скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Россия и Китай: пограничный вопрос

Соглашения 1996 г. и 1997 г.

В апреле 1996 г. во время визита Б. Ельцина в Китай пять стран подписали соглашение об установлении мер военного доверия в приграничных районах. Документ утвердил взаимные обязательства о неприменении силы или угрозы силой, неиспользовании вооруженных сил, размещенных в приграничных районах, для проведения наступательных операций и воздержании от любого рода военной деятельности, которая могла бы угрожать миру и стабильности. Соглашение также устанавливало количественные ограничения на военные учения в приграничных районах, определяло способы уведомления о различных видах военной деятельности и шагах, предпринимаемых каждой стороной в случае возникновения чрезвычайной ситуации в приграничной области. Оно предусматривало сотрудничество соседних военных округов с пограничными войсками. Стороны заявили, «что будут строго соблюдать Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 г. и Соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Западной части от 3 сентября 1994 г. Стороны согласились продолжить переговоры в целях справедливого и рационального разрешения остающихся несогласованными пограничных вопросов. Стороны полны решимости в возможно короткие сроки завершить демаркационные работы, предусмотренные двумя вышеупомянутыми соглашениями, и параллельно провести переговоры по вопросу о совместном хозяйственном использовании отдельных участков вдоль границы, отходящих по итогам демаркации к другой Стороне»[15].

В апреле 1997 г. было подписано соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах. Россия согласилась сократить на 15% свои вооруженные силы, дислоцированные в 100-километровой приграничной зон[16]. Соглашение распространялось на следующие отдельные виды и параметры вооруженных сил и типы вооружений и военной техники: «военно-воздушные и сухопутные войска, войска противовоздушной обороны, личный состав, танки, боевые бронированные машины пусковые установки тактических ракет, артиллерийские системы калибра 122 мм и выше, боевые самолеты (штурмовая и противовоздушная авиация) и боевые вертолеты. Разведывательная авиация не подлежала сокращению, но стороны обязались регулярно обмениваться соответствующей информацией. Под действие соглашения не подпадают ракетные войска стратегического назначения, стратегическая авиация, военно-морской флот и войска противоракетной обороны»[17].

Глубина района применения соглашения составляет 100 км для обеих сторон. Хабаровск и Владивосток являются двумя специфическими в военном отношении районами, которые исключены из района применения положений о проведении инспекций. Были также подготовлены проекты протоколов, которые определяли географические границы района применения соглашения, районов проведения инспекций, последовательность сокращений и порядок обмена информацией. Россия согласилась с предложением КНР о том, что количественные параметры соглашения не будут обнародованы до его вступления в силу.

К этим соглашениям также присоединились Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан, что позволило обеспечить стабилизацию ситуации на всем протяжении бывшей советско-китайской границы.

Стоит заметить, что, несмотря на все успехи, в Министерстве обороны России есть люди, которые испытывали и испытывают сомнения в отношении долгосрочных намерений КНР в военной сфере. Подозрительность в отношении Китая, особенно Китая, превращающегося в полноправную мировую державу, все еще очень сильна среди российских военных и дипломатов. В декабре 1996 г. тогдашний министр обороны И. Н. Родионов включил Китай в список стран, представляющих потенциальную угрозу для России, хотя впоследствии под давлением со стороны членов правительства, отвечающих за отношения с Пекином, был вынужден взять свои слова обратно.

Завершение демаркации российско-китайской границы.

Соглашение между правительствами РФ и КНР о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек было подписано в ходе визита президента РФ Бориса Ельцина в Китай, который прибыл в КНР для участия в неформальной встрече на высшем уровне, 9 декабря 1999 г.. Подписи под документом и двумя протоколами к нему в присутствии лидеров двух стран поставили министр иностранных дел РФ Игорь Иванов и его китайский коллега Тан Цзясюань. В этих документах речь шла о линии прохождения границы между нашими двумя странами за исключением несогласованных участков, т.е. островов Тарабаров и Большой Уссурийский у города Хабаровска и острова Большой на реке Аргунь. Соглашение предусматривало, что стороны должны не реже двух раз в год поочередно на территории государства каждой из сторон проводить регулярные консультации по разрешению практических вопросов, связанных с выполнением положений настоящего соглашения[18]. Это соглашение было временным, подписанным сроком на пять лет. Здесь также был упомянут вопрос об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Номинально это касалось России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. По сути дела, речь шла о сокращении вооруженных сил всеми четырьмя сторонами, за исключением китайской стороны, у которой в стокилометровой зоне вдоль границы на своей территории практически не было вооруженных сил. Зато они были в районах непосредственно за этой зоной.

