скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Современный этап развития российско-французских отношений в сфере политики и безопасности

Приоритетное место в российско-французских отношениях занимает тема европейской и мировой безопасности, включая проблемы противодействия новым угрозам и вызовам – таким как терроризм, организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления. Для более результативного взаимодействия в этой ключевой сфере решением двух президентов в 2002 г. был создан специальный российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. Он собирается на регулярной основе два раза в год.

Почему именно Франция стала главным «собеседником» России в обсуждении вопросов европейской безопасности и отношений с ЕС? Тут можно назвать несколько причин.

Во-первых, Франция имеет солидный авторитет как на европейской, так и на мировой политической сцене. Хотя З. Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» довольно скромно оценил геополитический потенциал этой страны, приравняв её к региональным государствам, не стоит забывать, что Франция – пятая экономика мира и четвёртая военная держава. Она располагает мощными вооружёнными силами, имеет ядерное оружие и все виды его доставки, включая атомные подводные ракетоносцы (в строю четыре лодки, оснащённые 15 модернизированными баллистическими межконтинентальными ракетами М-51) и тактические ядерные комплексы[18].

Во-вторых, несмотря на ослабевшие позиции Франции внутри ЕС после его расширения и объединения Германии, всё-таки не стоит забывать, что именно со стороны Франции (пусть и в тендеме с Германией) исходил главный импульс евростроительства. Франция более чем любая другая страна ЕС чувствует за собой неформальное право говорить от имени всего западноевропейского сообщества[19].

В-третьих, уровень доверительности, уважения и взаимопонимания между нашими государствами обусловлен ещё и тем, что Франция и СССР стояли у истоков «политики разрядки» в 60 – 70-е годы прошлого века.

Не секрет, что стремительное расширение ЕС и объединение Германии ослабили позиции Франции в этой региональной организации. В душе Париж явно был не в восторге от происшедших перемен, хотя официально признавал их «крупным успехом». Вся внешнеполитическая линия голлизма была выстроена с учётом биполярного мира. Его крушение поставило перед страной непростую задачу адаптации к новым реалиям в Европе и мире в целом, тем более в контексте процессов глобализации. Приоритетной внешнеполитической задачей Парижа является поддержание и восстановление своего влияния в ЕС. Отсюда неизбежность поиска новых союзников в дополнение к «франко-германскому локомотиву» европейской интеграции, возвращение в НАТО. Словом, при всём понимании важности налаживания хороших отношений с Россией, Франция в своей политике в значительной мере «стреножена».

Не стоит, конечно, и преувеличивать зависимость Парижа от мнения союзников по НАТО и ЕС. История с предполагаемой продажей французами десантных кораблей «Мистраль» России в этом плане весьма показательна. Париж, приняв решение о продаже «жемчужины ВМФ», дал понять миру, во-первых, что не считает Россию агрессором и тем более врагом, а во-вторых – что протесты и обеспокоенности некоторых государств и американских сенаторов-республиканцев не влияют на решения, выгодные Франции[20].

Размышляя о перспективах нашего политического взаимодействия, нельзя не отметить такой принципиальный момент. Многое говорит о том, что к концу первого десятилетия нового века закончился «период турбулентности» (назовём его так) в отношениях России с Западом. Реперными точками стали «пятидневная война» в Южной Осетии, показавшая, «кто есть кто», и практически совпавший с ней мировой финансовый кризис, подорвавший моральный авторитет США и их социально-экономической модели. Одновременно стало ясно, что и Россия к этому времени вернулась в мировую политику и намерена серьёзно отстаивать свои интересы. В этой связи возникает вопрос: что делать дальше? Представляется, что начало нового десятилетия открывает и новое «окно возможностей». Позиции большинства игроков на мировой сцене определились, и сейчас наступает время действий.

Что касается Франции, то главное заключается в том, что она отказалась принять американский геополитический сценарий, который предусматривал перспективное включение в ЕС и НАТО Украины, Грузии, а со временем, возможно, и Белоруссии, что окончательно вытеснило бы Россию с постсоветского пространства. Конечно, такая позиция обусловлена не столько дружескими чувствами к России, сколько прагматическими соображениями. Дело в том, что своё будущее Франция не мыслит вне европейского проекта. Но успешное развитие Европы-27 вряд ли можно представить в условиях нового раскола континента, при наличии изолированной и зажатой в угол России. Это хорошо понимает французское руководство, несмотря на явный атлантический крен, обозначившийся после прихода к власти шестого президента Пятой республики. Не случайно президент Саркози много раз подчёркивал, что конфронтация с Россией была бы безумием. Тем более что, по его мнению, никакой угрозы со стороны нынешней России, перегруженной своими внутренними проблемами, просто не существует. В такую угрозу верят разве что некоторые бывшие наши коллеги по «социалистическому лагерю», страдающие комплексом политической неполноценности и исторических обид. Не зря в самом ЕС их прозвали «новыми рыцарями холодной войны». К тому же, резонно спрашивает Н. Саркози, какой смысл России конфликтовать со своими главными покупателями углеводородов?

