скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Сырьевая база химической промышленности Российской Федерации и Республики Татарстан

На начало 2005 г. текущие извлекаемые запасы нефти по промышленным категориям в зоне производственной деятельности ОАО «НК «Роснефть» -Пурнефтегаз» составили 524,9 млн. т., из них трудноизвлекаемые - 366,7 млн. т., активные - 159,2 млн. т., соответственно 70 и 30 %. За последние 5 лет ОАО «НК «Роснефть» - Пурнефтегаз» прирастило 25,5 млн. т. запасов нефти [9].

В 2002 г. из недр месторождений, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), добыто 209,9 млн.т. нефти, что составляет около 55 % добычи нефти по стране. В округе продолжается стабильный рост добычи нефти, начавшийся в 1999 г. С 1998 г. добыча нефти возросла на 44 млн. т., объемы добычи 2001 г. превышены на 16 млн. т.

Отбор нефти составил 48 % начальных извлекаемых запасов промышленных категорий А, В, С1 т.е. фактически половину запасов. Разбуренные запасы выработаны на 75 %. Коэффициент извлечения нефти (КИН) равен 0,167. Обводненность в целом по месторождениям ХМАО составила 84 %, что на 0,4 % меньше, чем в 2001 г.

В 2002 г. существенно снизился по сравнению с 2001 г. ввод в разработку новых запасов и месторождений: введено 7 новых месторождений с запасами 19 млн. т при 11 месторождениях с запасами 95 млн. т в 2001 г.

39 % нефти добыто с начала разработки месторождений («вчерашняя нефть»), 14 % составляют запасы категорий А, В, которые вырабатываются в настоящее время («сегодняшняя нефть»), 30 % - неразбуренные запасы категории С1, которые будут вырабатываться после их эксплуатационного разбуривания («завтрашняя нефть») и 17 % составляют предварительно оцененные запасы категории С2, которые будут вырабатываться, когда будут разведаны и разбурены эксплуатационным бурением («послезавтрашняя нефть»). Возрастает роль запасов юрских отложений в добыче округа. Так, в добытой нефти («вчерашней нефти») доля нефти юрских отложений составила 10 %, в запасах категорий А, В («сегодняшняя нефть») - уже 17 %, в запасах категории С1 («завтрашняя нефть») - более 50 %, категории С2 -более 60 %. Возрастающая доля трудноизвлекаемых запасов объясняется двумя факторами: выработкой высокопродуктивных меловых объектов и широким внедрением новых прогрессивных технологий интенсификации притоков, в первую очередь гидроразрыва пласта (ГРП).

Разработка месторождений, представленных юрскими отложениями, требует нетрадиционного подхода из-за их специфики. Нередко при формировании этих месторождений определяющую роль играли русловые отложения, морские прибрежные течения, что вызывает необходимость уделять больше внимания вопросам геологии, условиям осадконакопления и формирования нефтяных залежей. Как никогда возрастает роль сейсморазведки, особенно 3D, а также промысловой сейсморазведки, методика проведения которой была разработана и успешно применена работниками «Тюменьнефтегеофизики» и Главтюменнефтегаза при разбуривании месторождений Шаимского района. Успешно приступили к освоению юрских запасов НК «Сургутнефтегаз», ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «Арчнефтегеология».

Обеспеченность добычи нефти по территории ХМАО при годовой добыче 210-230 млн. т разбуренными запасами составляет, по нашим оценкам, 10-11 лет, запасами категории С1, еще 14-16 лет, т.е. суммарная обеспеченность добычи нефти запасами промышленных категорий не превышает 24-27 лет.

