Курсовая работа: Теневая экономика: явление, макроэкономические последствия и методы борьбы
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ И СТРУКТУРЫ
ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В СНГ. МЕТОДЫ БОРЬБЫ
Теневой сектор в европейских республиках СНГ возник еще в 80-е годы во времена существования СССР. Поэтому, говоря о проблеме теневой экономики в России, Беларуси и на Украине на современном этапе, представляется необходимым обратиться к исторической ретроспективе. Так, в советское время теневая экономика охватывала виды хозяйственной деятельности, находившиеся вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы. К числу распространенных теневых видов деятельности тогда относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в ВУЗ и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п.
Теневая экономика включала в себя три части:
1) во-первых «легкую», то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, прямо не связанную с нарушением законов, или находящуюся в сферах, которые закон не регламентировал вообще;
2) во-вторых «среднюю», представлявшую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой;
3) в-третьих «тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой.
К «легкой» теневой экономике относились, например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость (люди, числящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зарплаты которых получали и распределяли руководители-работодатели) или деятельность работников, выбивающих для своего предприятия дефицитные ресурсы; к «средней» - частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказание услуг за плату в частном порядке; а к «тяжелой» - торговля наркотиками, воровство, коррупция, мошенничество и рэкет.
Довольно сложно дать оценку уровня теневой экономики СССР на том этапе из-за практически полного отсутствия отечественных исследований по данной тематике, однако некоторые западные ученые все же приводят следующие цифры: в 1973 году в СССР теневая экономика составляла 3 - 4% ВВП, что было значительно ниже, чем в странах с рыночным хозяйством. При этом, однако, данные исследований проводившихся в начале 80-х годов позволяют сделать вывод, что за редким исключением все директора предприятий и большая часть линейных руководителей (начальники цехов, участков, мастера и др.) регулярно осуществляли деятельность в рамках «легкой» и «средней» теневой экономики. Прежде всего, это относилось к таким отраслям, как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля, легкая и пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Таким образом, в работе руководителей этих отраслей была постоянная теневая составляющая. Самыми распространенными видами теневой деятельности были бартерные обмены материальными ресурсами, продажа ресурсов (стройматериалов, горюче-смазочных материалов, продовольственных товаров и др.) «на сторону», взятки за принятие нужных «клиенту» управленческих решений и оказание услуг в частном порядке [14, с.215].
В 70-е - начале 80-х годов теневая деятельность в СССР становится элементом социально-экономической системы, превратившись в экономический институт советского общества, в результате чего сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы уже не могла нормально функционировать. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика начала выполнять важные функции:
Первая функция - экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. Несовершенство социалистической системы планирования, выражавшееся в развитии диспропорций в различных отраслях хозяйственной деятельности, компенсировалось наличием теневой составляющей, позволявшей предприятиям устанавливать неконтролируемые сверху горизонтальные связи.
Вторая функция - социальная заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей. Они не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы людей, стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд. Даже если доля таких людей составляла всего лишь немногим более 1% населения страны (по официальной статистике), то их число превышало бы миллион человек. В действительности же их было много больше: к ним в той или иной мере относилось большинство хозяйственных и партийных руководителей как внизу (на уровне предприятия), так и наверху (на уровне республиканских и союзных органов власти). Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке и внедрения новых технологических решений, несанкционированных сверху. Таким образом, теневая экономика предоставляла возможность самореализации для самой предприимчивой части советского общества. Безусловно, дух предприимчивости и развитые потребительские ориентации «теневиков» не соответствовали официальной советской идеологии, а их экономическое поведение нередко вступало в противоречие с требованиями финансовой дисциплины и законов СССР.
По данным М. Ласко масштабы теневой экономики в постсоветских странах в 1989-1995 гг. могут быть оценены следующим образом (табл. 1).
