Курсовая работа: Условия и особенности проведения аудиторской проверки в условиях реструктуризации предприятия
Этапы 10—11. Выделение первоочередных проектов и формирование команд. Основные задачи - продемонстрировать возможности эффективной работы в команде; предварительно проработать первоочередные проекты и отобрать часть из них для дальнейшей доработки и реализации. Команды формируются с участием консультантов-психологов и обучаются основным правилам командной работы. Первоочередные проекты (3—5) выбираются из числа приоритетных и прорабатываются группами в течение 1,5—2 дней (с участием консультантов).
Этап 12. Выбор и фиксация стратегии и программы реформирования. Стратегически важные первоочередные изменения: создание маркетинговой службы и изменение маркетинговой стратегии; создание службы стратегического планирования; упорядочение функций подразделений и соответствующее изменение организационной структуры; создание эффективной системы финансового учета, планирования и контроля; изменение ассортиментной политики, создание новых видов продукции; создание системы управления инновационными процессами; реорганизация системы управления персоналом; переподготовка руководства верхнего и среднего звена в области экономики, финансов и управления; создание информационно-аналитического центра.
Этап 13. Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. Оценивается, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли она возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.
Этап 14. Определение первоочередных организационных шагов. Конкретизируются организационные шаги, которые необходимо предпринять в ближайшее время — например, подготовка и издание приказов, информирование всех работников предприятия о разработке программы реформирования и т.п.
2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК МЕТОД ПРОБЛЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ
2.1 Аудит отчетности, представляемой в государственные органы и другим пользователям отчетности
Согласно Международными стандартами аудиторской деятельности, аудит финансовой отчетности - это предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности. В РФ аудиторская проверка определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Основы организации и проведения аудиторской проверки в РФ регламентируются ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности», стандартами аудиторской деятельности и методиками, а также договором, заключенного между аудируемым лицом и аудиторской организацией. Основная цель аудита состоит в подтверждении достоверности отчетности, а также ее соответствия по составу и формам действующему законодательству. В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие:
- Федеральному закону «О бухгалтерском учете»;
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
- Налоговому кодексу РФ, ч. 1.
Проверка отчетности на соответствие Федеральному закону РФ «О бухгалтерском учете». В соответствии с Федеральным законом РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (в последующей редакции) аудитору необходимо учитывать следующие положения при проверке правильности составления отчетности:
- главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению;
- в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций;
- для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы;
- первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации;
- все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность;
- бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных, состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки;
- месячная и квартальная отчетности являются промежуточными, и составляются нарастающим итогом с начала отчетного года;
- организации, за исключением бюджетных, обязаны предоставлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации;
- днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, либо дата фактической передачи по принадлежности;
- открытые акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным;
- организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Проверка отчетности на соответствие Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Согласно Приказу МФ РФ 43н от 6 июля 1999 г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» при проверке правильности состав, отчетности аудитор должен учитывать, что Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности экономических субъектов и не применяется при формировании отчетности для внутренних целей, отчетности, составляемой для статистического наблюдения, предоставления банк, если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование Положения. Это положение применяется Министерством финансов РФ при установлении:
- типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
- упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
- особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
- особенностей формирования бухгалтерской отчетности а случаях реорганизации или ликвидации организации;
- особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
- порядка публикации бухгалтерской отчетности;
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.
Организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организация должна обеспечить подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные:
- наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, основных средств, арендованных основных средств, финансовых вложений, дебиторской задолженности;
- изменения в капитале (уставном, резервном, добавочном) организации;
- количество акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количество акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальная стоимость акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;
- состав резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движение средств каждого резерва в течение отчетного периода;
- наличие на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;
- объемы продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);
- состав затрат на производство (издержки обращения);
- состав внереализационных доходов и расходов;
- чрезвычайные факты хозяйственной деятельности и их последствия;
- любые выданные и полученные обеспечения обязательств и платежей организации;
- события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности;
- прекращенные операции;
- сведения об аффилированных лицах;
- государственная помощь;
- прибыль, приходящаяся на одну акцию;
Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.
Проверка налоговых деклараций на соответствие Налоговому кодексу РФ (ч. 1). В соответствии с ч. 1 Налогового кодекса РФ аудитору при проверке правильности составления отчетности необходимо учитывать следующее:
- каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы;
- налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога;
- формы налоговых деклараций, не утвержденные законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством по налогам и сборам Российской Федерации;
- налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика;
- налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов;
- налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки;
- инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством по налогам и сборам РФ по согласованию с Министерством финансов РФ, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;
- при обнаружении в налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
2.2 Аудит отчетности, представляемой в государственные органы и другим пользователям отчетности
Как правило, аудиторской проверке подвергается отчетность экономического субъекта, которая включает: баланс предприятия (ф. 1); отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); отчет об изменениях капитала (ф. № 3); отчет о движении денежных средств (ф. № 4); приложение к балансу предприятия (ф. № 5); пояснительную записку к годовому отчету; другие формы, которые могут быть введены соответствующими нормативными документами. Отчетность дополняется различными расчетами и другими документами. При проверке отчетности аудитор руководствуется:
1) инструкциями по заполнению форм отчетности;
2) формой учета;
3) данными инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета.
Инструкции позволяют уточнить взаимоувязку форм, строк отчетности и особенности заполнения отчетных статей.
Форма учета оказывает существенное влияние на заполнение отчетности. На предприятиях и в организациях преимущественно применяются формы учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная, упрощенная и др. При использовании ПК может применяться любая из приведенных форм или, что наиболее эффективно, компьютеризированная форма учета, отвечающая эксплуатационным особенностям этих машин и позволяющая вести учет наиболее рационально.
При использовании журнально-ордерной формы отчетность заполняется на основании главной книги, журналов-ордеров и ведомостей (карточек) аналитического учета (по некоторым счетам). Если применяется мемориально-ордерная форма учета, то отчетность заполняется на основании оборотно-сальдового баланса и мемориальных ордеров, когда имеет место форма журнал-главная, отчетность заполняется по данным оборотной ведомости по счетам. Автоматизированная форма позволяет получить все необходимые формы непосредственно на ПК после ввода и проверки всей информации за отчетный период.
Прежде чем приступить к проверке годовой отчетности, необходимо проверить данные, полученные при проведении инвентаризации соответствующих статей баланса: незавершенного производства, товаров и материальных ценностей, основных средств, денежных средств, расчетов.
Следовательно, каждая статья баланса на конец отчетного года должна быть подтверждена результатами тщательно проведенной инвентаризации. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, выявленные в ходе проведения инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Расхождения по этим расчетам не допускаются.
В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таспасибо, и извените за беспкойствоких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.
При проверке годовой отчетности аудитор проверяет также и квартальную отчетность. Здесь следует помнить, что состав и содержание квартальной отчетности может отличаться от состава и содержания годовой отчетности и поэтому аудитору в процессе работы следует пользоваться инструкциями по заполнению форм годовой и квартальной отчетности.
На основании Постановления Правительства РФ от 21 апреля 1995 г. № 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817) организации, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм, представляют годовую и квартальную бухгалтерскую отчетность территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организаций в сроки, установленные Министерством финансов РФ.
Кроме того, аудиторская организация может осуществлять проверку статистических форм отчетности, утверждаемых Госкомстатом РФ.
Помимо проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта на соответствие действующим законодательным и нормативным документам по составу и формам, рассмотренным выше, аудитору следует для подтверждения достоверности отчетности проследить правильность составления всех форм отчетности, справок, расчетов, приложений и пояснительной записки к отчетности.