скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Сравнительная характеристика развития двух субъектов Российской Федерации: Алтайского края и Иркутской области

Величина прожиточного минимума населения, исходя из цен, сложившихся на территории области на товары и услуги для населения, составила по итогам года 2692 рубля. Уменьшение темпов роста данной величины в 2004 году объясняется замедлением инфляционных процессов на потребительском рынке, в особенности, в сфере услуг. В предыдущие три года рост прожиточного минимума происходил за счет опережающего удорожания услуг ЖКХ по сравнению с ценами на продовольствие и промышленные товары. Предпринятые в 2004 году меры по сдерживанию темпов роста тарифов на эти виды услуг привели к соответствующему снижению темпов роста прожиточного минимума (с 24,2% в 2003 г. до 13,2% в 2004 г.).

Опережающий рост доходов населения по сравнению с ростом цен на товары и услуги обеспечил увеличение покупательной способности населения до 2,06 прожиточных минимумов и снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума по оценке с 28,3% до 27,1% от общей численности населения.

Снижение уровня бедности происходило в основном за счет сокращения численности работников, имеющих зарплату ниже прожиточного минимума. Основу бедности, по-прежнему, составляют пенсионеры. Несмотря на то, что пенсия в 2004 году увеличивалась дважды и ее средний размер, начиная с 2002 года, превышает прожиточный минимум пенсионера, около 39% лиц данной категории получают пенсию ниже минимального стандарта.

Рост реальных денежных доходов обеспечен, во многом, за счет проведения администрацией области активной политики по повышению уровня оплаты труда.

На протяжении последних лет наибольший уровень официально регистрируемой заработной платы складывается в отрасли финансы и кредит, наименьший – отмечался в сельском хозяйстве. В 2004 году в сельском хозяйстве наметились положительные тенденции. По имеющимся данным за 2004 год, рост средней заработной платы в этой отрасли составил 40,9%. В результате наименьший уровень официальной оплаты труда сложился в торговле и общественном питании, где рост показателя к предыдущему периоду составил лишь 6,4%.

Основой политики по увеличению уровня оплаты труда являлось построение взаимоотношений с работодателями и профсоюзными объединениями на принципах социального партнерства. В итоге, заключено и пролонгировано 40 соглашений (на 2,5% больше, чем в 2003 г.): областное трехстороннее соглашение, 6 отраслевых соглашений областного уровня, 33 территориальных, иных и отраслевых соглашений, заключенных на уровне муниципальных образований. [12]

6          Основные причины различия в экономическом и социальном развитии Алтайского края и Иркутской области

Алтайский край и Иркутская область отличаются друг от друга, прежде всего, из-за климатических условий.

Природа Алтайского края способствует развитию в нем растениеводства и сельского хозяйства. Природные условия Иркутской области характеризуется суровостью климата, наличием мерзлоты, торфяных болот, тундры, тайги, а также преобладанием возвышенностей и гор. Поэтому здесь более развиты угольная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, некоторые производства химической промышленности и пушной промысел.

Кроме этого причиной может служить геологическое строение земной коры, т.е Алтайский край богат нефтью и природным газом, некоторыми видами металлов, а Иркутская область славится золотом, торфом, цветными металлами, каменным углем и т.д.

 


7          Краткая характеристика возможных форм и инструментария государственного регулирования развитием экономики Алтайского края и Иркутской области

Государственное регулирование развитием экономики Алтайского края происходит на основании «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края» (Договора), подписанного Председателем правительства РФ Черномырдиным В. С. и главой администрации Алтайского края Коршуновым Л. А., к предметам совместного ведения, помимо установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации, относятся также и вопросы функционирования Алтайского края (ст. 2 Договора, п. 6).

Органы государственной власти Алтайского края осуществляют правовое регулирование в соответствии с федеральным законодательством (ст. 5 Договора, п. 6). До принятия федерального закона или иного федерального нормативного правового акта по конкретному предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ Алтайский край осуществляет собственное правовое регулирование по указанному предмету совместного ведения (ст. 6 Договора). В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора (ст. 7 Договора). Законам и иным нормативным правовым актом Алтайского края обеспечена государственная защита, их применяют суды в соответствии с законодательством РФ (ст. 9 Договора).

Имея полномочия на собственное правовое регулирование, власти края приняли Закон Алтайского края "О свободной экономической зоне "Алтай" № 2-ЗС, который вступил в силу 4 февраля 1997 г. Он разработан в соответствии с распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР от 25 мая 1991 года "О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны Алтайского края", постановлением Совета Министров РСФСР от 07 июня 1991 г. № 314 "О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ "Алтай"), постановлением правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края" от 21 октября 1996 года № 1256. Все эти документы определяют правовые и организационно-экономические основы хозяйственной деятельности в свободной экономической зоне "Алтай", расположенной в административных границах территории Алтайского края.

