скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Воссоздающее воображение детей 6-7 лет

Таблица № 2 Воссоздающее воображение в изобразительной деятельности

испытуемый Рассказ по рисунку дословно

Поведение,

 эмоции

1 Крошкова Аня Я нарисовала Машеньку. Она улыбается, рада, что вернулась к бабушке и дедушке. Это дерево, дом, солнце. Я нарисовала цветок…у меня на кофточке такой же есть…большой и синий. Все.

задумывает

ся в выборе карандашей и рассматривает свой рисунок

2 Жогина Оля Я нарисовала Машу. Ей бабушка подарила платочек. Мне тоже бабушка вчера подарила. А медведя собаки покусали, и он убежал …в лес. Рисовала с интересом.
3 Степанова Юля Это бабушка. Это Маша…она далеко далеко от дома. Ее медведь напугал. Она в шапке, чтобы клещи в лесу не упали. А то мне мама говорит, что в лесу много клещей…страшных. Отобрала сразу себе три цвета. Увлечена
4 Косорева Ира Маша по тропинке идет и грибы собирает. А медведь ждет ее в избушке…и еще много деревьев. А Маша очень красивая…как моя мама. Увлеченно рисует. Улыбается
5 Шимарданова Исамия Машенька убегает от медведя домой…у медведя нет рук, чтобы он ее не поймал. Он большой и страшный. Я видела такого в зоопарке. У них зубы белые.

Старательно выводила Машеньку.

Устало вздохнула.

6 Вишнякова Наташа Я нарисовала Машеньку. Она красивая…я хотела ей платье белым нарисовать, но не видно. У нее корона есть как у принцессы.

Задумыва

лась, под

перала щеку. Долго не мог

ла решить ка

ким цветом рисовать платье

7 Митин Сережа Я нарисовал Машеньку. Она у меня не очень хорошо получилась. Я хотел медведя нарисовать, но передумал. Она гуляет по лесу. Лес тоже не нарисовал.

Рисовал сосредото

ченно, старательно

8 Белова Настя Я нарисовала избушку, где жил медведь. Он добрый…но не умел готовить…вот и хотел, чтобы ему Маша готовила. А она в новом платье и шапочке. А у меня скоро день рождения. Отвлекалась, но потом сосредоточилась на рисунке
9 Никсааев Костя В доме они жили. Она ему готовила каши…я тоже люблю пирожки. Увлеченно работал, лицо спокойное
10 Марков Алексей Я нарисовал лес…в нем темно и страшно, много деревьев. Маша заблудилась…она собирала красивые цветы и грибы. Вот.

Увлечена работой была. На лице удовлетво

ренность и

улыбка

11 Башманов Саша Я нарисовал Машу с медведем. Он боится собак. Это дом, где живут бабушка с дедушкой. Их не видно, они в доме. У моего дедушки тоже есть собака. Зовут Рекс. Рисовал медленно, старательно.
12 Белова Алиса Я нарисовала как медведь несет Машеньку в коробе домой…она там спряталась и он ее не заметил.

Рисовала сос

редоточенно, иногда смот

рела в окно

13 Цибин Саша Я нарисовал как они жили вместе в доме…Машенька и бабушка с дедушкой. У нее красивое платье. Солнце светит…тепло

Задумыва

лась в про

цессе.

14 Скоробогатов Дима Я нарисовал Машеньку. Она идет по лесу с лукошком. И заяц сидит в норе. Нарисовал быстро, но потом долго вносил исправления
15 Марков Петя Я нарисовал Машеньку…она улыбается потому, что убежала от медведя. Старался, задумывался над рисунком

2.   Обсуждение результатов:

 В ходе  эксперимента  на  основе  анализа  протоколов  было установлено,  что  инструкцию  экспериментатора  приняли  все  дети. Приступили к работе с желанием.

