скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Выносливость

Так же обстоит дело с двумя составляющими анаэробных возможностей: воспитание способности использовать энергию гликолитического процесса должно быть базой воспитания способности работать за счёт энергии креатинфосфокиназной реакции. Это объясняется тем, что энергия гликолиза используется в первой фазе восстановления креатинфосфата.

Таким образом, последовательность преимущественного воздействия на различные стороны выносливости в процессе физического воспитания должна быть такой: сначала на развитие дыхательных возможностей, затем гликолитических и, наконец, возможностей, определяемых способностью использовать энергию креатинфосфокиназной реакции. Это относится к целым этапам физического воспитания (например, этапам спортивной тренировки). Что касается отдельного занятия физическими упражнениями, то здесь обычно целесообразной бывает обратная последовательность.

Особенности воспитания выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.

Утомление в работе максимальной интенсивности биологически объясняется быстротой исчерпания анаэробных ресурсов, а также торможением нервных центров, развивающимся в результате их большой активности. Поэтому при воспитании выносливости в работе такого типа стоят прежде всего задачи:

·     повысить анаэробные возможности (в равной мере как фосфокреатинового, так и гликолитического механизмов);

·     увеличить дееспособность регулярных механизмов в специфических условиях работы максимальной интенсивности.

Методика повышения анаэробных возможностей уже была описана. Для решения второй задачи используют происхождение соревновательной дистанции с предельной скоростью. Однако во избежании “скоростного барьера” этот вид работы нельзя повторять чересчур часто. Поэтому длину и скорость прохождения дистанции варьируют, преодолевая, в частности, несколько большие дистанции, чем соревновательная.

Специфика воспитания выносливости в работе субмаксимальной, большой и умеренной интенсивности определяется спецификой требований, предъявляемых к организму в каждой из зон. Чем короче дистанция, тем большую роль играют анаэробные процессы, тем более важна способность выполнять работу в условиях недостатка кислорода. Наоборот, с увеличением дистанции возрастает значение аэробных реакций, совершенной деятельности сердечно0сосудистой и дыхательной систем. При воспитании выносливости в каждой из этих зон решают три основные задачи:

·     повышение анаэробных возможностей (главным образом их гликолитического компонента);

·     улучшение аэробных возможностей, в частности совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

·     повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой.

Воспитывая специальную выносливость в работе субмаксимальной и большой интенсивности, кроме продолжительной работы широко используют повторное преодоление отрезков, сильно укороченных по сравнению с избранной соревновательной дистанцией. Выбор относительно коротких отрезков обусловлен стремлением приучить занимающегося к длительному передвижению на более высоких скоростях, чем он в состоянии это сделать вначале на дистанции в целом. Поскольку однократное прохождение короткой дистанции окажет слишком малое воздействие на организм, её проходят в каждом отдельном занятии многократно, добиваясь большого тренировочного эффекта. [9,15]

В ряде случаев существенное значение имеет также совершенствование механизмов локальной выносливости мышечных групп, несущих основную нагрузку, и ряд других сторон.

При воспитании выносливости необходимо, конечно, учитывать не только длину дистанции, но и индивидуальные особенности занимающихся, в частности уровень их физической подготовленности. Следует помнить, что одна и та же дистанция в зависимости от подготовленности занимающихся может относиться к различным зонам мощности.

Сохранение приблизительно постоянной интенсивности работы облегчает достижение лучшего результата.

В процессе воспитания выносливости в работе переменной интенсивности совершенствуется быстрота переключения физиологических функций на новый уровень работы, перестройка деятельности всех органов и систем становится почти одновременной. С этой целью при прохождении дистанции используют различные по интенсивности и длительности ускорения (спруты) – методом повторно-переменного и повторно-прогрессирующего упражнения. Постепенно интенсивность спрутов увеличивается – от 3-5сек до 1-1,5мин. Огромное значение имеет воспитание волевых качеств: надо уметь заставить себя продолжать работу с необходимой интенсивностью, несмотря на трудность. [2,3,8,10]

2.2. Этапы многолетней подготовки бегунов на средние дистанции

В многолетней тренировке каждого бегуна на средние и длинные дистанции можно выделить несколько отличающихся друг от друга этапов. Редко спортивные биографии бывают похожими. Путь к вершинам спортивного мастерства индивидуальный: каждый атлет приходит к успеху своей дорогой. Тем не менее, в многолетней подготовке любого бегуна просматриваются определенные этапы (стадии). Как правило, их бывает три – пять. Специалисты–теоретики подразделяют спортивные биографии сильнейших бегунов мира на следующие принципиально важные стадии:

·     начальная подготовка;

·     предварительная базовая подготовка;

·     максимальная реализация их индивидуальных возможностей;

·     сохранение достижений.

