скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов

ВЫВОД: анализ полученных результатов подтверждает наличие корреляции характерологических особенностей личности с профессиональным типом личности. А именно, учащиеся реалистического типа обладают дипломатичностью и жестокостью; учащиеся исследовательского типа – радикализмом; учащиеся артистического типа радикализмом, чувствительностью, прямолинейностью; учащиеся социального типа доминантностью, чувствительностью, напряженностью; учащиеся предприимчивого типа – склонностью переоценивать себя, жесткостью и консерватизмом; учащиеся конвенционного типа – развитым воображением.

2.2.4. Связь между условием притязаний, самооценкой и профессиональными интересами

Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты (см. Приложение. Таблица 4).

Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек природа» свойственна меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Здоровье» (r= - 032 при a = 0,05).

Учащимся, сделавшим выбор в пользу профессий типа «человек художественный образ» был свойственен низкий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = - 0,281 при a = 0,05).

Учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – техника» отличали большая степень расхождений между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = 0,286 при a = 0,05), высокий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,309 при a = 0,05) и высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,281 и r = 0,254 при a = 0,05).

Если у учащихся превалировал реалистический тип личности (R), то у них чаще обнаруживались высокий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,262 при a = 0,05), большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Ум» (r = 0,281 при a = 0,05), меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Уверенность в себе» (r = - 0,28 при a = 0,05).

Если у учащихся был более выражен исследовательский тип личности (Is), то чаще они обладали низкими уровнями самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = - 0,30 и r = - 0,294 при a = 0,05).

Учащихся социального типа личности (S) отличали низкие уровни притязаний по шкалам «Здоровье» и «Умелые руки» (r = - 0,234 и r = - 0,282 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = - 0,35 при a = 0,05).

Учащихся предприимчивого типа личности (Ер) отмечали высокие уровни самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = 0,31 и r = 0,31 при a = 0,05), высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,367 и r = 0,505 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождений уровней притязаний и самооценки по шкале «Внешность» (r = - 0,299 при a = 0,05).

При анализе коэффициентов корреляции для средних значений уровней притязания и самооценки и степени расхождения этих уровней были получены следующие факты.

Если учащиеся выбирали профессии типа «человек – человек», то чаще у них обнаруживалась большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки (r = 0,324 при a = 0,05).

У учащихся предприимчивого типа личности (Ер) чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки (r = 0,287 и r = 0,351 при a = 0,05), а также большая степень расхождений между уровнями (r = 0,36 при a = 0,05). ВЫВОД: анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии влияния уровня притязаний и самооценки на профессиональные интересы учащихся.

2.2.5. Влияние уровня притязаний и самооценки на престижность профессионального выбора

Для анализа результатов поместим их в таблицу.

Уровень

Притязаний, %

Уровень самооценки, % Степень расхождений, %

Сочетание параметров, говорящих о норм. личн. развитии,

%

Сочетание параметров, говорящих о неблагопр. личн. развитии,

%

Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень высокий Высокий Средний Низкий Сильная Умерен-ная Слабая
Выб-рали прес-тижн.проф. 36 39 25 0 18 64 18 0 18 75 7 68 4
Не выб-рали 33 42 25 0 29 54 13 4 38 54 8 46 8

Рассмотрим случаи значительного влияния уровня притязаний и самооценки на престижность профессионального выбора. Для этого найдем отношение количества процентов учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов учащихся, не выбравших престижную профессию с различными параметрами.

29 : 18 » 1,6

Это означает, что учащиеся с очень высоким уровнем самооценки в 1,6 раза реже выбирали престижную профессию.

38 : 18 » 2,1

Это означает, что учащиеся с сильной степенью расхождения уровней притязания и самооценки в 2,1 раза реже выбирали престижную профессию.

75 : 54 » 1,4

Это говорит о том, что чаще в 1,4 раза выбирали престижную профессию учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки.

О влиянии сочетания параметров на престижность выбора можно судить по следующему отношению:

68 : 46 » 1,5

То есть в 1, 5 раза чаще выбирали престижную профессию учащиеся с благоприятными результатами личностного развития (случаи сочетания среднего, высокого или очень высокого уровня притязаний со средним или высоким уровнем самооценки при умеренном расхождении этих уровней и сочетания высокой и очень высокой самооценки с очень высоким уровнем притязаний при умеренном расхождении этих уровней).

ВЫВОД: Анализ результатов показал, что престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития.

Реже выбирали престижную профессию учащиеся с высоким уровнем самооценки и учащиеся с сильной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволило обнаружить влияние личностных особенностей учащихся на их профессиональные интересы. Тем самым была подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале работы.

