скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Вариативность тактики проведения спортивно-оздоровительного тура

Курсовая работа: Вариативность тактики проведения спортивно-оздоровительного тура

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Форма и содержание спортивно-оздоровительных туров. 5

1.1 Значение подготовительного этапа. 5

1.2 Классификация туристских маршрутов. 9

Глава 2. Практическая подготовка спортивно-оздоровительного тура. 15

2.1 Разработка маршрута спортивно-оздоровительного тура. 15

2.2 Комплектование и подготовка туристкой группы к спортивному походу  17

2.3 Социально-психологический фактор. 26

Заключение. 30

Список источников и литературы.. 31

Приложение 1. 34


Введение

Актуальность исследования. Рациональным средством организации свободного времени населения при всех социально-экономических укладах выступает спортивно-оздоровительный туризм - социально-экономический феномен ХХ - начала ХХI веков, развитие которого осуществляется различными общественными объединениями, организациями и союзами как на государственной, так и на общественной основах.

Содержательным ядром воспитания в спортивно-оздоровительном туризме является совокупность физического и духовно-нравственного воспитания. Здесь происходит физическое совершенствование человека с одновременным совершенствованием его нравственной сферы: сознания, поведения, чувств, отношений.

Исследование позволило определить условия, повышающие эффективность воспитательного потенциала спортивно-оздоровительного туризма.

Воспитание в процессе спортивно-оздоровительного туризма строится на его понимании как эффективного средства физического оздоровления, нравственного развития и совершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и культурному наследию, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями.

Особое значение имеет спортивно-оздоровительный туризм для воспитания детей и молодежи, которая продолжает утрачивать здоровые нравственные ориентиры и все больше втягивается в бездуховные криминальные слои общества. Мир спортивно-оздоровительного туризма, являясь интересной, доступной и дешевой школой выживания и адаптации к стрессовым ситуациям, одновременно создает условия для подготовки подрастающего поколения к службе в армии, для решения вопросов его до профессиональной подготовки, связанных с работой в спасательных отрядах, а также другими видами деятельности человека в экстремальных условиях.

Кроме того, спортивно-оздоровительный туризм является источником создания особого интеллектуального продукта для сферы теории туризма, определяющего стратегию, тактику, технику путешествий, разработку новейших туристских маршрутов, создание современного снаряжения, подготовку квалифицированных туристских кадров (мастеров спорта, гидов, инструкторов, тренеров и др.). Все это есть истоки и основа формирования самодеятельного туристского движения, а также и коммерческого туристского продукта.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить вариативность тактики проведения спортивно-оздоровительного тура.

В ходе достижения поставленной цели автор поставил следующие задачи:

Рассмотреть формы и содержание спортивно-оздоровительных туров;

Выявить значение подготовительного этапа;

Определить классификацию туристских маршрутов;

Осветить практическую подготовку спортивно-оздоровительного тура;

Привести пример разработки маршрута спортивно-оздоровительного тура;

Рассмотреть этапы комплектования и подготовки туристкой группы к спортивному походу;

Определить влияние социально-психологического фактора;

Предметом данного исследования является сущность и функции спортивно-оздоровительного туризма.

Объект исследования - особенности разработки спортивно-оздоровительного тура с учетом сложности маршрута, возраста и потребности участников.

Как показывает практика последних лет, спортивно-оздоровительный туризм занимает значительное место в жизни современного общества. С точки зрения его содержания и востребованности выделяются ряд направлений: экономическое, социально-спортивное, культурологическое, социальное, профессионально-педагогическое. Эти направления привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей, что способствует качественно новому уровню изучения проблем спортивно-оздоровительного туризма. В этом ряду все большее внимание уделяется экономическим проблемам туризма (В.М. Козырев, И.И. Ополченов, Т.В. Козырева, Е.Е. Филипповский и др.); его социально-спортивным аспектам (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.А. Кабачков и др.).

Как отмечается многими исследователями (И.В. Зорин, В.И. Жолдак, В.А. Квартальнов, Ю.С. Константинов, А.И. Сеселкин и др.), отвечающим задачам развития личности является спортивно-оздоровительный туризм, направленный на формирование рационального образа жизни, эстетических, этических и нравственных ценностей, целостного восприятия окружающего мира, мировоззрения.

В научных трудах В.А. Квартальнова, Ю.С. Константинова, А.А. Остапца-Свешникова разработаны методологические основы спортивно-оздоровительного туризма в комплексе решающего проблемы воспитательного, обучающего, развивающего становления личности


Глава 1. Форма и содержание спортивно-оздоровительных туров

1.1 Значение подготовительного этапа

Каждый спортивный туристский поход должен иметь общественную значимость - это то, что делает туризм и популярным, и привлекательным, и престижным видом спортивной деятельности.