Возраст и временные границы для каждой стадии могут быть различными (нет, и не может быть похожих спортивных биографий). А вот задачи, которые необходимо последовательно решать на каждой из стадий, весьма идентичны, поскольку их постановка зависит от принципиальной специфики многолетней подготовки бегуна. Спортивная биография современного бегуна, как правило, продолжительна. Обычно многолетний тренировочный процесс осуществляется в пределах 10 – 20 лет. Имеется много примеров, когда тренировка в беге продолжается беспрерывно всю сознательную жизнь. Например, Татьяна Позднякова. Ей уже более 50 лет, а она до настоящего времени соревнуется на международном уровне. Спортивная биография бегуньи берет свое начало в 70-х годах: тогда Татьяна бегала средние дистанции. А теперь она сильнейшая в мире на марафонской дистанции в своей возрастной категории. [1,7,12,14,16]

Особенности организации тренировочного процесса и соревновательной деятельности изменяются в многолетнем плане. Соответственно, на каждой стадии спортивного мастерства должны меняться и задачи подготовки. Но принципиально важно сохранять преемственность при постановке задач и выборе средств и методов для организации процесса многолетней подготовки на очередной стадии. Связь должна быть достаточно устойчивой, так как тренировочный процесс и соревновательная деятельность предыдущей стадии служат базой для следующей.

Этап начальной подготовки.

Начало этой стадии у бегунов на средние и длинные дистанции часто бывает спонтанным, то есть в первые годы осуществляется спортивная деятельность, которую в целом нельзя определить как специализированную тренировку средневика или стайера.

Будущий бегун на стадии начальной подготовки редко тренируется целенаправленно. Развитие физических качеств, физиологических возможностей происходит в основном под воздействием естественных факторов: условий жизни (сельская местность, маленький город, "спальный" район большого города), особенностей семейного воспитания (физический труд, поощрение занятий спортом со стороны родителей), возможностей реализации двигательных потребностей и т.п. В конечном итоге, для тренера вовсе неважно, как его ученик достиг хорошего уровня развития физических качеств, необходимых для данной специализации. Важно другое – чтобы организм отобранного спортсмена был готов переносить специфичные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для бегуна на средние и длинные дистанции, на последующих стадиях многолетней подготовки. [1,7,12]

Таким образом, стадия начальной подготовки – создание необходимых предпосылок для будущей специализации. И неважно, был ли это правильно организованный тренировочный процесс или естественные условия. Важно, чтобы к этапу предварительной базовой подготовки будущий бегун на средние и длинные дистанции имел надежный фундамент выносливости, предпосылки для развития других необходимых качеств, желание тренироваться и соревноваться.

Этап предварительной базовой подготовки.

Для бегунов на средние и длинные дистанции стадия предварительной базовой подготовки начинается в возрасте 15 – 18 лет и заканчивается к 19 – 22 годам (с учетом индивидуальных возможностей, темпов роста мастерства, возраста начала занятий).

Основные целевые установки:

·     создать предпосылки для исключительно напряженной тренировки и соревновательной деятельности в будущем;

·     укрепить здоровье;

·     обеспечить разностороннее развитие физических возможностей;

·     сформировать функциональный и психологический потенциал;

·     выработать разнообразные двигательные навыки;

·     освоить основные техники и тактики.

Способ достижения основных целевых установок:

·     формирование устойчивого интереса к целенаправленной многолетней тренировке и соревновательной деятельности;

·     экспериментальная проверка средств и методов тренировки для выбора оптимальных форм разносторонней подготовки с учетом индивидуальных особенностей;

·     выбор оптимальных способов мотивации к тренировочной и соревновательной деятельности;

·     организация разнообразной соревновательной деятельности: бегуны должны соревноваться на основной, смежных дистанциях и в эстафетах, как на стадионе и в манежах, так и на пересеченной местности и шоссе;

·     выработка специальных физических качеств функциональной подготовленности и двигательных возможностей, характерных для специализации.

Этап специализированной базовой подготовки.

Этап специализированной базовой подготовки начинается с 19 22 лет и заканчивается к 24 – 27 годам.