У Европы просто нет иного пути, как развивать максимально широкое сотрудничество с Россией. Со своей стороны, у России также нет исторических перспектив вне Европы. Ментально и цивилизационно мы идентифицируем себя с Европой, хотя и полагаем себя особой её частью. Более того, Россию можно рассматривать как естественное дополнение к Западной Европе. Было бы просто глупо не использовать совместно наши потенциалы. Шансы Европы превратиться в мировой полюс силы без сотрудничества с нами существенно уменьшаются. Думается, что французское руководство, несмотря на имеющиеся среди представителей французских элит критические (если не антирусские) настроения, вполне осознаёт данный вывод. А поэтому однозначно выбирает курс на стратегическое партнёрство с Россией. Именно так можно расценить слова премьер-министра Франции Фр. Фийона, сказанные им при открытии 14 сессии межправительственного франко-российского семинара в конце ноября 2009 г.: «Наша цель – построить со временем вместе с Россией единое пространство, основанное на полной свободе перемещения людей, товаров, капиталов и услуг». Такая цель на 100% совпадает и с российскими ожиданиями.

Существует несколько проблем в отношениях РФ и Франции в оборонной сфере:

- до сих пор не существует договорно-правовой базы, которая позволила бы РФ участвовать в желаемом масштабе в операциях, проводимых ЕС. В отношениях с НАТО такая база существует, однако она не имеет большого практического значения. Между тем Франция испытывает интерес в развитии правовой базы, позволившей бы наладить более тесные контакты РФ и ЕС.

- Между Францией и РФ имеются и стратегические расхождения, касающиеся Косово. Франция признала Косово в полном объеме на следующий день после провозглашения независимости, 18 февраля 2008 г., что вызывает постоянные противоречия на двусторонних переговорах. При этом официально французская дипломатия одним из фундаментальных принципов считает многостороннее решение всех проблем, что сближает её с Россией, особенно в СБ ООН.

- Среди многих российских комментаторов есть преувеличение стремлений Парижа к самостоятельности ЕС в оборонной сфере (с антиамериканским подтекстом). Эти взгляды не соответствуют официальной позиции Пятой Республики, которая никогда не заявляла о намерении противопоставить Общую внешнюю политику и политику безопасности ЕС (ОВПБ) с ее военным компонентом – Европейской политикой безопасности и обороны (ЕПБО) НАТО. ЕПБО во Франции рассматривается как дополнение к НАТО, а сотрудничество с США – как стратегическое. С другой стороны, внимание РФ привлекает намерение Парижа вернуться в военную структуру НАТО полностью. Однако эти планы увязываются с развитием ЕПБО, что соответствует основным ориентирам французской дипломатии.

- Франция обеспокоена мораторием на действие ДОВСЕ, введенным РФ.

- В оборонной сфере между Францией и Россией есть естественная конкуренция на мировых рынках, что особенно проявляется в поставке ядерного топлива в ЕС и торговле самолётами.

Французы по-прежнему декларируют намерение развивать "привилегированное партнерство" с Россией. Однако в нынешних условиях социально-экономической нестабильности ни президент, ни правительство не ощущают "объективных стимулов" к его наполнению новым конкретным содержанием.

Этот подход наиболее ярко проявляется во французской позиции по вопросу о месте России в формировании системы безопасности ХХI века. Французы солидарны со своими евроатлантическими партнерами в том, что в сложившихся условиях ее реальной опорой является НАТО. Однако, в отличие от Вашингтона, они не считают натоцентристскую модель единственно возможной и полностью отвечающей интересам Парижа.

Поэтому, в противовес США, Франция продвигает западноевропейский вариант архитектуры безопасности, основанной на сохранении ведущей роли ООН и ее Совета Безопасности при равноправном взаимодействии всех региональных организаций Европы. Французское руководство выступает за придание более весомой роли ОБСЕ, которая, по его мнению, могла бы расширить формат сотрудничества между НАТО и Россией.

