скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Взаимосвязь темперамента и уровня развития памяти младших школьников

Для чистоты эксперимента проводилась методика «Паспорт темперамента» А. Белова, с помощью которой мы определяли ведущий тип темперамента каждого ребенка. Данная методика представляет собой опросник из четырех блоков слов по 20 в каждом. Дети должны были отметить в каждом «паспорте» знаком «+» те качества, которые они у себя замечали. Диагностика также проводилась в несколько этапов. По результатам опроса подсчитывалось количество отмеченных качеств в каждом «паспорте», находилось общее количество по всем блокам по формуле:

А=Ах+Ас+Аф+Ам

Затем находился преобладающий тип темперамента каждого учащегося по формулам:

Тх=(Ах/А×100%)

Тс=(Ас/А×100%)

Тф=(Аф/А×100%)

Тм=(Ам/А×100%)

Результаты 2х методик полностью совпадают.

Во время проведения методик дети вели себя по-разному: одни постоянно отвлекались, мешали другим ребятам, задавали много вопросов, другие добросовестно выполняли задание; некоторые быстро уставали, другие напротив, не выглядели утомленными даже в конце работы; одни справились с заданиями быстро и самостоятельно, другие же наоборот, закончили самыми последними. Наблюдение за детьми во время тестирования, на учебных занятиях и на переменах также подтвердило результаты обеих методик.

Для исследования уровня развития памяти была выделена группа детей из 12 человек по 3 каждого типа темперамента для удобства сравнения результатов (Приложение Е). При работе с данной группой мы использовали следующие методики:

- «образная память»

Цель: изучение кратковременной образной памяти.

- «узнавание фигур»

Цель: исследования процесса запоминания.

- «заучивание 10 слов»

Цель: исследование динамичности и продуктивности заучивания.

Данные методики рассчитаны на индивидуальные формы работы. Каждому ребенку они были предложены последовательно.

Для детей младшего школьного возраста зрительное восприятие образа важнее слухового, поэтому мы выбрали 2 методики на зрительную память и одну – на слуховую. С помощью методики «образная память» мы определяли уровень развития кратковременной образной памяти. Для этого ребенку на 20 секунд предъявлялась таблица с рисунками (16 изображений), после чего нужно было записать или зарисовать все, что удалось запомнить. Уровень развития оценивался в баллах таблица 1 (норма-6 и более правильных ответов)

Таблица 1

Оценка,

баллы

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Кол-во воспр.

образов

15-16 13-14 10-12 7-9 6 5 4 3 1-2

С помощью второй методики «узнавание фигур» мы определяли уровень развития процесса узнавания. Испытуемому сначала на 10 секунд показывали таблицу с изображением 9 фигур и предлагали рассмотреть и запомнить их. После чего просили найти среди большого количества фигур в другой таблице те, которые были в первой. Уровень узнавания подсчитывался по формуле: Е = М / 9 + N, где М - число правильно узнанных фигур, N - число неправильно узнанных фигур (оптимальный уровень равен единице: чем ближе результаты к единице, тем выше уровень узнавания у ребенка)

Третья методика «заучивание 10 слов», предложенная А. Р. Лурия, помогла определить уровень развития динамических особенностей процесса запоминания и долговременной слуховой памяти. Исследование проводилось в два этапа - на первом зачитывались 10 слов, после чего ребенок называл те, которые запомнил, порядок неважен. Прочтение повторялось 6 раз, после каждого заполнялся протокол (таблица 2). Второй этап – спустя час ребенок должен был без предварительного зачитывания воспроизвести запомнившиеся слова.

Таблица 2

Протокол

Фамилия, имя______________________________возраст____________

число хор камень гриб кино зонт море шмель лампа рысь др.
1
2
3
4
5
6
ч/з час

0                                                                        

 

По полученному протоколу составляется график – кривая запоминания, по форме кривой которого можно сделать вывод относительно особенностей запоминания


2.2 Анализ результатов исследования

Теперь вернемся к цели нашей работы, а именно – выявить, существует ли связь между типом темперамента младшего школьника и уровнем развития его памяти. В первой главе мы исследовали теоретическую основу проблемы. Затем провели исследование типов темперамента и уровня развития памяти детей. Далее попытаемся кратко изложить и проанализировать получившиеся результаты.

Ниже в таблице 3 отображены данные исследования кратковременной образной памяти детей.