К этому необходимо добавить, что только одно государство на нашей планете, а именно КНР, по соглашению, которое подписано представителями нашей стороны, имело право направлять на нашу территорию, в стокилометровую зону вдоль нашей тысячекилометровой границы, своих военных для инспектирования сокращения наших вооруженных сил и вооружений.

В совместном информационном коммюнике о неформальной встрече Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина и Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя было отмечено, что «Президент Российской Федерации и Председатель Китайской Народной Республики дали высокую оценку завершению работ по демаркации согласованных участков российско-китайской государственной границы. Отмечена чрезвычайная важность продолжения в конструктивном и деловом ключе поиска решений по несогласованным участкам границы, принятия необходимых мер для поддержания статус-кво и нормального порядка на границе»[19].

Говорилось также и об укреплении российско-китайского диалога о сотрудничестве, связанном с границей. Указывалось также, что механизм такого диалога будет согласован отдельно.

В совместном коммюнике также подчеркивалось, что в целях упрочения российско-китайских добрососедских отношений и, исходя из духа договоренностей, достигнутых во время четвертой регулярной встречи глав правительств России и Китая в Москве в феврале 1999 г., стороны высказались за укрепление российско-китайского диалога о сотрудничестве по вопросам, связанным с границей.

Несогласованные вопросы, касавшиеся и договоров о границе и несогласованных участков границы, стороны не стали выдвигать в качестве препятствий на пути к подписанию упомянутых соглашений и протокола, но в то же время они согласны с тем, что некоторые разногласия остались, и вопрос о границе полностью еще не решен.

18 июля 2000 г. Президент РФ В.В.Путин и Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали Пекинскую декларацию, в которой, в частности, содержались положения о том, что «успешная реализация не имеющего прецедента в истории Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек от 9 декабря 1999 г. является еще одним важным шагом, направленным на превращение российско-китайской границы в полосу добрососедства и дружбы.

Россия и Китай намерены в конструктивном и деловом духе продолжать переговоры с целью ускорения выработки вариантов решений по несогласованным участкам границы между двумя государствами. До этого будет сохраняться статус-кво на несогласованных участках границы между двумя государствами»[20].

Подписанием Пекинской декларации обе стороны выразили удовлетворение в связи с началом практической реализации соглашений между Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.

Россия и КНР полагают, что четкое выполнение положений этих соглашений будет способствовать миру, спокойствию, стабильности и процветанию в районе границы, развитию добрососедских отношений между всеми государствами-участниками.

Дополнительное соглашение о прохождении линии границы на ее восточном участке.

В октябре 2004 г. произошло событие, которое с определенными основаниями можно назвать чрезвычайно важным в истории российско-китайских отношений. Появилась надежда, что отныне стороны становятся свободны от отягощавшего их отношения груза, который в нашей стране именуют "пограничным вопросом", а в Китае - "вопросом о границе".

14 октября 2004 г. министры иностранных дел РФ Сергей Лавров и КНР Ли Чжаосин подписали в Пекине дополнительное соглашение о прохождении линии границы на ее восточном участке, свидетельствующее, что благодаря неустанным усилиям, которые обе стороны предпринимали на протяжении 40 лет, прохождение линии границы между Россией и Китаем точно определено. 20 мая 2005 года Госдума ратифицировала дополнительное соглашение (поддержали 307 депутатов, против 80, воздержались двое). 25 мая соглашение было утверждено Советом Федерации (поддержали 157 сенаторов, против — двое, без воздержавшихся)[21].

Соглашение, подписанное в 2004, обозначает окончание споров о границе между Китаем и Россией. В договоре подтверждалось, что обе стороны согласны с закрытием пограничного вопроса и уменьшением вооруженных сил в приграничной зоне, также как и с пунктом об общем использовании нескольких островов, находящихся в водах пограничных рек, и самих рек в экономических целях в течение 10 лет. На основании договора обе стороны обязуются завершить делимитацию территорий к концу 2007 г.