По нашему мнению, показателем качества запасов может быть КИН. При его обосновании принимаются во внимание особенности геологического строения, продуктивность пластов, глубина их залегания, плотность запасов, вертикальная и латеральная неоднородности, свойства флюидов, удаленность от объектов инфраструктуры, осложнения при бурении, вопросы экономики, экологии, техники и технологии добычи нефти. В последнее время КИН обосновывается на базе трехмерных адресных геологических и гидродинамических моделей. Обоснование КИН проходит государственную экспертизу, рассмотрение и утверждение Государственной комиссией по запасам. Характеристика начальных и текущих запасов промышленных категорий по недропользователям округа на основе КИН приведена ниже. Эффективность эксплуатационного бурения, которую определим как прирост добычи на 1 м проходки, в 5 раз и более различается по недропользователям и лицензионным участкам из-за различия в качестве запасов. В то же время установленный налог на добычу полезных ископаемых единый и не учитывает качества запасов, что создает неоправданное неравенство недропользователей при добыче нефти. Необходимо исправить создавшееся положение путем дифференциации налога на добычу в зависимости от качества запасов и степени их выработанности. В качестве показателя такой дифференциации может быть использован КИН текущих запасов, который представляет собой отношение текущих извлекаемых запасов к текущим геологическим, т.е. коэффициент определяет как качество запасов, так и степень их выработанности. Из приведенных в таблице данных видно, что КИН текущих запасов изменяется по недропользователям округа от 0,163 («Сургутнефтегаз») и 0,171 («Сибнефть») до 0,287 («СИДАНКО») при 0,219 по предприятиям ХМАО [10].

2.2 Недропользование и развитие ресурсной базы комплекса

Для России - страны с колоссальным природно-рссурсным потенциалом - вопросы развития отношений, связанных с предоставлением прав на пользование недрами и контролем за выполнением условий их предоставления, вопросы использования отношений в процессе недропользования для регулирования более широкого спектра социально-экономических процессов являются одними из важнейших. На наш взгляд, в ходе проводимых экономических реформ комплексный характер отношений в процессе недропользования, сфера их действия не осознаны и не использованы в достаточно полной мере.

В России уже в течение длительного времени (с 1994 г.) приросты запасов углеводородного сырья не компенсируют добычу нефти и газа. Только с 1994 по 2000 г. невосполненная добыча жидких углеводородов составила около 700 млн. % газа - более 2,3 трлн. м3. В последующие годы это отставание только усиливалось. Так, если за 1997-2001 гг. прирост промышленных запасов нефти, включая газовый конденсат, обеспечил возмещение ее добычи на 86 %, то в 2002 г. - лишь на 64 %, составив 243 млн. т при добыче 421,4 млн. т. Кроме того, ухудшается качество сырьевой базы. Доля трудноизвлекаемых запасов в России превысила 55 %. Доля запасов, степень выработки которых составляет более 80 %, превышает 25 % разрабатываемых нефтяными компаниями запасов, а доля запасов обводненностью более 70 % составляет более 30 %. С 1991 по 2001 г. в структуре извлекаемых запасов число мелких месторождений увеличилось на 40 %, в то время как число уникальных и крупных снизилось более чем на 20 %. В целом 80 % месторождений, находящихся на государственном балансе, относятся к категории мелких [11].

Причин неблагоприятного состояния сырьевой базы много, все они хорошо известны специалистам. Это и резко сократившиеся объемы региональных геолого-разведочных работ на нефть и газ вследствие общего снижения государственных средств, выделяемых на указанные цели, и отсутствие соответствующей мотивации у нефтегазовых компаний - недропользователей, и слабый контроль со стороны государства за обеспечением рационального использования недр и эффективностью разработки месторождений, а также отсутствие необходимых полномочий по государственному регулированию отношений недропользования у федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику в области добычи горючих полезных ископаемых. Кроме того, непрозрачность, коррупция, высокие риски, связанные, в частности, с возможностью отзыва лицензий на добычу полезных ископаемых у недропользователя, снижают инвестиционную привлекательность этой сферы деятельности.

До 2002 г. регионы активно участвовали в инвестировании воспроизводства минерально-сырьевой базы. Их вложения в геологоразведку в 2-3 раза превышали объемы федеральных инвестиций. Даже в 2003 г, когда региональные бюджеты были практически лишены источников финансирования геологии, они в сумме вкладывали примерно столько же средств, сколько и федеральный бюджет. С упразднением отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы объемы геологоразведочных работ в основных нефтедобывающих регионах России снизились в 1,5-1,8 раза. При этом считалось, что добывающие компании должны самостоятельно и за счет собственных средств осуществлять геологоразведочные работы и обеспечивать прирост запасов полезных ископаемых. Однако соответствующих стимулов компании-недропользователи не получили. Следовательно, законодательство должно стимулировать эту деятельность, имеющую важное государственное значение.

