Курсовая работа: Влияние физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьного возраста
Цель исследования: изучение влияния физического воспитания в семье на общую физическую подготовку детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) Выявить уровень физической подготовки детей младшего школьного возраста через контрольные упражнения.
2) Провести обработку результатов диагностики и проанализировать их.
3) Разработать комплекс утренней гимнастики для детей младшего школьного возраста.
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап (подбор диагностического инструментария, определить базу исследования)
2. Основной этап (осуществление исследования)
3. Заключительный этап (анализ результатов, написание выводов, разработка рекомендации)
База исследования: МОУ «Крутоосыпская школа-сад»
Выборка исследования: 5 семей, учащиеся 2,3 класса в количестве 5 человек, из них 3-девочка, 2 – мальчика, возраст – 7–9 лет.
Диагностический инструментарий: тестирование.
Тестирование это стандартное задание, применяемое с целью определения умственного развития специальных способностей, волевых качеств человека и с других сторон его личности.
2.2 Анализ результатов и выводы
Исследование включает 3 вида эксперимента:
– констатирующий;
– формирующий;
– контрольный;
Констатирующий эксперимент был проведен в январе месяце 2009 года. Учащимся 2,3 классов были предложены контрольные упражнения (прыжки в длину с места, челночный бег, поднятие туловища, шестиминутный бег), с помощью которых мы определили уровень физической подготовленности учащихся 7–9 лет. Обработав полученные данные, мы получили следующие результаты (таблица №1).
Таблица №1. Результаты уровня физической подготовленности (констатирующий эксперимент)
Испытуемый |
Координационные |
Скоростно-силовые |
Силовые |
Выносливость |
||||
Челночный бег (с)
|
Прыжки в длину с места (см) |
Поднятие туловища |
Шести минутный бег (м) |
|||||
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
|
Миша (7 лет) |
13 |
|
109 |
|
13 |
|
720 |
|
Саша (8 лет) |
11,5 |
108 |
|
12 |
|
547 |
||
Юра (7 лет) |
10,8 |
112 |
17 |
|
752 |
|
||
Лена (8 лет) |
11 |
123 |
|
14 |
|
489 |
||
Вика(9 лет) |
10,2 |
115 |
|
15 |
|
587 |
Полученные результаты также представим в виде сводной таблицы:
Испытуемый |
Координационные |
Скоростно-силовые |
Силовые |
Выносливость |
Челночный бег (с)
|
Прыжки в длину с места (см) |
Поднятие туловища |
Шести минутный бег (м) |
|
Уровень |
Уровень |
Уровень |
Уровень |
|
Миша (7 лет) |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
Саша (8 лет) |
низкий | низкий | средний |
низкий |
Юра (7 лет) |
средний | средний | высокий |
средний |
Лена (8 лет) |
низкий | средний | высокий |
низкий |
Вика(9 лет) |
средний | низкий | средний |
низкий |
На втором этапе эксперимента мы разработали детям комплекс утренней зарядки. Предложенный нами комплекс испытуемые выполняли в течение месяца в домашних условиях. Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастики способствует развитию у ребят правильной осанки, подготавливает организм к тем нагрузкам, которые следует ему преодолеть в процессе длительности дня. Утренняя гимнастика включает в себя ходьбу, бег, подпрыгивание, упражнение для разных мышечных групп.
Комплекс утренней гимнастики для учащихся 7–9 лет.
1. На пробуждение мышц (потягивание, встряхивание ногами и руками)
2. На усиление работы дыхания и сердца (ходьба и бег на месте)
3. Для мышц рук (круговые движения руками, «рывки» руками перед грудью, руки вверх с последующим отведением назад)
4. Для мышц туловища (наклоны вперед)
5. Для мышц живота («велосипед» из положения сидя на полу, поочередное поднимание правой и левой ноги с хлопком руками под коленом)
6. Для мышц ног (приседания)
7. На гибкость (наклоны из положения стоя и сидя на полу, маховые движения ногами и руками)
8. На силу мышц рук (отжимание, подтягивание)
9. На восстановление дыхания и работы сердца (ходьба с последующим выполнением дыхательных упражнений).
Таблица №2. Результаты уровня физической подготовленности (кон рольный эксперимент)
Испытуемый | Координационные |
Скоростно-силовые |
Силовые |
Выносливость |
||||
Челночный бег (с) |
Прыжки в длину с места (см) |
Поднятие туловища |
Шести минутный бег (м) |
|||||
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
|
Миша (7 лет) |
10,5 |
110 |
15 |
749 |
||||
Саша (8 лет) |
10,2 |
123 |
14 |
645 |
||||
Юра (7 лет) |
10,5 |
112 |
14 |
746 |
||||
Лена (8 лет) |
10,5 |
121 |
16 |
543 |
||||
Вика (9 лет) |
10,1 |
123 |
15 |
695 |
Полученные результаты контрольного эксперимента также представим в виде сводной таблицы и сравним их с результатами констатирующего эксперимента.
