Курсовая работа: Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни
Возраст | Зрительно-ориентировочные реакции | слуховые ориентировочные реакции | эмоции и социальное поведение | движения руки и действия с предметами | движения общие | подготовительные этапы развития понимания речи | подготовительные этапы развития активной речи | навыки и умения в процессах |
7 месяцев | Узнает знакомых людей. |
Узнает знакомые голоса Различает интонацию речи |
Кратковременно комплекс оживления Преобладают отрицательные эмоции |
Игрушкой стучит, размахивает, удерживает в руке непродолжительно | Самостоятельно не садится не встает, с трудом переворачивается с живота на спину и обратно, немного ползает | На вопрос «где?» не показывает знакомый предмет | Произносит отдельные слоги, начало лепета | Пьет из чашки, кушает с ложки |
№ 9. Мальчик Сережа. Б., возраст 7 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 3 месяца. Мама 25 лет, беременность 2 , роды 1. Наблюдалась в женской консультации с 8 недель. Течение беременности: I триместр – легкий гестоз, II триместр анемия, гипотония, угроза прерывания беременности, III триместр – угроза преждевременных родов. Роды срочные в 37-38 недель, оперативные, отслойка нормально расположенной плаценты, кровопотеря 500 мл. Вес ребенка 2900,0 граммов, оценка по Апгар 6-8 балов. Послеродовый период: без особенностей. При диагностике выявили:
Возраст | Зрительно-ориентировочные реакции | слуховые ориентировочные реакции | эмоции и социальное поведение | движения руки и действия с предметами | движения общие | подготовительные этапы развития понимания речи | подготовительные этапы развития активной речи | навыки и умения в процессах |
7 месяцев | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) | Узнает голос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи. | Громко смеется на эмоциональное обращение, радуется другому ребенку. Радуется воспитателям, психологу, берет у них из рук игрушку, гулит | Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую, |
Переворачивается с живота на спину, Передвигается, переставляя руки или немного ползая. |
Произносит отдельные слоги (начало лепета) | Держит сам бутылочку и пьет из нее. Хорошо ест с ложки полугустую пищу. |
№ 10. Мальчик Сережа М., возраст 7 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2 месяцев. Мама 31 год, беременность 11, роды 5, курит, регулярно употребляет алкоголь. По беременности не наблюдалась. В анамнезе пролеченный сифилис в 30 недель. Роды преждевременные 36-37 недель, вес ребенка 2100,0 граммов, оценка по Апгар 7-8 баллов. Послеродовый период: профлечение сифилиса 21 день. При диагностике выявили:
Возраст | Зрительно-ориентировочные реакции | слуховые ориентировочные реакции | эмоции и социальное поведение | движения руки и действия с предметами | движения общие | подготовительные этапы развития понимания речи | подготовительные этапы развития активной речи | навыки и умения в процессах |
7 месяцев |
Отличает близких людей от чужих по внешнему виду Реагирует на незнакомых |
Узнает голос знакомого человека, различает интонации речи реагирует на свое и чужое имя Плясовые движения под плясовую мелодию |
Радуется воспитателю Ползет на встречу ребенку |
Игрушками занимается долго, разнообразно без учета свойств предмета |
Переступает, держась за барьер Самостоятельно встает и садиться |
На вопрос «Где?» не находит предметы в знакомых местах | Начало лепета | Пьет из бутылки, которую держит сам. Ест в ложки полугустую и густую пищу, не снимая ее губами. |
Из данных диагностики видно, что все дети отстают в психическом развитии в разной степени. Опираясь на теоретическую часть можно сделать вывод, что причиной этого отставания являются следующие факторы:
- патологии беременности такие как: инфекционные, вирусные, венерические заболевания матери во время беременности; алкоголизм и прием наркотиков женщиной и др.
- осложнения родов такие как: асфиксии, аспирация околоплодными водами, родовые травмы, кровотечения и др.
2. Выявление взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни.
2.1. Анализ беременностей и родов матерей диагностируемых детей.
