скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Собственность как экономическая основа предпринимательства

Современная хозяйственная система западных стран именуется «смешанной экономикой». И все-таки мы не совершим большой ошибки, если назовем эти страны капиталистическими. Во-первых, определяющим способом передачи информации в них является механизм ценовых сигналов, или спонтанный порядок. Во-вторых, в частной собственности находится преобладающая доля редких (ограниченных) ресурсов, главным из которых является капитал. Поэтому термин «смешанная экономика» отражает всего лишь то обстоятельство, что в чистом виде мы не наблюдаем ни спонтанного порядка, ни иерархии; ни правового режима исключительно частной собственности, исключительно общей собственности, исключительно государственной или коммунальной собственности. «Смешанная экономика» означает сосуществование механизма рыночной координации и государственного регулирования экономики. Речь не идет о некоем «третьем пути», по которому якобы идут такие страны, как Великобритания, Австрия, Швеция, Япония, Южная Корея и т. п. Более того, расширение государственного сектора с неизбежностью будет усиливать иерархические компоненты в данной системе хозяйственных связей. А это чревато нарастанием трансакционных издержек, перечеркивающим благие намерения, с которыми связано усиление роли государства в экономике. [5, с.49]


Глава 2. Современное состояние предпринимательства в торговом бизнесе

2.1. Предпринимательская деятельность генерального директора торговой компании «Тулпар»

 

В последние годы Набережные Челны явно преуспели в торговом бизнесе. Помимо сотен магазинов, супермаркетов на территории двух районов города разместилось более сорока рынков. У покупателей появился выбор, но, как водится, по выходным дням они предпочитают посещать крупные рынки. Среди них особняком стоит Автозаводский, который входит в состав торговой компании «Тулпар». А выделяется он не только масштабами занимаемой площади, но и размахом строительства, ускоренными темпами развития, вследствие чего некогда стихийный базар преобразовался в цивилизованный торгово-сервисный комплекс. [7, с.78]

Стремительные по сроку исполнения и глубокие по переустройству перемены, произошедшие в последние годы на Автозаводском рынке, определяют несколько факторов. Самым главным, считают в ТК «Тулпар», - человеческий. Если во главе предприятия стоит неугомонный, деятельный руководитель, такой, как генеральный директор Наиль Сулейманов, то любому хорошему начинанию обеспечена долгая жизнь. Со свойственным ему бесстрашием, уверенностью в себе и правоте избранного пути, он смог обуздать такую стихию, как Автозаводский рынок 90-х годов. А надежная, профессиональная команда, которую он подобрал, стала проводником его замыслов.

Генеральный план Автозаводского рынка, воспроизведенный на большом листе бумаги, бросается в глаза каждому входящему в кабинеты руководителей ТК «Тулпар». Он занимает центральное место на стене, что означает: строительство еще не завершено. Хотя большая часть территории рынка уже реконструирована. О темпах, с какими происходят преобразования, поведал главный инженер Манфред Мансуров. Он застал рынок еще палаточным, а теперь совершает «техническую революцию». Современный, обустроенный облик Автозаводского рынка тому подтверждение. А вот что сделано за последний год. В центральном павильоне заменены прилавки, столешницы на них теперь мраморные. Здесь же установлены витрины с холодильниками, предназначенные для продажи скоропортящихся продуктов: мяса, колбасных изделий, сыра, масла. Кондитерские изделия «переехали» во второй павильон, размещенный под одной крышей с центральным, вернее, первым по счету павильоном. А в третьем, стоящем отдельно, продаются рыба, куриные окорочка и яйца. Одновременно с реконструкцией ведется текущий и капитальный ремонт рыночного хозяйства.

Центральное здание рынка построено в 1976 году, и предназначалось оно вовсе не для торговли, а для складирования камазовского оборудования. Складские помещения превратились в рынок в тот период, когда камазовцы остались без работы. Бывшие специалисты, среди которых были технологи, конструкторы, враз переквалифицировались в торговцев. Быстро развернули палатки, поставили металлические контейнеры. К счастью, те тяжкие времена уходят в прошлое, палаточный стихийный базар сегодня несовместим с жесткой конкуренцией в торговом бизнесе, наконец, с санитарными нормами, предъявляемыми к продаже скоропортящихся продуктов. [7, с.78]

Самой сложной проблемой, с которой столкнулись руководители ТК «Тулпар», оказалась неготовность предпринимателей ко всему новому, вернее, неприятие перемен. Люди, наученные горьким опытом поборов, рэкета, просто-напросто не верили новым хозяевам. Нелегко было заслужить их доверие, убедить перейти на цивилизованные формы торговли.

