скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Сердечнососудистый ответ на стандартную мышечную нагрузку у мальчиков младшего школьного возраста

В нормальных условиях у взрослого человека систолическое давление (максимальное) составляет 110–125 мм рт. ст., диастолическое (минимальное)  70–85 мм рт. ст. Непрерывная регистрация артериального давления в плечевой артерии при помощи электронного манометра показывает, что в течение суток оно периодически меняется. Наиболее низкие показатели отмечены ночью (Фомин Н.А., 1995).

Обычно, систолическое давление не должно превышать 130 мм рт. ст., а диастолическое 85 мм рт. ст. Важно помнить, что систолическое давление может колебаться в значительных пределах, в зависимости от внешних ситуаций, эмоционального фона.

В практической работе невозможно обойтись без определенных нормативов. Нормативы обычного, или случайного, давления (давления, которое наблюдается у практически здоровых людей в течение дня) отвечают нуждам практики (Агаджанян М.Г., Бурякин Ф.Г., 2002).

Вопрос о нормативах артериального давления сложен, поскольку колебания его в течение дня вполне физиологическое явление. У одного и того же человека артериальное давление, утром обычно ниже, чем во второй половине дня. А.Л. Мясников по этому поводу писал: «В сущности, нет ясной границы между величинами артериального давления, которые надо считать для данного возраста физиологическими, и величинами артериального давления, которые следует считать для данного возраста патологическими» (Налобина А.Н., 2005).

Средние величины АД в зависимости от возраста, мм рт. ст. (ссылаясь на автора – Синяков А.Ф., 1987) можно увидеть в таблице 2.


Таблица 1.2. Средние величины АД в зависимости от возраста, мм рт. ст. (ссылаясь на автора – Синяков А.Ф., 1987)

систолическое

диастолическое

возраст

артериальное

артериальное

давление

давление

8 лет 96,1 ± 9,1 55,2 ± 8,6
9 лет 97,0 ± 9,3 59,1 ± 7,8
10 лет 98,8 ± 9,6 60,3 ± 8,3

Средние величины АД в зависимости от возраста, мм рт. ст. (ссылаясь на авторов – Обреимова Н.И., Петрухин А.С., 2000) можно увидеть в таблице3.

Физические упражнения являются ни с чем не сравнимым и незаменимым средством поддержания и укрепления сердечнососудистой системы. Особенно возросло значение физических нагрузок в последнее время, ведь современная жизнь сопряжена с различными неблагоприятными факторами. Это недостаточная двигательная активность, нервно-психические напряжения, нерациональное питание. При регулярных физических тренировках в организме запускаются механизмы общей адаптации, а следовательно расширяются его функциональные возможности и совершенствуется сердечнососудистая система (Куликова Н.В., Куделина О.В., 2004).

Таблица 1.3. Средние величины АД в зависимости от возраста, мм рт. ст. (ссылаясь на авторов – Обреимова Н.И., Петрухин А.С., 2000)

систолическое диастолическое
возраст артериальное артериальное
давление давление
8 лет 102,37 60,27
9 лет 104,41 61,2
10 лет 106,08 61,5

При регулярных физических нагрузках сердечнососудистая система улучшает функциональные возможности: повышается сократительная способность и эластичность магистральных сосудов, более низкие средние величины АД, что позволяет сердцу работать в более эффективном энергетическом режиме (Граевская Н.Д., Гончарова Г.А., Калугина Г.Е., 1997).

1.3 Особенности изменения артериального давления и частоты сердечных сокращений в младшем школьном возрасте

Различают три периода, когда рост сердца происходит с максимальной скоростью: от рождения до 2 лет, от 12 до 14 лет и от 17 до 20 лет. В возрасте до 12 лет масса сердца у мальчиков больше, чем у девочек. Затем у девочек сердце увеличивается быстрее и в 13–14 лет превосходит по массе сердце у мальчиков. С 16 лет масса его у девочек снова становится меньше, чем у мальчиков, что связано с периодом полового созревания (Обреимова Н.И., Петрухин А.С., 2000).

С возрастом ребенка меняется форма сердца и его расположение в грудной клетке. К 7 – 8 годам в основном заканчивается развитие иннервационного аппарата, регулирующего деятельность сердца (Тонкова-Ямпольских Р.В., 1981). Выявлены не только возрастные, но и половые различия в формировании и функционировании сердечнососудистой системы в различные периоды роста и развития детей (Козлов В.И., Фарбер Д.А., 1983).

Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены, хорошо развита капиллярная сеть. Особенно интенсивный рост сосудов происходит на первом году жизни. Пульс детей отличается большой неустойчивостью и индивидуальным колебаниям. Артериальное давление ниже, чем у взрослых (Тонкова-Ямпольских Р.В., 1981).

