скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Типы рынков и порядок ценообразования на них

На рынке олигополистической конкуренции существуют отдельные фирмы, занимающие на нем значительный удельный вес (более 20%), что позволяет им влиять на рыночную цену товара путем или ее диктата (могут побудить другие фирмы снизить или повысить цены определенных товаров), или варьирования объемом продаж, или воздействия на другие ценообразующие факторы. При этом любые фирмы осознают свою зависимость, как в ценообразовании, так и в других аспектах поведения, от

фирм-конкурентов и должны учитывать их реакцию.

В современных российских условиях также наибольшая часть промышленной продукции я некоторых видов услуг производится в олигополистических отраслях и входящих в них компаниях. К таковым, например, относятся нефтедобывающая в нефтеперерабатывающая промышленность, в которую входят разные акционерные общества и компаний (в том числе "Татнефть", "Славнефть", "Онако", "Коми ТЭК", "Сиданко", ГП "Роснефть". "Лукойл", "Юкос", "Сургутнефтегаз" и др.), угольная промышленность - с учетом региональной структуры и локализации сферы рынков, черная металлургия - по основным видам продукции и с учетом специализации производства, цветная металлургия (производство алюминия, олова, свинца, цинка и др.), станкостроение, моторостроение, производство электромашин, электродвигателей, автомобилей, тракторов, автобусов, комбайнов, экскаваторов, телевизоров, радиоаппаратуры, электронно-вычислительной техники, холодильников, стиральных машин, химическая промышленность (большинство видов продукции), транспортные услуги (авиационные и морские перевозки) и др.

Олигопсония подразумевает конкуренцию немногих концентрированных покупателей, которые в силу своего положения способны оказывать существенное воздействие на цену приобретаемого товара и другие условия функционирования рынка. В российских условиях олигопсония характерна в реализации зерна, сахара, льна, крупных партий скота.

В настоящее время наиболее эффективными моделями ценообразования на рынке олигополистической конкуренции являются модели, основанные на математической теории игр, с помощью которой анализируются варианты поведения субъектов с противоположными интересами. Она показывает, к каким последствиям может привести "война цен" между фирмами, при каких условиях они могут рассчитывать на уверенный успех и стабильность рыночной конъюнктуры. Математическая теория игр позволяет руководству фирмы сориентироваться в выборе наиболее выгодной политики цен на рынке олигополистической конкуренции.

Рынок чистой монополии - особый тип рынка, состоящий из одного продавца (государственная организация, частная регулируемая монополия (фирма) или частная нерегулируемая монополия). С помощью государственной монополии можно регулировать потребление того или иного товара. Государство может установить цену ниже себестоимости производства товара, если определенные группы населения не в состоянии приобретать его за полную стоимость, или резко увеличить цену для ограничения потребления конкретного продукта. В случае регулируемой монополии цена может быть сформирована с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов, которые дают возможность поддерживать и расширять производство[4].

Частные фирмы-монополисты устанавливают высокие цены своей продукции самостоятельно, в большей степени не ориентируясь на ценовую политику других фирм или согласовывая цены товаров с местной администрацией. Фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену, опасаясь из-за ее высокого уровня введения государственного регулирования цен, привлечения новых конкурентов, потери части покупателей, а устанавливают невысокие цены и тем самым стремятся быстрее занять значительную долю на рынке определенного товара. Обладая большой свободой в установлении цены, фирма, однако, определяет ее оптимальный уровень на основе спроса на свою продукцию.

Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, базируются на принципе ценовой дискриминации. Следуя данному принципу, фирма продает свой товар (услугу) различным группам покупателей по разным ценам независимо от издержек производства.

Различают следующие формы ценовой дискриминации:

·     по группам покупателей - различным покупателям один и тот же товар продается по разным ценам;

·     по варианту товаров или услуг - различные варианты товаров или услуг продаются по разным ценам без учета отличий в затратах;

·     по территории - в различных регионах товар реализуется по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с производством и доставкой продукции, одинаковые;

·     по времени - разные цены товара устанавливаются в зависимости от сезона, месяца года, дней недели, времени суток (дневное, вечернее, ночное).

В некоторых случаях фирма-монополист может реализовать свой товар по очень низким ценам, в том числе за пределами страны. Такая политика называется демпингом, т.е. продажа товаров на рынке осуществляется по искусственно заниженным ценам, возможно, ниже себестоимости. Цель ее заключается в вытеснении конкурентов и завоевании внешних рынков сбыта для увеличения объема собственных продаж. В связи с этим правительства многих стран ограничивают ввоз дешевых товаров, подрывающих развитие национальной экономики, разрабатывают антидемпинговые законодательства и устанавливают антидемпинговые пошлины.