Самодеятельные туристские походы по формам их организации и проведения, программно-нормативным требованиям, целям и задачам принято подразделять на массовые (некатегорийные) и спортивные (категорийные). Последние имеют свои разновидности - учебные походы и туристские экспедиции. Однако вне зависимости от основной целевой установки перед руководителем и участниками похода всегда стоит проблема комплексного и оптимального решения воспитательных, образовательных и спортивно-оздоровительных задач при обеспечении безопасности. Полнота решения этих задач находится в прямой зависимости от качественной, всесторонней подготовки группы к походу.

В настоящих рекомендациях рассматриваются вопросы организации и подготовки, спортивных туристских походов, осуществляемых в соответствии с "Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР". [9, стр.25]

Любой туристский поход - от похода выходного дня до спортивного похода пятой категории сложности - планируется, организуется и готовится. По-существу, начинается он задолго, до выхода группы на маршрут и завершается много времени спустя после окончания активной части похода, т.е. тогда, когда будут решены вопросы, связанные с подведением его итогов и оформлением всех документов. Эта многогранная и трудоемкая работа включает четыре последовательных этапа: организацию, подготовку, проведение и подведение итогов.

Этап организации самодеятельного похода, начиная с замысла, определения цели и задач, планирования и решения достаточно широкого круга организационных вопросов, завершается переездом в точку начала маршрута, а иногда и несколько позже - после организации забросочных операций, если таковые выполнялись не активным способом, а с помощью транспорта.

Этап подготовки похода проходит с некоторым временным сдвигом по отношению к этапу организации. Фактически полная подготовка к походу заканчивается тогда, когда завершается работа по осуществлению забросок (самостоятельно, активным способом), разведок, акклиматизации участников.

На этапе проведения похода туристской группой выполняется разнообразная работа, по своему содержанию далеко выходящая за рамки простого прохождения маршрута: ведение походного дневника, описание сложных участков маршрута и фотографирование, корректировка картографического материала, выполнение заданий научно-производственных и общественных организаций и учреждений и многое другое. Все это является материалом для подготовки отчета о походе - главной и наиболее трудоемкой составной части этапа подведения итогов похода. [5, стр.78]

То обстоятельство, что организация и подготовка осуществляются не последовательно, а практически параллельно друг другу, во многом усложняет не только их рассмотрение, но и практическую реализацию. Эффективное и качественное решение большого круга взаимосвязанных вопросов возможно только на основе сетевого планирования и при использовании хорошо разработанных методик и приемов научной организации труда.

Подготовка спортсменов-туристов - многолетний учебно-воспитательный процесс, в котором собственно тренировочный период (обеспечение общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности участников спортивных туристских походов и соревнований) является составной частью. Другая его часть - обучение, включающее теоретическую, организационно-методическую и специальную подготовку (естественно-географическую, краеведческую, топографическую, педагогическую), а также вопросы методики организации, подготовки и проведения туристских мероприятий, судейства, гигиены, доврачебной помощи и т.п. [17, стр.14]

Многолетняя подготовка (обучение по программе туристских общественных кадров и спортивная тренировка) распадается на годичные циклы и строится на основе перспективного планирования, а годичный цикл - на основе оперативного планирования.

В круглогодичном цикле выделяются три периода - подготовительный, основной и переходный. Наиболее продолжительный - первый период (более 10 месяцев) имеет целью всестороннюю подготовку участников туристских мероприятий (спортивного похода, соревнований); сравнительно короткий (до одного месяца, - время отпуска или студенческих каникул), второй период - участие в спортивном походе (соревнованиях). Еще более короткий (одна-две недели) третий период включает прохождение участниками туристских мероприятий, медицинского и педагогического послепоходного контроля, активный отдых и подведение итогов похода (соревнований) - разбор и анализ, подготовку отчета, определение цели и задач на следующий годичный цикл, комплектование группы (команды) для подготовки к участию в спортивных мероприятиях следующего основного периода, составление плана подготовки [26, стр.44].

Как упоминалось выше, подготовительный период в круглогодичном цикле подготовки спортсменов-туристов составляет не менее 10 месяцев. Поэтапный характер подготовки является и логичным, и эффективным с точки зрения решения большого круга вопросов. Целесообразно выделять организационный этап подготовительного периода (на рис.1 выделен пунктиром), который по времени может совпадать с переходным периодом, предшествующим подготовительному.

Организационный этап подготовительного периода включает. определение цели и главных задач основного (походного) периода, комплектование группы, выбор района похода и подготовку документов - сметы расходов и приказа (постановления) о походе. Этот этап совпадает по времени с переходным периодом и лишь в наиболее сложных случаях частично накладывается непосредственно на подготовительный период. В любом случае целесообразно завершить работу по комплектованию группы (команды) на этом этапе, чтобы обеспечить качественную подготовку участников похода в подготовительном периоде. [41, стр.87]

Важным инструментом управления подготовкой туриста являются поэтапные контрольные проверки физической, технической и теоретической готовности участников предстоящего похода на основе контрольного тестирования, результатов соревнований и медицинского контроля. Специальные коррективы вносятся в подготовку туриста не только в результате периодического и поэтапного получения информации о состоянии тренированности занимающихся, но и по мере сбора и обработки информации о районе предстоящего похода, особенностях биоклиматических условий с учетом характеристики естественных препятствий на планируемом маршруте. Эти коррективы касаются не только собственно тренировочного процесса, но также и поэтапного плана подбора, изготовления и испытания различных видов снаряжения и рационов питания.