2.2.6. Влияние социального статуса учащегося на престижность его профессионального выбора.

Для сравнения результатов поместим их в таблицу.

Высокий статус, % Средний статус, % Низкий статус, %
9 «А» Выбрали престижную профессию 0 47 53 100 %
Не выбрали 33 0 67 100 %
9 «Б» Выбрали престижную профессию 0 33 67 100 %
Не выбрали 0 50 50 100 %
Всего Выбрали престижную профессию 0 43 57 100 %
Не выбрали 8 38 54 100 %

Рассмотрим отношение количества процентов учащихся, выбравших престижную профессию, к количеству процентов учащихся, не выбравших престижную профессию с низким, средним и высоким социальным статусом.

57 : 54 » 1,06; 43 : 38 » 1,13;0 : 8 » 0

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что социальный статус не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.


Заключение

Анализ литературы по вопросам профессиональных интересов, а также проведенное экспериментальное исследование подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале работы о том, что личностные особенности оказывают влияние на профессиональные интересы учащихся 9-х классов.

Так, в результате проведенного исследования были установлены следующие факты.

1)         Характерологические особенности личности оказывают влияние на ее профессиональные интересы. Так, учащиеся, делавшие выбор в пользу профессий типа «человек – человек» отличались эмоциональной неустойчивостью. Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – знак», была характерна дипломатичность. Учащимся, выбравшим тип «человек – художественный образ» свойственны эмоциональная устойчивость, чувствительность, прямолинейность. Если учащиеся выбирали тип «человек – техника», то они отличались дипломатичностью, жесткостью, подверженностью чувствам.

2)         Характерологические особенности личности оказывают влияние на профессиональный тип личности. Так, учащиеся реалистического типа обладают дипломатичностью и жесткостью; учащиеся исследовательского типа – радикализмом; учащиеся артистического типа – радикализмом, чувствительностью, прямолинейностью; учащиеся социального типа – доминантностью, чувствительностью, напряженностью; учащиеся предприимчивого типа – склонностью переоценивать себя, жесткостью и консерватизмом; учащиеся конвенциального типа – развитым воображением.

3)         На профессиональные интересы оказывают влияние и уровень притязаний, и самооценка учащихся. Так, если учащиеся делали выбор в пользу профессий типа «человек –человек», то им была свойственна большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки. У учащихся предприимчивого типа личности чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки, а также большая степень расхождений между уровнями.

4)         Уровень притязаний и самооценка учащихся оказывают влияние и на престижность профессионального выбора.

Так, было установлено, что престижную профессию чаще выбирали учащиеся с умеренной степенью расхождения между уровнями притязаний и самооценки и учащиеся с благоприятными результатами личностного развития.

5)         Социальный статус учащихся не оказывает существенного влияния на престижность профессионального выбора.

Подтверждение гипотезы свидетельствует о том, что цель работы достигнута.

Практическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в результате выполненного исследования можно использовать при проведении профконсультаций.

К новизне работы можно отнести составленный список престижных и не престижных профессий для девятиклассников на данном временном этапе.


Библиография

1.  Климов А.Е. «Жизненное самоопределение». – Москва 1996 г.

2.  Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». – Москва, 1996 г.

3.  Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Психологическая помощь в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – Москва, 1998 г.

4.  «Рабочая книга практического психолога», под редакцией Шиманской Э.О. и др. – Москва, 1996 г.

5.  Рубинштейн «Основы общей психологии». – Москва, 2002 г., стр. 283.

6.  Сейтешев А.П. «Профессиональная направленность личности». – Алма-Ата, 2003 г.

7.  Титма Х.М. «Выбор профессии как социальная проблема». – Москва, 2005 г.

8.  Федоров В.Д. «Структура интересов в профессиональном самоопределении личности» в брошюре «Психолого-педагогические проблемы профориентационной работы». – Сыктывкар, 2004 г.

9.  Шавир П.А. «Психология профессионального самоопределения в ранней юности». – Тюмень, 1999 г.

10.  Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике». – Москва, 2003 г., стр. 218.

11.  Щукина Г.И. «К вопросу о месте познавательного интереса в направленности школьника – подростка». Санкт-Петербург, 1998 г., стр. 186.