Путин передал Китаю острова Тарабарова и Большой Уссурийский, именно на основании этого формирование русско-китайской границы можно считать завершенным. Однако по подсчетам экономистов такое решение обошлось Хабаровскому региону в 4 млр долларов[22]. Остров Большой на Аргуни относительно невелик, почти полностью заболочен и совсем необитаем.

Согласно сделанным в Пекине пояснениям, активно используемая местным российским населением в хозяйственных нуждах, обжитая часть самого крупного острова Большой Уссурийский, выходящая буквально на центр города, не меняет российской принадлежности. Более отдаленные от Хабаровска части этого острова, а также существенно меньший по размерам остров Тарабаров вместе с ныне пограничной протокой Казакевичева становятся китайскими. На острове Большой Уссурийский уже много лет находятся российские погранзаставы. Там же - 16 тысяч дачных участков и богатые сенокосные угодья. Дачи хабаровчан останутся на российской территории, остальное достанется китайцам. Остров Тарабаров отдадут Китаю полностью. Дач там нет, только несколько строений частных фирм.

Эта новость оказалась настолько неожиданной, что даже местные власти оказались, похоже, к ней не очень готовы. «Мы в недоумении, - комментирует произошедшее высокопоставленный чиновник в администрации Хабаровского края, попросивший не называть свою фамилию. - Губернатор Ишаев еще не вернулся из Китая. Он 12 лет боролся за эти острова. Одно могу сказать - перед подписанием документов с ним никто не советовался»[23].

В целом реакция на передачу островов была неоднозначна. В качестве положительного результата называлось улучшение отношений с Китаем, протяжённость границы с которым составляет более 4300 км, и снятие потенциальной угрозы территориального конфликта в будущем. С другой стороны, ряд политиков расценивали передачу российской территории как ослабление позиций России. Также указывалось на стратегическое положение островов и наличие на них природных ресурсов.

Губернатор Читинской области Равиль Гениатулин положительно оценил договор: «Недоговоренности в вопросах, касающихся спорных территорий всё время могут быть камнем преткновения в двусторонних отношениях. В настоящее время у нас нет территориальных претензий друг к другу, и это послужит прочным фундаментом для дальнейшего сотрудничества. Кроме того, не стоит забывать, что водовод и водозабор остались на нашей стороне, а это большой плюс. Я уверен, что наши потомки в будущем оценят то, что мы сделали в 2005 году»[24]. Леонид Драчевский заявил, что передача островов урегулирует «последний момент, омрачающий отношения между Россией и Китаем»[25]. «Позиция «Родины» – ни пяди российской земли не отдавать, – сказала «Газете.Ru» зампред думского комитета по международным делам Наталья Нарочницкая. – Но лично я, скорее всего, поддержку документ, потому что уступка территории очень небольшая, а важность стратегических отношений с Китаем очевидна»[26].

Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв отметил, что у подписания соглашения были две альтернативы: требовать у Китая всех спорных территорий или оставить ситуацию без изменений и с отсутствием перспектив договориться в обозримом будущем (что, по его мнению, крайне опасно для России, так как несёт риск вспыхивания конфликта). Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что речь не идёт о территориальных уступках: острова юридически и в международно-правовом смысле никому не принадлежали, и при заключении в 1991 году соглашения о границе между СССР и КНР принадлежность трёх островов также не была определена[27].

Против соглашения выступили представители КПРФ. В частности, Виктор Илюхин заявил: «Отдают 337 квадратных километров! Это очень большая территория, на ней расположены дачные участки граждан России, о компенсации которым никто ничего не говорит»[28]. Депутат уверен, что Китай проводит собственную политику и никаких уступок взамен России не даст. Хабаровский крайком КПРФ организовал митинг против передачи островов. Надо сразу отметить, что наша сторона на протяжении всех 40 лет переговоров по пограничным вопросам всегда была готова к определенным компромиссам. Все зависело от китайской стороны. И сейчас именно китайская сторона проявила инициативу для компромиссного решения, в результате чего при пассивной, но позитивной позиции нашей стороны и было подписано упомянутое соглашение. После подписания документов, Путин отметил огромную важность этого политического шага. После 40 лет, потраченных на разрешение этого вопроса, Россия и Китай проявили заметную рациональность и достигли сбалансированного решения, что отвечает интересам обоих стран, сказал президент РФ[29].