Испытуемый |
Координационные |
Скоростно-силовые |
Силовые |
Выносливость |
|||||||
Челночный бег (с)
|
Прыжки в длину с места (см) |
Поднятие туловища |
Шести минутный бег (м) |
||||||||
Уровень |
Уровень |
Уровень |
Уровень |
||||||||
|
конст. |
контр. |
конст |
контр |
кон |
конт |
конст |
конт |
|||
Миша (7 лет) |
низ |
сред |
низ |
низ |
сред |
выс |
сред |
сред |
|||
Саша (8 лет) |
низ | сред | низ | сред | сред |
выс |
низ |
низ |
|||
Юра (7 лет) |
сред | сред | сред | сред | выс |
выс |
сред |
сред |
|||
Лена (8 лет) |
низ | сред | сред | сред | выс |
выс |
низ |
низ |
|||
Вика(9 лет) |
сред | сред | низ | низ | средн |
сред |
низк |
сред |
|||
По данным таблицы можно сделать выводы:
1. Уровень физической подготовленности среди мальчиков и девочек 7 – 10 лет средний.
2. Воспитание в семье влияет на общую физическую подготовку детей.
3. Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль.
4. Поставленная нами гипотеза частично подтвердилась.
Выводы, к которым мы пришли по итогам исследования,
позволяют сделать следующие рекомендации для родителей:
1. Родители должны периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.
2. Родители должны участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой и здоровьем детей.
3. Родителям необходимо с раннего возраста прививать своим детям любовь к физической культуре.
Заключение
Физическое воспитание играет огромную роль в воспитании детей. Именно в семье их готовят к саду, к школе. Учат быть внимательными, аккуратными, вежливыми с взрослыми. Уже к 7 годам ребенок умеет выполнять элементарные физические упражнения. Родители должны внимательно следить за развитием детей. Развитие качеств быстроты, ловкости, выносливости тесно связаны с форматированием у детей двигательных навыков. Выполнение физических упражнений в разном темпе с различными усложнениями, в течение определенного отрезка времени способствует их развитию. В любое время года школьники должны проводить на свежем воздухе не менее 2–3 часов в игровых движениях. Также родителям необходимо помнить, что следует систематически повышать нагрузку в упражнениях. Если не следовать этой инструкции, то это может повлиять на здоровье ваших детей. Приучать к активному образу жизни своих детей необходимо с раннего возраста, так как уже в старшем возрасте у них будут другие потребности. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе. Найдите время и возможность каждый день погулять с ними на улице. Все понимают важность физических упражнений для развития ребенка. Родители, ответственно относящиеся к здоровью своих детей, конечно же сознают необходимость каких-либо стимулов, побуждающих детей быть более активными физически. Развитие навыков занятий физическими упражнениями в раннем возрасте может стать залогом постоянного стремления человека к здоровому образу жизни. Регулярные упражнения предотвращают и снимают нервно-психическое напряжение, улучшают эмоциональный фон, доставляя детям радость. Физические упражнения с раннего возраста закладывают мощный фундамент здоровья ребенка на всю последующую жизнь.
Список литературы
1. Вайбаума Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «академия» 2002 г. - 240 с.
2. Вайбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. – М.: Издательский центр «Академия», 1986 г. – 167 с.
3. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей: Книга для малышей и их родителей. – Ярославль: Гринго, 1996 г. - 176 с.
4. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Т.Е. Виленская. Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. - 160 с.
5. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. - 160 с.
6. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений/ Т.С. Зубкова, – 2-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.-224 с.
7. Ковалько И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: Вако, 2005 г. - 176 с.
8. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – 2-е изд., исп. – М.: Советский спорт, 2004 г. – 464 с.
9. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, – М.: Издательство «Просвящение», 2004 г. - 125 с. 10. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре. – М.: Дрофа, 2002 г. 96 с.
11. Минх А.А., Малышева И.Н. основы общей и спортивной гигиены. – М.: Издательский центр «Академия» 2000 г. 156 с.
12. Научно-педагогический журнал «Физическая культура в школе».\Школа семейной физкультуры с 69, №2, 2007 г.
13. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. – М.: 1994 г.
14. Тонкова-Ямпольская Р.В., Чертак Т.Я., Ради здоровья детей: Пособие для воспитания детского сада. М.: Просвещение, 1985 г. - 128 с.
15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. - 480 с. 16. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Практикум: для студентов средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд., исп. – М.: издательский центр «Академия», 2000 г. – 160 с. 17. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Практикум: для студентов средних педагогических учебных заведений. – 4-е изд., исп. – М.: издательский центр «Академия», 2000 г. – 176 с.