скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке

-родители устали, хотят отдохнуть, а тебе просто необходимо поплясать и послушать музыку;

-вам хочется новый костюм, а у родителей не хватает денег на ее покупку;

-бабушка просит тебя внимательно его послушать, а лучшая подруга шепчет на ухо что-то интересное.

Упражнение «Вырази свою любовь»

Мы попросили подростков выразить свою любовь к близким людям с помощью: слов, дел, внимания, послушания и т. д. Встал вопрос, что чувствует человек, которому признаются в любви. Встретив поначалу неприятие и недоумение поставленным вопросом, подростки, однако, втянулись в упражнение как в игру, и нам удалось акцентировать внимание на самых удачных вариантах проявления и восприятия. Подростки говорили, что «Оказывается, принять признание так же сложно, как и делать его». Надеемся, что наши собеседники воспользуются лучшими вариантами выражения любви к своим близким на практике.

Игра «Пирамида любви»

Психолог вытягивает руку и говорит:

«Я люблю своих родителей, потому что они любят меня».

Участник игры кладет свою ладошку на ладонь психолога и объясняет, почему он любит своих родителей.

Цель – построить высоченную «пирамиду любви», сказать побольше добрых слов о своих родных и близких.

Взрослый может возвести «пирамиду любви» и на другом «фундаменте», например: «Моя мама очень красивая».

Несмотря на отчуждённость и полюсную замкнутость или, в противоположность, активность и позёрство подросткового возраста, подростки вс так же любят играть в игры и рады, когда ими интересуются, поэтому активно участвуют в тренингах и беседе – при искренней заинтересованности психолога и непосредственных проявлениях этой заинтересованности. Построенные на этой общечеловеческой характеристике, беседы и тренинги обязательно дадут позитивные результаты.

В современной психолого-педагогической литературе эгоцентризм преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается за счет развития механизма децентрации.

В ходе взросления, чтобы удовлетворять свои растущие запросы, ребенку приходится учиться ладить с окружающими, договариваться, идти на компромисс. А для этого необходимо понять, что другому человеку может быть присуща другая точка зрения. И ребенок, поначалу совершенно невосприимчивый к этому очевидному факту, постепенно научается с ним считаться. В нормальных условиях детский эгоцентризм изживается к 10–12 годам.

Но бывает, что родители сами замедляют этот естественный процесс. Столкнувшись в молодости со многими жизненными трудностями, такие родители стремятся оградить от них собственных детей, спешат удовлетворить любые их запросы. Неудивительно, что так формируется потребительская жизненная позиция, а окружающие люди начинают восприниматься растущим ребенком только как источники благ либо как нежелательные препятствия.

Однако эгоцентризм в той или иной степени свойственен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания, имеющие следствием несформированность произвольной регуляции поведения, проявляются в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.

Обращает на себя внимание, что в пожилом возрасте способность к децентрации (учету иных позиций и точек зрения, нежели собственная) снижается; пожилые люди нередко становятся эгоцентричны (хотя далеко не всегда эгоистичны).

Эгоцентризм взрослых людей нередко служит причиной осложнения межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. В сфере семейного воспитания эгоцентризм родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собственных интересов, привязанностей, страхов и т.п. Таким образом ребенку отказывают в проявлениях индивидуальности, формируют у него пассивную, зависимую жизненную позицию.

Преодоление эгоцентризма — одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм — формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.


Заключение

Известно, что воздействие любых событий воспринимается, интерпретируется и направляет деятельность субъекта через его «Я-концепцию». Это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе. Она выступает как следствие и предпосылка социального опыта [Словарь практического психолога, 1997]. Именно поэтому важно формирование адекватной, неэгоцентрической, Я–концепции. Для успешной социализации подростка важно не только соответствие его поведения принятым нравственно-правовым нормам, но и адекватное понимание им самого себя как члена социума и собственного поведения, каким оно предстает в глазах окружающих. В психологии показано, что подростковый возраст характеризуется эгоцентризмом в сфере рассуждений, поведении, отношениях с окружающими. Следует ли полагать, что феномены личностного эгоцентризма, свойственные подростковому возрасту вообще, обостряются в случаях отклонения развития от нормы, в частности, у подростков? Мы поставили задачу эмпирического исследования особенностей аффективно-личностного эгоцентризма подростков. Аффективно-личностный эгоцентризм проявляется в ряде специфических феноменов в представлениях субъекта о самом себе и партнере по взаимодействию: «воображаемая аудитория», «личный миф»; «явное лицемерие» и «сфокусированность на себе».

