Курсовая работа: Учет основных средств предприятия
При учёте основных средств их движение оформляется при помощи стандартных документов, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2005. №7:
1. Форма № ОС-1 "Акт приемки – передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)". Форма применяется при зачислении в состав основных средств отдельных объектов для учета ввода их в эксплуатацию, кроме тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с существующим законодательством оформляться в особом порядке; а так же для исключения из состава основных средств объектов, передаваемых другому предприятию.
2. Форма № ОС-2 "Накладная на внутреннее перемещение основных средств". Форма применяется для оформления внутреннего перемещение основных средств их одного подразделения (цеха, участка, отдела) предприятия в другое и передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.
3. Форма № ОС-3 "Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств". Применяется для оформления приемки основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации и соответственно их сдачи. После передачи утвержденного акта в бухгалтерию делается соответствующая пометка в инвентарной карточке учета основных средств.
4. Форма № ОС-4 "Акт на списание основных средств (кроме автотранспортных средств)". Эта форма служит для оформления выбытия основных средств (кроме автотранспорта) при полной или частичной их ликвидации.
5. Форма № ОС-6 "Инвентарная карточка учета основных средств". Применяется для учета всех видов основных средств. Карточки ведут в бухгалтерии на каждый объект; заполняют в одном экземпляре на основании накладной (форма № ОС-1), технической или другой документации на данный объект. По данным акта формы ОС-2 и № ОС-3 в карточку делаются записи о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и ремонте объекта.
6. Форма № ОС -14 ”Акт о приеме (поступлении) оборудования”. Форма применяется при зачислении в состав основных средств оборудования для учета ввода их в эксплуатацию.
7. Форма № ОС -15 ”Акт о приемке - передаче оборудования в монтаж”. Форма применяется при передаче оборудования в монтаж монтажным организациям.
8. форма № ОС-16 ”Акт о выявленных дефектах оборудования” оформляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также составляется по результатам контроля.
Поступление основных средств на предприятие может осуществляться: путем купли-продажи, аренды, вклада в уставный капитал, строительства или обмена на другие материальные ценности. Их можно получить безвозмездно в виде финансовой помощи.
В ОАО «Брянский камвольный комбинат» поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет акт о приема-передачи объекта основных средств в одном экземпляре на каждый объект в отдельности (ф. ОС-1) Акт утверждает руководитель. При передаче основных средств другой организации акт составляется в двух экземплярах - для передающей и принимающей основные средства организации. После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию, где на основании акта открывают инвентарную карточку (ф. № ОС-6).
Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел предприятия по месту эксплуатации. Акт приемки и передачи основных средств составляется двумя сторонами–принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа.
Каждому инвентарному объекту присваивают инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее, чем через 5 лет после выбытия. Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
Поступление основных средств оформляется актом приемки-передачи типовой формы №ОС-1. Акт составляется комиссией, назначаемой руководителем предприятия. В нее обычно входят инженер, техник, рабочие, представитель бухгалтерии и представители передающей и принимающей стороны. На каждый объект составляется собственный акт, содержащий следующую информацию - заводской номер, инвентарный номер, первоначальная стоимость, год выпуска, дата ввода в эксплуатацию, норма амортизации, размер отчислений в ремонтный фонд, результаты испытания объекта, номер счета, подписи комиссии и материально-ответственного лица. На поступивший объект открывается инвентарная карточка, о чем делается отметка в акте. Акт утверждается руководителем предприятия. К акту прилагается техническая документация на принятый объект (паспорт, чертежи). На основании акта приемки-передачи производятся записи на счетах бухгалтерского учета.
Синтетически учет основных средств ведется на счете 01 " Основные средства " (по дебету учитывается наличие и поступление основных средств, по кредиту - выбытие основных средств в оценке по полной стоимости). Износ или амортизация основных средств учитывается на счете 02 "Амортизация основных средств ".
Порядок учета поступления основных средств зависит от источника их получения - в результате нового строительства или преобразования за плату, безвозмездного получения от других организаций и лиц, вкладов в уставный капитал, оприходования излишков, выявленных при инвентаризации.
Приобретая основные средства, предприятие уплачивает НДС.
