Курсовая работа: Взаимосвязь межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия показал следующее:
Проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.
Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом.
В ходе экспериментального исследования особенностей межличностных отношений и субъективной оценки их благополучия были получены следующие результаты:
- в выборке исследования представлено 20% благополучных семей, 60% скорее благополучных семей, 17% скорее неблагополучных, 3% неблагополучных семей. Причем полученные данные показали несколько большую удовлетворенность браком мужчин, чем женщин;
- мужчины предпочитают доминировать в отношениях с другими людьми, предпочитают независимость и проявляют упорство в достижении целей. В свою очередь женщины более дружелюбны в отношениях с другими людьми;
- у испытуемых преобладает «властный — лидирующий» тип межличностного отношения, что характеризует их как людей обладающих оптимистичностью, быстрой реакцией, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Также у данной выборки выражен «независимо-доминирующий» тип межличностных отношений, который при явном преобладании над другими, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства, дистантность, эгоцентричность, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе. Достаточно часто у испытуемых встречается «прямолинейно-агрессивный» тип межличностных отношений, что говорит о том, что такие люди обладают такими характеристиками, как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт. Наименее выражен такой тип межличностных отношений как «недоверчивый — скептический», который проявляется такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, критический настрой к любым мнениям. «Сотрудничающий — конвенциальный» тип преобладает у 7 испытуемых, которые обладают такими характеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий — агрессивности, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 1989. - № 2. С. 24-30.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
3. Архангельский В.Н. Удовлетворенность браком // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 2001. - № 4. – С. 34-39.
4. Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологический журнал. – 2001. - 2. – 9-16.
5. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 416 с.
6. Бэндлер Р., Гриндер., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1993. – 282 с.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001. – 361 с.
8. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
9. Давлетбаева З.К. Супружеские отношения как фактор психического здоровья детей дошкольного возраста // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 1998. - № 1. – С. 13-22.
10. Дрынкина А.С. Влияние неблагополучной семьи на формирование отклонений в поведении ребенка // Психологический журнал. – 1996. - № 5. – С. 3-19.
11. Ерохина Н.М. Характерологическая совместимость и удовлетворенность браком в молодых семьях // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - № 4. – С. 3-9.
12. Земска М. Семья и личность. – М.: Просвещение, 1986. – 203 с.
13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
14. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160 с.
15. Клячкина Ж.В. Сферы конфликтного взаимодействия в семье и стратегия разрешения супружеских конфликтов // Психологический журнал. – 2000. - № 3. – 12-19.
16. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
17. Левкович В.П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. – 1995. - № 3. – С. 126-137.
18. Новиков В.С. Межличностные отношения: особенности подходов // Психология и соционика межличностных отношений. -2005. -№ 8.- С. 31 – 38.
19. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
20. Райгородский Д.Я. Диагностика семьи. Методики и тесты. – Самара: «Издательский Дом БАХРАХ», 2004. – 234 с.
21. Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1981. – 167 с.
22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. 349 с.
23. Соболева М.В. Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка полутора лети жизни // Вопросы психологии. – 2003. - № 2. – С. 11-19.
24. Спиридонова Н.В. Воспитание и развитие ребенка в семье // Дошкольная педагогика. – 2000. - № 1. – С. 64-71.
25. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 175 с.
26. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Педагогика, 1987. 245 с.
27. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 273 с.
28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
29. Юденко О.Н. Психологические противоречия как источник конфликтов в семье // Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - № 3. – С. 7-11.
Приложение 1
«Тест-опросник удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко
Цель: выявить степень удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени согласования - рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятию себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д.
Каждому утверждению соответствуют 3 варианта ответа:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
Испытуемые получают следующую инструкцию: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте 1 из 3 предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.
Обработка результатов осуществляется по ключу. Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляются 2 балла; если промежуточный (б) - то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0 баллов.
Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
8) абсолютно неблагополучные – 0-16 баллов;
9) неблагополучные 17-22 баллов ;
10) скорее неблагополучные – 23-26 баллов;
11) переходные – 27-28 баллов;
12) скорее благополучные – 29-32 баллов;
13) благополучные 33-38 баллов;
14) абсолютно благополучные – 39-48 баллов.
Текст опросника
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а) верно;
б) не уверен;
в) неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят вам:
а) скорее беспокойство и страдание;
б) затрудняюсь ответить;
в) скорее радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:
а) как удавшийся;
б) как нечто среднее;
в) как неудавшийся.
4. Если бы вы могли, то:
а) вы бы многое изменили в характере вашей супруга (вашей супруги);
б) трудно сказать;
в) вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе и сексуальные отношения:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, кажется:
а) что вы несчастнее других;
б) трудно сказать;
в) что вы счастливее других.
7. Жизнь без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
верно;
трудно сказать;
неверно.
8. Вы считаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бы неполноценной:
а) да, считаю;
б) трудно сказать;
в) нет, не считаю.
9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать вам о разводе:
а) верно;
б) не могу сказать;
в) неверно.
11. Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:
а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);
б) трудно сказать;
в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга), рядом с вами:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
13. К сожалению, недостатки вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:
а) верно;
б) затрудняюсь сказать;
в) неверно.
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
а) скорее всего в характере вашего супруга (супруги);
б) трудно сказать;
в) скорее в вас самих.
15. Чувства, с которыми вы вступали в брак:
а) усилились;
б) трудно сказать;
в) ослабли.
16. Брак притупляет творческие возможности человека:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
а) согласен;
б) нечто среднее;
в) не согласен.
18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
20. Жизнь в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
22. Неправ тот, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
а) согласен;
б) трудно сказать;
в) не согласен.
23. Как правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
24. По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
Ключ
1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, Ив, 12а, 13в, 14в, 15а, 1бв, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
Приложение 2
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Диагностическая цель: Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.
Опросник разработан Тимоти Лири в 1957 году и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.
Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.