АНАЛИЗ РАССКАЗА

На основании рассказов детей было установлено, что осознанность, т.е. наличие главной идеи сказки, присутствует во всех работах. Сюжет:

-85% детей из 15 воссоздали сказочный сюжет, состоящий из одной линии (это прогулка в лес, включающая встречу с медведем, придумывание способа вернуться домой, встреча с бабушкой и дедушкой). Сюжет в рассказах развивается и логически завершается.

-15% помимо основного, дети  указали на  встречу с персонажами, которые не были описаны в оригинале (это заяц, который подсказал дорогу к избушке медведя и бабочка, из-за которой Машенька заблудилась).

Композиция сказки выделена у 75% детей, из которых 45% - четко и правильно, а  30% не соблюдали последовательность композиции, например, меняя местами кульминацию и развязку. Остальные 25% опускали один или несколько составных частей композиции.

Все дети основывали свои рассказы как на главных героях (Машенька, медведь), так и на второстепенных (бабушка, дедушка, подруги, собаки). Лишь в 25% не была указана роль собак и в 70% - роль подруг.

Эмоциональное описание героев в большинстве случаев соответствовали отведенной роли в заданной сказке. Машенька выступала как маленькая, красивая, хорошая и сообразительная (хитрая) девочка в 55% рассказах детей; ей страшно, грустно, она плачет и пугается 30%. Медведь – страшный, злой, хитрый – 55%, большой и лохматый – 15%, хороший только в одном случае.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В 35% изложенных рассказов присутствовала только косвенная речь. Во всех остальных случаях использовалась прямая речь, диалоги.

АНАЛИЗ  РИСУНКА

 На основании анализа записей и самого рисунка было установлено,  что:

-30% детей нарисовали больше,  чем рассказали  при  описании  работ.  Эти  дети выделили  наиболее важные образы,  те,  что произвели на них большее впечатление.

-30% детей точно рассказали то, что они нарисовали.

-40%  детей рассказали о рисунке больше, чем они нарисовали.

            В работе  детей повторяются образы,  описанные в сказке. 

Удалось установить,  что все дети нарисовали основной образ:  Машеньку. Из них: 10 % детей нарисовали только Машеньку;  25% - основной образ на фоне пейзажа, в  интерьере (лес, дом, поляна, солнце, облака и т.д.); - 65% - нарисовали как Машеньку, так и медведя на фоне пейзажа.

Можно сделать  вывод,  что  дети  выделили  в   рисунке   образы,  произведшие  на  них  большее впечатление и интерес.  А сюжет каждый  воссоздал  по-своему,  выделив  в  рисунке  наиболее   значимый   и  запомнившийся   объект.  

В ходе эксперимента установлено,  что дети чаще используют теплые тона (желтого,  оранжевого, розового, красного, малинового, бордового, коричневого).  Этим  они  проявляют свое отношение к изображаемому предмету,  стараясь его украсить, выделить. Но цвета адекватно соотносятся с цветами реальный предметов.

-15% из 15  испытуемых  в своих работах использовали  два  цвета.

-35%  -  использовали четыре  цвета.

-25%  -  использовали  пять  цветов.

-10%   - использовали в работе шесть  цветов.

-10%  -  восемь  разных цветов.

-5% - использовали 9 разных цветов.

             Цвет оказывает  наиболее  сильное  воздействие  на  эмоциональное  восприятие ребенка (20% - рисуют с интересом, увлеченно; 20% - в процессе рисования задумываются на некоторое время; 15% - в ходе рисования улыбаются, проявляют удовольствие).

АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ И  ЭМОЦИЙ

     Не все дети сразу приступили к работе. Это выражалось так:

-20 % необходимо подумать, прежде чем приступить к работе. У этих  детей  образы  создаются медленно.  Работали дольше,  чем остальные дети.           35% детей во время выполняют задания сосредоточенно,  старательно.

-15%  - эмоции во время работы не проявляли,  хотя в рисунках используют яркие  цвета.