На данном этапе Франция стремится лучше адаптироваться к процессам глобализации, которые она рассматривает как неизбежность. В то же время такая позиция Франции вполне устраивала как США, так и Германию, которые, в свою очередь, довольно часто остерегаются делать резкие критические замечания в отношении Парижа.

Война в Ираке несколько поменяла позицию США. Произошло ужесточение политики в отношении стран, выступивших против администрации Буша или усомнившихся в ней. США рассматривали ряд мер, призванных наказать Францию за ее противодействие американской политике в отношении Ирака. Среди возможных шагов, призванных "наказать" Париж за его строптивость в иракском вопросе, фигурировало исключение Франции из участия в форумах, которые США будут вести со своими европейскими союзниками, а также из процесса принятия решений в рамках НАТО. Для этого достаточно перенести обсуждение всех наиболее важных вопросов из Совета НАТО в Комитет военного планирования (НАТО) в который Франция не входит.

Однако госдепартамент США неоднократно после этого подчеркивал, что США и Франция по-прежнему остаются союзниками несмотря на наличие серьезных разногласий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношения Франции и России в сфере безопасности и обороны – это весь комплекс разнообразных аспектов и проблем отношений между Французской Республикой и Российской Федерацией, касающихся вопросов обороны и безопасности и вписывающихся в двусторонние отношения двух стран в целом. На эти отношения влияют позиции отдельных стран, Европейского союза и мировая политика в целом.

Наши отношения с Францией занимают сегодня особое положение на фоне активных усилий России, развернутых по основным параметрам международной политики, и развиваются поступательно, играя роль весомого фактора укрепления безопасности и стабильности в Европе и мире.

Подводя итог развитию многогранного сотрудничества между Россией и Францией, можно предположить, что наши отношения идут по восходящей линии. Анализ этих отношений за последние годы дает нам основание делать вывод, что Франция и Россия заинтересованы в дальнейшем сближении в деле осуществления мер, направленных на укрепление мира и международной безопасности, на поддержку друг друга по многим вопросам современной жизни.

Образ России во Франции не в последнюю очередь формируется довольно узким кругом учёных-специалистов по российским проблемам, французскими СМИ, представителями эмигрантских кругов и журналистов, пишущих о России.

Палитра аналитических оценок, мнений, субъективного отношения к России достаточно широк. В силу этого рассматривать отношения к России Франции необходимо на всех уровнях.

Успешное развитие в последние годы российско-французских отношений даёт основание предположить, что Франция может стать стратегическим партнёром России несмотря на объективные различия в социально-экономическом и международном положении двух государств. В то же время, развивая свои отношения с Францией, Россия не может не учитывать, что Франция, которая хотя и является членом НАТО, но в 1966 г. вышла из интегрированной военной организации альянса и вернулась туда только в 2009 г. Нельзя не учитывать и то, что у Франции, несомненно, существуют разного рода мнения относительно того, насколько далеко стоит заходить в стратегическом партнёрстве с нашей страной, переживающей сейчас кризис. Есть и такие, которые считают необходимы выждать время, пока в России не стабилизируется экономическое и политическое положение.

И все же, по нашему мнению, реальная перспектива приведет к конструктивному взаимодействию России и Франции. Об этом свидетельствует и позиция Парижа в отношении новой архитектуры безопасности с акцентом на системообразующую роль ОБСЕ, и подходы Парижа к пересмотру стратегической концепции НАТО, через которую США пытаются расширить компетенцию и зону ответственности альянса. Нам импонирует достаточно решительное выступление французского руководства за реформу НАТО с учетом интересов России. Франция внесла заметный вклад в разработку Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО, который был подписан в Париже в 1997 г. В 1999 г. французский министр обороны Ришар А. обратил внимание западноевропейцев на «статус России в качестве главного партнёра для обеспечения безопасности и стабильности на континенте»[21].


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Источники

1.       Сайт Президента России. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru, свободный.

2.       Сайт Правительства РФ. – Режим доступа: http://www.government.ru, свободный.

3.       Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. Режим доступа: http://www.premier.gov.ru, свободный.

4.       Сайт Министерства иностранных дел РФ. – Режим доступа: http://www.mid.ru, свободный.

5.       Сайт Министерства промышленности и торговли РФ. – Режим доступа: http://www.minprom.gov.ru, свободный.

