скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Законодательные основы отчетности в России и международной практике


2.9 Структура и состав показателей отчета об изменениях капитала

Таблица 9.          Структура и состав показателей отчета об изменениях капитала

Наименование РСБУ МСФО Комментарий
Представление компонентов капитала организации В Приказе Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» в рекомендованном образце формы отчета о движении капитала предусмотрено раскрытие движения средств резервов организации Раскрытие резервов, создаваемых организацией в соответствии с требованиями МСФО, предусмотрено либо в бухгалтерском балансе, либо в пояснениях к финансовой отчетности (п.68,75 МСФО 1). Различные способы раскрытия информации о резервах.

Раздельное представление компонентов капитала в части акционеров материнской компании и доли меньшинства

Форма отчета об изменениях капитала не предусматривает возможность обособленного представления капитала с учетом долей головной (материнской) организации и доли меньшинства (см. Приложение к приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н).

В Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.12.96 №112 указано, что в сводном бухгалтерском балансе составляющие капитала Группы показываются за минусом доли меньшинства.

В отчете об изменениях капитала предусмотрено раскрытие общей величины доходов и расходов в составе капитала, а также дивидендов, относящихся к доле акционеров материнской компании и к доле меньшинства (подп. (c) п.96 МСФО 1). РСБУ не содержит специальных указаний в части представления доли меньшинства в отчете о движении капитала. Из Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.12.96 №112, можно сделать вывод о том, что доля меньшинства не отражается в отчете об изменении капитала.
Корректировка входящего сальдо по компонентам капитала Не предусмотрена корректировка входящего сальдо по компонентам собственного капитала в связи с исправлением ошибок, относящихся к предыдущим отчетным периодам, что связано с невозможностью ретроспективной корректировки ошибки (п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н) П.100 МСФО 1 устанавливает раскрытие корректировки для получения входящего сальдо капитала по компонентам с учетом требования МСФО 8 о ретроспективной корректировке на величину ошибок ведения бухгалтерского учета, по операциям предыдущих отчетных периодов. В соответствии с РСБУ представление в отчете об изменениях капитала корректировки на величину ошибок в бухгалтерском учете, относящихся к операциям предыдущих периодов, не осуществляется в связи с тем, что правила учета не предполагают соответствующей корректировки.
Структура статей, характеризующих изменение компонентов капитала

В соответствии с п. 30 ПБУ 4/99 в составе бухгалтерской отчетности должна раскрываться информация о наличии и изменениях уставного капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации

Состав статей, связанных с изменением компонентов капитала определен в п. 30 ПБУ 4/99.

К числу статьей, характеризующих изменение капитала за период, относятся:

- дополнительный выпуск акций

- уменьшение номинала акций

- уменьшение количества акций

- переоценка имущества

- реорганизация

- доходы и расходы, относимые в соответствии с правилами учета на увеличение (уменьшение) уставного капитала.

Указанная структура может быть модифицирована путем включения дополнительных показателей исходя из положений п. 6 ПБУ 4/99.

В образцах форм, утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" приводится несколько иная классификация статьей отчета об изменениях капитала.

В соответствии с п. 96 МСФО 1 минимальный набор показателей, подлежащих раскрытию в отчете о движении капитала ограничивается

прибылью или убытком за период;

статьями доходов и расходов за период, которые в соответствии с требованиями остальных Стандартов и Интерпретаций признаются непосредственно в собственном капитале, а также итоговой суммой этих статей.

Кроме того, часть информации может быть раскрыта как непосредственно в отчете о движении капитала, так и в примечаниях к отчетности. Такое раскрытие необходимо в отношени

суммы операций с владельцами собственного капитала;

сальдо нераспределенной прибыли на начало периода и на отчетную дату, а также соответствующих изменений за период;

сверки между балансовой стоимостью каждого класса оплаченного собственного капитала и каждого резерва на начало и конец периода, с отдельным раскрытием каждого изменения.

В целом можно отметить, что походы к формированию статьей в отчете о движении капитала в РСБУ и МСФО принципиально не различается. Различия носят, скорее, технический характер, поскольку конкретизация статей принципиально не меняет походов к выделению основных классов хозяйственных операций, раскрываемых в отчете о движении капитала.

2.10 Структура и состав показателей отчета о движении денежных средств

Таблица 10. Структура и состав показателей отчета о движении денежных средств.

Наименование РСБУ МСФО Комментарий
Представле-ние движения денежных средств по инвестиционной деятельности

В соответствии с п.15 «Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденной приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, к информации по инвестиционной деятельности относится:

- деятельность организации, связанная с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).

-деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей;

-деятельность организации,, связанная с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки.

Инвестиционная деятельность - приобретение и продажа долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам (п.6 МСФО 7).

МСФО 7 не включает в состав инвестиционной деятельности инвестиции, представляющие денежные эквиваленты. В соответствии с п.7 МСФО 7 инвестиция, чтобы квалифицироваться в качестве эквивалента денежных средств, должна быть легко обратимой в определенную сумму денежных средств, и подвергаться незначительному риску изменения стоимости (см. также п.15 МСФО 7).

В МСФО в отличие от РСБУ высоколиквидные инвестиции краткосрочного характера учитываются в составе денежных эквивалентов при составлении отчета о движении денежных средств.
Представле-ние движения денежных средств по финансовой деятельности В соответствии с п.15 «Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденной приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, к информации по финансовой деятельности относится деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.). Банковские займы обычно рассматриваются как финансовая деятельность. Однако, если банковские овердрафты, возмещаемые по требованию, составляют неотъемлемую часть управления денежными средствами компании, то они включаются в качестве компонента денежных средств и их эквивалентов (п.8 МСФО 7). В МСФО в отличие от РСБУ банковские овердрафты могут учитываться в качестве компонента денежных средств (в случае отрицательного сальдо с противоположным знаком) и не отражаться в составе движения по финансовой деятельности.


Представление денежных потоков по операционной деятельности

Предусмотрена возможность представления движения денежных средств по текущей деятельности с исключительно с использованием прямого метода (в соответствии с формой №4 в приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 .№ 67н). Компания должна представлять потоки денежных средств от операционной деятельности, используя либо прямой метод, либо косвенный метод (п.18 МСФО 7). В отличие от РСБУ, МСФО предоставляет возможность компаниям выбрать метод представления денежных потоков (прямой или косвенный). В то же время, в п. 19 МСФО 7 приоритет отдается прямому методу представления денежных потоков.
Возможность использования нетто-метода Возможность использования нетто-метода не предусмотрена.

В соответствии с п.22 МСФО 7 потоки денежных средств, возникающие в результате операционной, инвестиционной или финансовой деятельности могут представляться в отчете о движении денежных средств в нетто-оценке:

(a) денежные поступления и платежи от имени клиентов, когда потоки денежных средств отражают скорее деятельность клиента, а не деятельность компании; и

(b) денежные поступления и платежи по статьям, отличающимся быстрым оборотом, большими суммами, и короткими сроками погашения.

В РСБУ не допускается зачет статей отчета о движении денежных средств.
Раскрытие информации о выплате дивидендов Выплаченные дивиденды классифицируются в составе текущей деятельности (см. форму № 4 в приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н). В соответствии с п.34 МСФО 7, выплаченные дивиденды могут классифицироваться как финансовые потоки денежных средств, так как они являются затратами на привлечение финансовых ресурсов. В тоже время, для того, чтобы помочь пользователям в определении способности компании выплачивать дивиденды из операционных потоков денежных средств, выплачиваемые дивиденды могут классифицироваться как компонент денежных потоков от операционной деятельности. МСФО более гибко, чем РСБУ, подходит к вопросу классификации выплаченных дивидендов в отчете о движении денежных средств.
Раскрытие информации о платежах по налогу на прибыль В форме №4 (см. приложение к приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н) предусмотрено раскрытие платежей по налогам и сборам в составе текущей деятельности. Денежные потоки, возникающие в связи с налогом на прибыль, должны раскрываться отдельно и классифицироваться как денежные потоки от операционной (текущей) деятельности, если только они не могут быть конкретно увязаны с финансовой или инвестиционной деятельностью (п.35, 36 МСФО 7). МСФО более гибко, чем РСБУ, подходит к вопросу классификации величины платежей по налогу на прибыль в отчете о движении денежных средств
Раскрытие средств, недоступных для использования

В РСБУ раскрытие денежных средств и эквивалентов, недоступных для использования, прямо не предусмотрено.

В то же время информация о денежных средствах, недоступных для использования, подлежит раскрытию в отчетности исходя из принципа существенности.

В соответствии с п.48 МСФО 7 компания должна раскрывать, вместе с комментариями руководства, сумму значительных остатков денежных средств и эквивалентов денежных средств, имеющихся у нее, но недоступных для использования. Требования в отношении раскрытия информации о денежных средствах и эквивалентах, недоступных для использования, в РСБУ являются менее формализованными.
Раскрытие информации о движении денежных средств по сегментам В РСБУ не предусмотрено раскрытие движения денежных средств по отчетным сегментам. В соответствии с подп. (d) п.50 МСФО 7 в отчете о движении денежных средств поощряется раскрытие дополнительной информации о сумме денежных потоков, возникающих от операционной, инвестиционной и финансовой деятельностти Порядок раскрытия движения денежных средств по отчетным сегментам РСБУ не установлен.

