Курсовая работа: Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке
-родители устали, хотят отдохнуть, а тебе просто необходимо поплясать и послушать музыку;
-вам хочется новый костюм, а у родителей не хватает денег на ее покупку;
-бабушка просит тебя внимательно его послушать, а лучшая подруга шепчет на ухо что-то интересное.
Упражнение «Вырази свою любовь»
Мы попросили подростков выразить свою любовь к близким людям с помощью: слов, дел, внимания, послушания и т. д. Встал вопрос, что чувствует человек, которому признаются в любви. Встретив поначалу неприятие и недоумение поставленным вопросом, подростки, однако, втянулись в упражнение как в игру, и нам удалось акцентировать внимание на самых удачных вариантах проявления и восприятия. Подростки говорили, что «Оказывается, принять признание так же сложно, как и делать его». Надеемся, что наши собеседники воспользуются лучшими вариантами выражения любви к своим близким на практике.
Игра «Пирамида любви»
Психолог вытягивает руку и говорит:
«Я люблю своих родителей, потому что они любят меня».
Участник игры кладет свою ладошку на ладонь психолога и объясняет, почему он любит своих родителей.
Цель – построить высоченную «пирамиду любви», сказать побольше добрых слов о своих родных и близких.
Взрослый может возвести «пирамиду любви» и на другом «фундаменте», например: «Моя мама очень красивая».
Несмотря на отчуждённость и полюсную замкнутость или, в противоположность, активность и позёрство подросткового возраста, подростки вс так же любят играть в игры и рады, когда ими интересуются, поэтому активно участвуют в тренингах и беседе – при искренней заинтересованности психолога и непосредственных проявлениях этой заинтересованности. Построенные на этой общечеловеческой характеристике, беседы и тренинги обязательно дадут позитивные результаты.
В современной психолого-педагогической литературе эгоцентризм преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается за счет развития механизма децентрации.
В ходе взросления, чтобы удовлетворять свои растущие запросы, ребенку приходится учиться ладить с окружающими, договариваться, идти на компромисс. А для этого необходимо понять, что другому человеку может быть присуща другая точка зрения. И ребенок, поначалу совершенно невосприимчивый к этому очевидному факту, постепенно научается с ним считаться. В нормальных условиях детский эгоцентризм изживается к 10–12 годам.
Но бывает, что родители сами замедляют этот естественный процесс. Столкнувшись в молодости со многими жизненными трудностями, такие родители стремятся оградить от них собственных детей, спешат удовлетворить любые их запросы. Неудивительно, что так формируется потребительская жизненная позиция, а окружающие люди начинают восприниматься растущим ребенком только как источники благ либо как нежелательные препятствия.
Однако эгоцентризм в той или иной степени свойственен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания, имеющие следствием несформированность произвольной регуляции поведения, проявляются в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.
Обращает на себя внимание, что в пожилом возрасте способность к децентрации (учету иных позиций и точек зрения, нежели собственная) снижается; пожилые люди нередко становятся эгоцентричны (хотя далеко не всегда эгоистичны).
Эгоцентризм взрослых людей нередко служит причиной осложнения межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. В сфере семейного воспитания эгоцентризм родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собственных интересов, привязанностей, страхов и т.п. Таким образом ребенку отказывают в проявлениях индивидуальности, формируют у него пассивную, зависимую жизненную позицию.
Преодоление эгоцентризма — одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм — формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.
