скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Воздействие сети Интернет на пользователей

Практически неограниченные возможности дает online-консультирование при выполнении скрининговых исследований, например, при психологическом обследовании больших коллективов, находящихся на значительном удалении. Современные диагностические методики могут быть легко реализованы в online-режиме, что позволяет произвести отбор лиц, требующих очного консультирования.

Важным фактором для пользователя является возможность получить совет от специалиста, находящегося вне его места пребывания. С другой стороны, сохраняется анонимность и конфедициальность предоставленной информации, хотя, к несчастью, последняя, как правило, оказывается недостаточно полной.

Таким образом, решающим фактором, определяющим ближайшее будущее online-консультирования, остается предварительная диагностика и решение вопросов о необходимости очной консультации, выбор специалиста, определение приоритетных направлений дальнейших диагностических и лечебных мероприятий. Накопленный рядом клинических подразделений положительный опыт в использовании интернет-консультирования лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, как и другими психическими расстройствами и соматической патологией свидетельствует о благоприятных перспективах развития online-консультирования (Galanter M. et al., 1998, Budman S. H., 2000, Cunningham J. A. et al., 2000, Galanter M., Brook D., 2001).

Интернет как средство коммуникации

Ученый, открой золотой самородок

В мистической сети земли и небес!

Дух - воздух материи всякого рода

И Бог в частых звездах для знанья воскрес!

М. Нострадамус. Центурия III.

Интернет является универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки текста (графики, звука, видео) в форме электронной почты, фактически соответствующей возможностям обычных почтовых пересылок, форумов, досок объявлений, в том числе, снабженных поисковыми системами, и общения в режиме реального времени (например, чаты, ICQ). Особенностью общения в режиме реального времени является возможность одновременно поддерживать связь сразу с несколькими собеседниками, общедоступность этого контакта, возможность выбора аудитории и тем для дискуссии.

Важным элементом общения-online является анонимность и возможность выступать в роли, невозможной при обычном общении в реальной среде. Опыт показывает, что большинство чатов и форумов имеют довольно постоянную аудиторию, являясь своего рода online-клубами по интересам. При этом совершенно теряется фактор расстояния, общение не требует личного знакомства, и, как правило, не предполагает его возникновения вне сети, что снимает целый ряд психологических барьеров, позволяет высказываться в соответствии со своими взглядами, дает неограниченную возможность самовыражения в диалоге.

Online-коммуникация обладает известным деперсонифицирующим потенциалом, дает возможность присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него и оставаясь незамеченным, оставляя возможность вмешательства за пользователем. Коммуникация в режиме реального времени дает возможность индивидууму менять роли, входя в аудиторию под разными именами и создавая различные виртуальные образы, что позволяет отрабатывать коммуникационные навыки и коммуникационные стратегии.

Обратной стороной этого процесса является именно фактор деперсонификации, вернее - подмены собственных аутоидентифицирующих факторов сконструированными виртуальными. Этот процесс мы обозначили ниже как метаперсонификация.

Интернет как метаперсонифицирующая среда

Здоровая личность активно строит свое окружение, характеризуется определенным единством личности и в состоянии адекватно воспринимать мир и саму себя.

Э. Эриксон. "Идентичность: юность и кризис".

Интернет, как никакое другое информационное пространство, предоставляет возможность пользователю оставаться (в известной степени) анонимным. Однако, как и в любой системе, проблема идентификации пользователя должна быть решена. Поэтому пользователю предоставлено полное право выбирать себе имя (имена) по собственному усмотрению и создавать, в ходе работы, свой неповторимый виртуальный образ, соответствующий имени. Этот образ будет восприниматься другими пользователями как исходная данность, в то время как они прекрасно осведомлены о возможном несоответствии сконструированного виртуального образа реальному лицу, создавшему его. Так, например, никто не может воспрепятствовать представиться незримому собеседнику, находящемуся (возможно) на другом конце планеты, другим именем, возрастом, полом, представить иные профессиональные и социальные детали, совокупность которых сформирует совершенно далекий от действительности виртуальный образ. Образ, как это свойственно образам литературных героев, начинает жить и развиваться, преломляясь через сознание воспринимающих его лиц. Существенное отличие данного образа от литературного или театрального, создаваемого актером на сцене - его принципиально неограниченная протяженность во времени, динамичность, незавершенность.