Чтобы начать реконструкцию, требовались большие финансовые вложения. Руководство ТК «Тулпар» разработало положение о займе. Предприниматели, занятые торговлей продовольственными товарами, вносят заем для аренды торгового места. Администрация обеспечивает их необходимым оборудованием, соответствующим к тому же санитарным нормам и правилам: современными электронными весами, холодильниками, столами. В случае расторжения договора торговцы забирают свой заем, а оборудование остается на рынке.

Таким образом, в реконструкции Автозаводского рынка самое непосредственное участие приняли и предприниматели.

Связь администрации с предпринимателями осуществляется через общественный совет, возглавляемый председателем Наилем Шакировым. Кстати, в Набережных Челнах это единственный демократический институт, введенный на рынке. Именно совет предпринимателей, куда входят 20 человек, растопив лед недоверия к руководству «Тулпар» со стороны торгующих, разрешает конфликты путем переговоров. Штат администрации ТК «Тулпар» немногочисленный, в нем чуть более ста человек. Все они входят в службы, обеспечивающие максимум благоприятных условий для успешного бизнеса предпринимателей. Кроме того, сегодня ведутся архитектурно-планировочные работы по строительству жилого десятиэтажного дома с встроенным торгово-выставочным центром на 500 торговых мест, а также разрабатывается проект подземной парковки. Юридическая служба, которую возглавляет опытный юрист Александр Сараев, защищает права и законные интересы как работников торговой компании «Тулпар», так и предпринимателей. Служба безопасности состоит из бывших сотрудников МВД во главе с Олегом Федоровым. Автозаводский единственный рынок в городе, где имеется такая служба. С ее созданием значительно снизилось количество правонарушений и преступлений, совершаемых на территории рынка. Сейчас устанавливается система видеонаблюдения по всей территории рынка.

В этом году администрация проявила заботу о здоровье предпринимателей, устроив для них выездной медосмотр. Арендная плата за торговое место на Автозаводском рынке дешевле, чем на аналогичных предприятиях города. За прилавками здесь в преобладающем большинстве стоят женщины, они составляют 80%. У многих из них семьи, поэтому женщины работают неполный рабочий день. Предоставляются льготы матерям-одиночкам, ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам. [7, с.79]

А по большим праздникам рынок становится сценической площадкой для артистов, концерты устраиваются для персонала и предпринимателей.

2.2. Преобразование торговой компании «Тулпар» в цивилизованный торгово-сервисный комплекс

ТК «Тулпар» вот уже пять лет работает в Набережных Челнах и занимает одну и из лидирующих позиций в экономическом пространстве города. Компании принадлежит Автозаводский рынок, авторынок Западный» и автостоянка «Тулпар». Но вполне вероятно, что она получит и дальнейшее развитие, обрастая иными объектами, ведь во главе этой компании человек весьма энергичный и предприимчивый.

За годы, что Автозаводский рынок, один старейших и крупнейших в Набережных Челнах, существует под крылом ТК «Тулпар», он получил новое, в духе времени, привлекательное лицо. А началось все 17 января 2000 года, когда было подписано постановление о передаче Автозаводского рынка торговой компании «Тулпар». Наиль Сулейманов, генеральный директор компании, поставил перед собой задачу, кажущуюся на первый взгляд невыполнимой: превратить стихийный, палаточный базар в современный торговый центр. И действительно, то, что представлял собой Автозаводский тогда, даже отдаленно не напоминало цивилизованный рынок, а тем более, торговый центр. Территория была в несколько раз меньше, посетителям предлагалась, в основном, продукция сельского хозяйства, промтовары, как таковые, были в меньшинстве. Кроме того, пышным цветом цвели рэкет, поборы, кражи и прочие явления криминального толка... [6, с.36]

И вот год 2000-й, начало масштабной реконструкции всей территории рынка. Команда, которую набрал Сулейманов, во всем поддержала своего генерального директора. Такой тандем оказался на редкость удачным и работоспособным, что было просто необходимо, поскольку впереди ждали многие трудности.