Сложившийся рыночный механизм ведения хозяйства без реализации мер государственного регулирования сферы недропользования не обеспечивает комплексного решения стратегических задач использования минерально-сырьевой базы. В результате сложилось многолетнее отставание в региональных работах, как по важнейшим нефтегазодобывающим регионам, так и по новым перспективным нефтегазоносным провинциям. По существу упущено время для подготовки новых регионов к проведению широкомасштабных поисково-оценочных работ, а в дальнейшем и по подготовке промышленных запасов углеводородов.

При интенсификации до предела добычи нефти в старых регионах практически ничего не делается для подготовки им смены. Можно как угодно критиковать советскую плановую систему, но при ней всегда учитывалась перспектива. Это было традицией развития минерально-сырьевой базы страны.

В связи с указанным как можно скорее должны быть выполнены работы по изучению новых регионов, которые бы обеспечили стабилизацию положения в этой области. Тем более что такие регионы в стране еще есть: прежде всего Каспий, Восточная Сибирь, шельфы окраинных морей. Промедление в решении этой важнейшей задачи может привести к потере национальных топливно-энергетических ресурсов. Однако успешное решение данной задачи невозможно без принятия новых законов, которые бы стимулировали выход компаний-недропользователей в эти регионы.

В целом система государственного управления недропользованием должна строиться на базе стратегических интересов государства как такового и субъектов РФ с учетом экономических интересов хозяйствующих субъектов. Для этого необходимо:

- провести реальный мониторинг всех выданных лицензий и всей системы лицензирования недр;

- выработать общую стратегию управления недропользованием с ориентацией на формирование процедур и принципов объективизации издержек недропользователей;

- обеспечить стабильный налоговый режим недропользования, не менять (без крайней необходимости) действующие законы и правила.

Сырьевая база страны должна развиваться по схеме расширенного воспроизводства. Заявления об избыточности запасов у российских компаний и предложения о введении экономических санкций на запасы, превышающие восьми - девятилетнюю обеспеченность, ошибочны, по сути, и опасны для экономического развития страны [12]

2.3 Перспективы развития нефтедобычи

Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться в основном следующими факторами: спросом на жидкое топливо и уровнем мировых цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке к разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы.

Перспективные объемы добычи нефти в России будут существенно различаться в зависимости от того или иного варианта социально-экономического развития страны. При сочетании благоприятных внутренних и внешних условий и факторов (оптимистический и благоприятный варианты развития) добыча нефти в России может составить порядка 460-470 млн.т. в 2010 г. и возрасти до 500-520 млн. т. к 2020 г. При внешних и внутренних условиях, формирующих умеренный вариант социально-экономического развития страны, добыча нефти прогнозируется существенно ниже - до 450 млн. т. в 2010 г. и до 460 млн. т. в 2020 г. Наконец, в критическом варианте рост добычи нефти может продолжаться лишь в ближайшие 1-2 года, а затем ожидается падение добычи: до 360 млн. т. к 2010 г. и до 315 млн. т. к 2020 г.

Добыча нефти будет осуществляться, и развиваться в России как в традиционных нефтедобывающих районах, таких как Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и в новых нефтегазоносных провинциях на Европейском Севере (Тимано-Печорский регион), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на юге России (Северо-Каспийская провинция).

Главной нефтяной базой страны на весь рассматриваемый период останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Добыча нефти в регионе будет увеличиваться до 2010 г. по всем вариантам, кроме критического, а затем несколько снизится и составит в 2020 г. 290-315 млн. т. В рамках критического варианта разработка месторождений с трудноизвлекаемыми запасами станет малорентабельной, что приведет к значительному падению добычи в регионе.

В Волго-Уральской провинции и на Северном Кавказе добыча нефти будет падать, что обусловлено исчерпанием сырьевой базы. В умеренном и критическом вариантах добыча в этих регионах будет снижаться более интенсивно.

В целом в Европейской части России добыча нефти (включая шельфы) будет уменьшаться и может составить к 2020 г. 90-100 млн. т (против 110 млн. т. 2002 г.).