При вводе объекта, выполненного подрядчиком, объем строительно-монтажных работ, включая НДС, учитывается проводкой Д 08 - К 60, 76. НДС списывается на счет 01 по мере ввода в эксплуатацию объектов с последующим отнесением на себестоимость. Ввод в эксплуатацию таких объектов оформляется проводкой Д 01 - К 08 на сумму затрат на объект плюс НДС.
Строительство объектов основных средств подрядным способом.
При подрядном способе выполненные строительно-монтажные работы отражаются у застройщика – заказчика по договорной стоимости (без включения НДС) согласно принятым к оплате счетам подрядных организаций на субсчете 08-3. Приемка физических объемов выполненных подрядчиками работ оформляется актом о приемке выполненных работ (форма КС-2).
Пример:
В январе 2006г. ОАО «Брянский камвольный комбинат» заключил договор с ООО «Строймонтаж» на строительство гаражного помещения для собственного автотранспорта. Согласно договору обеспечение строительства оборудованием возложено на ОАО «Брянский камвольный комбинат».
Затраты на строительство составили:
• стоимость работ по составлению сметы на строительство – 3.200.000 руб., в т.ч. НДС 18% 48.814 руб.;
• стоимость строительных работ по предъявленным счетам подрядчика – 5.600.000 руб., в т.ч. НДС 18% 854.203 руб.;
• стоимость оборудования, требующего монтажа – 2.120.000 руб., в том числе НДС 18% - 323.390 руб.;
• стоимость транспортных услуг по доставке оборудования – 42.000 руб., в т.ч. НДС 18% - 6.407 руб.;
• стоимость работ по монтажу оборудования согласно предъявленным счетам ООО «Строймонтаж» - 180.000 руб., в т.ч. НДС 18% - 27.458 руб.
Работа ООО «Строймонтаж» была оплачена в марте 2006 г.
Гаражное помещение принято в эксплуатацию в марте 2006 г.
Содержание операций по данному примеру представлено в приложении 7.
Строительство объекта основных средств хозяйственным способом.
При хозяйственном способе строительства основных средств новое строительство осуществляется собственными силами застройщика без привлечения подрядных строительно-монтажных организаций. Для строительства хозяйственным способом в организационной структуре застройщика создается строительно-монтажное подразделение, которое должно иметь лицензию на право производства строительных работ.
Затраты на строительно-монтажные работы отражаются в учете по элементам:
• расходы на строительные материалы,
• расходы на оплату труда строительного подразделения,
• отчисления от заработной платы и др.
Пример:
В январе 2006 г. ОАО «Брянский камвольный комбинат» начал строительство хозяйственным способом гаражное помещение.
Затраты по строительству составили:
• заработная плата работников строительного подразделения – 700.000 руб.;
• единый социальный налог 249.200 руб.;
• страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 3.000 руб.;
• амортизация основных средств, использованных при строительстве – 250.000 руб.;
• услуги сторонних организаций по строительству гаражного помещения – 260.000 руб., в том числе НДС 18% 39.661 руб.;
• расходы на государственную регистрацию – 500 руб., в том числе НДС 18% - 76 руб.
По завершению строительства, помещение введено в эксплуатацию.
В бухгалтерском учете производятся следующие записи (см. приложение 8):
При приобретении основных средств делаются следующие проводки:
Д 08 - К 60 (сумма основных средств ), Д 19 - К 60 (сумма НДС);
Д 01 - К 08 (сумма основных средств, вводимых в производство);
Д 68 - К 19 (НДС, подлежащий возмещению).
Если оборудование требует монтажа, то используются проводки:
Д 07 - К 60 - поступление основного средства от поставщиков;
Д 08 - К 07 - передача основного средства в монтаж и наладку;
Д 01 - К 08 - передача основного средства в эксплуатацию.