Это и проволочки в государственных структурах различного характера, где любое, даже самое незначительное решение, принимается с трудом. Это и противостояние с предпринимателями, в штыки принимавшими любое конструктивное предложение директората. Страх перед неизведанным, перед переменами, которые могут обернуться и потерями, толкал арендаторов на защиту того немногого, что было, того, что давало хоть какую-то стабильность. Но постепенно и эти проблемы исчезли: арендаторы увидели, что действия администрации рынка - это хорошо, что все предпринимаемые усилия направлены на процветание и упрочение позиций торговой компании.

Сегодня рынок представляет собой единый торговый комплекс, стремящийся к мировым стандартам. Он обеспечивает продуктами питания и промтоварами, без преувеличения, более половины города. Здесь работает свыше двух тысяч предпринимателей, десятки тысяч покупателей ежедневно посещают рынок. Чем объясняется такая популярность? Очень просто - его доступностью. Это оценили и арендаторы, и гости рынка. Первых привлекает тот факт, что арендная плата за торговое место - одна из самых низких в городе, вторых же - богатый выбор и уверенность в качестве. [6, с.36]

Руководство компании проповедует одну истину. Сейчас, при усилившейся конкуренции покупатели идут туда, где уровень сервиса - достойный, где культура обслуживания - на высоте, где условия для работы - выгодные, где безопасность - гарантируется, где предприниматели - под защитой закона, где их права и свободы - реально гарантированы. И каждый, от кого зависит развитие торговой компании, старается обеспечить рынку будущее. Но уже сейчас в чем-то он уникален, что-то в нем - предмет гордости.

За прошедшие 5 лет удалось добиться значительных экономических успехов, в несколько раз, по сравнению с начальным периодом, выросли основные финансовые показатели.

Основополагающий принцип бухгалтерии - прозрачность учета - обеспечивается на 100%. Каждый, заинтересованный в развитии компании и вложивший в нее средства, может беспрепятственно получить доступ к этой информации. Следование этому принципу, по словам главного бухгалтера Жалиля Рахматулина, - первостепенная задача коллектива.         [6, с.37]

Вообще Сулейманов, по словам его сотрудников, людей, видевших его в различных ситуациях, - талантливый руководитель, руководитель от Бога. В нем сочетаются, казалось бы, несочетаемые качества. Твердость, принципиальность в производственных вопросах помогают стремительному развитию компании «Тулпар». В то же время душевная доброта, умение слушать, вникать во все проблемы и ненавязчиво давать советы, как магнитом притягивают к нему людей. И для всех, для каждого он находит время.

Не секрет, что торговая компания и лично Наиль Наруллинович немало делают для города, и особенно для детей. Много сил, средств и времени компания отдает подшефным: школе № 15 и детскому дому № 74, со всем недавно была открыта детская площадка в 53-м комплексе; Это лишь единичные примеры из числа многих.

В отношении ТК «Тулпар» у Наиля Сулейманова грандиозные планы. Будущее рынка - в изумительном по масштабам современном торгово-сервисном комплексе с сопутствующими объектами. Это и гипермаркет, и гостинично-деловой комплекс, и многоярусная автостоянка... И есть все основания верить, что торговая компания «Тулпар» во главе с таким деятельным и неспокойным человеком, как Наиль Сулейманов, еще заявит о себе во весь голос. [6, с.37]


Глава 3. Развитие предпринимательства в городе Набережные Челны

3.1. Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику города Набережные Челны

Характерной чертой нашего времени становится осознание значимости места и роли предпринимательства в качестве неотъемлемого элемента рыночной экономики. Становление малого и среднего бизнеса имеет важное значение для экономики Татарстана, во-первых, потому, что является необходимым условием развития конкуренции в регионе, положительной чертой которой является минимизация цен. Во-вторых, малый и средний бизнес формирует новый, важный для любой экономики, социальный слой - средний класс; создает дополнительные рабочие места (причем для создания одного рабочего места в крупном бизнесе требуется приблизительно 160 тыс. долл., а в мелком - в 15-20 раз меньше); расширение малого и среднего бизнеса, увеличивая количество людей, самостоятельно обеспечивающих свое существование, позволяет снизить расходы государственного бюджета на выплату пособий. В-третьих, растут государственные доходы от налоговых поступлений за счет расширения налоговой базы и снижения количества льгот. Все это ведет к повышению уровня жизни населения. [11, с.30]

