скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни

Возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение движения руки и действия с предметами движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
7 месяцев Узнает знакомых людей.

Узнает знакомые голоса

Различает интонацию речи

Кратковременно комплекс оживления

Преобладают отрицательные эмоции

Игрушкой стучит, размахивает, удерживает в руке непродолжительно Самостоятельно не садится не встает, с трудом переворачивается с живота на спину и обратно, немного ползает На вопрос «где?» не показывает знакомый предмет Произносит отдельные слоги, начало лепета Пьет из чашки, кушает с ложки

№ 9. Мальчик Сережа. Б., возраст 7 месяцев. В детский дом ребенка поступил из  детского отделения патологии новорожденных Муниципальной  городской больницы № 1  в  возрасте 3 месяца.   Мама 25 лет, беременность 2 , роды 1. Наблюдалась в женской консультации с 8 недель. Течение беременности:  I триместр – легкий гестоз, II триместр анемия, гипотония, угроза прерывания беременности, III  триместр – угроза преждевременных родов. Роды срочные в 37-38 недель, оперативные, отслойка нормально расположенной плаценты, кровопотеря 500 мл. Вес ребенка 2900,0 граммов, оценка по Апгар 6-8 балов. Послеродовый период: без особенностей. При диагностике выявили:

Возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение движения руки и действия с предметами движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
7 месяцев Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) Узнает го­лос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи. Громко смеется на эмоцио­нальное обращение, радуется другому ребенку. Радуется воспитателям, психологу, берет у них из рук игрушку, гулит Уверенно берет иг­рушки из разных по­ложений и подолгу занимается ими, пере­кладывает из одной руки в другую,

Переворачивается с живота на спину,

Передвига­ется, переставляя руки или немного ползая.

Произносит отдельные слоги (начало лепета) Держит сам бутылочку и пьет из нее. Хорошо ест с ложки полугустую пищу.

№ 10. Мальчик Сережа М., возраст 7 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной  городской больницы № 1 в  возрасте 2 месяцев.  Мама 31 год, беременность 11, роды 5, курит, регулярно употребляет алкоголь. По беременности не наблюдалась. В анамнезе пролеченный  сифилис в 30 недель. Роды преждевременные 36-37 недель, вес  ребенка 2100,0 граммов, оценка по Апгар 7-8 баллов. Послеродовый период: профлечение сифилиса 21 день. При диагностике выявили:

Возраст Зрительно-ориентировочные реакции слуховые ориентировочные реакции эмоции и социальное поведение движения руки и действия с предметами движения общие подготовительные этапы развития понимания речи подготовительные этапы развития активной речи навыки и умения в процессах
7 месяцев

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду

Реагирует на незнакомых

Узнает голос знакомого человека, различает интонации речи

реагирует на свое и чужое имя

Плясовые движения под плясовую мелодию

Радуется воспитателю

Ползет на встречу ребенку

Игрушками занимается долго, разнообразно без учета свойств предмета

Переступает, держась за барьер

Самостоятельно встает и садиться

На вопрос «Где?» не находит предметы в знакомых местах Начало лепета Пьет из бутылки, которую держит сам. Ест в ложки полугустую и густую пищу, не снимая ее губами.

   Из данных диагностики видно, что все дети отстают в психическом  развитии в разной степени. Опираясь на теоретическую часть можно сделать вывод, что причиной этого отставания являются следующие факторы:

-      патологии беременности такие как: инфекционные, вирусные, венерические заболевания матери во время беременности; алкоголизм и прием наркотиков женщиной и др.

-      осложнения родов такие как: асфиксии, аспирация околоплодными водами,  родовые травмы, кровотечения и др.

2. Выявление взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением  психического развития детей 1 года жизни.

2.1. Анализ беременностей и родов  матерей диагностируемых детей.

Мы проанализировали выписки из роддомов всех диагностируемых детей, в которых было отражено течение беременности и родов их мам.   Для удобства восприятия информации эти данные мы внесли в таблицу № 1. «Течение беременности и родов у матерей исследуемых детей»

Таблица № 1. «Течение беременности и родов у матерей исследуемых детей»

Беременность Роды

Наличие акушерских патологий

(гестоз, нефропатия, угроза прерывания беременности, анемия  и др.)

