скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Система подготовки бакалавров в Польше

Профессор — научное звание, присваиваемое Президентом Польской Республики. Обладатель его именуется профессором звычайным (обычным), в отличие от профессора надзвычайнего (исключительного). Это звание присваивается ректором за особые заслуги в масштабе вуза (у нас это – профессор кафедры). Должность адъюнкта в польском вузе соответствует должности доцента в вузе белорусском, в то же время доцент в Польше должность достаточно редкая и присваивается за особые заслуги наряду с профессором надзвычайным.

С 1998 года стали появляться государственные и негосударственные профессиональные высшие школы. В них ведется профессиональное обучение студентов, квалификация которых достаточно высока благодаря включению в программу образования обязательной 15-ти недельной практики.

Польша - страна очень близкая по мировоззрению к Украине и сосед Украины, кроме того, она уже несколько лет в Евросоюзе и имеет опыт перехода от командно-административной системы к демократической. В ней раньше, чем в Украине, начались реформы в образовании и обществе, и раньше, чем в Украине, встал вопрос реформирования государственной системы профориентации и консультирования.

В Польше уже в 1907-1908 гг., как и во многих странах Западной Европы, возникают первые частные службы по профессиональной ориентации, которые занимались изучением кандидатов на занимаемые должности путем опроса по ранее составленной анкете. В 80-х годах прошлого века в Польше центрами профориентации были районные и воеводские воспитательно-профессиональные консультации, куда входили специалисты разных профилей: психологи, социологи, врачи. У них посредством "опросных листов", "профориентационных карточек", "личных дел учеников" фиксировались данные изучения ученика посредством привлечения к процессу наблюдения многих учителей, а также учета результатов исследований врачей, психологов, рабочих профессиональной консультации. На основе анализа данной документации классная комиссия выносила вывод о том, верно ли сделан учеником выбор профессии и профиля учебного заведения для продолжения образования. Таким образом, молодые люди практически не имели голоса в процессе выбора профессии и методов диагностики своих профессиональных качеств.

Изменения, которые произошли в Польше, как результат демократических реформ после 1989 г., дали профессиональному консультированию новый толч  около Одним из ключевых проблем для молодого поколения стало осознание факта, что в рыночной экономике нужно самому принять ответственность за собственное профессиональное будущее. Означало это на практике необходимость планирования профессиональной карьеры и управления своей судьбой. Государство не несет уже ответственности за индивидуальную судьбу личности, а его роль сводится к формированию для личности условий, что делают возможным пользование другими формами профессионального консультирования и актуальной профессиональной информацией.


4.         АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ПОЛЬШЕ

4.1 Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке квалифицированных рабочих в Польше

В реформах системы высшего образования, предпринимаемых в 90-е годы, дело касается двух основных вопросов: стремительного роста количества молодежи, получающей образование на высшем уровне, сохранения и совершенствования качества образования и подготовки квалифицированных рабочих. Эти требования нашли свое выражение в новом законе о системе высшего образования, в котором на первый план выдвинуты изменения в организации и управлении заведениями высшего образования.

С самого начала процесса реформ в системе высшего образования длилась дискуссия о том, следует ли создавать новый тип профессиональных вузов или же оставить инициативу в руках существующих, которые будут обогащать свое образовательное предложение путем введения кратких циклов образования.

Это связано со спором вокруг функций высшей школы и, в частности, с тем, обязан ли университет давать общие знания о мире, учить творческому мышлению, формировать познавательные способности и другие желательные свойства личности, в том числе и воспитанность, или же давать, прежде всего, специальные знания для немедленного использования в будущей работе.

Несомненно, эти функции нельзя понимать альтернативно, однако почти бесспорно, что перенесение упора на «профессионализацию» вуза несет с собой большую опасность и, пожалуй, не самым лучшим образом служит подготовке будущих рабочих.   

Польское Министерство национального образования разработало проект создания самостоятельного сектора специальных вузов. Новый вид вузов создан на основе Закона о специальных вузах. Его проект всесторонне обсуждался и проверялся в вузах, университетах, Главном совете по высшему образованию и в парламентских комиссиях. Закон был принят Польским Сеймом в мае 1997 года и утвержден Сенатом.   