В исследовании мы использовали совокупность методов разной направленности. Целью исследования было сопоставление выраженности аффективно-личностного эгоцентризма подростков и их социально благополучных сверстников. Было обследовано 50 юношей и девушек 12-17 лет. Изучалась выраженность эгоцентрических феноменов «личный миф», «сфокусированность на себе», «воображаемая аудитория» и введенного нами на основании данных работы с социально дезадаптированными подростками феномена «эгоцентризм в области оценки социальных норм и санкций». Мы показали, что независимо от возраста, подросткам присуще эгоцентрическое видение себя как члена социума. Это проявляется как:

- наличие эгоцентрических представлений о разнообразных чертах собственной личности, недоступных пониманию окружающих, и являющихся абсолютно специфическими и уникальными; выраженное рассогласование представлений о собственных личностных особенностях и социальных представлениях о них; искаженное видение и понимание собственных индивидуальных (психологических и, в ряде случаев, физических) особенностей (незначимым приписывается ведущее значение; выраженные особенности вытесняются; искажается понимание социальной значимости тех или иных свойств, и др.).

- эгоцентрическая «картина собственной жизни», «личный миф», не только оправдывающий поведение, но и представляющий его как позитивное, оптимальное;

- представление о себе как о постоянно находящемся в центре внимания окружающих, причем центром, а иногда и источником действий остальных людей выступают даже малозначительные действия подростка;

- эгоцентрическое видение социального окружения - искажение понимания не только обязательности принятых в обществе норм, но и причин социальных санкций, осуществляемых в ответ на те или иные формы поведения подростка; приписывание обществу «злой воли»; искаженная система ценностей; т.н. «явное лицемерие» - декларируемые нормы поведения обязательны для окружающих, но самим подростком не исполняются, и др.

- эгоцентрическая «сфокусированность на себе», неспособность осознать возможности расхождения между собственным пониманием мира, пониманием мира другим человеком и объективным состоянием реальности.

Такая картина социального мира и себя самого субъективно переживается подростком как верная и не требующая коррекции. Мы показали, что аффективно-личностный эгоцентризм подростков играет роль своего рода защитного механизма. Он так искажает смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям подростка о себе. Феномен эгоцентризма проявляется в виде тенденции к созданию «второй» реальности, специфика которой обусловлена индивидуальным «жизненным путем» подростка. Преобладание в структуре эгоцентризма тех или иных компонентов позволяет типологизировать стратегии эгоцентрического видения мира подростком. Первая – преобладание эгоцентризма в области оценки социального мира, что позволяет подростку представить собственное поведение как оправданное и нормальное в силу того, что окружение эгоцентрически описывается как неадекватное и несправедливое. Вторая стратегия связана с искажениями представлений подростка о собственной личности. Это позволяет подростку представить своё поведение и собственные личностные особенности в качестве показателей уникальной успешной социализации, глубокого понимания современного мира, особой личностной организации, заслуживающей безусловной популярности. Таким образом, аффективно-личностный эгоцентризм оказывается препятствием для успешной социализации подростка. Это последнее должно быть учтено при организации психологической помощи школьникам. Эгоцентризм преодолевается при столкновении равноправных позиций, что подчеркивает значимость групповой формы работы с подростками. Столкновение позиции субъекта с иной точкой зрения должно рождать не попытки «обесценить» или исказить свое или чужое понимание мира, а необходимость поиска путей соотнесения, возможностей совместности в понимании явлений мира (в том числе, социального). Поэтому задачей психологической помощи становится коррекция понимания подростком себя и других, чему, в свою очередь, служат развитие рефлексии, навыков понимания мотивов собственного поведения и совладания с собой, уменьшение остроты внутренних проблем, навязчивости психологических конфликтов, мотивационные изменения. Открытие подростку возможности увидеть себя иным, в том числе иным в социальном отношении – одна из важнейших задач психологической помощи.