Основные целевые установки:

·     окончательно сформировать "облик бегуна", развив до должного уровня все необходимые качества, характерные для специализации;

·     экспериментально подобрать оптимальные средства и методы подготовки с учетом индивидуальных особенностей.

Способы достижения основных целевых установок:

·     поддержание устойчивого интереса к целенаправленной многолетней тренировке и соревновательной деятельности;

·     окончательный выбор индивидуальных форм разносторонней подготовки;

·     организация разнообразной соревновательной деятельности;

·     совершенствование физической и функциональной подготовленности до высокого уровня (естественное физическое развитие к этому времени полностью заканчивается и поэтому спортсмены способны переносить самые напряженные нагрузки);

·     овладение техническим и тактическим мастерством;

·     внимательный учет индивидуальных особенностей при выполнении напряженных нагрузок;

·     укрепление здоровья. [1,7,12]

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей.

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей начинается с 24 – 27 лет и заканчивается к 28 – 30 годам. [1,7,12]

Основные целевые установки:

·     полностью реализовать максимальные индивидуальные возможности;

·     бережно расходовать физический, функциональный и психологический потенциал, стараясь максимально долго выступать на самом высоком уровне.

Способы достижения основных целевых установок:

·     построение тренировочного процесса с направленностью на достижение максимальных результатов на избранной дистанции;

·     значительное увеличение доли средств специальной подготовки;

·     активизация соревновательной практики;

·     применение тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов: суммарные величины

·     объема и интенсивности тренировочной нагрузки должны достигнуть максимума;

·     обязательное использование подготовки в среднегорье и высокогорье;

·     обеспечение сильной мотивации к тренировочной и соревновательной деятельности;

·     сохранение здоровья, состояние которого лимитирует соревновательную деятельность: у спортсменов появляется большое количество травм, которые часто переходят в хроническую форму.

Этап сохранения спортивных достижений.

Основные целевые установки:

·     продлить спортивную биографию;

·     реализовать возможности на основе предшествующего опыта тренировочной и соревновательной деятельности.

Способы достижения основных целевых установок:

·     построение тренировочного процесса сугубо индивидуально с использованием только апробированных средств и методов, которые в наибольшей степени способствуют сохранению спортивных результатов;

·     уменьшение количества соревнований, в которых выступает спортсмен;

·     увеличение интервалов между соревнованиями;

·     сокращение мотивации к тренировочной и соревновательной деятельности как можно более длительное время: решение об окончании спортивной карьеры необходимо принимать индивидуально, ведь часто состояние здоровья и уровень подготовленности позволяют некоторым спортсменам выступать в соревнованиях до 35 – 40 лет. [1,7,12,17]

К числу важнейших тенденций современной системы спортивной тренировки в беге на средние и длинные дистанции относится пять видов подготовки спортсменов, которые надо развивать.

2.3. Виды подготовки бегунов на протяжении многолетнего тренировочного процесса

Тактическая подготовка.

Существует много понятий, которые определяют тактику:

1.      Организованные действия для осуществления намеченного плана.

2.      Способ добиться решения оперативных задач.

3.      Искусство ведения борьбы.

4.      Совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.

5.      Практический метод, используя который выполняют поставленные задачи.

Для обеспечения общей тактической подготовленности следует:

- программировать варианты технико–тактических действий и упражняться в них, стремясь выработать для каждого легкоатлета наиболее целесообразную манеру ведения спортивной борьбы;

- повышать уровень технической подготовленности спортсменов, развивать их двигательные качества в соответствии с требованиями избранного вида легкой атлетики. Особое внимание обратить на развитие ловкости, чувство времени, чувство пространства;

- развивать наблюдательность, способность сохранять ясность мышления в сложных ситуациях спортивной борьбы, быстро и точно оценивать создавшиеся условия, предвосхищать действия противников, быстро выбирать из нескольких возможных тактических вариантов наиболее соответствующих данному моменту;

- обучать спортсменов психологическому воздействию на соперника путем демонстрации уверенности в своей готовности к соревнованиям;

- моделировать разнообразные тактические приемы в условиях тренировочных занятиях, отрабатывая их в соревнованиях вспомогательного характера;

- применять промежуточное финиширование ускорения, отдалять конец дистанции;

- решать технико–тактические задачи в состоянии утомления.

Проигрыш в соревнованиях, где состязаются одинаковые по силам атлеты, всегда бывает следствием неадекватной тактики. Бегуны часто стартуют, не имея "домашних" тактических заготовок. В ходе соревнований они не могут противостоять порой даже менее опытным спортсменам. [1,7,12]

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.