Итак, на рынке чистой монополии ценообразование складывается по-разному, возможна:

·     государственная монополия в зависимости от стоящих перед правительством страны целей;

·     регулируемая монополия с определенной степенью государственного вмешательства в формирование цен товаров;

·     нерегулируемая монополия, когда устанавливается свободная цена, какую выдержит рынок.

Рынок чистой монополии порождает господство одного хозяйствующего агента, который и устанавливает цены товара. Монополия означает наличие одного производителя (продавца), а монопсония - одного монопольного покупателя. Цена в таком случае считается монопольной ценой, а дополнительный доход - монопольной прибылью. Монополизация рынка устраняет конкуренцию. На равновесном рынке монополия или преодолевается, или обуздываете государственным контролем и регулированием. Неравновесный рынок создает условия для возникновения монополизма и укрепления его позиции. В результате монополизм может разрушительно действовать на экономику, консолидировать зону застоя по отношению к новым импульсам спроса.

Для России характерна чрезвычайно высокая монополизация рынка по большинству товаров (услуг). Уровень монополизации во многих отраслях национальной экономики достигает 80-100%. Вместе с естественной монополией и производственной монополизацией (в основном в машиностроительных отраслях, в производстве автомобилей, автобусов, тракторов,. комбайнов, экскаваторов и др.) сложилось устойчивое господство государственного монополизма как на всероссийском, так и на региональных (местных) рынках.

"Размывание" государственного монополизма в основном приводит к образованию олигополиетического рынка с преобладанием на нем спекулятивных и коррумпированных структур.

В России конкуренция на товарных рынках и антимонопольные меры регулируются Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 9 октября 2002 г) [5].

Этим законом разграничиваются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция. В нем доминирующее положение предприятия установлено ст.4; "Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%". При доминирующем положении потоки товаров находятся под влиянием одной - трех фирм, лидерство в ценообразовании принадлежит одной фирме.

Конкурентная реактивность рынки и показатели (индексы) рыночной концентрации товаров

Реактивность рыночной системы на изменение спроса на товар, ее адаптивность к сигналам спроса при наличии независимых агентов рынка можно сравнить с надежностью работы любой системы, состоящей из отдельных элементов (предприятий, фирм, хозяйствующих субъектов).

Учет изменения спроса связан с перестройкой технологии производства, организационных структур, подготовки кадров специалистов и руководителей, при этом в процессе развития рыночных отношений адаптироваться к новым условиям предприятие заставляют рынок, спрос и конкуренция.

В современных условиях рыночных отношений вероятность реакции на изменение спроса каждого отдельного предприятия пока еще достаточно низкая и находится примерно на уровне 0,1. В связи с этим важно иметь более высокую вероятность реакции на изменение спроса хозяйственной системы в целом.

Известный математик и кибернетик Джон фон Нейман доказал, что из "ненадежных" элементов можно создать вполне надежную систему. Для ее гарантированной работы необходимо параллельно включать элементы в достаточно большом количестве.

В экономической системе реакция на изменение спроса не может ставиться в зависимость от поведения одного или немногих предприятий. Она должна работать достаточно надежно и безотказно. Вероятно, в обеспечении адекватной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка и состоит основная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на конкретном рынке.

Если допустить, что все хозяйствующие субъекты рынка являются полностью самостоятельными, то вероятность реакции экономической системы в целом на изменение спроса на рынке (Рс), состоящей из k

предприятий, можно определить по следующей формуле:

 - вероятности противоположных событий; Pi, P2,..., Рк - индивидуальные вероятности реакции предприятий 1,2,..., k на изменение спроса на рынке.

Используя приведенные формулы, можно провести несложные математические расчеты и получить оценочные вероятности реакции экономической системы, состоящей из независимых предприятий, на изменение спроса при различных типах рынков (табл.1). Для простоты расчетов условно примем, что вероятность реакции каждого предприятия одинакова и равна 0,1.

Таблица 1

Примерная оценочная вероятность реакции экономической системы на изменение спроса при различных типах (моделях) рынков

Анализ проведенного расчета (см. табл.1) показывает, что при рынке чистой монополии с одним предприятием вероятность реакции системы на изменение спроса равна всего 0,1. В условиях олигополистической конкуренции она находится в интервале 0, 19-0,52, когда на рынке действуют соответственно 2 и 7 предприятий. И только при 10 предприятиях уровень вероятности реакции системы на изменение спроса достигает 0,65, т.е. приближается к уровню, соответствующему практической уверенности предприятий на данном рынке.