Таблица 5 Содержание хозяйственной операции на приобретение объекта основных средств
Содержание хозяйственной операции | Основание/первичные документы | Отражение в учете | |
Дт счета | Кт счета | ||
Отражено поступление объекта | Товарная накладная | 08 | 60 |
Отражен НДС по приобретенному основному средству | Товарная накладная, счет-фактура | 19 | 60 |
Отражены услуги сторонних организаций, связанные с приобретением объекта, в сумме, не включающей НДС | Акт приема-сдачи выполненных работ, услуг | 08 | 60, 76 |
Отражен НДС на основании первичных документов и счета-фактуры | Счет-фактура | 19 | 60, 76 |
Отражены собственные затраты организации, связанные с приобретением объекта и доведением его до пригодного к использованию состояния | Заказ-наряд, табель учета рабочего времени и расчет заработной платы и др. | 08 | 10, 23, 69,70 |
Невозмещаемый НДС списан на увеличение суммы фактических затрат на приобретение объекта | Бухгалтерская справка | 08 | 19 |
Объект основных средств принят к учету | Акт о приеме-передаче(ф. ОС-1) | 01 | 08 |
Перечислены денежные средства | Платежное поручение | 60, 76 | 51 |
Предъявлен к возмещению из бюджета НДС | Счет-фактура | 68 | 19 |
По объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемым, допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету 01 « Основные средства » и начислять амортизацию в общем порядке.
Приобретаемое предприятием оборудование, требующее монтажа, по фактической стоимости приобретения, которая складывается из стоимости оборудования по цене приобретения и расходов, связанных с его приобретением и доставкой, отражается в учете следующими записями:
Таблица 6 - Содержание хозяйственной операции на приобретаемое предприятием оборудование, требующее монтажа
Содержание хозяйственной операции | Основание/первичные документы | Отражение в учете | |
Дт счета | Кт счета | ||
Отражено поступление оборудования, требующего монтажа | Товарная накладная | 07 | 60 |
Отражен НДС по поступившему оборудованию | Товарная накладная, счет-фактура | 19 | 60 |
Оборудование сдано в монтаж | Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж Ф. ОС-15 | 08 | 07 |
Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно принимаются к учету проводкой Д 08 - К 98 на сумму рыночной стоимости активов полученных безвозмездно, т.е. учитываются как доходы будущих периодов. По мере начисления амортизации по полученным безвозмездно основным средствам их стоимость списывается на доходы текущего периода проводкой Д 98 - К 91. Если принимаемый объект имеет износ, то он должен быть отражен на счете 02 проводкой Д 08 - К 02.
Таблица 7 - Безвозмездное поступление имущества (поступление по договору дарения).
Содержание хозяйственной операции | Основание/первичные документы | Отражение в учете | |
Дт счета | Кт счета | ||
Отражена рыночная стоимость поступившего объекта основных средств | Договор, информация о рыночной стоимости | 08 | 98 |
Отражены прочие расходы по доставке, доведению объекта до состояния, пригодного к использованию | Накладные, акты выполненных работ | 08 | 60, 76 |
С месяца, следующего за месяцем принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету одновременно с начислением амортизации отражается частичное списание рыночной стоимости объекта дарения | Бухгалтерская справка-расчет | 98 | 91 |
Поступление основных средств в виде вклада в уставный капитал учредителями отражается проводками:
Д 08 - К 75 - на сумму вклада (остаточной стоимости основного средства);
Д 08 - К 02 - доведение стоимости основного средства до полной стоимости, т.е. к остаточной стоимости требуется добавить сумму износа.
Оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации осуществляется с помощью проводки Д 01 - К 99 (рассматривается как прибыль).
Производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных средств это материально-техническая база любого производства, любой предпринимательской деятельности.
Основные средства являются орудиями труда, без которых не может обходиться ни одно производство. Особое значение основные средства имеют в фондоемких производствах. Основные недостатки основных средств:
1. Они являются практически неликвидными активами, поскольку имеют специфические особенности, присущие конкретному виду производства, а также невозможна их частичная реализация (в отличие, например, от материалов), так как они целиком участвуют в производственном процессе.
2. Основные средства требуют больших и одновременных капитальных вложении, в то время, как возврат их стоимости в оборот происходит через износ частями в течение длительного времени.
Исходя из вышесказанного, правильному и достоверному учету основных средств следует обращать особое внимание, поскольку он влияет на:
· налог на имущество;
· себестоимость выпускаемой продукции, а, следовательно, и на политику ценообразования предприятия;
· льготирование налога на прибыль;
· эффективность работы предприятия
В курсовой работе были рассмотрены вопросы о понятии представления основных средств в виде совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнение работ или оказание услуг либо для управления организацией; отнесение к объектам основных средств зданий, сооружений, рабочей и силовой машины, оборудований, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, производственных и хозяйственных инвентарей и принадлежностей, рабочего, продуктивного и племенного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и прочих основных средств; унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Бухгалтерский учет средств на предприятии ведется согласно нормативных документов и методических указаний и оформляется первичными документами унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом РФ. Аналитический учет в ОАО «Брянский камвольный комбинат» основных средств ведется по каждому объекту на инвентарных карточках, которые подлежат регистрации в специальной описи. Износ основных средств начисляется в соответствии с установленными нормами. Начисление амортизации производится как линейным, так и другими способами.