Библиография

1.   Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932, новое издание — М., 1994.

2.   Обухова Л.Ф. Теория Пиаже: за и против. — М., 1987.

3.   Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development. - 1967, Vol. 38, No. 4.

4.   Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. [Сборник работ разных лет].

5.   Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997.

6.   Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. 6. С. 5–16.

7.   Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2.

8.   Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие. - СПб.: "Речь", 2004.

9.   Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2. С.45-48.

10.Фромм Э. Душа человека. М., 1998.

11.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.

12.Эриксон Эрик Идентичность: юность и кризис. М.: Изд-я группа "Прогресс", 1996.

13.Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // Lerner R.M., Petersen A.C., Brooks-Gunn J. (eds). Encyclopedia of adolescence. V. 2. N.Y., 1991. P. 746–758.

14.Schaefer E.S. Converging conceptual model for maternal behaviour and for children behaviour // J. Abnormal and Soc. Psychol. 1959. P. 226–235.


Литература

1.         Анастази А. Психологическое тестирование. Ч. 1–2. М., 1982.

2.         Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000.

3.         Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания ви семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

4.         Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. Просвещение, 1968 г.

5.         Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.

6.         Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М., "Просвещение", 1973.

7.         Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие. - СПб.: "Речь", 2004.

8.         Выготский Л.С. Педология подростка. Соб. соч. М., 1984,

9.         том 4.

10.      Ганушкин П.Б. "Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. – Н. Новгород: Изд-во НГМА., 2000.

11.      Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

12.      Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. Под. ред. С.А. Беличевой. Ред. изд. центр Консор­циума "Социальное здоровье России" М., 1999.

13.      Димофф Т., Каппер С. Как уберечь детей от наркотиков. – М.: издательство "Золотой теленок", 1999.

14.      Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.

15.      Зеленов Л.А. Социология города: Учебн. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛА­ДОС, 2000.

16.      Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебн. пособие. – Ростов н\Д.: Изд-во "Феникс", 1997.

17.      Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: "Педагогика", 1972.

18.      Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1998.

19.      Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999.

20.      Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А. SOS: наркомания.- Ростов н\Д: изд-во "Феникс", 2000.

21.      Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воро­неж: НПО "МОДЭК", 1997.

22.      Грэйс Крайг Психология развития. – СПб.: Издательство "Питер", 2000.

23.      Лейтес Н.С. "Психология одаренности детей и подростков." М.: Изд. центр "Академия", 1996.

24.      Лейтес Н.С. "Возрастная одаренность и индивидуальные различия.", М. Академия, 1996 г.

25.      Леонгард Карл "Акцентуированные личности". Ростов н\Д.: изд-во "Феникс", 2000.

26.      Личко А.Е. "Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков." – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

27.      Мишель Кле Психология подростка (Психосексуальное развитие)\Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991.

28.      Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. Серия "Мир медицины". СПб: Изд-во "Лань", 1999.

29.      Навроцкий А.Л., Панкратов В.Г. Профилактика венерических заболеваний среди молодежи: Учеб. пособие. – Мн., 1997.

30.      Наш проблемный подросток: Учебное пособие. Научн. ред. Л.А. Регуш. СПб.: Союз, 1999.

31.      Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России. 1999.

32.      Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. Учебн. по­собие для студентов, школьных психологов и учителей. – М.: Институт практической психологии, 1998.

33.      Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2..

34.      Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2002

35.      Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.

36.      Психологические тесты / Под. ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

37.      Психология возрастных кризисов: Хрестоматия - \ Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2000.

38.      Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Под. ред. С.А. Бели­чевой. Ред. изд. центр Консорциума "Социальное здоровье России" М., 1999.

39.      Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

40.      Раттер Майкл Помощь трудным детям. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

41.      Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.

42.      Свободное время и культурная жизнь москвичей. № 28, 1996 г.