В совместном заявлении В.В. Путина и Ху Цзиньтао от 14 октября 2004 г. сказано, что решение вопроса о границе между Россией и Китаем - это надежная гарантия передаваемой из поколения в поколение дружбы между народами двух стран и их добрососедского сотрудничества, важный вклад в безопасность и стабильность АТР и всего мира, классический пример успеха при разрешении споров по вопросу о границе для всех государств на Земле. Что этот документ представляет собой в политическом плане победу для каждой из сторон, что он сбалансирован и разумен. Ху Цзиньтао в связи с этим сказал, что необходимо оглянуться на пройденный путь и обратить взгляд в будущее, что китайская сторона хочет вместе с российской стороной углубить стратегическое партнерство между Китаем и Россией, всесторонне развивать его, выводя на более высокий уровень. В.В. Путин заявил, что тем самым "поставлена точка" в решении этого вопроса[30].


Заключение

С момента нормализации отношений между СССР/Россией и КНР, подписания и ратификации Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 года главным во взаимоотношениях двух стран стало движение вперед к укреплению доверия, к развитию взаимосвязей во всех областях, с попутным решением оставшихся в наследство от прошлого нелегких вопросов. Анализируя причины столь быстрого и практически неуклонного нарастания российско-китайского сотрудничества, необходимо в первую очередь подчеркнуть заинтересованность обеих сторон сначала в нормализации, а затем и в укреплении двусторонних отношений в духе взаимного доверия и сотрудничества. Россия после распада Советского Союза остро нуждалась в стабильности, предсказуемости и отсутствии конфронтационности вдоль границы с Китаем. Китай в свою очередь также был заинтересован в нормализации отношений с Россией как в целях создания надежного «стратегического тыла», так и в целях урегулирования спорны вопросов по совместной границе в духе приемлемого компромисса. Такой конструктивный настрой Москвы и Пекина позволил им снять наиболее болезненные вопросы в их двусторонних отношениях уже в самом начале 1990-х годов и завершить этот процесс после юридического оформления прохождения общей границы.

На сегодняшний день можно смело заявить, что Россия и Китай в целом сумели урегулировать свои приграничные трения, и создать условия для долгосрочных отношений стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Отныне полемика по вопросам истории формирования границы, дискуссионные вопросы истории русско-китайских связей отныне выведены из сферы межгосударственных отношений. Эти проблемы стали объектом научного анализа и дискуссий ученых. Именно в таком качестве они сегодня воспринимаются и в России, и в Китае.

Достигнутая договоренность о точном определении прохождения линии границы - это решение, отвечающее национальным интересам обеих сторон. Здесь действительно никто в принципе не проиграл, и обе стороны политически только выиграли. В новой обстановке в мире, когда возникла новая общая опасность и необходимость реальных действий в сфере глобализации, стороны получают возможность практически взаимодействовать, опираясь друг на друга. При этом они получают возможность по-новому действовать и в настоящем, и в будущем. По-иному можно будет смотреть и на отношения партнера с третьими странами, да и на самого партнера. В каком-то смысле Россия и Китай становятся новыми партнерами. Отныне вопрос о границе решен окончательно, и граница эта длиной в 4 тысячи километров станет спокойной. Китайцы облегченно вздохнули, поскольку сумели «сохранить лицо»[31], а перед Россией открылись возможности заключать с Китаем миллиардные сделки, вполне соответствующие гигантскому потенциалу нашего южного соседа.

В целом можно сказать, за последние годы КНР и Россия не только прочно встали на путь сотрудничества, но и построили механизмы, делающие его возможным. Для реализации достигнутых соглашений созданы межправительственные рабочие группы по торговле, сотрудничеству в области обороны и энергетики. Сторонам удалось в значительной мере устранить или, по крайней мере, ослабить унаследованные от прошлого источники напряженности во взаимоотношениях. Нельзя недооценивать последствия этих достижений и структурных изменений. Как минимум, их следует рассматривать в качестве гарантии против внезапного ухудшения отношений и средства оперативного решения проблем еще до того, как они перерастут в кризисные ситуации.


