скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Состояние здоровья учащихся 5-7 кл

Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.

Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков.

Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.

На уроках физкультуры в школе ученики разделены на три группы: основная, подготовительная и специальная. Последние две группы выделяются по медицинским показаниям (различные заболевания в стадии компенсации, субкомпесации и прочее). В основную группу автоматически попадают учащиеся, не относящиеся к этим группам, и именно с ними проводятся занятия по утвержденным программам. Это так называемые «практически здоровые дети». В то же время истинное их состояние здоровья практически не определяется, в лучшем случае о нем судят по показателям физического развития детей, что малоинформативо.

В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности детей и подростков, разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.

К сожалению, большинство оздоровительных систем (аэробика, шейпинг, ритмическая гимнастика и прочее) методически разработаны для взрослых людей, но, безусловно, использование этих систем для оздоровления детей и подростков возможно с внесением элементов игры и соблюдением принципа индивидуализации.

Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания. В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы[15, с. 45]:

1.         Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.

2.  Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.

3.         Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.

4.         Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции. Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются[15, с. 49]:

-           постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно);

-           систематичность (закаливание будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов);

-           комплексность закаливание будет наиболее эффективным, если в комплексе используются все естественные силы природы: солнце, воздух и вода;

-           учет индивидуальных особенностей при закаливании необходимо принимать во внимание и рост, и пол, и состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы.

Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха. Там, где отсутствует централизованное горячее водоснабжение, желательно использовать перед сном местные обливания теплой водой и ежедневное мытье ног. Необходимо ежедневно менять носки, чулки, колготки.

Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья. Распространенный по всему миру кариес отрицательно сказывается на деятельности системы пищеварения, кариозные зубы являются местом скопления различных патогенных микроорганизмов.

Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может быть обеспечено использованием для одежды материалов с определенными физическими свойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность, влагопроводность, электризуемость. Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой.

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.


Глава 2. Объект и методики исследования

2.1. Объект исследования

В исследовании участвовало 20 учащихся 5-7 классов Ульяновской гимназии 3, по 10 девочек и 10 мальчиков соответственно. Все учащиеся были отнесены к основной медицинской группе, из них школьников 5 класса – 3 мальчика и 3 девочки, учеников 6 класса – 4 мальчика и 3 девочки, учеников 7 класса – 3 мальчика и 4 девочки.

Всего в гимназии обучается 315 учащихся; учителей, руководителей студий 52.

 Обследование проводилось во второй половине дня, в медицинском кабинете, при температуре комфорта. Кроме этого, был проведен анализ медицинских карт учащихся.

На констатирующем этапе мы преследовали цель: выявить причины в отклонении состояния здоровья учащихся.

Обследование проводилось с мая 2006 года по декабрь 2006 года.

Нами ставились следующие задачи:

1.  Изучить состояние здоровья учеников.

2.  Выявить уровень состояния здоровья.

3.  Выявить отношение учащихся к своему здоровью.

Исходя из этого, нами использовались следующие методы исследования:

1.  Анкетные тесты по скрининг – программе

2.  Анкета с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью, его места среди других жизненных ценностей

3.  Анкета выяснения отношения учащихся к курению, алкоголю


2.2. Методики исследования

Для решения поставленных задач нами был проведен анализ медицинских карт учащихся, включающий в себя оценку состояния здоровья школьников за 2006-2007 учебный год. При этом оценивалось наличие хронических заболеваний по основным системам организма (зрения, нарушения осанки, болезни ССС, эндокринной системы, системы дыхания, нервной системы), врожденные аномалии и распределение учащихся по медицинским группам. Потом проводилось сравнение с данными Департамента здравоохранения Ульяновской области (табл. 2.2.1.)

Для оценки субъективного состояния здоровья использовалась скрининг-программа, которая состоит из тестов и дифференцирована для обследования детей и подростков разного возраста (см. Приложение 1). Анкета-опрос содержит 21 вопрос (с ответами “да”; “нет”).