Заключение
Известно, что воздействие любых событий воспринимается, интерпретируется и направляет деятельность субъекта через его «Я-концепцию». Это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе. Она выступает как следствие и предпосылка социального опыта [Словарь практического психолога, 1997]. Именно поэтому важно формирование адекватной, неэгоцентрической, Я–концепции. Для успешной социализации подростка важно не только соответствие его поведения принятым нравственно-правовым нормам, но и адекватное понимание им самого себя как члена социума и собственного поведения, каким оно предстает в глазах окружающих. В психологии показано, что подростковый возраст характеризуется эгоцентризмом в сфере рассуждений, поведении, отношениях с окружающими. Следует ли полагать, что феномены личностного эгоцентризма, свойственные подростковому возрасту вообще, обостряются в случаях отклонения развития от нормы, в частности, у подростков? Мы поставили задачу эмпирического исследования особенностей аффективно-личностного эгоцентризма подростков. Аффективно-личностный эгоцентризм проявляется в ряде специфических феноменов в представлениях субъекта о самом себе и партнере по взаимодействию: «воображаемая аудитория», «личный миф»; «явное лицемерие» и «сфокусированность на себе».
В исследовании мы использовали совокупность методов разной направленности. Целью исследования было сопоставление выраженности аффективно-личностного эгоцентризма подростков и их социально благополучных сверстников. Было обследовано 50 юношей и девушек 12-17 лет. Изучалась выраженность эгоцентрических феноменов «личный миф», «сфокусированность на себе», «воображаемая аудитория» и введенного нами на основании данных работы с социально дезадаптированными подростками феномена «эгоцентризм в области оценки социальных норм и санкций». Мы показали, что независимо от возраста, подросткам присуще эгоцентрическое видение себя как члена социума. Это проявляется как:
- наличие эгоцентрических представлений о разнообразных чертах собственной личности, недоступных пониманию окружающих, и являющихся абсолютно специфическими и уникальными; выраженное рассогласование представлений о собственных личностных особенностях и социальных представлениях о них; искаженное видение и понимание собственных индивидуальных (психологических и, в ряде случаев, физических) особенностей (незначимым приписывается ведущее значение; выраженные особенности вытесняются; искажается понимание социальной значимости тех или иных свойств, и др.).
- эгоцентрическая «картина собственной жизни», «личный миф», не только оправдывающий поведение, но и представляющий его как позитивное, оптимальное;
- представление о себе как о постоянно находящемся в центре внимания окружающих, причем центром, а иногда и источником действий остальных людей выступают даже малозначительные действия подростка;
- эгоцентрическое видение социального окружения - искажение понимания не только обязательности принятых в обществе норм, но и причин социальных санкций, осуществляемых в ответ на те или иные формы поведения подростка; приписывание обществу «злой воли»; искаженная система ценностей; т.н. «явное лицемерие» - декларируемые нормы поведения обязательны для окружающих, но самим подростком не исполняются, и др.
- эгоцентрическая «сфокусированность на себе», неспособность осознать возможности расхождения между собственным пониманием мира, пониманием мира другим человеком и объективным состоянием реальности.
Такая картина социального мира и себя самого субъективно переживается подростком как верная и не требующая коррекции. Мы показали, что аффективно-личностный эгоцентризм подростков играет роль своего рода защитного механизма. Он так искажает смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям подростка о себе. Феномен эгоцентризма проявляется в виде тенденции к созданию «второй» реальности, специфика которой обусловлена индивидуальным «жизненным путем» подростка. Преобладание в структуре эгоцентризма тех или иных компонентов позволяет типологизировать стратегии эгоцентрического видения мира подростком. Первая – преобладание эгоцентризма в области оценки социального мира, что позволяет подростку представить собственное поведение как оправданное и нормальное в силу того, что окружение эгоцентрически описывается как неадекватное и несправедливое. Вторая стратегия связана с искажениями представлений подростка о собственной личности. Это позволяет подростку представить своё поведение и собственные личностные особенности в качестве показателей уникальной успешной социализации, глубокого понимания современного мира, особой личностной организации, заслуживающей безусловной популярности. Таким образом, аффективно-личностный эгоцентризм оказывается препятствием для успешной социализации подростка. Это последнее должно быть учтено при организации психологической помощи школьникам. Эгоцентризм преодолевается при столкновении равноправных позиций, что подчеркивает значимость групповой формы работы с подростками. Столкновение позиции субъекта с иной точкой зрения должно рождать не попытки «обесценить» или исказить свое или чужое понимание мира, а необходимость поиска путей соотнесения, возможностей совместности в понимании явлений мира (в том числе, социального). Поэтому задачей психологической помощи становится коррекция понимания подростком себя и других, чему, в свою очередь, служат развитие рефлексии, навыков понимания мотивов собственного поведения и совладания с собой, уменьшение остроты внутренних проблем, навязчивости психологических конфликтов, мотивационные изменения. Открытие подростку возможности увидеть себя иным, в том числе иным в социальном отношении – одна из важнейших задач психологической помощи.