Мы проанализировали выписки из роддомов всех диагностируемых детей, в которых было отражено течение беременности и родов их мам. Для удобства восприятия информации эти данные мы внесли в таблицу № 1. «Течение беременности и родов у матерей исследуемых детей»
Таблица № 1. «Течение беременности и родов у матерей исследуемых детей»
Беременность | Роды | ||||
Наличие акушерских патологий (гестоз, нефропатия, угроза прерывания беременности, анемия и др.) |
100% |
Роды срочные (38-40 недель) Из них оперативные /кесарево сечение/ |
40% 20% |
||
Наличие внутриутробной инфекции (сифилис, герпес, микоплазмоз, гепатит «С», ОРЗ, ОРВИ. | 60% |
Роды преждевременные (28-37 недель) |
60% | ||
Наличие различных зависимостей (алкоголь, курение, наркотики) |
70% | Роды домашние | 10% | ||
Стояли на учете в женской консультации | 60% | с I триместра | 30% | ||
со II триместра | 20% | ||||
с III триместра | 10% | ||||
На учете в женской консультации не стояли | 40% |
Из данной таблицы мы видим, что беременность у мам исследуемых детей протекала с отклонениями. Из них: с акушерской патологией (100%), очень высокий процент наличия внутриутробных инфекций (60%) и различных зависимостей (70%).На учете по беременности стояли 60% женщин, из них половина встали только во 2 и 3 триместре. 40% женщин во время беременности не наблюдалась у врачей. Больше половины родов всех исследуемых детей приходится на преждевременные (60%). Среди срочных родов 20% - оперативные, путем экстренного кесарева сечения.
2.2. Выделение различных групп женщин в зависимости от течения беременности и родов.
По течению беременности и родов можно выделить 4 группы женщин. Данные приведены в таблице № 2. «Группы женщин, выделенные по течению беременности и родов».
Таблица № 2. «Группы женщин, выделенные по течению беременности и родов».
№ | Группы женщин | % |
I. | Женщины, наблюдавшиеся по беременности и родившие в срок | 30 |
II. | Женщины, не наблюдавшиеся по беременности и родившие в срок | 10 |
III. | Женщины, наблюдавшиеся по беременности и родившие раньше срока | 30 |
IV. | Женщины, не наблюдавшиеся по беременности и родившие раньше срока | 30 |
Из данной таблицы видно, что количество женщин, наблюдавшихся во время беременности и родившие в срок и родивших раньше срока одинаково (30%). Такое же количество женщин, не наблюдавшихся во время беременности и родивших раньше срока. Женщины, которые не наблюдались в женской консультации и родили в срок составляют 10%.
2.3. Выделение уровней отклонений в развитии.
Все полученные данные о психическом развитии детей мы соотнесли с нормой. По степени соответствия возрастным показателям всех диагностируемых детей мы разделили на 3 группы. Данные привели в таблице № 3 «Уровни отклонений в развитии».
Таблица № 3. «Уровни отклонений в развитии».
Уровни отставания в развитии | Отставание от нормы (в месяцах) | Отставание по количеству показателей на 1 ребенка |
Количество детей (в % от общего числа обследуемых)
|
Значительный | На 3 и более | 5 и более | 30 % |
Средний | От 2 до 3 | От 3 до 4 | 40 % |
Незначительный | От 1,5 до 2 | От 1 до 3 | 30 % |
Значительному уровню отклонений психического развития младенцев соответствует очень большое отставание от нормы (на 3 месяца и более) и количество показателей на 1 ребенка достаточно высокое (5 и более). Отставание от нормы при среднем уровне отклонений психического развития соответствует от 2 до 3 месяцев, и количество показателей снижается до 3. Незначительный уровень отставания в развитии составляет отставание от нормы от 1,5 месяцев до 2, количество показателей не должно превышать 3. Если сравнить количество детей, то можно придти к следующему выводу: количество детей со значительным уровнем и с незначительным уровнем одинаковое (30/30%), немного больше детей со средним уровнем отклонений в психическом развитии(40%).
2.4.Соотнесение уровней отклонений психического развития младенцев с
течением беременности и родов.