Естественно, что каждое предприятие может выработать свои критерии практической уверенности и риска на различных типах рынков с учетом их конъюнктуры и изменения спроса на товар.

Для регулирования конкуренции и ограничения монополизма с целью создания гибкой рыночной системы в странах с развитыми рыночными отношениями практическая деятельность позволила разработать свои критерии и эмпирические приемы анализа структуры различных типов рынков, а также методы расчета конкретных показателей уровня концентрации рынка товаров.

В процессе анализа структуры различных моделей рынков применяются в основном количественные методы определения уровня концентрации рынка товаров. При большом количестве предприятий на рынке уровень его концентрации становится ниже. Если на рынке действуют разные фирмы одной отрасли, значительно отличающиеся по своему размеру (отношению общего объема продаж, численности работников, занятых в производстве конкретной продукции, стоимости основных фондов и активов определенного предприятия к общему соответствующему уровню этих показателей всех предприятий данной отрасли), то уровень концентрации рынка получается выше.

Для определения уровня концентрации рынка товаров важно правильно определить прежде всего показатели размера предприятия (фирмы, компании, корпорации) и границы рынка, которые характеризуются особенностями продукции (производственно-технического назначения,

продуктовые товары), а также временным (товары длительного пользования, текущего потребления) и географическим (территориальные, поясные границы) факторами.

Основными конкретными показателями (индексами), определяющими уровень концентрации рынка товаров разных фирм, являются, показатель пороговых долей (удельных весов) рынка, индекс концентрации, индекс Линда, индекс Херфиндаля - Хиршмана.

1. Для определения уровня концентрации рынка служит показатель размера наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, предприятий, объединений), действующих на нём, который называется показателем пороговых долей рынка.

В соответствии с Законом РСФСР от 22 марта 1991г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ред. От 9 октября 2002г) предприятие признается безусловным монополистом, если оно контролирует более65% рынка. В 1991г. Предприятие включалось в Государственный реестр предприятий-монополистов, если его доля на конкретном рынке превышала 35%.

Фирмы могут признаваться монополистами на конкретном рынке товаров (услуг) при их пороговой доле (удельном весе) от35% до 65% и условии, что они, по заключению антимонопольных органов, занимают доминирующее положение на рынке определённых товаров (услуг). Всё это выражается в том, что данные фирмы затрудняют доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивают свободу их экономической деятельности, изымают продукцию из обращения при наличии спроса на нее, в том числе путем умышленного сокращения объема производства с целью создания искусственного дефицита, необоснованного повышения (понижения) действующих цен продукции, пользующейся спросом, злоупотребляют доминирующим положением на рынке, недобросовестно проводят конкуренцию. Определённый рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным, когда на рынке конкретного товара имеется:

* 10 фирм и более;

* 1 фирма не занимает более 35% рынка;

* 2 фирмы не занимают более 44% рынка;

* 3 фирмы не занимают более 54% рынка;

* 4 фирмы не занимают более 64% рынка.

Таким образом, в этом случае указанные рынки считаются неконцентрированными и они являются конкурентными рынками.

2. Индекс концентрации (И) (concentration ratio) показывает долю наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений) в общем объеме рынка товаров в процентах. Он рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных фирм, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке:

 где qi - доля (удельный вес) i-й фирмы, %.

Согласно практическим данным, наиболее достоверна общая оценка состояния рыночной концентрации товаров, осуществляемая по количественным значениям индексов концентрации для трех наиболее крупных фирм.

Индекс концентрации фирм может колебаться в следующих пределах:

0 < Исr< 100%. Если Исr < 45%, то концентрация считается нормальной, а рынок товаров - конкурентным; если 45% < Исr < 70%, то концентрация достигает средней степени, а при Исr > 70% получается высокая степень концентрации, в этом случае рынок товаров является неконкурентным.

Указанный индекс концентрации в неполной мере может учитывать специфические особенности рыночной структуры всей конкретной отрасли, однако этот показатель можно применять в качестве определенного ориентира при небольшом числе доминирующих фирм в отрасли, прежде всего действующих на рынках олигополистической или монополистической конкуренции, а также в сочетании с другими индексами рыночной концентрации товаров (услуг).

3. Индекс Линда (Ид) в основном применяется в странах Европейского союза и рассчитывается прежде всего для наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений), действующих в самом "ядре" рынка определенных товаров.

Для двух наиболее крупных фирм индекс Линда:

 где  - рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.