6.       Сайт Министерства экономического развития РФ. – Режим доступа: www.economy.gov.ru, свободный.

7.       Сайт Правительства Франции. – Режим доступа: www.service-public.fr, свободный.

8.       Сайт Министерства иностранных дел Франции. – Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/en, свободный.

9.       Сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный.

10.    Сайт Посольства Франции в России. – Режим доступа: www.ambafrance.ru, свободный.

11.    Внешнеэкономические связи России с Францией в 1998 году. Режим доступа: http://www.polpred.com/otvet1/fr_amb.html, свободный.

12.    Выступление Г.О. Грефа на форуме «Новая Россия и российско-французское сотрудничество» (26 февраля 2004 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации, 2004. Режим доступа: http://www.mid.ru, свободный.

13.    О встрече депутатов Государственной Думы России с представителями деловых кругов Франции. – Режим доступа: http://www.mid.ru, свободный.

14.    О встрече Заместителя Председателя Правительства – Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеева с Послом Франции г-ном К. Бланшмезоном. Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-reuro.nsf, свободный.

15.    О встрече Министра торговли России М. Фрадкова с послом Франции в РФ (Сообщение пресс-службы Правительства РФ). – Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-reuro.nsf, свободный.

16.    О подписании российско-французского меморандума о сотрудничестве. 01.08.2004. // Сообщение пресс-службы Министерства культуры Российской Федерации, Министерство иностранных дел РФ. – Режим доступа: http://www.ln.mid.ru/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/432569d80022027ec3256e160026a097?OpenDocument, свободный.

17.    О проведении российско-французского семинара регионального экономического сотрудничества. – Режим доступа: http://www.mid.ru, свободный.

18.    О российско-французских торгово-экономических переговорах (Сообщение пресс-службы Министерства промышленности и энергетики России). – Режим доступа: http://www.mid.ru, свободный.

19.    О сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой России и Торгово-промышленной палатой Парижа. – Режим доступа: http://www.mid.ru, свободный.

20.    Торговое представительство Российской Федерации во Франции // Режим доступа: http://www.torgpredstvo.ru, свободный.

21.    Торгово-экономические отношения России и Франции. – Режим доступа: http://www.mid.ru, свободный.

2. Литература

22.    Акимов Ю.Г., Костюк Р.В., Чернов И.В. Франция в мировом порядке начала XXI века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 198 с.

23.    Бирюлев В. Франция: вялое оживление // МЭМО. – 1997. – № 6. – С. 23 30.

24.    Бирюлев В. Франция: кризис позади // МЭМО. – 1999. – № 2. – С. 26 – 34.

25.    Дударь А. Франция на страже европейской идентичности // Интернет-журнал Новая политика. – Режим доступа: http://www.novopol.ru/material706.html, свободный.

26.    Еромшина О. Французы хотят делать бизнес, не имея рисков // Инновационный центр СПбГУ. Режим доступа: http://innov.spbu.ru/shownews.php?id=1902, свободный.

27.    Зуева К.П. Внешняя политика Франции в эпоху «неоголлизма» // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 1. – С. 70 – 79.

28.    Зуева К.П. Российско-французские отношения: реальность и тенденции Мировая экономика и международные отношения. – 1992. – № 12. – С. 133

29.    Интервью Господина Барнье газете Коммерсант (20/01/2005). – Режим доступа: http://www.ambafrance.ru/article.php3?id_article=1043, свободный.

30.    Интервью Господина Барнье радио Эхо Москвы. – Режим доступа: http://www.ambafrance.ru/article.php3?id_article=1044, свободный.

31.    Интервью посла России во Франции А.А. Авдеева РИА «Новости» по российско-французским отношениям // Сообщение министерства иностранных дел РФ. – Режим доступа: http://www.ln.mid.ru/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/432569d80022027ec3256e32002c86c9?OpenDocument, свободный.

32.    Копылова Н., Наумов И. Потанин перешел границу // RBC Daily. – 2006. 29 сент. – С. 5.

33.    Ролев И. Россия и Франция: друзья или враги? // Аргументы и факты. – 2007. – № 21. С. 4 – 6.

34.    Российско-французские торгово-экономические отношения // Деньги. – 2006. – № 2. – С. 34 – 40.

35.    Россия и Франция, XVIII – XX века. Вып. 7: [сб. ст.] / отв. ред. П. Черкасов. – М.: Наука, 2006. – 404 с.