В 2001 году вступил в силу Указ Президента РТ «О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства», а Государственным Советом республики была разработана комплексная программа по развитию малого предпринимательства. Целью программы является обеспечение стабильности рыночного хозяйства и становление среднего класса. Среди прочих задач были выделены такие, как:

-устранение административных барьеров в развитии малого предпринимательства и разработка новых технологий его поддержки;

-развитие предпринимательства в научно-производственной и внешнеэкономической деятельности;

- предоставление адресной информационной и правовой поддержки малых предприятий;

- повышение эффективности использования уже существующей инфраструктуры малого предпринимательства. [11, с.30]

Город Набережные Челны является первооткрывателем в развитии предпринимательства, идет впереди этого важного движения в Татарстане. На сегодняшний день малое предпринимательство занимает все большее место в экономике города.

В сфере малого бизнеса сегодня зарегистрировано более 36 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 7,5 тыс. юридических лиц. Большинство предприятий (60%) занято торгово-посреднической деятельностью, 14% - промышленным производством, 10% - строительством, 8% - сервисом. [12, с.59]

Из общей суммы налоговых поступлений и сборов от предприятий малого бизнеса республики 16,0% приходится на наш город; от индивидуальных предпринимателей - 31%. Благодаря внедрению инвестиционных проектов объемы производства увеличились на 30%, а налоговые поступления в бюджет города составили более 750 тыс. руб.

В Набережных Челнах была принята первая в республике программа занятости населения. На 1 марта 2003 года численность зарегистрированных безработных составляет 5640 человек, из них 31% - молодежь до 30 лет, 19% - люди предпенсионного возраста, 77% - женщины, 23% - мужчины. В течение 2002 года трудоустроено более 7 тысяч человек. Широко используется такая форма создания дополнительных рабочих мест, как открытие собственного дела. Растет количество инициативных людей, смело встающих на путь предпринимательства. В 2002 году зарегистрировано 286 малых предприятий. А 60 горожан успешно защитили бизнес-планы и открыли свои предприятия, получив по 18 тыс. руб. субсидий из центра занятости населения. Среди них половина- молодежь в возрасте до 30 лет. Неслучайно в проводимом опросе населения на вопрос: «Кем хочет стать современная молодежь?» 32% голосов было отдано бизнесменам.

Широко развернулось предпринимательство в сфере торговли и бытового обслуживания. В городе сегодня насчитывается более 30 предприятий, занимающихся производством продуктов питания. В структуре товарооборота удельный вес предприятий негосударственных форм собственности достиг 97%, значительно расширился круг собственников, созданы новые возможности для свободной предпринимательской деятельности, появилась конкурентная среда. Именно от этого будет зависеть дальнейшее развитие всего потребительского рынка.

Общий объем розничного товарооборота в 2002 году составил 13,5 млрд. руб. (рост 19,5% к уровню 2001 года). На одного жителя реализовано товаров на сумму свыше 26 тысяч рублей. [12, с.59]

В городе продолжает создаваться современная сеть предприятий торговли и общественного питания. За 2002 год открыто 36 новых магазинов, ресторанов и кафе. Среди них такие, как магазины ТД «Камилла», «Алтын-ай», «Вавилон», «Космос», «Одиссей», «Александр-ЛТД», «Ак Яр», «Биляр», ТЦ «Глобус», кафе «Макдональдс», «Искушение» и ряд других, которые сегодня стали украшением нашего города. [12, с.60]

В наше рыночное время торговлю невозможно представить без рынка, без рыночной торговли: сегодня она дает одну четвертую часть товарооборота в нашем городе. Принята и осуществляется целевая программа развития цивилизованных рынков города.Много сделано было в этом направлении в 2002 году: построены и введены в эксплуатацию торговые галереи на рынках «Арзан» и «Автозаводский», крытые павильоны на рынках «Алан» и «Фонтан», рынок «Чайка» с общим количеством торговых точек в 600 единиц, продолжается строительство еще 5 таких рынков. Всего на рынках города создано более 6 тысяч рабочих мест для индивидуальных предпринимателей.