Часто в период роста отмечается неравномерность роста различньгх органов и систем, в том числе сердца и сосудов (наибольший выявляется в периоде полевого созревания). Общее ускорение роста оказывает влияние и на сердечнососудистую систему. По сравнению с началом пубертатного периода к моменту его окончания масса сердца приблизительно удваивается; увеличивается и его поперечный диаметр (Бедалева А.А., Борисов Г.Б., 1980).

Физиология развития сердечнососудистой системы растущего организма характеризуется постепенной экономизацией функции, выражающейся по мере роста и развития ребенка в урежение ритма сердечных сокращений, усилении мощности сократительного миокарда, о чем свидетельствуют возрастные преобразования структуры систолы; удлинение периода изометрического сокращения, фазы изгнания, механической и общей систолы (Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А., 2003). Формирование гемодинамических функций характеризуется повышением в процессе роста и развития ребенка всех видов артериального давления, ударного и минутного объемов сердца, ростом скорости распространения пульсовой волны по сосудам мышечного и эластического типа. Периоды плавных, постепенно наступающих изменений функции сократительного миокарда и гемодинамики сменяются скачкообразными изменениями, характеризующими узловые периоды формирования основных функций сердечнососудистой системы. Для сократительной функции миокарда это возраст 10 лет, для гемодинамики – 9 и 12 лет для девочек, 9 и 13 лет для мальчиков (Безруких М.М., Киселев М.Ф., Комаров Г.Д., 2000).

Следует отметить, что периоды интенсивного роста сердца и крупных сосудов отстают от периодов ускоренного темпа роста и увеличения массы тела, что проявляется функциональными расстройствами сердечнососудистой системы (функциональные шумы в сердце и на крупных сосудах, гипертония, гипотония) (Лях В.И., 1997).

Повышение АД у детей обычно связано с нейроэндокринной перестройкой, которая может сопровождаться нарушением соотношения в центральной нервной системе тормозных и возбудительных процессах в сторону преобладания последних. Это может приводить к гиперреактивности регулирующих механизмов. Провоцирующим моментом при этом могут стать физические и нервно-эмоциональные перегрузки, интоксикация из очагов хронической инфекции, нарушение режима и другие факторы.

Понижение АД может наблюдаться у регулярно тренирующихся школьников. При этом они не предъявляют никаких жалоб и хорошо себя чувствуют. Такая гипотония расценивается как физиологическая. Однако у подростков гипотония может быть следствием переутомления, перенесенных инфекционных заболеваний, наличия очагов хронической инфекции, нарушений режима и т.п. (Синяков А.Ф., 1987).

Длительность сердечного цикла продолжает увеличиваться за счет диастолы, отмечаемые изменения длительности электрической и механической систолы сердца при физической нагрузке. При учащении сердечных сокращений механическая систола укорачивается, а электрическая остается без изменений (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

К концу пубертатного периода сердце достигает максимальной работоспособности, так что при повышении физической нагрузки оно не должно увеличивать минутный объем за счет чрезмерной тахикардии, что наблюдается в более младшем школьном возрасте. В это время сердце приобретает форму, характерную для взрослых. Продолжает увеличиваться системное артериальное давление в связи с ростом периферического сопротивления сосудов в большом круге кровообращения. Величину систолического давления в мм рт. ст. (Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н., 1989).

Артериальное давление с возрастом увеличивается. У девочек максимальное АД возрастает на 2–3 мм рт. ст. за год (Фомин Н.А., Дятлова Н.Н., 2002).

Важной особенностью сердечнососудистой системы является несоответствие между нарастанием емкости полостей сердца и увеличением просветов сосудов (Арнов Д.М., 1984). В детском возрасте просвет сосудов бывает относительно большим при незначительном объеме сердца. В период созревания в связи с общим пубертатным ускорением роста объем сердца увеличивается быстрее, чем просвет сосудов, отстающих от общего роста организма. Чем интенсивнее работают мышцы тела, тем заметнее увеличивается диаметр мышечных артерий и соответственно кровоток через мышцы (Фомин Н.А., Дятлова Н.Н.).

Продолжает повышаться артериальное давление, хотя и более постепенно, чем на первом году жизни, причем наиболее значительно – в пубертатном возрасте (Ситдиков Ф.Г., Макалеев И.Ш., Ильясова В.Н., 2000). Артериальное давление с возрастом постепенно повышается (Лошилов В.Н., 2005).