Основным общим недостатком системы учета основных средств на ОАО «Брянский камвольный комбинат» является недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороны руководства предприятия. Как недостаток автоматизации бухгалтерского учета в ОАО «Брянский камвольный комбинат» можно отметить использование устаревших версий программ автоматизации бухгалтерского учета. Установленная версия «1 С» работает уже 4 года и обновлялась только 1 раз.
Совершенствование организации бухгалтерского учета в ОАО «Брянский камвольный комбинат» предполагает совершенствование организации учета основных средств.
В первую очередь, следует отразить все важные аспекты, касающиеся способов оценки основных средств, начисления амортизации, определения сроков полезного использования в учетной политике предприятия, которая является элементом нормативного регулирования бухгалтерского учета. Содержание учетной политики оказывает влияние на имущественное и финансовое положение предприятие, на величину таких показателей, как себестоимость и прибыль, на движение денежных потоков и т.п.
Рекомендации по более полному использованию первичных и сводных документов по учету поступления и выбытия основных средств позволит сделать более доступной информацию о местонахождении и состоянии различных объектов основных средств.
Предложения по автоматизации учета основных средств позволит улучшить учет основных средств, в полном объеме использовать данные о наличии и движении объектов основных средств, более рационально использовать труд работников бухгалтерии, а также принимать конкретные решения по основным средствам на любых стадиях нахождения объекта.
Таким образом, внедрение всех предложенных рекомендаций позволит ОАО "Брянский камвольный комбинат" значительно улучшить организацию бухгалтерского учета поступления и выбытия основных средств.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 1 марта 2001 года. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2001. – 376 с.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2005. – 464 с.
3. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2005) «О бухгалтерском учете».//Консультант-Плюс
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 26н//Консультант-Плюс
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02», утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002г. 114н//Консультант-Плюс
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. № 60н.
7. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2005 г. № 91н//Консультант-Плюс
8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49//Консультант-Плюс
9. Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2005 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»//Консультант-Плюс
10. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»//Консультант-Плюс
11. Бакаев А.С. Некоторые вопросы учета основных средств. // Бухгалтерский учет, 2001. № 3, с. 6-8.
12. Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебное пособие / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова, Н.Н. Хахонова. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, - 576 с.
13. Бородин В.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -528 с.
14. Бухгалтерский учет. Пособие для начинающих. – 4-е изд., перераб. и доп./ В.Я. Кожинов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 832 с.
15. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для студентов вузов обучающихся по экон. специальностям/М.А. Вахрушина. – 3-е изд., доп. и пер. – М.: Омега-Л, 2006. 576 с.
16. Войтов В.Р. Перемещение объектов основных средств// «Консультант бухгалтера» № 6, 2007.
17. Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. М.: Бератор-Пресс, 2005. – 384 с.
18. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 424 с.
19. Корреспонденция счетов 2007. – М.: Издательство «Экономикс Пресс», 2006. – 240с.
20. Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. – М.: ЮРИСТЪ, 2001. – 461 с.
21. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 448 с.
22. Науменко С.Н. Бухгалтерский и налоговый учет ремонта основных средств// «Консультант бухгалтера» № 1, 2007.
23. Новый план счетов бухгалтерского учета. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 128 с.
24. Олифиров В.В. Реализация основных средств: продано с убытком // «Российский налоговый курьер» 22, 2007.
25. Основные средства. Нормативные документы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 256 с.
26. Основные средства: организация бухгалтерского и налогового учета: Практическое руководство / Под общей ред. В.В. Семенихина. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 144 с.
27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. 272 с.
28. Соколова Е.С. Бухгалтерское дело: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 296 с.
29. Титаева А.В. Учет операций по договору мены. // Бухгалтерский учет. 2002. № 6, с. 17-21.
30. Фомин П.А., Хохлов В.В. Основные направления повышения уровня использования основных фондов и производственных мощностей предприятия // «Маркетинг в России и за рубежом» - №5.2002.
31. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 601 с.