Немаловажными факторами совершенствования управления тренировкой туриста являются систематическое повышение квалификации тренера, его профессиональных знаний, умений и навыков, а также материально-техническое и медицинское обеспечение тренировочного процесса. Тренерам-общественникам по туризму можно рекомендовать не только систематическую, самостоятельную работу над литературой, но и изучение опыта работы и методики проведения тренировок по другим видам спорта - лыжному и горнолыжному, альпинизму и скалолазанию, спортивному ориентированию и др. [6, стр.25]

Кроме основных задач, присущих любым спортивным мероприятиям (образовательных, воспитательных, спортивно-оздоровительных), эффективность решения которых в значительной мере определяется эффективностью подготовки группы к походу, в спортивном туризме (как и в альпинизме) важнейшей задачей является безопасность участников похода. Эта комплексная задача, решаемая на маршруте, обеспечивается еще в подготовительный период всеми без исключения мероприятиями, включенными в сетевой график. Другими словами, и подготовка участников похода (физическая, техническая, психологическая, тактическая, специальная), и маршрутная работа группы (все аспекты которой требуют безусловного соответствия опыта и подготовленности участников условиям района, характеру маршрута, календарному плану похода и т.п.), и комплекс мероприятий по организации похода и его материально-техническому обеспечению (соответствующее условиям проведения похода финансирование, соответствие снаряжения, одежды, обуви, питания, медикаментов и т.п.), - все это составляет единый комплекс достижения успеха похода и безопасности его участников. [6, стр.57; 3, стр21]

Таким образом, управление подготовкой в туризме представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, основывающихся на объективных и достоверных данных об изменениях, происходящих в организме человека под влиянием тренировочных нагрузок. Их анализ, своевременное внесение обоснованных коррективов в этот процесс позволяют добиваться наиболее высоких спортивных результатов.

1.2 Классификация туристских маршрутов

Решение основных, спортивных задач планируемого и организуемого похода определяется классификационными требованиями к туристским маршрутам как составной части разрядных требований по спортивному туризму.

Разрядные требования по туризму за двадцатилетний период после их включения в 1965 году в Единую Всесоюзную спортивную классификацию, претерпели определенные изменения, коснувшиеся прежде всего их основы - классификационных требований к маршрутам.

Категории сложности спортивных туристских маршрутов определяются в соответствии с "Перечнем классифицированных туристских маршрутов на 1986-1988 годы", важными дополнениями к которому являются перечни классифицированных перевалов высокогорных районов и среднегорья и пещер. При отнесении того или иного маршрута к определенной категории сложности за основу берутся три показателя: продолжительность похода, протяженность и техническая сложность маршрута. [16, стр.48]

Продолжительность похода устанавливается разрядными требованиями (табл.1) и понимается как минимальное время в днях, необходимое "для прохождения маршрута подготовленной группой". Продолжительность похода может быть увеличена по сравнению с указанной в табл.1 "при увеличении протяженности маршрута, количества и сложности естественных препятствий, а также за счет дней на разведки и запасного времени на случай непогоды". При этом в "Методических указаниях" к "Перечню" последнее, т.е. количество дневок (дни отдыха, в том числе и активного, связанного с разведкой маршрута, выполнением заданий по общественно полезной работе и т.п.), оговаривается: "Количество дневок должно укладываться в пределы 20% от общей продолжительности похода" (см. п.9 "Перечня"). Увеличение же продолжительности похода ограничивается пределами отпускного времени лишь для походов высших категорий сложности.


Таблица 1 Нормативы походов и путешествий в соответствии с разрядными требованиями по туризму (на 1985-1988 гг.)

Виды туризма и характеристика походов Категория сложности походов и путешествий
I II III IV V
Продолжительность походов или путешествий в днях (не менее) 6 8 10 13 16
Протяженность походов и путешествий в километрах (не менее)
Пешеходного 130 160 190 220 250
Лыжного 130 160 200 250 300
Горного 100 120 140 150 160
Водного 150 175 200 225 250
Велосипедного 250 400 600 800 1100
на мотоциклах 1000 1500 2000 2500 3000
на автомашинах 1500 2000 2500 3000 3500
в спелеотуризме (количество пещер) 5 4-5 1-2 t-2 1

Протяженность маршрута "устанавливается разрядными требованиями и понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута данной категории сложности". При этом оговаривается, что даже минимальная протяженность маршрута, хотя и в исключительных случаях (при большой технической. сложности), может быть уменьшена, но не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.