Закон о высшей школе от 1990 г. предоставил университетам и вузам Польши самостоятельность в определении их структуры, учебных программ и тематических планов. После создания Комитета по научным исследованиям произошло решающее размежевание компетенций вузов от прежних центрально-административных структур (Министерство образования и отраслевые министерства). Комитет считается центральным государственным органом по вопросам осуществления научной политики и развития технической политики страны. Он является организацией, стимулирующей исследования, и состоит частично из представителей правительства и на 2/3 — из представителей вузов и ученых (профессоров). Комитет разрабатывает стратегические задачи научной политики, и право его инициативы распространяется также на издание законов в сфере науки и распределение средств на научные цели.

4.2 Содержание профессионального обучения

 

Базой для создания специальных вузов служат небольшие технические вузы или крупные центры профессиональных училищ. Финансирование таких вузов осуществляется государством, средствами общин и спонсоров. Министерство образования видит в специальных вузах не только учреждения образования, но и в первую очередь новаторов технического прогресса. К этому следует добавить исследовательские работы, экспертизу технических решений и внедрение инноваций в экономику.

 Продолжительность обучения в средних учебных заведениях составляет 7-8 семестров, причем один семестр проводится практика на производстве. Выпускник такого вуза получит диплом и квалификацию дипломированного специалиста по той или иной специальности

4.3 Организационная структура учебного заведения

 

Организационная структура польских колледжей такова: коллегиальные органы – сенат и советы факультетов; органы, представленные отдельными лицами, которые так же избираются, как ректор и деканы. Право экспертизы по всем вопросам развития высшей школы принадлежит Главному Совету (созданному еще в 1947 году). В него входят 50 членов, из них 35 докторов наук, 10 – не имеющих ученой степени доктора наук, а также 5 представителей от студенчества.

Эффективность обучения на базе новых технологий, когда оно осуществляется отдельными преподавателями в определенных учебных программах в рамках организационной системы, характерной для традиционного образования, как показывает опыт, оказывается низкой, поскольку такое обучение требует больших дополнительных затрат на создание новой технологической основы учебного процесса.

 Для того, чтобы эти затраты оправдались в результате процесса образования, привели к количественному и качественному росту этого результата, необходимо разрабатывать и распространять организационные инновации в сфере образования.

Если новые технологии применяются в старых организационных структурах, то этот процесс встречается с большими преградами и сложностями, основные из которых обобщены в кратком перечне     Инертность организации обучения, слабое освоение и распространение организационных инноваций в сфере образования - основная преграда применения новых технологий в учебном процессе.


4.4   Спецвопрос. Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса

Методика обучения и проведения занятий в учебных заведениях Польши часто  меняется. Опишем одну из наиболее интересных последних методик. Некоторые занятия состоят, прежде всего, из начитки материала, в то время как другие могут быть сориентированными на обсуждение или работу в лаборатории. Размеры групп меняться от нескольких студентов до нескольких сотен.

Практикуются различные стили обучения , большинство польских профессоров захотят услышать мнение учащихся  на лекциях и попросят  участвовать в дискуссиях во время занятий. Также задается  много чтения и письменных заданий.

 Имеются компьютерные лаборатории, общежития оснащены доступом в Интернет, все домашние задания должны быть выполнены на компьютере.

Учебный процесс осуществляется в таких формах: учебные занятия, выполнение индивидуальных задач, практические, контрольные мероприятия, самостоятельная работа.

При организации самостоятельной работы студентов с использованием сложного оснащения или установок, сложных систем доступа к информации (например, компьютерных баз данных, систем автоматизированного проектирования, автоматизированных учебных систем и др.) предполагается возможность получения необходимой консультации или помощи со стороны специалиста кафедры.

    Внедрением  в  учебно-воспитательный  процесс  современных  технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции  консультанта,  советчика, воспитателя.  Это  требует  от  них   специальной   психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной  деятельности  учителя  реализуются  не только специальные, предметные знания, но и современные  знания  в   области педагогики и психологии, технологии обучения  и  воспитания

Используются  нестандартные приемы  организации учебного процесса: деловые игры, пресс-конференции, уроки ,  уроки-конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты,  ролевые  игры,  уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.

Также  преподаватели  используют в своей практике деловые игры. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что все цели, поставленные перед началом исследования, были выполнены. Остается сделать выводы.

-    Образование в Польше обязательно до 18 лет

-    Профессиональное образование находится под ответственностью министерства образования

-    Система высшего образования финансируется из государственного бюджета.