Приложения

Характеристики обследованных старшеклассников

Кэттел

Таблица 1

№ п/п A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 МД
1. 7 4 9 3 7 10 8 8 8 6 5 3 5 7 8 8 2
2. 9 2 8 6 10 6 11 3 6 8 10 12 3 7 6 4 6
3. 8 3 9 5 6 6 5 0 6 5 9 7 5 6 6 8 7
4. 11 6 10 0 5 12 8 3 4 6 6 11 6 10 6 2 10
5. 4 3 8 7 3 6 8 6 8 4 6 6 6 8 5 5 6
6. 10 5 10 2 6 10 6 2 3 5 5 10 6 10 6 2 6
7. 7 1 8 4 4 8 7 5 4 5 11 9 10 4 8 4 8
8. 7 4 9 5 7 5 8 0 5 8 10 11 4 7 5 4 7
9. 6 4 8 5 6 5 4 2 4 8 10 10 3 6 4 4 6
10. 7 2 7 7 3 4 3 7 6 6 9 5 5 6 6 2 7
11. 12 6 9 4 6 9 12 7 2 9 6 8 4 6 8 6 9
12. 6 3 6 4 7 10 8 2 5 6 10 6 4 6 7 6 7
13. 8 5 6 4 8 11 9 4 5 6 12 8 6 8 8 6 8
14. 9 5 9 4 8 6 6 7 5 6 6 5 10 5 4 3 5
15. 7 4 8 6 3 10 6 3 6 7 7 4 4 6 6 7 9
16. 11 4 6 5 3 9 4 7 6 8 9 5 5 9 6 2 5
17. 7 3 7 4 8 11 9 3 6 6 12 8 6 8 9 8 8
18. 7 4 9 5 7 3 8 2 6 5 9 5 4 6 4 6 7
19. 10 4 9 5 6 10 7 7 2 8 4 4 4 5 11 2 8
20. 8 3 9 4 9 6 11 4 6 8 2 5 8 5 3 7 6
21. 11 2 8 8 4 6 8 8 6 8 8 8 5 4 5 2 8
22. 9 4 12 6 8 10 7 10 4 6 4 4 4 4 8 6 10
23. 5 5 10 2 3 10 8 1 5 10 10 5 3 10 8 1 8
24. 8 1 7 5 7 8 6 8 5 8 4 5 5 8 7 8 8
25. 2 3 8 7 3 7 9 7 7 5 7 7 7 10 6 6 8
26. 10 5 9 6 5 9 7 3 4 7 3 6 10 7 7 5 6
27. 3 3 5 4 4 9 9 4 6 4 11 9 7 7 10 6 7
28. 10 4 10 5 6 7 10 6 6 8 2 2 6 6 3 4 6
29. 9 4 9 8 5 8 6 7 6 7 8 7 4 7 3 4 6
30. 3 5 10 4 10 10 7 4 6 12 6 4 8 8 4 6 4
31. 7 5 2 9 6 7 7 4 8 4 7 4 5 8 4 6 2
32. 8 5 8 4 5 8 7 6 6 10 8 10 7 4 8 4 4
33. 7 4 7 7 2 10 7 9 4 9 6 6 11 6 6 3 4
34. 6 3 8 5 8 8 10 7 2 7 4 6 8 8 4 4 4
35. 12 5 9 2 6 7 7 7 7 4 1 6 7 8 6 1 6
36. 10 3 11 6 4 6 11 3 5 9 3 2 6 6 1 6 6
37. 6 6 2 10 8 6 10 4 4 3 10 9 7 10 0 6 2
38. 11 6 7 6 10 8 7 6 5 6 4 4 4 4 5 2 4
39. 11 6 10 8 6 11 8 4 5 6 8 4 8 6 5 0 6
40. 10 7 8 10 0 4 2 7 2 8 10 2 5 10 6 0 8
41. 4 4 8 5 8 10 5 2 8 8 8 7 4 6 6 6 4
42. 8 6 8 7 6 7 8 9 6 7 5 12 7 9 10 6 8
43. 6 3 6 4 10 9 2 4 6 6 9 4 7 8 7 2 8
44. 8 6 12 6 10 9 10 10 4 7 1 2 10 8 4 4 8
45. 10 5 9 4 8 12 10 8 4 6 2 6 10 8 8 6 2
46. 9 3 7 7 6 8 5 1 8 6 10 6 5 8 10 7 7
47. 10 4 12 4 10 6 8 8 4 9 5 7 6 8 4 6 4
48. 7 3 10 6 2 8 8 5 4 9 8 12 3 8 6 6 2
49. 6 2 8 6 3 10 8 5 5 8 4 8 5 8 7 8 10
50. 8 5 8 6 4 12 6 10 4 8 4 6 9 8 8 5 10
51. 7 4 8 6 4 12 8 7 2 9 2 10 8 6 6 6 6
52. 11 4 9 8 6 12 9 9 8 10 6 9 7 6 6 2 6

Таблица 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.