43.      Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.

44.      Славина Л.С. Трудные дети. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "Модэк", 1998.

45.      Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издательский центр "Академия", 1998.

46.      Тимоти Димофф, Стив Карпер "Как уберечь детей от наркотиков".

47.      Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

48.      Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во "Барс". 1997.

49.      Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: "Фе­никс", 1996.

50.      Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб, "Наука", 1993.

51.      Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. М.: Изд-во УРАО, 1999.

52.      Эриксон Эрик Идентичность: юность и кризис. М.: Изд-я группа "Прогресс", 1996.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ADOR опросник для подростков

Фамилия, имя

Мой отец (моя мать)    Да-2  Частично-1          Нет-0

1       Очень часто улыбается мне  2       1       0

2       Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет  2       1         0

3       Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня      2       1       0

4       Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться    2       1       0

5       Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает 2       1       0

6       Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться         2       1       0

7       Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять 2       1       0

8       Постоянно жалуется кому-то на меня    2       1       0

9       Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо   2       1       0

10     За одно и то же один раз наказывает, а другой - прощает         2       1       0

11     Очень любит делать что-нибудь вместе 2       1       0

12     Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу      2       1       0

13     Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал        2       1       0

14     Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу       2       1       0

15     Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения      2         1       0

16     Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно 2       1       0

17     Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан         2       1       0

18     Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу   2       1       0

19     Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер         2       1       0

20     Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет   2       1         0

21     Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения        2       1       0

22     Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано  2       1       0

23     Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен  2       1       0

24     Практически позволяет мне делать все, что мне нравится          2       1       0

25     Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно   2       1         0

26     Часто хвалит меня за что-либо      2       1       0

27     Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь     2       1       0

28     Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился    2       1       0

29     Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе         2       1       0

30     Иногда очень легко меня прощает, а иногда - нет   2       1       0

31     Старается открыто показать, что любит меня 2       1       0

32     Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе  2       1       0

33     Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом         2         1       0

34     Предоставляет мне много свободы. Редко говорит "должен" или "нельзя" 2         1       0

35     Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее    2       1       0

36     Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу      2         1       0

37     Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею     2       1       0

38     Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу        2       1       0

39     Всегда легко меня прощает  2       1       0

40     Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало 2       1       0

41     Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо      2       1       0

42     Постоянно указывает мне, как себя вести        2       1       0

43     Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит         2       1       0

44     Проведение каникул я планирую по собственному желанию    2       1       0

45     Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным   2       1         0

46     Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил 2       1         0

47     Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел         2       1       0

48     Пренебрегает мною, как мне кажется     2       1       0

49     Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) - это моя крепость    2       1       0

50     Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях  2       1       0


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тестовый бланк 1

Исследование эгоцентризма (ЭАТ)

Время, затраченное на заполнение теста __ мин.

Дата Ф.И.О. испытуемого

Возраст

Родной язык русский

1. В такой ситуации ...

2. Легче всего ...

3. Несмотря на то, что ...

4. Чем дольше ...

5. По сравнению с ...

6. Каждый ...

7. Жаль, что ...

8. В результате ...

9. Если ...

10. Несколько лет тому назад ...

11. Самое важное то, что ...

12. Только ...

13. На самом деле ...

14. Настоящая проблема в том, что ...

15. Неправда, что ...

16. Придет такой день, когда ...

17. Самое большое ...

18. Никогда ...

19. В то, что ...

20. Вряд ли возможно, что ...

21. Главное в том, что ...

22. Иногда ...

23. Лет так через двенадцать ...

24. В прошлом ...

25. Дело в том, что ...

26. В настоящее время ...

27. Самое лучшее ...

28. Принимая во внимание ...

29. Если бы не ...

30. Всегда ...

31. Возможность...

32. В случае ...

33. Обычно ...

34. Если бы даже ...

35. До сих пор ...

36. Условие для ...

37. Более всего...

38. Насчет ...

39. С недавнего времени ...

40. Только с тех пор ...


[1] Тест взят из книги: Е. И. Розов. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1998. - Кн. 2. - С. 144.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.