-     чем больше в системе профессионального образования уровней или ступеней, которые подкрепляются соответствующими стандартами, тем больше возможностей предоставляется личности для выбора посильной, желаемой и ожидаемой образовательной практики;

-     мобильность человека в профессиональном образовательном пространстве в значительной мере зависит от гибкости организационных форм обучения и системы профессионального образования в целом;

-    эффективность функционирования национальной системы подготовки кадров зависит от учёта общих тенденций развития теории и практики профессионального образования и сохранения культурно-национальных традиций в области профессионального образования.

-    Существуют службы профориентации, которые занимаются изучением кандидатов на определенные должности, что позволяет выпускнику после получения профессии трудоустроиться по специальности.

Одним из достоинств профессионального образования Польши является следующее. Общие тенденции в развитии профессионального образования обусловлены процессами глобализации и универсализации в сфере экономической и социально-культурной деятельности, становления всё более взаимосвязанной человеческой цивилизации, а также значительным усилением роли информационных технологий и телекоммуникаций, формирования информационной доминанты в развитии общества и производства.

Наряду с этим на основании сравнительно-педагогического анализа выявлено, что в Польше имеет место отставание от других государств в объёмах государственного финансирования профессионально-технического образования.

К недостаткам системы образования Польши можно отнести следующие факты:

• посещение лекций не обязательно, но обязательна сдача экзаменов. Таким образом, студентам, которые не имеют навыков организации времени, стоит учиться планировать время, необходимое для обучения;

• в Польше существует система перевода на следующий семестр «с условием досдачи несданных экзаменов». Иногда студенты воспринимают это как необязательность сдачи некоторых предметов. Однако студент не получит диплом до тех пор, пока не сдаст все экзамены и не наберет необходимые баллы по Европейской Системе Перерасчетов Баллов, применяемой в польской системе образования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. /Под ред С.Я.Батышева. - М.: АПО. - 1998 - 568 с., ИЛ Т.І. - А-Л - 1998.

2.         Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. /Под ред. С.Я.Батышев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1999. - 904 с.

3.         Міністерства народної освіти УРСР, Міністерства праці УРСР, Президії АН УРСР 24 липня 1991 р. - N7/52/59.

4.         Бібліографічний покажчик наукових праць (1993-2000 рр.) / Інститут педагогіки і психолог професійної освіти АПН України / Під ред. І.А.Зязюна, Н.Г.Ничкало. - Ніжин. - 2000. - 145 с.

5.         Ничкало Н.Г. Развитие в Украине исследований по проблемам педагогики и психологии профессионального образования на рубеже столетий.

6.         Неперервна професійна освіта: проблеми, пошуки, перспективи: Монографія / Під ред. І.А.Зязюна. - К.: ВІПОЛ, 2000. - 636 с.

7.         Професійна освіта в зарубіжних країнах: порівняльний аналіз: Монографія / Під ред. Н.Г.Ничкало, В.О.Кудіна. - Черкаси: Вибір, 2002. - 322 с.

8.         Концепція Державного стандарту професійно-технічної освіти України // Професійно-технічна освіта України. - 1998. - N2. - с. 2-5.

9.         Професійна освіта: Словник / Під ред. Н.Г.Ничкало. - К.: Вища школа, 2000. - 381 с.

10.      Теоретико-методичн засади викладання предметів гуманітарного циклу в професійно-технічних навчальних закладах: Монографія / Під ред. Г.П.Васяновича. - Львів: Українськ технології, 2003. - 220 с.

11.       Козловська І.М. Теоретико-методологічні аспекти інтеграції знань учнів професійно-технічної школи (дидактичні основи): Монографія / Під ред. С.У.Гончаренка. - Львів: Світ, 1999. - 302 с.

12.      Орлов В.Ф. Професійне становлення вчителів мистецьких дисциплін: Монографія / Під заг. ред. І.А.Зязюна. - К.: Наукова думка, 2003. - 276 с.

13.       Підготовка учнів до професійного навчання і праці (психолого-педагогічні основи): Навч. посібник / Під ред. Г.О.Балла, П.С.Перепелиці, В.В.Рибалки. - К.: Наукова думка, 2000. - 188 с.

14.       Психологія праці та професійної підготовки особистості: Навчальний посібник / Під ред. П.С.Перепелиці, В.В.Рибалки. - Хмельницький: ТУП, 2001. - 330 с.

15.       Профессиональное образование в ХХІ веке: Материалы Второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию UNESCO. - Сеул, Республика Корея, 26-30 сентября 1999 г.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.