Бытовое обслуживание - одна из социально значимых отраслей городского хозяйства. В структуре платных услуг оно составляет около 18% и по спросу населения занимает второе место после услуг пассажирского транспорта.

В 2002 году объем бытовых услуг по сравнению с 2001 годом увеличился на 28% и составил 540 млн. руб. В расчете на одного жителя оказано бытовых услуг на сумму 1050 рублей. Большая работа проведена по развитию предпринимательства в этой отрасли. В 2002 году открыто 34 салона услуг.

Но и нерешенных проблем в торговом и бытовом обслуживании населения немало. Об этом говорят жалобы, обращения граждан, которых ежемесячно поступает около 1000. В 2002 году в пользу потребителей рассмотрено 960 заявлений, что составляет 80% от всех поступивших, возвращено потребителям за некачественные товары и услуги денег в сумме более 2 млн. рублей. [12, с.60]

По программе развития транспортного хозяйства руководством города проводится постоянная работа по упорядочению деятельности частных перевозчиков. Для создания условий добросовестной конкуренции участников регулярных маршрутных перевозок в городе был проведен конкурс на получение права обслуживания на городских автобусных маршрутах. Для участия в конкурсе поступило более 200 обращений от частных предпринимателей, на 75 автобусов марки «Газель» были заключены договоры. Основной целью деятельности транспорта в области пассажирских перевозок является обеспечение и повышение качества транспортного обслуживания населения.

В связи с реформированием ЖКХ предпринимательство занимает свою нишу и в этой сфере. В 2002 году частными предпринимателями взято на обслуживание около 10 тыс. квартир, или 6% жилого фонда города. На капитальном ремонте жилого фонда предпринимателями освоено 90,6 млн. руб., или 60% от общего объема затрат на капитальный ремонт. Создание конкурентной среды позволило улучшить качество предоставляемых услуг населению. Работу в этом направлении мы будем продолжать. [12, с.61]

3.2. Помощь руководства города предпринимателям

Малые предприятия по своей природе не могут создавать в своей структуре специальные подразделения финансовые, юридические, консультационные, учебные, как это практикуется в крупных фирмах. Поэтому везде, где малый бизнес получает широкое распространение, государство, общественные структуры берут на себя заботу о создании инфраструктуры малого бизнеса. Немалую финансовую поддержку предпринимателям оказывают банки города. Банки финансируют не только проекты на крупные суммы, но и используют в своей практике микрокредитование предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, которым достаточны небольшие суммы - 10-30 тысяч рублей. В 2002 году банки профинансировали свыше 2 тысяч клиентов на сумму более 7 млрд. рублей. [11, с.35]

Реальный доступ малого бизнеса к банковским кредитам провозгласил Указ президента РТ, вышедший в марте 2002 года. За ним последовали 11 постановлений Кабинета министров, прописывающие меры льготного финансирования бизнеса. Господдержка подразумевала 3 основных направления:

компенсацию ставки;

предоставление гарантий в объеме 75% от суммы кредита (при этом малые предприятия могли претендовать на кредит без достаточного обеспечения, имея лишь 25% ликвидного залога);

прямое выделение средств из госбюджета на кредитование бизнеса. Руководство города оказывает предпринимателям существенную помощь и в вопросах регистрации предприятий.

Эта процедура стала проще, чем была раньше. Предусмотрена более удобная форма регистрации по типу «одно» окно, благодаря которой информация из налоговых органов поступит в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Горкомстат. Отныне отсутствует юридическая экспертиза пакета документов. Срок работы с ними определен до 5 дней. А с принятием Закона об электронной подписи предприниматели смогут отсылать отчетность не только на бумажном носителе, но и по электронной почте.

В 2002 году было продано бизнесменам 119 объектов площадью 32 тыс. кв.м на общую сумму 72 млн. рублей. Однако в городе еще не обеспечен равный для всех доступ к приватизации объектов. Рассматривается вопрос об утверждении упрощенной схемы перевода помещений из жилого фонда в нежилой, что даст дополнительный толчок развитию малого бизнеса.