Список источников и литературы

1.     «Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности». РАН Институт МЭиМО. - М.: Наука, 2007. – 325 с.

2.    «Китай в мировой и региональной политике» (История и современность). – М., 2003. – 189 с.

3.    «Китай в мировой политике» - М.: Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет), «Российская политическая энциклопедия», (РОССПЭН), 2001. – 528 с.

4.    Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center, 2008. -Режим доступа: http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/akino/akino-ron-e.html, свободный доступ.

5.    Press Statement after the Signing of Russian-Chinese documents//[Электронный ресурс]/ President of Russia, 2008. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/eng/speeches/2004/10/14/1328_type82914type82915_78017.shtml, свободный доступ.

6.    Putin has given China the island and a half, the Far East counts up windfall loss//[Электронный ресурс]/Saturday, October 23, 2004. Evgeny Smirnov, 2008. – Режим доступа: http://evg-smirnov.netfirms.com/english/october24.html, свободный доступ.

7.    Russia and China have completed the legal process of delimiting their common state border //[Электронный ресурс]/ President of Russia, 2008. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/eng/events/chronicle/2004/10/77872.shtml, свободный доступ.

8.    Акихиро Ивасита «4000 км проблем. Российско-китайская граница» - М.: АСТ Восток-Запад, 2006. 333 с.

9.     Балуев Д.Г. «Завоевание будущего: внешняя политика России на рубеже веков». Монография.- Нижний Новгород: ИСИННП, 1999. – 122 с.

10.  Безопасность России: XXI век. Перев. с англ. – М: «Права человека», 2000. - 600 с.

11.  В Пекине прошла встреча Бориса Ельцина с председателем КНР Цзянь Цзэминем//[Электронный ресурс]/Деловая пресса, 2008. – Режим доступа: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_16402.html, свободный доступ.

12.  В Хабаровске продолжается борьба против передачи островов Китаю//[Электронный ресурс]/ИА Regnum, 2008. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/353374.html, свободный доступ.

13.  Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах/Составитель Т.А. Шаклеина. Т.3. Исследование. М.: Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД России; Российская ассоциация международных исследований; АНО «ИНО-Центр (Информация, Наука, Образование)»; Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. - 496 с.

14.  Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – 335 с.

15.  Дацышен В.Г. «Очерки истории российско-китайской границы во второй половине XIX – начало XX вв.» Кызыл. 2000. - 215 с.

16.  Демаркация российско-китайской границы (2005)//[Электронный ресурс]//Википедия, 2008. Режим доступа: http://wikipedia.tomsk.ru/ru.wikipedia.org/wiki/Демаркация_российско-китайской_границы_(2005), свободный доступ.

17.   Зачем России отдавать земли Китаю? Истоки и подоплека нового витка территориальных споров//[Электронный ресурс]/ИА Regnum, 2008. - Режим доступа: http://prime-tass.ru/news/show.asp?id=528&ct=articles, свободный доступ.

18.  Леонид Драчевский: "Передача островов Китаю уберет последний спорный момент в наших отношениях"//[Электронный ресурс]/ИА Regnum, 2008. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/459463.html, свободный доступ.

19.  Путин подарил Китаю полтора острова: на Дальнем востоке подсчитывают убытки//[Электронный ресурс] / Newsru.com, 2008. – Режим доступа: http://www.newsru.com/arch/russia/19oct2004/present.html, свободный доступ.

20.  Россия отдаст Китаю два острова//[Электронный ресурс]/Новый регион, 2008. - Режим доступа: http://www.nr2.ru/fareast/05/05/06/, свободный доступ.

21.  Россия поделилась с Китаем территорией//[Электронный ресурс]/ЭФКО Аналитика, 2008. - Режим доступа: http://analitic.efko.ru/news.php?idsubj=7&idnews=9066&npage=1&newsf=1&searchf=0&archivef=1&d=18&m=10&y=2004, свободный доступ.

22.  Читинский губернатор убежден в правильности передачи островов Китаю//[Электронный ресурс]/ИА Regnum, 2008. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/461853.html, свободный доступ.

23.  Шерман У. Гарнетт «Ограниченное партнерство» - М., 1999. – 53 с.


[1] Безопасность России: XXI век. Перев. с англ. – М: «Права человека», 2000.  -С. 439.