Таблица 3

Уровень развития по 5-бальной шкале
Холерики 1 1 1
Флегматики 5 5
Сангвиники
меланхолики

Таблица 4

Уровень развития по 5-бальной шкале
Холерики 1 1 1
Флегматики 5 5
Сангвиники
меланхолики

Список использованной литературы

1.      Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.Р. Болотина.- М.: Академия, 1997.– 240с.

2.      Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо.– М.: Педагогическое общество России, 2003.– 276с.

3.      Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности Педагогика и методика начального обучения / М.В. Гамезо.– М.: Просвещение, 1984.– 256с.

4.      Григорович, Л.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Л. А. Григорович.– М.: Гардарики, 2003.– 314с.

5.      Дубровина, И. В. Психология: учебник для студентов педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина.- М.: Академия, 2004.- 464с.

6.      Ермолаева, М.В. Психологическая практика в системе образования / М. В. Ермолаева.- М.: Изд. институт практической психологии, 1998.– 288с.

7.      Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 374с.

8.      Козлова, С.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова.- М: Академия, 1998.– 432с.

9.      Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А. Г. Маклаков.– СПб.: Питер, 2007. – 583 с.

10.    Небылицин, В.Д. Темперамент: Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин. М.: Наука, 1976.– 268с.

11.    Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. Учебных заведений: в 3 кн.: Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 688 с.

12.    Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

13.    Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова.- М.: Сфера, 2005.- 240с.

14.    Першина, Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Л. А. Першина.– М.: Альма-матер, 2005.– 256с.

15.    Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппендрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 816 с.

16.    Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов.- М., 1995.- 354с.

17.    Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу.- М.: Прогресс, 1982.- 234с.

18.    Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Н. Ф. Талызина.- М.: Академия, 1998.- 293с.

19.    Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева.- М.: Академия, 1996.- 336с.

20.    Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева.- М.: 1995.– 218с.

21.    Файнберг, С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. У. Файнберг // Дошкольное воспитание.– 1965.- №2.- С.57-62.


Приложение А

Методика «Личностный опросник Р. Кеттала»

Часть 1

1.Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями или ты долго выполняешь свои домашние задания.

2. Если над тобой подшутили - ты сердишься или Если над тобой подшутили, то ты смеешься над шуткой вместе с другими.

3.Ты уверен(а), что почти всё сам(а) можешь сделать как надо или

Ты убеждён(а), что сам(а) можешь справиться лищь с некоторыми заданиями.

4.Ты часто совершаешь ошибки или Ты почти никогда не делаешь ошибок.

5.У тебя много друзей или У тебя мало друзей.

6.Другие ребята умеют делать больше, чем ты или Ты можешь сделать столько же, как и другие.

7.Ты всегда хорошо запоминаешь имена людей или Случается, что ты забываешь имена людей.

8.Ты много читаешь или Большинство ребят читают больше чем ты.

9.Когда учитель выбирает другого ребёнка для выполнения работы, которую ты хотел(а) бы сделать сам(а), тебе становится обидно или Когда учитель выбирает другого ребёнка для выполнения работы, которую ты хотел(а) бы сделать сам(а), то ты быстро забываешь об этом и не обижаешься.

10.Ты считаешь, что все твои выдумки, идеи правильные или Ты не уверен(а), что все выдумки, идеи хорошие.

11.Ты обычно молчаливый(ая) или Ты обычно говоришь много.

12.Ты можешь вечером долго сидеть спокойно или Ты не можешь вечером много сидеть спокойно и начинаешь ёрзать.

13.Твоя мама говорит, что ты слишком беспокойный(ая) и шумный(ая) или Твоя мама говорит, что ты спокойный(ая) и тихий(ая).

14.Ты всегда осторожен (осторожна) в своих движениях или Бывает, что бегая ты задеваешь людей и предметы.

15.Тебя обижают взрослые или Взрослые тебя хорошо понимают.

16.Учитель часто делает замечание на уроках или Учитель считает, что ты ведёшь себя на уроках так, как надо.

17.С тобой часто случаются большие неприятности или С тобой редко случаются большие неприятности, чаще мелкие, незначительные.

18.Когда в классе появляется новичок, то ты знакомишься с ним сам и быстро или Когда в классе появляется новичок, и то ты к нему присматриваешься и знакомишься с ним ни сразу.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.