скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Рынок зерна как рынок совершенной конкуренции

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.


1.4 Модели рынков

На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм.

Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

·     количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;

·     характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);

·     наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;

·     степень доступности экономической информации.

Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).

Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легкопреодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.

Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.

Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.

Основные черты рынка совершенной конкуренци

Следует иметь в виду, что упомянутые выше черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.

Рассмотрим последовательно основные черты совершенной конкуренции.

При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.

При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Астане закроется, столичный рынок пива не станет дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки этого напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».

Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами). Экономический смысл этого положения таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий. В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому. Вот почему в условиях совершенной конкуренции нет никаких оснований для существования неценовой конкуренции.

Действительно, трудно представить, что один продавец картофеля на «колхозном» рынке сможет навязать покупателям более высокую цену на свой товар, если соблюдаются прочие условия совершенной конкуренции. А именно, если продавцов много, и картошка у них совершенно одинаковая. Поэтому часто говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец «получает цену», сложившуюся на рынке.

Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).

В наше время схожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что, к сожалению, можно наблюдать на многих рынках крупных городов. Все продавцы соблюдают известные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разрешения», приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель — заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устранение барьеров входа на рынок.

Напротив, типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.

Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

Вышеперечисленные условии фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения.

Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции (их называют конкурентными), воспринимают сложившийся на рынке уровень равновесной цены как заданный, на который ни одна из фирм повлиять не может. Такие фирмы называют прайс-тэйкерами (от англ. price — цена, take — принимать) в отличие от фирм — прайс-мэйкеров (mаkе — делать), которые влияют на уровень рыночных цен.

В качестве примера рынка, который по своим условиям близок к условиям совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Возьмем к примеру рынок зерна - как рынок совершенной конкуренции


II Рынок зерна – как рынок совершенной конкуренции

2.1 Рынок зерна в экономичкской системе РК

Рынок зерна как подсистема аграрного сектора экономики занимает одно из ведущих мест в экономической системе Республики Казахстан. Обусловлено это прежде всего тем, что во-первых рынок зерна является одним из стратегически важных подсистем, оказывающая большое влияние на потребительскую корзину населения страны. Во-вторых, сама природа наделила Казахстан такими природно-климатическими условиями, которая позволяет выращивать практически все сорта зерновой культуры.

В последнее десятилетие на мировом рынке идет процесс интенсификации зернового производства. При сокращении посевных площадей на 5,5% валовой сбор зерна вырос на 2,4%, урожайность зерновых культур в среднем возросла на 8,5%. Стимулом для увеличения производства зерна в Казахстане стал рост объемов использования (потребления) и мировой торговли зерном, соответственно на 4% и 7,3%.

В настоящее время в Казахстане выращивается следующие виды зерновых культур: твердые и мягкие сорта пшеницы, рис, просо, кукуруза и т.д. Во многих случаях твердые сорта пшеницы используются как улучшители сортов, так как они богаты клейковиной и другими полезными химическими веществами.

2.2 Этапы развития рынка зерна

Развитие рынка зерна в Казахстане после получения статуса независимости можно разделить на несколько этапов.

К первому этапу можно отнести 1991-1998 года. На данном этапе рынок зерна и в целом производство продуктов питания в Республике Казахстан находилось в кризисном состоянии. В процессе перехода экономики страны к рыночным отношениям произошел разрыв экономических связей между сельскими товаропроизводителями и перерабатывающей промышленностью. В этот период наблюдается резкое сокращение посевных площадей обусловленное тем, что появившиеся крестьянские и фермерские хозяйства не смогли своевременно адаптироваться к быстро изменяющейся внешней среде.

Ко второму этапу можно отнести 1998 и нынешние года. В этот период в Республике наблюдается рост производства зерновых культур. Этот рост обусловлен тем, что государство начинает оказывать существенную поддержку, в виде предоставления минеральных удобрений, горюче-смазочные материалы (ГСМ) по льготным ценам и т.д., субъектам рынка зерна и в целом рынка сельхозпродукции.

На современном этапе развития экономики Казахстана зерновые культуры в стране возделываются на площади около 13,7 млн. га, а объемы ежегодного валового производства зерна составляет в среднем 15-16 млн. тонн, экспортный потенциал которых оценивается в пределах 5-6 млн. тонн в год. Сегодня Казахстан входит в число первых 5-7 стран – мировых экспортеров зерна..Если в 2001-2003 гг. казахстанское зерно экспортировалось в 31 стран мира, то на сегодняшний день – в более чем 40 стран мира. Основными экспортерами были и остаются страны СНГ (таблица 1).

Страны

 Объем (в тыс. тонн)

От всего объема экспорта зерна

(в %)

Россия 1462,4 36,4
Азербайджан 353,8 8,8
Узбекистан 326,5 8,1
Таджикистан 280,8 7
Кыргызстан 127,3 3,2
Белоруссия 77,4 1,9
Украина 72,6 1,8
Грузия 24,9 0,6
Туркменистан 20,1 0,5

Таблица 1. Среднегодовой объем экспорта зерна в страны СНГ(за последние пять лет)

С начала 2003 года Россия и Украина в общей сложности импортировали из Казахстана более 2,3 млн. тонн зерна.

Казахстан экспортирует зерно не только в страны ближнего зарубежья, но и в страны дальнего зарубежья, такие как: Италия, Франция, Турция, Иордания, Иран, Саудовская Аравия, Тунис, Афганистан и т.д.

1.3 Функционирование казахстанского рынка зерна

Функционирование казахстанского рынка зерна основывается на определенных принципах, которые исходят из требований рыночной экономики. К последним относят:

- создание экономического механизма государственного регулирования рынка зерна;

- наличие законодательной базы, регулирующей рынок зерна, правовая защищенность производителя и потребителя;

- свобода развития многообразных форм собственности и хозяйствования;

- развитие инфраструктуры зернового рынка, расширение сети предприятии и организации на всех стадиях движения сырья и продукции – производство, заготовка, хранение, переработка, реализация, взаимовыгодное сотрудничество в этих звеньях;

- создание равных экономических и финансовых условий всем участникам рынка;

- производство зерна в объеме достаточном для формирования и наращивания емкости рынка и др.

В Республике Казахстан в постоянном порядке создаются предпосылки для более эффективного функционирования рынка зерна. Так, в 2001 году были приняты законы «О зерне», «О семеноводстве», «Об обязательном страховании в растениеводстве» которые направлены в правовом порядке регламентировать деятельность субъектов рынка зерна.

Одним из предпосылок развития рынка зерна стало объявление в Казахстане 2003-2005 гг. годами аула (села), в связи с чем, было принято и реализовано Государственная агропродовольственная программа на 2003-2005 гг., а также утверждена Государственная программа развития сельских территории на 2004-2010 гг.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.