говорят вскользь упомянутые сведения о его бывшей профессии, работе и семейной жизни. Мастер перестает воспринимать себя как социально определившегося, а это значит, что реалии времени, в котором он живет, больше не являются для него ориентирами. Серьезной точкой перелома в ряду мысленных образов мастера становятся переживания, связанные с травлей и агрессией со стороны литераторов. Надо думать, что подсознательно для самого Булгакова в свою очередь пренебрежение к его таланту было таким же роковым переживанием, как и для героя его романа. Булгаков с горечью пишет в 1934 г.: "Немирович прислал поздравительное письмо Театру, в котором ни одним звуком не упомянул об авторе. Оригинально, оригинально, клянусь пятисотым спектаклем! ". [12] Но жизнь булгаковского героя наделяется автором еще более трагическими событиями, в ряду которых переломными оказываются осознанно или неосознанно соотносимые мастером со своими наиболее эмоционально окрашенными переживаниями. Так временная трасспектива булгаковского героя выстраивается от ряда тех этапных событий, которые являются определяющими для его эмоционального настроя.

Другая важнейшая пространственно-временная особенность внутреннего мира главного героя "Мастера и Маргариты" - взаимопереход внешних и внутренних параметров. Пространственно-временной образный континуум обладает уникальной особенностью интегрировать своим существованием обе действительности: и внешнюю и внутреннюю. Интеграция может осуществляться, с одной стороны, путем "объективации" как "вынесения себя во внешний мир", а, с другой стороны, путем "субъективации" - преображением явлений внешнего мира в мире своей души. Для мастера становится ближе второй путь, потому что природа творчества предполагает прежде всего процесс наблюдения за явлениями внешнего мира, а затем последующий анализ и синтез их, что ведет к созданию совершенно нового пространственно-временного континуума, составляющими которого оказываются внутренний мир самого автора и мир созданного им произведения. Отсюда рождается идея о многомерности того и другого мира, при ближайшем рассмотрении которого появляется модель образной трансспективы, усложняющейся тем, что авторские образы прошлого, настоящего и будущего начинают по-новому организовывать те же образы героя, приобретая иное значение на страницах литературного произведения.

Ход внутреннего времени героя начинает ускоряться или замедляться не только от его активности во внешнем мире, но и от активности внутреннего мира (мысли, чувства, воспоминания, фантазии) и от состояния сознания. При изменении состояния внутреннего мира изменяется течение внутреннего времени, включая все его составляющие (психофизиологическое время, субъективное время, время мышления). Так психофизиологическое время Маргариты с исчезновением мастера изображается автором замедленным, несмотря на то, что между последней встречей и вещим сном героини прошло немногим меньше полугода. Субъективное время героини тоже внезапно меняется с предчувствием перемен: оно становится более динамичным и активным. Характерное для мастера время мышления, которое оказывается под пристальным наблюдением самого автора, полностью зависит от состояния покоя, которого так жаждет герой. Беспокойство, связанное с неприятностями внешнего мира, рождают в мастере негативные воспоминания, что приводит к беспорядочности его внутреннего пространственно-временного континуума. Однако воспоминания и мечты о покое напротив замедляют ход внутреннего времени, что позволяет герою стать Мастером, а не вечным пациентом клиники Стравинского и не массовым писателем, которым оказывается каждый в Массолите. Таким образом, свойство ускорения-замедления, обратный ход времени и подобное связано чаще всего с возникновением критических ситуаций, моментами стресса, опасностью для жизни, временным дефицитом. Так торопливость Ивана Бездомного в попытке поймать странного иностранца чудесным образом вмещает в небольшой отрезок времени погони множество событий, среди которых и посещение коммунальной квартиры незнакомого дома, купание, скандал в Грибоедове и т.д. Впоследствии Иванушка не может все это логично выразить на бумаге в связи с тем, что его сознание оказалось неспособным охватить длительность психофизиологического времени.

Одним из свойств внутреннего времени, которым наделяет Булгаков своих героев, оказывается "вневременное" состояние, охватывающее героев в моменты погружения в свой внутренний мир, свои переживания. Это состояние является определяющим тогда, когда они живут в подвале, закрывшись от внешнего мира, ощущение этого знакомого состояния приходит Маргарите во сне, когда ей дано увидеть мастера. И, наконец, оно навсегда остается с героями в их доме покоя, полученном в награду от Воланда. Булгаков организует внутренний мир своего мастера в разных пространственно-временных плоскостях, среди которых мистическое становится одним из определяющих факторов в изображении природы внутреннего времени и переживания.

Отличительная черта настоящего художника в том, что он может вжиться в мир своих героев, и тогда этот мир представляется едва ли не более реальным, чем авторский, что и становится предметом воплощения в романе Булгакова. История, угаданная мастером, обладает сверхъестественным воздействием на всех, кто соприкасается с рассказанными в ней событиями. Гений мастера, явление Воланда, цепь фантастических событий и чудесных случаев оказываются органически соединены с бытовой реальностью, что наглядно иллюстрирует булгаковскую идею органической сплоченности единения всех живых сил бытия и присутствия некоего стихийного космического разума. Булгаков знает, что события одного тысячелетия могут быть тесно связаны непрерывной цепью с событиями иного тысячелетия, ибо, согласно гностикам "земное время" в нашей земной действительности внедрено в "небесное время", в "глубину вечности", в "божественное время", является "внутренней эпохой самой вечности". [13]


[1] Булгаков М. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8: Жизнеописание в документах. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 283

[2] Рыжов Ю. Творчество: теургия или антропоургия? // Материалы международной конференции «Русское богословие в европейском контексте: Булгаков и западная религиозно-философская мысль». Таганрог, 2006. С. 45

[3] Булгаков М. Мастер и Маргарита: Роман. Рассказы. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.  (Цит: здесь и далее – А.К.)

[4] Кораблев А. Время и вечность в пьесах Булгакова (Время и вечность в пьесе Булгакова//М.А. Булгаков— драматург и художественная культура его времени. М. 1988 С. 39

[5] Кораблев А. Время и вечность в пьесах Булгакова (Время и вечность в пьесе Булгакова//М.А. Булгаков— драматург и художественная культура его времени.  М. 1988. С. 55

[6] Горностай П. Творчество как форма освоения и переживания времени личности.[Электронный ресурс] М. 1990 – Режим доступа:  http://mirror01.users.i.com.ua/~p_gorn/publ01.html (14 дек. 2004)

[7] См. об этом: Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект)//Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. с. 216-230

[8] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. – М.: Искусство, 1986.С. 135

[9] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. М.: Искусство, 1986. С. 124

[10] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. М.: Искусство, 1986.С 136

[11] Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике//Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 245

[12] Булгаков М. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8: Жизнеописание в документах. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 442

[13] Химич В. В мире Михаила Булгакова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. С. 123


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.