100%

Роды срочные

(38-40 недель)

Из них оперативные

/кесарево сечение/

40%

20%

Наличие внутриутробной инфекции (сифилис, герпес, микоплазмоз, гепатит «С», ОРЗ, ОРВИ. 60%

Роды преждевременные

(28-37 недель)

60%

Наличие различных зависимостей

(алкоголь, курение, наркотики)

70% Роды домашние 10%
Стояли на учете в женской консультации 60% с I триместра 30%
со II триместра 20%
с III триместра 10%
На учете в женской консультации не стояли 40%

     Из данной таблицы мы видим, что беременность у мам исследуемых детей протекала с отклонениями. Из них: с акушерской патологией (100%), очень высокий процент наличия внутриутробных инфекций (60%) и различных зависимостей (70%).На учете по беременности стояли 60% женщин, из них половина встали только во 2 и 3 триместре. 40% женщин во время беременности не наблюдалась у врачей.  Больше половины родов всех исследуемых детей приходится на преждевременные (60%). Среди срочных родов 20% - оперативные,  путем экстренного кесарева сечения.

2.2. Выделение различных групп  женщин в зависимости от течения беременности и родов.

 По течению беременности и родов можно выделить 4 группы женщин. Данные приведены в таблице № 2. «Группы женщин, выделенные по течению беременности и родов».

Таблица № 2. «Группы женщин, выделенные по течению беременности и родов».

Группы женщин %
I. Женщины, наблюдавшиеся по беременности и родившие в срок 30
II. Женщины,  не наблюдавшиеся по беременности и родившие в срок 10
III. Женщины, наблюдавшиеся по беременности и родившие раньше срока 30
IV. Женщины,  не наблюдавшиеся по беременности и родившие раньше срока 30

Из данной таблицы видно, что количество женщин, наблюдавшихся во время беременности и родившие в срок и родивших раньше срока одинаково (30%). Такое же количество женщин, не наблюдавшихся во время беременности и родивших раньше срока. Женщины, которые не наблюдались в женской консультации и родили  в срок составляют  10%.

2.3. Выделение уровней отклонений в развитии.

   Все полученные данные о психическом развитии детей мы соотнесли с нормой. По степени соответствия возрастным показателям всех диагностируемых детей мы разделили на 3 группы. Данные привели в таблице № 3 «Уровни отклонений в развитии».

Таблица № 3. «Уровни отклонений в развитии».

Уровни отставания в развитии Отставание от нормы (в месяцах) Отставание по количеству показателей на 1 ребенка

Количество детей

 (в % от общего числа обследуемых)

 

Значительный На 3 и более 5 и более 30 %
Средний От 2 до 3 От 3 до 4 40 %
Незначительный От 1,5 до 2 От 1 до 3 30 %

        Значительному уровню отклонений психического развития младенцев соответствует очень большое отставание от нормы (на 3 месяца и более) и количество показателей на 1 ребенка достаточно высокое (5 и более). Отставание от нормы при среднем уровне отклонений психического развития соответствует от 2 до 3 месяцев, и количество показателей снижается до 3. Незначительный уровень отставания в развитии составляет отставание от нормы от 1,5 месяцев до 2, количество показателей не должно превышать 3.   Если сравнить количество детей, то можно придти к следующему выводу: количество детей со значительным уровнем и с незначительным уровнем  одинаковое (30/30%), немного больше детей со средним уровнем отклонений в психическом развитии(40%).

2.4.Соотнесение уровней  отклонений психического развития младенцев с

 течением  беременности и родов.

Мы соотнесли уровни отклонений психического развития младенцев с группами женщин, которые выделили в пункте 2.2. (см. таблица № 3). Наши данные мы занесли в таблицу № 4. «Зависимость уровней отклонений психического развития от течения беременности и родов».

Таблица № 4. «Зависимость уровней отклонений психического развития от течения беременности и родов».