СЭЗ "Алтай" осуществляет свою деятельность в виде локальных, функциональных, таможенных и иных свободных экономических зон в административных границах Алтайского края.

На территории СЭЗ "Алтай" действует законодательство Российской Федерации и Алтайского края.

Территории функционирования локальных, таможенных и других типов свободных экономических зон определяются краевым Законодательным Собранием по представлению администрации Алтайского края. Материалы по локальным, функциональным и иным свободным экономическим зонам направляются в федеральные органы государственной власти для их внесения в государственный реестр свободных экономических зон Российской Федерации после принятия соответствующего Федерального закона.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия на территории СЭЗ "Алтай" в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции.

Меры по развитию СЭЗ "Алтай" осуществляет администрация Алтайского края.

В СЭЗ "Алтай" не допускаются противоречащие федеральному закону меры по принудительному изъятию инвестиций (национализация, реквизиция, конфискация и иные, аналогичные по своим последствиям).

Право собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, регулируется действующим законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных законодательными актами Алтайского края.

За экологические правонарушения, а также за занятия запрещенными видами деятельности, юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края (ст. 2 Закона).

Деятельность Иркутской области регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

Устав Иркутской области. Принят на сессии Законодательного собрания Иркутской области 19 января 1995 года (с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2004 г.)

О гербе и флаге Иркутской области. Принят постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 25 июня 1997 года N 11/2-ЗС.

Об обеспечении доступа к информации. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 февраля 2005 г. N 19-па

ЗАКОН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ. О СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Закона Иркутской области от 31.12.2004 N 140-оз)[13].

8          Влияние на развития рассматриваемых регионов стратегии экономического развития Сибири

В дальнейшем развитии Алтайского края можно выделить несколько направлений:

1. Использование природных ресурсов. Стратегию использования природных ресурсов можно рассматривать по-разному, и не только для пополнения казны. Это направление должно сыграть значительную роль в развитии экономики края. Здесь можно два важных источника: минерально-сырьевую базу и лесное хозяйство.

Лесное хозяйство в последние годы развивалось динамично, увеличились объемы лесовосстановления. Ежегодно примерно до ста миллионов рублей капитальных вложений направлялись на строительство цехов, приобретение техники, другие цели. Это позволило за пятилетку почти утроить объемы производства. В начале 2000 года объемы производства пиломатериалов составляли двести-двести двадцать тысяч кубометров. В 2005 году ориентированный объем - шестьсот тысяч кубометров. И это результаты углубленной переработки древесины. Кредитные ресурсы, собственные силы направляли на перевооружение промышленной части. Только от пользования лесным фондом во все уровни бюджетов поступало по 360 миллионов рублей ежегодно.

Минерально-сырьевая база осваивается пока не теми темпами, как хотелось. Есть большие запасы железных руд, есть золото... Если привлечь хороших недропользователей, эта ресурсная часть значительно повлияет на налоговую базу, увеличатся поступления в бюджет всех уровней. Поступление в бюджет можно увеличить только за счет более полного освоения минерально-сырьевой базы. Первый шаг сделан в 2005 году: ставка на развитие угольного Мунайского месторождения в Солтонском районе. Запасы угля удовлетворят нужды минимум двенадцати прилегающих районов. Добывающая компания вложила 60 миллионов рублей в его развитие. Оно сдерживается по одной причине: у районов нет денег. Мунайские угли качественные, на 30-35 процентов дешевле, чем кузбасские. Их использование дает ощутимую экономию бюджетных средств. Поэтому сегодня главой администрации края поставлена задача: максимально задействовать мунайские угли на отопление в близлежащих районах. Если все пойдет нормально, 2006 год станет переломным, можно будет вести ре чь о транспортировке и в более отдаленные районы.

2. Строительство газопровода. В будущем году магистральный газопровод придет в Бийск, в 2007 году - в Белокуриху. Это очень масштабная задача, над которой работаем. Приход магистрального газопровода к населенному пункту еще не означает, что он газифицирован, потому что большие объемы нужно выполнять и по строительству газораспределительных сетей (их в крае порядка 1200 километров). Уже сегодня Белокурихе и Бийску нужно основательно готовиться к приему газа. Придет магистральный газопровод - и сразу должен работать на жителей и производство. Сделать такое возможно за счет опережающего строительства газораспределительных сетей.

Пропускная способность большого газопровода 1,5 миллиарда кубометров. Газопровод пока загружен на тридцать с небольшим процентов. И ставится задача сделать все для того, чтобы газораспределительные сети были приняты и газ пришел к жителям, облегчил их жизнь.

Необходима нацеленность на выполнение больших национальных проектов, объявленных президентом России. Особенно по жилью. В Сибирском федеральном округе по строительству жилья (в расчете на тысячу человек) мы находимся примерно в середине рейтинга.