Достоинством и манящей привлекательностью данного процесса является ничем не ограниченная возможность творческого самовыражения, самоконструирования, не требующая притом существенных затрат каких-либо ресурсов. Легкость полного перевоплощения чарующе мила. Возможность отождествлять себя (временно или постоянно, в контакте со всей интернет-аудиторией либо с ее определенной частью) с определенным образом дает возможность безграничного самовыражения и реализации своих самых сокровенных фантазий.

С другой стороны, возможно параллельное существование нескольких виртуальных образов, порой абсолютно несхожих, соответствующих одному реальному пользователю, и по разному раскрывающих грани его "Я". Фактически их число ограничено только осями аутоидентификации субъекта, по каждой из которых он вправе выбирать любую из точек континуума идентифицирующих параметров.

Интернет в качестве социальной среды и субкультуры

А Кукуся напызявила Бутявчонку и-пызяву: бутявчонок@пуськи.ru О Бутявчонок! Не бдан-бдан и не чмяк. Шошляешь Кукусю? Не яю. Огды... егды... Кукуся:

Еженедельник "Молоток" № 30. 2001. www.zabey.ru

Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.

На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство.

Как всякая субкультура, интернет объединяет большие группы населения, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности своих членов.

Среди отрицательных факторов влияния интернет-культуры на личность, необходимо назвать в первую очередь: деперсонифицирующее и метаперсонифицирующее воздействие, перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть, аутизацию. По-видимому, именно данные факторы являются ведущими в формировании предпосылок к интернет-аддикции


ГЛАВА IV.  ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Интернет как среда проведения психологических исследований стал рассматриваться учеными сравнительно недавно. Поиск по ключевым словам (Internet OR WWW OR World Wide Web) AND (research OR test OR experiment OR questionnaire OR survey) AND (personality OR psychology) в библиографической базе данных PsycLIT за период январь 1991 - Март 1997 возвращает описание только по восьми публикациям. Однако, за период с 1999 по 2000 гг. только в России опубликовано как минимум 5 работ, посвященных проблеме проведения психологических исследований в сети Интернет, Практически во всех этих публикациях обсуждаются проблема валидности и надежности личностных опросников при их использовании в сети Интернет. Общий вывод из этих работ состоит в том, что надежность психологических тестов при проведении их в сети Интернет не уменьшается, а психометрические нормы изменяются незначительно по сравнению с результатами аналогичных бланковых исследований.

Тесты, разработанные при помощи факторного анализа, сохраняют свою факторную структуру. Небольшая коррекция значения среднего по шкалам не превышает критических значений. Уменьшение же разброса данных (дисперсии) вполне объяснимо, т.к. выборка пользователей сети Интернет обладает чёткими признаками: молодые люди (медиана - 27 лет), в основном с высшим образованием, владеющие высокими технологиями.

К основным преимуществам использования сети Интернет для проведения психологических исследований относятся:

1. Низкая стоимость тиражирования материалов

2. Широкий географический охват испытуемых

3. Не требуется непосредственного присутствия диагноста. Инструкцию и материалы предоставляет программный комплекс, осуществляющий также обработку полученных данных. Результаты последней автоматически соотносятся с психометрическими нормами, на основании чего испытуемому выводится текст интерпретации.

4. Пользователи компьютерной сети подготовлены к встрече с тестами, так как для получения обратной связи многие администраторы сети создают и размещают на своих серверах непсихологические опросники-анкеты. Каждый пользователь имеет опыт участия и опросах, предъявляемых в виде одностраничной анкеты или последовательности диалогов. У пользователей глобальной сети достаточно высока готовность к участию в тестировании еще и потому, что многие администраторы сайтов размещают на своих сайтах популярные, а зачастую и профессиональные тесты, в качестве развлекательного материала.