Уровни отставания в развитии Группы женщин
I II III IV
Незначительный 20% - 10% -
Средний 10% - 10% 20%
Значительный - 10% 10% 10%

Незначительный уровень отклонений психического развития младенцев мы можем наблюдать только у I (стояли на учете, срочные роды) и III(стояли на учете, роды преждевременные) группы женщин, причем у первой он  в два раза выше (соответственно 20%/10%). У I, III, IV группs женщин мы наблюдаем, средний уровень отклонений, при этом самый высокий  у IV группы – 20%, а у I(стояли на учете, роды срочные) и III (стояли на учете, роды преждевременные) группы соответственно по 10%, в II группе женщин такие дети отсутствуют. Значительный уровень отклонений мы видим в II, III и IV группе женщин, при этом количество детей одинаковое (10%).

       Т.о. мы можем сказать, что даже при нормальном течении беременности и родов возможны отклонения  в развитии ребенка, при этом процент выявленных отклонений увеличивается в ситуациях преждевременных родов, значительные отклонения в развитии ребенка однозначно диагностируются при отсутствии контроля за ходом беременности и осложненными родами.

3. Выводы:

Подводя итоги  нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

·     Во-первых, выявление отклонений  психического здоровья у детей на первом году жизни возможно, и его необходимо проводить  для оказания им своевременной психологической помощи и поддержки.

·     Во-вторых, физическое и психическое здоровье малыша во многом зависит от протекания беременности и родов у женщин.

·     В третьих, значительные отклонения происходят в результате отсутствия контроля за ходом беременности и осложненными родами.

·     В четвертых, количество и степень различных отклонений в психическом и физическом здоровье младенца зависит то того, в каком сроке он родиться и насколько ответственно отнесется к своей беременности будущая мама. А в частности от того будет ли она наблюдаться у врачей или нет.

Заключение.

Нормальное течение беременности и родов  очень важно для удовлетворительного физического и психического развития ребенка. От того насколько ответственно отнесется женщина к своей беременности, зависит будущее ее малыша.

Целью данной работы являлось выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни и выявление взаимосвязи  между протеканием беременности и родов и психическим развитием ребенка первого года жизни.

Данная цель требовала решения следующих задач:

1.   Провести диагностику психического развития младенцев.

2.   Выявить факторы, вызывающие отклонение в развитии.

3.   Проанализировать течение беременностей и родов у матерей исследуемых детей.

4.   Установить закономерности между течением беременности и родов и здоровьем малышей.

5.   Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

Анализ результатов исследований показал, что  выявление отклонений психического развития младенцев возможна и необходима для оказания им своевременной психологической помощи и поддержки. Физическое и психическое здоровье малыша во многом зависит от протекания беременности и родов у женщин. Значительные отклонения происходят в результате отсутствия контроля за ходом беременности и осложненными родами. Количество и степень различных отклонений в психическом и физическом здоровье младенца зависит то того, в каком сроке он родиться и насколько ответственно отнесется к своей беременности будущая мама. А в частности от того будет ли она наблюдаться у врачей или нет.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что нормальное физическое и психическое развитие младенца обусловлено неосложненным, контролируемым течением  беременности и родов получила подтверждение.

Литература.

1.   Авдеева Н.Н, Мещерякова С.Ю. Психология вашего младенца. – М., 1996.

2.   Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.

3.   Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1985.

4.   Блонский П.П. Педология. -  М., 2000.

5.   Валлон А. Психическое развитие ребенка. – Сп-б., 2001.

6.   Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии. – М., 1989.

7.   Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М.-Л., 1983.

8.   Журба Л.Т. Неврологическое обследование новорожденного. – М., 1968.

9.   Журба Л.Т., Мастрюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей 1 года жизни. М., 1981.

10.       Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. – М., 1986.

11.       Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.

12.       Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. -  М., 1985.

13.       Лич П. Младенец и ребенок. – М., 1988.

14.       Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

15.       Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1996.

16.       Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /  Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

17.       Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

18.       Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000.

19.       Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития М., 1995.

20.       Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990.

21.       Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до 7 лет). – М., 1960



Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.