3. Реформа дорог. По протяженности дорог край на третьем месте в Российской Федерации. К сожалению, на их содержание и строительство привлекается недостаточно средств. Нужно с умом распорядиться тем, что имеем: эффективно использовать все поступления и ужесточить контроль над их расходованием. Контроль, расчет и экономия нужны и в реформировании ЖКХ. Необходимо просчитать энергетический баланс. Чтобы четко знать, какое топливо и в каких количествах потребляет край. Задача - максимально задействовать все источники финансирования для того, чтобы уйти от традиционного топлива - угля.[14]

Иркутская область как субъект Российской Федерации вырабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации, в соответствии с конституционными полномочиями и Уставом Иркутской области.

Программа социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочную перспективу разработана в соответствии с Типовым макетом программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденным Министерством экономического развития и торговли РФ, а также в соответствии с пп. п) п. 1 ст. 33 Устава Иркутской области и ст. 10 Закона области 35-оз от 16.07.1997 г. «О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития области». Она детализирует программные установки, намеченные в аналогичной федеральной программе, с учетом имеющегося в регионе ресурсно-производственного потенциала, учитывая основные тенденции развития. Программа закладывает основу для реализации задачи Президента РФ по удвоению валового внутреннего продукта к 2010 г.

Схема развития и размещения производительных сил Иркутской области до 2005 г. является продолжением Программы социально-экономического развития Иркутской области и призвана определить основные направления развития хозяйства отдельных муниципальных образований области в системе общих структурных и отраслевых планов по созданию развитой многоукладной экономики региона. [15]


Заключение

Большое значение в новых условиях хозяйствования имеет прогноз развития экономики территориальных частей. Решение этой проблемы предполагает разработку основ выбора приоритетных направлений всех видов деятельности, включая промышленное производство. Основ отображающих схемы связи: территория, ресурсно-сырьевой потенциал – экосостояние природной среды – производство – потребитель (рынок) – территория.

Цель контрольной работы – дать сравнительную характеристику развития двух субъектов Федерации: Алтайского края и Иркутской области.

Алтайский край относится к Западно-Сибирскому экономическому району, а Иркутская область – к Восточно-Сибирскому экономическому району.

Алтайский край является крупнейшей сельскохозяйственной базой Западной Сибири и в то же время выделяется развитой промышленностью, особенно машиностроением, химической промышленностью, легкой и пищевой. Получили развитие горнодобывающая промышленность, деревообработка и пушной промысел.

Иркутская область – особенно развитый в промышленном отношении район среднего звена Восточной Сибири. Отраслями его специализации являются топливно-энергетическая, лесная и деревообрабатывающая, горнодобывающая, химическая, цветная металлургия, машиностроение. По производству промышленной продукции на душу населения она занимает первое место в Восточной Сибири. Сельское хозяйство развито слабо из-за природных условий. Возделываются яровая пшеница, картофель, овощи. Животноводство имеет мясо-молочное направление.

Существенная часть добываемых в России ресурсов продается за границу: 30 – 40% нефти и газа, 90% меди и олова, 65% цинка, практически все сырье для производства фосфатных и калийных удобрений. Поэтому большая роль в реализации природных ресурсов лежит на Иркутской области, как основного поставщика из Сибири.


Список используемой литературы

1.    Регионоведение: Учебник для вузов/Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 424 с.

2.    Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, БНИТИ, 1998. – 472 с.

3.    Газета «Экономика и жизнь», № 2, 2004.

4.    http://news.riccom.ru/news-text_news_angarsk_739.htm

5.    http://www.regnum.ru/allnews/117139.html

6.    http://www.expert.ru/sibir/current/33-10-01.shtml

7.    http://www.govirk.ru/qa/671.2.html

8.    http://www.amic.ru/news/?news_id=22115

9.    http://www.vsp.ru/index.php?vsp=24953&article=32-1-4

10.  http://www.ap.altairegion.ru/!new/3.html


[1] http://www.regnum.ru/allnews/117139.html

[2] Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, БНИТИ, 1998. – 472 с.

[3] http://news.riccom.ru/news-text_news_angarsk_739.htm

[4] Регионоведение: Учебник для вузов/Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 424 с.

[5] http://www.expert.ru/sibir/current/33-10-01.shtml

[6] Регионоведение: Учебник для вузов/Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 424 с.

[7] Газета «Экономика и жизнь», № 2, 2004.

[8] http://www.govirk.ru/qa/671.2.html

[9] http://www.amic.ru/news/?news_id=22115

[10] http://www.govirk.ru/qa/671.2.html

[11] http://www.vsp.ru/index.php?vsp=24953&article=32-1-4

[12] http://www.vsp.ru/index.php?vsp=24953&article=32-1-4

[13] http://www.vsp.ru/index.php?vsp=24953&article=32-1-4

[14] http://www.ap.altairegion.ru/!new/3.html

[15] http://www.regnum.ru/allnews/117139.html


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.