 


2.11 Пояснительная записка к финансовой (бухгалтерской) отчетности

Таблица 11. Пояснительная записка к финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Наименование РСБУ МСФО Комментарий
Функции пояснительной записки Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении (п.24 ПБУ 4/99).

Примечания к финансовой отчетности компании должны:

(a) представлять информацию об основе подготовки финансовой отчетности и конкретной учетной политике, используемой в соответствии с параграфами 108-115 МСФО 1;

(b) раскрывать информацию, требуемую Международными стандартами финансовой отчетности, которая не представлена непосредственно в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменениях в капитале или отчете о движении денежных средств; и

(c) обеспечивать дополнительную информацию, которая не представлена в непосредственно в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменениях в капитале или отчете о движении денежных средств, но необходима для достоверного представления какого-либо из этих отчетов.

Различий нет.
Порядок представления информации Возможный состав пояснительной записки приведен в п.19 «Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденной приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, однако не устанавливает порядок представления информации в пояснительной записке. В п.105 МСФО 1 даны рекомендации в отношении порядка представления примечаний к финансовой отчетности, направленного на облегчение понимания финансовой отчетности и сопоставления ее с финансовой отчетностью других организаций. Последовательность представления информации в составе пояснительной записки в РСБУ не установлена.
Раскрытие информации об учетной политике

В соответствии с п.15 ПБУ 1/98 cущественные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации (п.23 ПБУ 1/98).

Требования к раскрытию информации об изменениях в учетной политике (как имевших место, так и будущих) рассмотрены в отдельном документе..

В соответствии с п.108 МСФО 1 организация должна кратко изложить важные положения учетной политики, включая основу (основы) измерения, использованную при подготовке

финансовой отчетности, а также иные положения учетной политики, уместные для понимания финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В соответствии с п.113 МСФО 1 организация должна раскрывать в разделе описания учетной политики или в примечаниях к финансовой отчетности суждения, помимо тех, что связаны с расчетными оценками (см. п. 116 МСФО 1), которые принимало руководство в процессе применения тех аспектов учетной политики, которые оказывают наиболее значительное влияние на суммы, признанные в финансовой отчетности.

В соответствии с п.116 МСФО 1 организация должна раскрывать в примечаниях информацию, представляющую основные предположения в отношении будущего. Необходимо раскрывать основные источники информации относительно оценки неопределенности, существующей на отчетную дату в отношении рисков существенной корректировки балансовой оценки активов и обязательств в течение следующего финансового года.

В отношении указанных активов и обязательств организация раскрывает:

(а) их характер и (b) их балансовую стоимость на отчетную дату.

В отличие от требований МСФО, в РСБУ раскрытие информации о ключевых допущениях относительно будущего и других источников неопределенности, могущих повлиять на корректировку балансовой оценки активов и обязательств в будущем не предусмотрено.

МСФО допускает два основания для изменения учетной политики:

- изменение вследствие принятия стандарта или интерпретации

- добровольное изменение, направленное на формирование надежной и более уместной

В последнем случае МСФО не содержит требований о раскрытии характера предполагаемых изменений.

Раскрытие информации в отношении политики управления капиталом

Прочие требования к раскрытию информации, направленные на понимание пользователями особенностей деятельности компании

Соответствующие положения отсутствуют.

В соответствии с п. 19 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности в пояснительной записке следует привести:

краткую характеристику деятельности организации, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли,

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.

В соответствии с п. 124А-124С МСФО 1 компания должна раскрывать

(а) качественную информацию, характеризующую управление капиталом (в частности, описание объекта управления, содержание имеющихся внешних требований в отношении капитала .

(b) количественные характеристики компонентов, включаемых в состав капитала

(с) изменения, произошедшие по сравнению с предыдущим периодом в отношении вышеуказанных параметров

d) факт соответствия либо несоответствия условиям внешних требований в отношении капитала, при этом в случае несоответствия также должна раскрываться информация о последствиях, вызванных таким несоответствием

В соответствии с пп.125-126 МСФО 1 Организация обязана раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности:

- сумму дивидендов, предложенных или объявленных до утверждения финансовой отчетности к опубликованию, но не признанных как распределение владельцам собственного капитала в течение отчетного периода, и соответствующую сумму в пересчете на акцию;

 - сумму любых не признанных дивидендов по привилегированным кумулятивным акциям.