В сети Интернет удаётся сравнительно быстро собрать данные на обширных, представительных выборках. Так, при проведении в сети Интернет рестандартизации личностного опросника Айзенка (EPI) за 16 месяцев тестирование прошли 2615 пользователей сети, из них 1324 мужчины, женщин - 1291. Столь широкий охват испытуемых позволяет устанавливать достаточно "тонкие" зависимости и влияния, например, чувствительность шкалы экстраверсии-интроверсии теста EPI к полу испытуемых, которая не была замечена ранее на русскоязычной выборке.

В августе 1999 года на сервере http://testology.psychology.ru была запущена система проведения психологических тестов "Психодиагностическая лаборатория PSYCHOLOGY.RU". Система предназначена для проведения индивидуальных и совместных исследований отечественными психологами в сети Интернет. За 167 дней работы в Лаборатории зарегистрировалось 8727 испытуемых, которые прошли 22240 тестирований.

На базе полученных данных уже опубликовано несколько работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я рассмотрела вопрос воздействия интернета на его пользователей, появление новых видов деятельности в интернет, интернет-аддикцию.

К сожалению, в настоящее время вопросы профилактики интернет-зависимости практически не разработаны. В ряде зарубежных работ (Stein D. S., 1997, Plusquellec M., 2000) авторы предлагают использовать для профилактики интернет-аддикции online-психотерапию.

Вероятно, что поиск методов коррекции интернет-зависимости будет продолжаться, параллельно вызывая многочисленные споры в силу неопределенности самого понятия интернет-аддикции.

 Широко распространено убеждение о негативном воздействии информационных технологий на личностное развитие. Подобная точка зрения, как показано в статье, не имеет адекватного эмпирического обоснования. Тем самым сделана попытка последовательно провести мысль об амбивалентности последствий увлечения конкретными видами деятельности, опосредствованными применением Интернета. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета: познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Все они, как показано, могут действительно способствовать трансформациям личности, причем во множестве случаев позитивным трансформациям, в иных случаях эти трансформации должны быть признаны амбивалентными, и лишь в определенных крайних ситуациях они способны привести к негативному преобразованию личности. В этом плане применение новых информационных технологий не отличаются от иных видов деятельности, в ходе осуществления которых также возможна определенная маргинализация личности. Следует сделать вывод, что перспективы личностного роста посредством применения Интернета должны стать предметом основательных исследований психологов.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. (1996). Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия ХIV. Психология. . 4, с. 14-20.

2. Артемьева Е.Ю. (1999) Основы психологии субъективной семантики. М.,- Наука, Смысл. с.267-272

3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. (1998). Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, Т. 19, . 1, с. 89-100.

4. Батурин Ю.М.(1987) Право и политика в компьютерном круге. - М..

5. Н.Б.Березанская Н.Б, О.К.Тихомиров О.К., Райков В.Л. (1975) // Психологические исследования творческой деятельности.

6. Букин Д., Букин М. (1997а) .Хакеры. О тех, кто делает это.// Рынок ценных бумаг, .23.

7. Букин Д., Букин М. (1997б) .Underground киберпространства.// Рынок ценных бумаг, .18.

8. Бэнкс М.(1998) Психи и маньяки в Интернете.- СПб.: Символ-плюс.-с.12-39.

9. Вейценбаум Дж. (1982). Возможности вычислительных машин: от суждений к вычислениям.-. М.: Радио и связь. - 368 с.

10. .Визнер Дж.Б. (1976) Перспективы .информационной тирании.// Кибернетика сегодня: проблемы и суждения. Сборник.М., - Знание. С. 39-46.

11. .Войскунский А.Е. (1997) Групповая игровая деятельность в Интернете// Психологический журнал, т. 20, . 1, с. 126-132.

12. Выготский Л.С. (1983) Проблемы развития психики // Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.3 - М.: Педагогика. - с.133-163.