Библиография
1. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932, новое издание — М., 1994.
2. Обухова Л.Ф. Теория Пиаже: за и против. — М., 1987.
3. Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development. - 1967, Vol. 38, No. 4.
4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. [Сборник работ разных лет].
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997.
6. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. 6. С. 5–16.
7. Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2.
8. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие. - СПб.: "Речь", 2004.
9. Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2. С.45-48.
10.Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
11.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.
12.Эриксон Эрик Идентичность: юность и кризис. М.: Изд-я группа "Прогресс", 1996.
13.Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // Lerner R.M., Petersen A.C., Brooks-Gunn J. (eds). Encyclopedia of adolescence. V. 2. N.Y., 1991. P. 746–758.
14.Schaefer E.S. Converging conceptual model for maternal behaviour and for children behaviour // J. Abnormal and Soc. Psychol. 1959. P. 226–235.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Ч. 1–2. М., 1982.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания ви семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. Просвещение, 1968 г.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.
6. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М., "Просвещение", 1973.
7. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие. - СПб.: "Речь", 2004.
8. Выготский Л.С. Педология подростка. Соб. соч. М., 1984,
9. том 4.
10. Ганушкин П.Б. "Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. – Н. Новгород: Изд-во НГМА., 2000.
11. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
12. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. Под. ред. С.А. Беличевой. Ред. изд. центр Консорциума "Социальное здоровье России" М., 1999.
13. Димофф Т., Каппер С. Как уберечь детей от наркотиков. – М.: издательство "Золотой теленок", 1999.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.
15. Зеленов Л.А. Социология города: Учебн. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебн. пособие. – Ростов н\Д.: Изд-во "Феникс", 1997.
17. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: "Педагогика", 1972.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1998.
19. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999.
20. Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А. SOS: наркомания.- Ростов н\Д: изд-во "Феникс", 2000.
21. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.
22. Грэйс Крайг Психология развития. – СПб.: Издательство "Питер", 2000.
23. Лейтес Н.С. "Психология одаренности детей и подростков." М.: Изд. центр "Академия", 1996.
24. Лейтес Н.С. "Возрастная одаренность и индивидуальные различия.", М. Академия, 1996 г.
25. Леонгард Карл "Акцентуированные личности". Ростов н\Д.: изд-во "Феникс", 2000.
26. Личко А.Е. "Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков." – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
27. Мишель Кле Психология подростка (Психосексуальное развитие)\Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991.
28. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. Серия "Мир медицины". СПб: Изд-во "Лань", 1999.
29. Навроцкий А.Л., Панкратов В.Г. Профилактика венерических заболеваний среди молодежи: Учеб. пособие. – Мн., 1997.
30. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. Научн. ред. Л.А. Регуш. СПб.: Союз, 1999.
31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России. 1999.
32. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. Учебн. пособие для студентов, школьных психологов и учителей. – М.: Институт практической психологии, 1998.
33. Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2..
34. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2002
35. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.
36. Психологические тесты / Под. ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
37. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия - \ Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2000.
38. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Под. ред. С.А. Беличевой. Ред. изд. центр Консорциума "Социальное здоровье России" М., 1999.
39. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Изд-во "Питер", 2000.
40. Раттер Майкл Помощь трудным детям. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
42. Свободное время и культурная жизнь москвичей. № 28, 1996 г.
43. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
44. Славина Л.С. Трудные дети. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "Модэк", 1998.
45. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издательский центр "Академия", 1998.
46. Тимоти Димофф, Стив Карпер "Как уберечь детей от наркотиков".
47. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.
48. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во "Барс". 1997.
49. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.
50. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб, "Наука", 1993.
51. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. М.: Изд-во УРАО, 1999.
52. Эриксон Эрик Идентичность: юность и кризис. М.: Изд-я группа "Прогресс", 1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ADOR опросник для подростков
Фамилия, имя
Мой отец (моя мать) Да-2 Частично-1 Нет-0
1 Очень часто улыбается мне 2 1 0
2 Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет 2 1 0
3 Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня 2 1 0
4 Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться 2 1 0
5 Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает 2 1 0
6 Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться 2 1 0
7 Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять 2 1 0
8 Постоянно жалуется кому-то на меня 2 1 0
9 Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо 2 1 0
10 За одно и то же один раз наказывает, а другой - прощает 2 1 0
11 Очень любит делать что-нибудь вместе 2 1 0
12 Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу 2 1 0
13 Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал 2 1 0
14 Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу 2 1 0
15 Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения 2 1 0
16 Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно 2 1 0
17 Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан 2 1 0
18 Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу 2 1 0
19 Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер 2 1 0
20 Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет 2 1 0
21 Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения 2 1 0
22 Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано 2 1 0
23 Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен 2 1 0
24 Практически позволяет мне делать все, что мне нравится 2 1 0
25 Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно 2 1 0
26 Часто хвалит меня за что-либо 2 1 0
27 Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь 2 1 0
28 Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился 2 1 0
29 Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе 2 1 0
30 Иногда очень легко меня прощает, а иногда - нет 2 1 0
31 Старается открыто показать, что любит меня 2 1 0
32 Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе 2 1 0
33 Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом 2 1 0
34 Предоставляет мне много свободы. Редко говорит "должен" или "нельзя" 2 1 0
35 Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее 2 1 0
36 Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу 2 1 0
37 Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею 2 1 0
38 Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу 2 1 0
39 Всегда легко меня прощает 2 1 0
40 Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало 2 1 0
41 Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо 2 1 0
42 Постоянно указывает мне, как себя вести 2 1 0
43 Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит 2 1 0
44 Проведение каникул я планирую по собственному желанию 2 1 0
45 Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным 2 1 0
46 Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил 2 1 0
47 Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел 2 1 0
48 Пренебрегает мною, как мне кажется 2 1 0
49 Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) - это моя крепость 2 1 0
50 Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях 2 1 0
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тестовый бланк 1
Исследование эгоцентризма (ЭАТ)
Время, затраченное на заполнение теста __ мин.
Дата Ф.И.О. испытуемого
Возраст
Родной язык русский
1. В такой ситуации ...
2. Легче всего ...
3. Несмотря на то, что ...
4. Чем дольше ...
5. По сравнению с ...
6. Каждый ...
7. Жаль, что ...
8. В результате ...
9. Если ...
10. Несколько лет тому назад ...
11. Самое важное то, что ...
12. Только ...
13. На самом деле ...
14. Настоящая проблема в том, что ...
15. Неправда, что ...
16. Придет такой день, когда ...
17. Самое большое ...
18. Никогда ...
19. В то, что ...
20. Вряд ли возможно, что ...
21. Главное в том, что ...
22. Иногда ...
23. Лет так через двенадцать ...
24. В прошлом ...
25. Дело в том, что ...
26. В настоящее время ...
27. Самое лучшее ...
28. Принимая во внимание ...
29. Если бы не ...
30. Всегда ...
31. Возможность...
32. В случае ...
33. Обычно ...
34. Если бы даже ...
35. До сих пор ...
36. Условие для ...
37. Более всего...
38. Насчет ...
39. С недавнего времени ...
40. Только с тех пор ...
[1] Тест взят из книги: Е. И. Розов. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1998. - Кн. 2. - С. 144.