- постоянное место нахождения и организационно-правовая форма организации, страна ее происхождения и адрес зарегистрированной конторы (или основное место ведения дел, если оно отличается от места размещения зарегистрированной конторы);

-описание характера операций и основных видов деятельности организации;

-наименование материнской компании и конечной материнской компании группы.

Дополнительная информация (например, по управлению рисками) раскрывается в соответствии с другими стандартами МСФО и не анализируется в данном сравнении.

В отличие от МСФО в РСБУ отсутствуют требования о раскрытии информации в отношении политики управления капиталом.

В РСБУ положения в отношении раскрытия прочей информации сформулированы в качестве рекомендаций. При этом часть раскрытий, требуемых МСФО, в РСБУ не определены в качестве обязательных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение международных стандартов отчетности в нашей стране идет с большими затруднениями. Это и неудивительно, ведь у нас исторически сложились собственные нормы и правила учета. Ещё в июле 2004 года Минфин обнародовал подписанную министром финансов Алексеем Кудриным "Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу". Согласно которой российский бизнес должен был полностью перейти на международные стандарты составления финансовой отчетности к 2010 году. Однако уже в августе 2008 г. руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Александр Бакаев в ходе семинара, прошедшего на выставке "Бухгалтерский учет и аудит 2008", заявил, что МСФО в России в 2009 году не будет. Объясняя это тем, что международные стандарты очень несовершенны, и они не устраивают чиновников Минфина.

Государство — как его исполнительная, так и законодательная ветви — объединяет руководителей и специалистов, имеющих разные точки зрения на проблему реформирования учета и финансовой отчетности. Задержка происходит, скорее всего, по той причине, что до сих пор не было достигнуто согласия между основными действующими лицами. Принципиальный вопрос здесь состоит в том, каким именно образом должны быть внедрены МСФО в РФ.

Один вариант — принятие международных стандартов как они есть, то есть в той редакции, в которой они выпускаются Советом по МСФО. Такой путь избрали многие англоязычные развивающиеся страны. Кроме того, комиссия по ценным бумагам и биржам США разрешила использовать стандарты в такой форме иностранным компаниям, регистрирующим свои ценные бумаги в США, и рассматривает вопрос о предоставлении права национальным компаниям использовать МСФО вместо ОПБУ США при размещении ценных бумаг на внутреннем фондовом рынке. Понятно, что использование этого варианта в России проблематично, поскольку в любом случае в официальных целях должен использоваться перевод на русский язык.

Второй вариант — принятие МСФО с возможностью их «ограниченной модификации». В этом случае стандарты вступают в силу для компаний той или иной страны (или их объединения) только после их «одобрения» соответствующим уполномоченным органом, который имеет право внести определенные изменения в текст, опубликованный Советом по МСФО. Такой вариант применяется, в частности, в ЕС.

Третий вариант разработка национальных стандартов путем их максимально возможной гармонизации с МСФО, позволяющей своевременно вносить необходимые изменения в них по мере развития международных стандартов. Таков путь Китая и ряда других стран. При этом, концепция внедрения МСФО, предложенная Министерством финансов РФ и нашедшая свое отражение в законопроектах «Об официальном бухгалтерском учете» и «О консолидированной финансовой отчетности», выглядит достаточно последовательной.

Так или иначе, внедрение международных стандартов диктуется экономической необходимостью. Прозрачная и качественная финансовая отчетность является неотъемлемым условием развития, как финансового рынка, так и реального сектора экономики. Поэтому международные стандарты рано или поздно будут в том или ином виде инкорпорированы в национальную систему бухгалтерского учета. Скорость этого процесса будет зависеть от эффективного взаимодействия между государством, бизнесом и профессиональным бухгалтерским и аудиторским сообществом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Федеральный закон о «бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в ред. от 02.11.2006 г.)

2.         Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации 34н от 29 июля 1998 г. (в ред. От 26.03.2007г.)

3.         Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) №43 от 6 июля 1999 г. (в ред. От 18.09.2006 №115н)

4.         Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) №32н от 6 мая 1999 г. (в ред. От 27.11.2006г.)

5.          Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) №33н от 6 мая 1999 г. (в ред. От 27.11.2006г.)

6.        Мизиковский Е. А. «Международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерский учет в России» 2006 г. Издательство: «Бухгалтерский учет» -168 с.

7.        Таймазов Вячеслав Журнал "Расчет" № 1 2009г.

8.        Хахонова Н. Н «Бухучет для студентов вузов 2008 г. Издательство ООО «Феникс»

9.        www.klerk.ru/

10.    www.minfin.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.