Исходя из современного и прогнозируемого качества сырьевой базы отрасли, необходимы:

- значительная интенсификация геологоразведочных работ, чтобы обеспечить необходимый прирост добычи из неоткрытых пока месторождений (государственная программа лицензирования недр должна с учетом вероятных рисков обеспечить достижение необходимых для устойчивого развития отрасли уровней геологоразведочных работ и инвестиций в них)

- повышение коэффициентов нефтеизвлечения с целью повышения извлекаемого потенциала и текущей добычи разрабатываемых месторождений [13].


3 Практическое исследование сырьевой базы химической промышленности РТ

3.1 Сырьевая база химической промышленности РТ

В структуре внутреннего валового продукта (ВВП) России на долю топливно-энергетического комплекса (ТЭК) приходится 20 %. Данный сектор экономики обеспечивает 30 % доходов консолидированного бюджета и более 50 % доходов федерального бюджета, 45 % валютных поступлений и около 25 % всех объемов промышленного производства. Добыча углеводородного сырья в России будет обеспечиваться открытыми запасами до 2020 г., однако уже к 2040 г. существующие запасы нефти исчерпаются. Это отмечается в материалах Минэнерго РФ, подготовленных к заседанию правительства Российской Федерации 28.05.02 г.

Относительно увеличения добычи нефти в целом по России в 2000 г. до 323 млн. т. а в 2001 г. - до 348 млн. т. Госсоветник при Президенте Республики Татарстан по вопросам недропользования, нефти и газа Р.Х. Муслимов в интервью газете «Нефтяник Татарстана» от 01.06.02 г. говорит следующее «... подготовленных, то есть разведанных нефтяных запасов в РФ не хватает не только для роста, но и даже для стабилизации добычи на перспективу. Эйфория от успехов в росте добычи нефти последних двух лет должна пройти. Причины этих успехов временные, преходящие, а с точки зрения долговременных, фундаментальных показателей дела обстоят отнюдь не блестяще».

В Республике Татарстан сохраняется тенденция роста ВВП и объемов промышленного производства. С учетом нефтедобывающей отрасли положительная динамика этих показателей превышают средние показатели развития промышленности в Российской Федерации.

Данное уточнение весьма существенно, так как нефть и газ составляют основу экономического потенциала Татарстана.

Республика Татарстан - старый нефтедобывающий российский регион. Впервые промышленная нефть была получена на Шугуровском месторождении в 1943 г., а в 1948 г. было открыто Ромашкинское уникальное нефтяное месторождение, которое в течение 50-80-х годов XX века обеспечивало значительную долю добычи нефти в СССР, достигавшую в отдельные годы 25 %.

Татарстан сегодня является одним из немногих регионов в стране, где за последние несколько лет обеспечен рост с последующей стабилизацией добычи нефти. Если в Российской Федерации добыча нефти за 7 лет (с 1994 по 1999 г.) снизилась с 354 млн. до 305 млн. т. то в Татарстане напротив увеличилась с 24 млн. т в 1994 г. до 28,2 млн. т в 2001 г. [14]. С 1995 г. оценку запасов нефти ОАО «Татнефть» проводит независимая международная консалтинговая фирма Miller & Lents, специализирующаяся на оценке и анализе нефтяных и газовых месторождений. Подтвержденные разрабатываемые и неразрабатываемые запасы на 31.12.01 г. составили 894,2 млн.т. нефти.

Прирост запасов нефти, особенно в последние годы, в 2 раза превышает ее добычу. Созданные в Татарстане 24 новые независимые нефтяные компании уже обеспечили ускоренный ввод в разработку 36 нефтяных месторождений. Все нефтяные компании (без ОАО «Татнефть») в ближайшие годы будут добывать 8 -8,5 млн. т/год. Крупнейшая нефтяная компания - ОАО «Татнефть», по объему годовой добычи входящая в четверку крупнейших нефтяных компании России и в число 30 ведущих нефтяных компаний мира, дает до 40 % поступлений в бюджет Республики Татарстан. Добывшая с начала разработки месторождений Татарстана около 2,7 млрд. т нефти, компания стабилизировала добычу нефти, обеспечив превышение прироста запасов над добычей в 2 раза. В настоящее время более 40 % нефти на месторождениях Татарстана добывается за счет внедрения современных технологий и методов повышения нефтеотдачи пластов. Неслучайно ценные бумаги ОАО «Татнефть» котируются на престижных Лондонской и Нью - Йоркской биржах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.