Однако, несмотря на положительные стороны в развитии предпринимательства города, вопросов у предпринимателей еще очень много. Это и административные барьеры, проблемы с выкупом земли и недвижимости, переводом помещений из жилого фонда в нежилой, сложности с получением государственного заказа и заказов крупных предприятий, многочисленные проверки. [11, с.35]

На состоявшемся 20 марта 2003 года Большом совете предпринимателей города рассматривались все эти вопросы, была намечена программа развития и поддержки предпринимательских структур на 2003 год. Было указано, что усиление взаимодействия исполнительных структур с Агентством по предпринимательству, Торгово-промышленной палатой как главным элементом системы самоорганизации малого предпринимательства, банком может дать новый качественный импульс для развития малого бизнеса.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Таким образом, можно сделать выводы о том, что развитие малого предпринимательства имеет важное значение и для экономики Татарстана, и для города Набережные Челны, являясь необходимым условием развития конкуренции в регионе. Малый и средний бизнес формирует новый социальный слой - средний класс, создает дополнительные места, а также пополняет государственные доходы налоговыми поступлениями, что ведет к повышению уровня жизни населения.

Развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений политики мэрии города Набережные Челны, как одного из ключевых моментов будущих структурных преобразований в экономике города. Это финансовая поддержка Фонда малого предпринимательства и банков города, оказание помощи в вопросах регистрации предприятий. Но, несмотря на поддержку города в развитии малого бизнеса, успехи малого предпринимательства зависят, прежде всего, от самих предпринимателей, их инициативы, разумного коммерческого риска. [11, с.35]

В наше рыночное время торговлю невозможно представить без рынка, без рыночной торговли: сегодня она дает одну четвертую часть товарооборота в нашем городе. Принята и осуществляется целевая программа развития цивилизованных рынков города. Много сделано было в этом направлении в 2002 году: построены и введены в эксплуатацию торговые галереи на рынках «Арзан» и «Автозаводский», крытые павильоны на рынках «Алан» и «Фонтан», рынок «Чайка» с общим количеством торговых точек в 600 единиц, продолжается строительство еще 5 таких рынков. Всего на рынках города создано более 6 тысяч рабочих мест для индивидуальных предпринимателей.

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.

Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе;

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Все это вынуждает необходимости решения следующих задач: это развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса, привлечение инвестиций в этот сектор экономики, снижение административных барьеров на пути его развития, снижение уровня коррупции, выведение из этого сектора скрытой заработной платы, адаптации системы образования к потребностям предпринимателей, развитие финансовых схем поддержки проектов и, прежде всего, инновационных, обеспечение мониторинга процессов развития этого сектора.

Главное, чтобы целью государственной политики в области развития предпринимательства стояло увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 стр.

2) Горфинкеля В.Я., проф. Полякова Г.Б., проф. Швандара В.А. Предпринимательство. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 581 стр.

3) Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие: 3-е изд. пер. и доп. – М.: Издательство РДЛ, 2004. – 832 стр.

4) Лапустин М.Г. Предпринимательство. Учебник - М.: ИНФРА–М, 2001. – 448 стр.

5) Макаров Н.Д., Рябов Е.А. Предпринимательское право: Учебное пособие – М.: Форум, ИНФРА-М, 2003. 208 стр.

6) Валер М. Вперед летит «Тулпар» неутомимый: О торговой компании «Тулпар» //Лидер Татарстана – 2005. - №1. – С.36-38

7) Карпов В. Место притяжения – рынок: Об Автозаводском рынке Челнов //Лидер Татарстана – 2004. - №8. – С.78-79

8) Марача С. Новое лицо рынков: О состоянии рынков в городе //Челнинские Известия– 2003. – 2 августа. – С.4

9) Сафина С. Собственник с государственным мышлением: О генеральном директоре ТК «Тулпар» Н.Сулейманове //Лидер Татарстана – 2004. - №9. – С.48-50

10) Смирнов Ю.Н. Как развивается предпринимательство в городе //Доброхот– 2004. – №3, март. С.16

11) Широнин В.М. Исследование делового климата для малых и средних предприятий // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2003. - № 2.

12) Шилова В.В., Хворова Е.В. Роль малого бизнеса в экономике Татарстана // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2002. - № 2.

13) Demsetz H. Toward a theory of property rights - "American Economic Review". 1967, v. 57, № 2.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.