-35% - после выполнения устало вздохнули, заулыбались, довольные проделанной работой.

Анализируя эмоциональный отклик детей важно отметить,  что равнодушного отношения в этой группе детей не наблюдалось. 85%  детей  проявляли свои эмоции,  у 15%  такого проявления не  наблюдалось.

 В процессе рисования дети вели себя по-разному:

-15% испытуемых  детей  комментировали  свои  рисунки  в   процессе рисования. Этим проявляется их эмоциональный интерес к рисованию.

-75% из 15 детей рисуют молча,  их увлекает сам процесс рисования,

  лица детей сосредоточенные,  серьезные, увлеченные. Погружены в свой

  мир рисунка. Эгоцентрическая речь подверглась интериоризации,  превращаясь во внутреннюю  речь  и  в  этой  форме  сохраняя свою планирующую функцию.

-10% из испытуемых детей в процессе рисования произносили фразы

  не относящиеся к сказке, такие как:

     1. - А у меня скоро день рождения.

     2. – У моего дедушки есть собака. Его зовут Рекс.

                        

   Вывод:

В результате проведенных анализов удалось  установить,  что  дети справились  с предложенным заданием. Каждый по-своему воссоздал образы, проявляя оригинальность.  Но выделяется общая закономерность, подтверждающая гипотезу о том, что воссоздающее воображение в речевой деятельности превалирует по отношению к воссоздающему воображению в изобразительной деятельности. Дети  выделяли  в   рисунке   образы,  произведшие  на  них  большее впечатление и интерес; сюжет каждый  воссоздал  по-своему,  выделив  наиболее   значимый   и запомнившийся   объект. А  рассказы детей подробно отображали сюжетную линию, композицию, описывали эмоциональные отношения главных героев друг к другу и к ситуации в целом. Что дает более полное воссоздание целостности и приближенности к оригиналу сказки. 

Выводы:

Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Оно играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого,  проявляясь гораздо чаще и допуская значительно более «легкий» отлет от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности.

            Наиболее ярко воображение проявляется в ролевой игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). Мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи. Основным содержанием воображения детей является человеческое общение; именно оно служит материалом для создания воображаемых образов и ситуаций.

           

                             Заключение

В этой работе было проведено исследование проблемы особенностей воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности для  понимания вопроса – что же такое воображение? которое таит в себе путь к творческой свободе людей.

Список литературы

1.   Венгер Л.А. Психолог в детском саду М., 1995.

2.   Веранса Н.С., Дьяченко О.М. Еще не поздно… М., 1992.

3.   Выготский Л.С. Психология. М., 2002. 

4.   Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1992.

5.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.

6.   Давыдов В.В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1998.

7.   Давыдов В.В. Новые исследования по психологии. №2 1995.

8.   Детская практическая психология: Учебник \ Под ред. проф. Т.Д.                         Марцинковской. М., 2003.

9.   Дьяченко О.М. воображение дошкольника. М., 1986.

10.      Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.

11.      Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

12.      ОбуховаЛ.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

13.      Практикум по возрастной психологии: Под ред. Л.А. Головей,

            Е.Ф. Рыбалко. М., 2001.

14.      Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М., 1990.

15.      Рыбинский Е.М. Актуальные проблемы современного детства. М., 1992.

16.      Словарь психолога-практика\ сост. Головин С.Ю. Мн., 2001.

17.      Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.

18.      Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1997.

19.      Урунтаева  Г.А Дошкольная психология. М, 1999.

20.      Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

21.      Цукарь А.Я. уроки развития воображения. М., 2000.

22.      Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.


[1] Словарь психолога - практика Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2001. – 976 с. – (Библиотека практической психологии). 

[2], Словарь психолога - практика Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.  

[3] Словарь психолога - практика Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.  

[4] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с (стр8)

[5] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с (стр8)

[6] О.М. Дьяченко Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986 – 96 с. (38-50)

[7] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с (66-69стр)


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.