[2] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 19

[3] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 41.

[4] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 44.

[5] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С.56.

[6] Там же.

[7] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 57.

[8] Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/akino/akino-ron-e.html, свободный доступ.

[9] Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/akino/akino-ron-e.html, свободный доступ.

[10] Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/akino/akino-ron-e.html, свободный доступ.

[11] Moscow's New Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008.-Режим доступа: http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/akino/akino-ron-e.html, свободный доступ.

[12] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. С.58.

[13] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 62.

[14] Безопасность России: XXI век. Перев. с англ. – М: «Права человека», 2000.  -С. 441.

[15] Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах/Составитель Т.А. Шаклеина. Т.3. Исследование. М.: Московский Государственный Институт Международных Отношений (У) МИД России; Российская ассоциация международных исследований; АНО «ИНО-Центр (Информация, Наука, Образование)»; Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.-С. 471-472.

[16] Шерман У. Гарнетт «Ограниченное партнерство» - М., 1999. – С. 21.

[17] Безопасность России: XXI век. Перев. с англ. – М: «Права человека», 2000.  -С. 446.

[18] В Пекине прошла встреча Бориса Ельцина с председателем КНР Цзянь Цзэминем//[Электронный ресурс]/Деловая пресса,2008. – Режим доступа: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_16402.html, свободный доступ.

[19] Галенович Ю.Н. «Россия и Китай в XX веке: граница» - М.: «Изограф», 2001. – С. 62.

[20] Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах/Составитель Т.А. Шаклеина. Т.3. Исследование. М.: Московский Государственный Институт Международных Отношений (У) МИД России; Российская ассоциация международных исследований; АНО «ИНО-Центр (Информация, Наука, Образование)»; Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002.-С. 502.

[21] Демаркация российско-китайской границы (2005)//[Электронный ресурс]//Википедия,2008. Режим доступа: http://wikipedia.tomsk.ru/ru.wikipedia.org/wiki/Демаркация_российско-китайской_границы_(2005), свободный доступ.

[22]Putin has given China the island and a half, the Far East counts up windfall loss//[Электронный ресурс]/Saturday, October 23, 2004. Evgeny Smirnov,2008. – Режим доступа: http://evg-smirnov.netfirms.com/english/october24.html, свободный доступ.

[23] Россия поделилась с Китаем территорией//[Электронный ресурс]/ЭФКО Аналитика,2008. - Режим доступа: http://analitic.efko.ru/news.php?idsubj=7&idnews=9066&npage=1&newsf=1&searchf=0&archivef=1&d=18&m=10&y=2004, свободный доступ.

[24] Читинский губернатор убежден в правильности передачи островов Китаю//[Электронный ресурс]/ИА Regnum,2008. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/461853.html, свободный доступ.

[25] Леонид Драчевский: "Передача островов Китаю уберет последний спорный момент в наших отношениях"//[Электронный ресурс]/ИА Regnum,2008. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/459463.html, свободный доступ.

[26] Россия отдаст Китаю два острова//[Электронный ресурс]/Новый регион,2008. - Режим доступа: http://www.nr2.ru/fareast/05/05/06/, свободный доступ.

[27] Зачем России отдавать земли Китаю? Истоки и подоплека нового витка территориальных споров//[Электронный ресурс]/ИА Regnum,2008. - Режим доступа: http://prime-tass.ru/news/show.asp?id=528&ct=articles, свободный доступ.

[28] В Хабаровске продолжается борьба против передачи островов Китаю//[Электронный ресурс]/ИА Regnum,2008. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/353374.html, свободный доступ.

[29]Russia and China have completed the legal process of delimiting their common state border //[Электронный ресурс]/ President of Russia, 2008. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/eng/events/chronicle/2004/10/77872.shtml, свободный доступ.

[30] Press Statement after the Signing of Russian-Chinese documents//[Электронный ресурс]/ President of Russia, 2008. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/eng/speeches/2004/10/14/1328_type82914type82915_78017.shtml, свободный доступ.

[31] Путин подарил Китаю полтора острова: на Дальнем востоке подсчитывают убытки//[Электронный ресурс]/Newsru.com, 2008. – Режим доступа: http://www.newsru.com/arch/russia/19oct2004/present.html, свободный доступ.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.