36.    Современность российско-французских отношений // Итоги. – 2007. – № 4. – С. 45 – 49.

37.    Соловьев В. Российско-французские отношения // Коммерсант. – 2006. – № 11. – С. 6 – 12.

38.    Фёдоров С. Российско-французские отношения: в поисках стратегического партнёрства // Перспективы. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/rossijsko-francuzskije_otnoshenija_v_poiskah_strategicheskogo_partnorstva_2010-03-06.htm, свободный.

39.    Франция в современном мире // Социс. – 2006. – № 6. – С. 5 – 9.

40.    Grouix P. Russes de France d’hier a aujourd’hui. – P.: Ed. du Rocher, 2007. – 274 p.

41.    La majorité des Russes ont une bonne attitude envers les Français et estiment que cette bienveillance est réciproque. – Режим доступа: http://www.eligne.com/15e-russes-sympathie-francais.html, свободный.

42.    Permanence et diversification des axes d'activité. – Режим доступа: http://perso.wanadoo.fr/fmcu/pagfr/histoire/ft4hist5.html, свободный.

43.    Statuts de la Fédération mondiale des cités unies (FMCU). – Режим доступа: http://perso.wanadoo.fr/fmcu/pagfr/ft4stat.html, свободный.

44.    Vedenina L.G. La France et la Russie: dialogue de deux cultures. – M. InterDialect+, 2000. – 374 p.

45.    Vedrine H. Rapport pour le President de la Republique sur la France et lа mondialisation. – P.: La Documentation francaise, 2007. – 402 р.


[1]             Современность российско-французских отношений // Итоги. – 2007. – № 4. – С. 46.

[2] Дударь А. Франция на страже европейской идентичности // Интернет-журнал Новая политика. – Режим доступа: http://www.novopol.ru/material706.html, свободный.

[3] Сайт Министерства иностранных дел Франции. – Режим доступа: http://www.diplomatie.gouv.fr/en, свободный.

[4] Современность российско-французских отношений // Итоги. – 2007. – № 4. – С. 47.

[5] Российско-французские торгово-экономические отношения // Деньги. – 2006. – № 2. –С. 38.

[6] Ролев И. Россия и Франция: друзья или враги? // Аргументы и факты. – 2007. – № 21. – С. 4.

[7] Россия и Франция, XVIII – XX века. Вып. 7: [сб. ст.] / отв. ред. П. Черкасов. – М.: Наука, 2006. – С. 183.

[8] Зуева К.П. Внешняя политика Франции в эпоху «неоголлизма» // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 1. – С. 73.

[9] Интервью Господина Барнье газете Коммерсант (20/01/2005). – Режим доступа: http://www.ambafrance.ru/article.php3?id_article=1043, свободный.

[10] Современность российско-французских отношений // Итоги. – 2007. – № 4. – С. 47.

[11] Акимов Ю.Г., Костюк Р.В., Чернов И.В. Франция в мировом порядке начала XXI века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – С. 49.

[12] Сайт Посольства Франции в России. – Режим доступа: www.ambafrance.ru, свободный.

[13] Зуева К.П. Внешняя политика Франции в эпоху «неоголлизма» // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 1. – С. 73.

[14] Интервью посла России во Франции А.А. Авдеева РИА «Новости» по российско-французским отношениям // Сообщение министерства иностранных дел РФ. – Режим доступа: http://www.ln.mid.ru/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/432569d80022027ec3256e32002c86c9?OpenDocument, свободный.

[15] Зуева К.П. Российско-французские отношения: реальность и тенденции // Мировая экономика и международные отношения. – 1992. – № 12. – С. 135.

[16] Современность российско-французских отношений // Итоги. – 2007. – № 4. – С. 46.

[17] Фёдоров С. Российско-французские отношения: в поисках стратегического партнёрства // Перспективы. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/rossijsko-francuzskije_otnoshenija_v_poiskah_strategicheskogo_partnorstva_2010-03-06.htm, свободный.

[18] Ролев И. Россия и Франция: друзья или враги? // Аргументы и факты. – 2007. – № 21. С. 5.

[19] Vedrine H. Rapport pour le President de la Republique sur la France et lа mondialisation. – P.: La Documentation francaise, 2007. – Р. 210.

[20] Сайт Правительства РФ. – Режим доступа: http://www.government.ru, свободный.

[21] Сайт Правительства Франции. – Режим доступа: www.service-public.fr, свободный.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.