Таблица 1. Масштабы теневой экономики в постсоветских странах
(согласно методике М. Ласко), %
Страны |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
Россия | 37,8 | 36,0 | 39,1 | 39,2 | |||
Украина | 28,1 | 37,4 | 47,0 | 54,6 | 52,8 | ||
Азербайджан | 31,2 | 43,9 | 47,9 | 50,5 | 52,8 | ||
Беларусь | 21,2 | 33,7 | 40,3 | 44,3 | 46,4 | ||
Эстония | 16,9 | 22,0 | 32,0 | 37,4 | 38,4 | 38,1 | 35,8 |
Грузия | 33,3 | 58,0 | 61,3 | 67,1 | 57,0 | ||
Казахстан | 12,0 | 13,9 | 22,4 | 33,8 | 33,1 | 38,5 | 37,9 |
Кыргызстан | 12,9 | 14,8 | 16,9 | 27,7 | 36,8 | 39,2 | 35,1 |
Латвия | 17,3 | 19,4 | 22,6 | 41,7 | 45,5 | 43,1 | 43,7 |
Литва | 17,6 | 21,0 | 31,7 | 47,4 | 52,2 | 47,6 | 46,0 |
Узбекистан | 12,0 | 15,7 | 23,7 | 26,4 | 27,5 | 29,4 | 29,5 |
Источник: Иванова Н.Н. Масштабы и динамика развития теневой экономики в постсоциалистических государствах Евразии (обзор зарубежных исследований) // «Экономическая теория преступлений и наказаний» – 2004 – №4. – с.11.
Исследуя влияние на величину теневой экономики развития частной собственности, М. Ласко приводит следующие данные о доле частного сектора и теневой экономики в ВВП в 17 странах Восточной Европы и бывших республиках СССР (см. табл. 2).
Таблица 2. Развитие частного сектора и теневой экономики
в постсоциалистических государствах
1989 |
1995 |
|||
Страны |
Доля частного сектора в ВВП |
Доля теневой экономики в ВВП |
Доля частного сектора в ВВП |
Доля теневой экономики в ВВП |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Болгария | 10 | 23 | 45 | 34 |
Беларусь | 5 | - | 15 | 46 |
Чехия | 5 | 22 | 70 | 22 |
Эстония | 10 | 17 | 65 | 36 |
Грузия | 10 | - | 30 | 57 |
Венгрия | 15 | 25 | 60 | 30 |
Продолжение таблицы 2 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Казахстан | 10 | 12 | 25 | 38 |
Кыргызстан | 10 | 13 | 40 | 635 |
Латвия | 10 | 17 | 60 | 43 |
Литва | 10 | 17 | 55 | 46 |
Польша | 15 | 23 | 60 | 24 |
Румыния | 10 | 17 | 40 | 28 |
Россия | 5 | - | 55 | 39 |
Словакия | 10 | 27 | 60 | 28 |
Словения | 5 | 22 | 45 | 23 |
Украина | 5 | - | 35 | 53 |
Узбекистан | 5 | 12 | 30 | 30 |
Источник: Иванова Н.Н. Масштабы и динамика развития теневой экономики в постсоциалистических государствах Евразии (обзор зарубежных исследований) // «Экономическая теория преступлений и наказаний» – 2004 – №4. – с.12.
Из таблицы следует, что в 1989 г., когда рыночные реформы только начинались, во всех странах доля теневой экономики в ВВП была выше, чем доля частного сектора.
В 1995 г. такого единообразия уже не существовало. В одних странах (Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Россия и др.) доля частного сектора значительно превысила долю теневой экономики в ВВП, тогда как в других (Беларусь, Грузия, Украина, Казахстан) была ниже ее. При этом в тех странах, где первоначальный уровень теневой экономики был более высоким, в последующем темпы ее роста оказались ниже. В странах с переходной экономикой невысоким темпам роста теневой экономики соответствовало значительное увеличение доли частного сектора. Другими словами, чем больше были возможности для развития частного сектора, тем меньшими темпами росла теневая экономика.
М. Ласко отмечает довольно высокую степень зависимости между характеристиками переходного периода (1989-1995 гг.) и ростом теневой экономики. В 18 странах коэффициент зависимости равен -0,81. Характеристики переходного периода включают ключевые институциональные изменения и экономическую политику. Зависимость же между этими характеристиками и ростом частного сектора выражается коэффициентом 0,77(7). Таким образом, существует довольно тесная зависимость между характеристиками переходного периода и изменениями в доле частного сектора и размерах теневой экономики [7, с.12].