13. Долныкова А.А., Чудова А.Н. (1997). Психологические особенности суперпрограммистов // Психологический журнал, т.18, .1

14. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. (1999) Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета (http://flogiston.df.ru/projects/articles/strategy.shtml)

15. Иванов Д.В. (1999). Критическая теория и виртуализация общества // Социс, . 1, с. 32-40.

16. Карсанова Е. (1999) Хакеры за справедливость // Московские новости .8, 1999 ( HTTP: http://www.mn.ru/1999/08/32.html .(28 апреля 1999).

17. Коул М. (1997).Культурно-историческая психология.- М.: Когито-центр.

18. Лейбов Р. (1999). Братья наши хакеры. Gazeta.RU (электронное издание) .028, 033 (08.04.99, 15.04.99). HTTP: http://www.gazeta.ru/nl/08-04-1999_hackers_Printed.htm ,. and: http://www.gazeta.ru/nl/15-04-1999_hackers2_Printed.htm ..(28 апреля 1999).

19. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. (1999). Моделирование и поддержка сообществ в Интернете (препринт). - М.: Институт психологии РАН. - с.44-50..

20. Маркоф Дж., Хефнер К.(1996). Хакеры.- Киев: Полиграфкнига.

21. Маслов О.Р., Пронина Е.Е.(1998) Психика и реальность: типология виртуальности.// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.-М.: Росс. Ассоц. Искусств. Интеллекта, с. 211-225.

22. Моисеенков И.(1996).. Оно// Компьютерра, .43.

23. Молчанов Б.М. (1993) Что такое хакер? // КомпьютерПресс, .8

24. Носик А. (1999). Ответный удар // Московские новости, .8, 1999. (HTTP: http://www.mn.ru/1999/08/32.html (28 апреля 1999).

25. Носов Н.А. (1995) Психологические виртуальные реальности М.: Институт человека РАН. - 195 с.

26. Розин В.М.(1997). Воздействие аудиовизуальной информации и культуры на человека // Информационно-психологическая безопасность.  М.: Институт системного анализа РАН, с. 35-43.

27. Рэймонд Э.С. (1996). Новый словарь хакера. М.: ЦентрКом.

28. Смыслова О.В.(1998). Психологические последствия применения информационных технологий: Дипломная работа/ МГУ, факультет психологии.

29. Столл К.(1996). Яйцо кукушки, или преследуя шпиона в компьютерном лабиринте.- М.

30. Субботский Е.В. (1998) Индивидуальное сознание как система реальностей // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. - М.: Смысл, с. 125-160...

31. Тихомиров О.К. (1993). Информационный век и теория Л.С. Выготского // Психологический журнал, 1.

32. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. (1986). Психологический анализ трудовой деятельности, опосредствованной компьютерами// Психологический журнал, .5

33. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П.(1989) Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности// Психологический журнал, 2.

34. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В.(1991). Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, . 3.

35. Форман Н., Вилсон П. (1998) Можно ли смоделировать реальность? Использование в психологии 3-х мерной среды, генерированной при помощи компьютера //Ментальная репрезентация: динамика и структура. - М.: Институт психологии РАН.

36. Хармон Э.(1996). Место действия - Санкт-Петербург // Пик технологии, сентябрь

37. Хейзинга Й. (1992). Homo ludens.  М.: Изд-во Прогресс-Академия.

38. Чудов Г.С. (1998). MUD . современная форма виртуальной реальности // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М., с. 295-305.

39. Шапкин С.А. (1999). Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, том 20, .1, с. 86-102

40. Шмелев А.Г.(1988) Мир поправимых ошибок // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка. - М.

41. Шнейдерман Б.(1992) Человеческие ценности и будущие технологии (Декларация ответственности) // Психологический журнал,. .3

42. Эльконин Д.Б. (1978). Психология игры.  М.: Педагогика.

43. Янг К.С. (2000). Диагноз  интернет-зависимость // Мир Internet, . 2, с. 24-29.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.