Разнообразие физических упражнений, виды нагрузок и их характерные особенности не одинаковым образом оказывают воздействие на сердечнососудистую систему, а сердечнососудистая система в свою очередь не одинаково реагирует на разнообразие физических упражнений. Ну, а раз сердечнососудистая система, как одна из немногих систем в организме, не одинаково реагирует на физическую нагрузку разного характера, это говорит о том, что различные ее проявления выступают в роли адаптации всего организма в целом (Нигматуллина Р.Р., 1999). Даже одинаковая нагрузка вызывает противоположные реакции в организме, т. к. эта нагрузка была оптимальной для одних и чрезмерной для других, а для третьих и вовсе недостаточной (Лошилов В.Н., 2005).


2. Организация и методы исследования

2.1 Объект и условия проведения исследования

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №7 г. Усинск, с учащимися, не имеющими освобождения от физической культуры, не занимающиеся регулярно спортом или физическими упражнениями. Объект исследования – мальчики, которые были объединены в 3 возрастные группы: 8, 9, 10 лет по 30 человек в каждой. Исследование проводилось в первую половину дня.

В процессе исследования применяли автоматический тонометр (модель UA – 668, Япония).

Для выявления типов и оценке качества реакции учитывали следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД). Результаты исследования были занесены в протокол и обработаны при помощи программы Microsoft Excel. Данные наблюдения заносили в протокол исследования. Вычисляли достоверные изменения по критерию Т-Стьюдента. Вычисляли показатель качества реакции (ПКР) Кушелевского и Зислина по формуле: ПКР = (РА2 РА1) / (Р2 – Р1), где Р1 и РА1 – величины пульса и пульсовой амплитуды в состоянии относительного покоя до нагрузки; Р2 и РА2 – величины пульса и пульсовой амплитуды после нагрузки (от 0 до 0,5 – удовлетворительный, от 0,5 до 1 – хороший).

Измерение артериального давления всегда на одной и той же руке целесообразно, так как ряд авторов примерно у 30% исследуемых наблюдали наличие асимметрии. При этом должно соблюдаться следующее: манжетку накладывают плотно, оставляя свободной нижнюю треть плеча (между плечом и манжеткой с трудом должен проходить указательный палец), участок плеча с манжеткой должен находиться на уровне сердца; измерение проводят в сидячем положении исследуемого.


2.2 Методика проведения исследования

Комбинированную пробу (по С.П. Летунову) проводили следующим образом: у исследуемого определяли частоту пульса, максимальное и минимальное артериальное давление в положении сидя. После этого исследуемый проделывает 20 приседаний в 30 секунд (приседая, он вытягивает руки вперед). После нагрузки в первые 10 секунд определяли тем же способом АД и ЧСС, а также на первой, второй, третьей, четвертой и пятой минуте восстановления. (Воронцов П.В., 1994)

Затем обследуемый выполнял вторую часть пробы – бег на месте в течение 15 секунд в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра и энергичной работой рук. После этого обследуемый сидя отдыхал 5 минут; при этом в первые 10 секунд и на каждой минуте восстановления определяли частоту пульса и АД. Третья часть пробы бег на месте в течение 3-х минут в темпе 180 шагов в 1 мин. Восстановительный период после 3‑минутного бега исследовали в течение 5 минут: в первые 10 сек. И на каждой минуте восстановления, исследовали также пульс и АД.

Выделяют следующие типы реакции сердечнососудистой системы на стандартные нагрузки.

Нормотоническая (нормальная) реакция наряду с учащением пульса характеризуется отчетливым повышением максимального артериального давления; минимальное же давление или не изменяется, или слегка понижается. Пульсовое давление повышается. Основным механизмом высокой адаптации сердца к физической нагрузке является увеличение систолического выброса, о котором можно судить по пульсовому давлению (разница между максимальным и минимальным артериальным давлением). При физических усилиях, как правило, наблюдается увеличение систолического выброса за счет большего опорожнения желудочков. Следует помнить, что желудочки здорового сердца в покое во время систолы полностью не освобождаются от крови, в них остается около 40% крови. По мере увеличения физической нагрузки остаточный объем крови в желудочках уменьшается и при больших нагрузках этот объем может составить лишь 10% диастолической емкости желудочка.

Гипотоническая реакция характеризуется значительным учащением пульса; максимальное артериальное давление слабо или совсем не повышается, а иногда даже снижается, минимальное артериальное давление обычно повышается, пульсовое давление понижается. Сердечные сокращения в основном обеспечиваются за счет учащения ритма сердечных сокращений. Период восстановления при такой реакции значительно удлиняется. Эта реакция характерна для лиц, находящихся в состоянии переутомления, перетренировки.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.