В опросе участвовало 20 учащихся 5-7 классов (10 девушек; 10 юношей).

Таблица 2.2.1.

Медицинские осмотры школьников области за 2002-2006 г.г. по отдельным классам болезней (на 100 учащихся, М+).

2002 2003 2004 2005 2006 2002/2006 увел, сниж (%)

Нарушение

Зрения

8,6 +0,09 9,9+0,1 9,3+0,09 9,7+0,09 11,5+0,1 34%
Нарушение осанки, в т.ч. сколиоз 7,4+0,09 9,4+0,098 8,9+0,09 9,5+0,089 11,0+0,1 49%
болезни ССС 2,3+0,05 2,99+0,057 4,1+0,06 4,1+0,06 4,0+0,06 74%
болезни эндок. системы 15,4+0,1 15,1+0,1 15,6+0,1 13,3+0,1 14,2+0,1 -8%
болезни органов пищеварен. 2,37+0,05 2,8+0,055 2,8+0,05 3,3+0,05 3,99+0,06 68%
болезни органов дыхания 5,4+0,07 5,1+0,07 8,3+0,087 9,3+0,88 9,6+0,095 78%
болезни КМС 3,1+0,057 4,6+0,07 2,1+0,045 4,8+0,06 6,3+0,078 103%
болезни МПС 2,1+0,05 2,2+0,05 2,7+0,05 2,5+0,047 3,1+0,056 48%
болезни нервной системы 4,0+0,065 9,0+0,096 8,8+0,089 9,4+0,089 4,5+0,067 12,5%
Врожденны аномалии 0,4+0,02 0,7+0,03 0,6+0,02 0,8+0,03 0,73+0,03 82,5%

В динамике за 2002-2006 годы выявлена выраженная тенденция к росту по всем классам болезней, кроме болезней эндокринной системы, темп прироста в год составляет от 5,7% (нарушение зрения) до 16,7% (болезни органов дыхания). В 2006 году регистрировались показатели заболеваемости среди школьников, превышающие средние по области в 2 и более раз, в ряде районов. В области сохраняется стабильная тенденция к росту числа детей и подростков с нарушениями зрения, осанки, по сравнению с 2002 годом показатели заболеваемости возросли на 29% и 63,9% соответственно.


Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1. Состояние здоровья учащихся 5-7 классов школы-гимназии №3 г. Ульяновска

Анализ данным медицинских карт представлен в таблице 3.1.1. Как мы видим, среди школьников 7 классов процент часто болеющих детей составляет 25%. Учащиеся 6 классов, подверженные частым заболеваниям, отмечаются в 33,3% случаев. Возрастание количества часто болеющих детей сохраняется и в дальнейшем, так в 7 классах процент таких учащихся составляет 45,4%.

Таблица 3.1.1.

Заболеваемость по нозологическим единицам среди учащихся. (в % от общего количества учащихся)

Название нозологических единиц 5 класс 6 класс 7 класс
Часто болеющие дети 25 33,3 45,4
Патология шейного отдела позвоночника 17,8
Резидуальные явления ППЦНС 29,5
Неврологические заболевания 60,7 33,3 38,6
Заболевание верхних дыхательных путей 7.4 44 18,2
Нарушение осанки 39,2 22,2 15,5
Плоскостопие 7,14 11,4
Первичная тубинфекция 50 11,1 25
Заболевания печени и желудочно- кишечного тракта 14,2 11,1 27,2
Заболевание мочевыделительной системы 7,14 9,1
Логопедические нарушения 46,4 33,3 13,6
Органы зрения 22,2 6,8
Заболевание сердечно-сосудистой системы 10,7 11,1 13,6
Другие заболевания 4,5

 У 17,8% от общего количества учащихся 5 классов имеются патологии шейного отдела позвоночника, у школьников 6-7 классов данной патологии не наблюдается

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.