Мы соотнесли уровни отклонений психического развития младенцев с группами женщин, которые выделили в пункте 2.2. (см. таблица № 3). Наши данные мы занесли в таблицу № 4. «Зависимость уровней отклонений психического развития от течения беременности и родов».
Таблица № 4. «Зависимость уровней отклонений психического развития от течения беременности и родов».
Уровни отставания в развитии | Группы женщин | |||
I | II | III | IV | |
Незначительный | 20% | - | 10% | - |
Средний | 10% | - | 10% | 20% |
Значительный | - | 10% | 10% | 10% |
Незначительный уровень отклонений психического развития младенцев мы можем наблюдать только у I (стояли на учете, срочные роды) и III(стояли на учете, роды преждевременные) группы женщин, причем у первой он в два раза выше (соответственно 20%/10%). У I, III, IV группs женщин мы наблюдаем, средний уровень отклонений, при этом самый высокий у IV группы – 20%, а у I(стояли на учете, роды срочные) и III (стояли на учете, роды преждевременные) группы соответственно по 10%, в II группе женщин такие дети отсутствуют. Значительный уровень отклонений мы видим в II, III и IV группе женщин, при этом количество детей одинаковое (10%).
Т.о. мы можем сказать, что даже при нормальном течении беременности и родов возможны отклонения в развитии ребенка, при этом процент выявленных отклонений увеличивается в ситуациях преждевременных родов, значительные отклонения в развитии ребенка однозначно диагностируются при отсутствии контроля за ходом беременности и осложненными родами.
3. Выводы:
Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
· Во-первых, выявление отклонений психического здоровья у детей на первом году жизни возможно, и его необходимо проводить для оказания им своевременной психологической помощи и поддержки.
· Во-вторых, физическое и психическое здоровье малыша во многом зависит от протекания беременности и родов у женщин.
· В третьих, значительные отклонения происходят в результате отсутствия контроля за ходом беременности и осложненными родами.
· В четвертых, количество и степень различных отклонений в психическом и физическом здоровье младенца зависит то того, в каком сроке он родиться и насколько ответственно отнесется к своей беременности будущая мама. А в частности от того будет ли она наблюдаться у врачей или нет.
Заключение.
Нормальное течение беременности и родов очень важно для удовлетворительного физического и психического развития ребенка. От того насколько ответственно отнесется женщина к своей беременности, зависит будущее ее малыша.
Целью данной работы являлось выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни и выявление взаимосвязи между протеканием беременности и родов и психическим развитием ребенка первого года жизни.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1. Провести диагностику психического развития младенцев.
2. Выявить факторы, вызывающие отклонение в развитии.
3. Проанализировать течение беременностей и родов у матерей исследуемых детей.
4. Установить закономерности между течением беременности и родов и здоровьем малышей.
5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Анализ результатов исследований показал, что выявление отклонений психического развития младенцев возможна и необходима для оказания им своевременной психологической помощи и поддержки. Физическое и психическое здоровье малыша во многом зависит от протекания беременности и родов у женщин. Значительные отклонения происходят в результате отсутствия контроля за ходом беременности и осложненными родами. Количество и степень различных отклонений в психическом и физическом здоровье младенца зависит то того, в каком сроке он родиться и насколько ответственно отнесется к своей беременности будущая мама. А в частности от того будет ли она наблюдаться у врачей или нет.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что нормальное физическое и психическое развитие младенца обусловлено неосложненным, контролируемым течением беременности и родов получила подтверждение.
Литература.
1. Авдеева Н.Н, Мещерякова С.Ю. Психология вашего младенца. – М., 1996.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1985.
4. Блонский П.П. Педология. - М., 2000.
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – Сп-б., 2001.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии. – М., 1989.
7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М.-Л., 1983.
8. Журба Л.Т. Неврологическое обследование новорожденного. – М., 1968.
9. Журба Л.Т., Мастрюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей 1 года жизни. М., 1981.
10. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. – М., 1986.
11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
12. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 1985.
13. Лич П. Младенец и ребенок. – М., 1988.
14. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1996.
16. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
17. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000.
19. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития М., 1995.
20. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990.
21. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до 7 лет). – М., 1960