скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Роль лизинга в обновлении технической базы предприятия

Важной причиной, сдерживающей активизацию лизинга, является отсутствие должной проработки теоретических, методологических вопросов регулирования лизинга, отсутствие досконально проработанной правовой базы лизинговой деятельности. Несовершенная амортизационная политика сдерживает широкое распространение лизинга. Множество рисков, возникающих из-за нечеткости правового регулирования, приводят к тому, что многие предприниматели не используют лизинг в своей деятельности, хотя и знают о его преимуществах. [5]

Существенно сдерживает развитие института лизинга отсутствие четкого представления об экономической эффективности его организации по сравнению с другими инструментами, обеспечивающими воспроизводственные процессы.  Проблемой лизингополучателя практически всегда является получение возможности использования необходимого для производственной деятельности имущества. В качестве альтернативных вариантов лизингополучатель может рассматривать оперативный лизинг и аренду, финансовый лизинг и покупку в силу различия между оперативным и финансовым лизингом. [12]

3 глава. Зарубежный опыт лизинговых отношений. Их особенности в Украине.

1.3 Зарубежный опыт лизинговых отношений.

Рассмотрим зарубежный опыт лизинговых отношений в США, Германии и Франции.

США. [5]

Изначально лизинг классифицировался в США как независимый, поскольку он не управлялся ни финансовыми учреждениями, ни поставщиками оборудования, ни любой другой стороной. Лизинговые отношения базировались на маленьком капитале, но вскоре возникла возможность посредством лизинга привлекать относительно большие средства обслуживания для клиентов, чем кредитование, и размеры были намного существеннее, чем собственные.

Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога).С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизила экономическую выгоду лизинга, но, тем не менее, его развитие не остановилось.

Лизинговые сделки продолжали оставаться более гибкими по сравнению с кредитными. Часть рисков по сделкам брали на себя лизинговые компании. Остались некоторые налоговые льготы.

Вместе с тем Закон о равной конкуренции в банковском деле (1987 г.) предусматривает право национальных банков направлять инвестиции в объеме до 10% активов в лизинговые договоры на чисто лизинговой основе без ограничения величины остаточной стоимости.

В настоящее время для того, чтобы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, она должна обладать следующими характеристиками:

-минимальные инвестиции в арендованное имущество со стороны лизингодателя должны составлять не менее 20% его стоимости;

-лизингополучатель не может иметь право (опциона) на выкуп оборудования по цене ниже его рыночной стоимости, определенной на момент применения этого права;

-лизингополучатель не может инвестировать в арендованное им оборудование, кроме так называемых отделяемых усовершенствований;

-период лизинга не превышает 80% срока службы оборудования;

-в конце срока лизинга оборудование должно иметь оцененную остаточную стоимость в размере не менее 20% его первоначальной стоимости;

-лизингодатель должен ожидать получения положительной величины денежного потока, как и общей прибыли, по договору лизинга вне зависимости от налоговых льгот.

В случаях, когда лизинг по соглашению сторон не подпадает строго под эти стандарты, при определении финансового лизинга исходят из его различных интерпретаций судами США.

Вклад лизинга оборудования в экономику США*:

*              -Лизинг оборудования вносит от 75 до 315 млрд. долл. в реальный ВВП в год
(от 1% до 3% реального ВВП)

*              -До 22% реальных инвестиций в оборудование (от $ 1трлн.) — через лизинг!

*              -Вклад лизинга — около $229 млрд. в год
(данные 2004 г)

*              -Без лизинга, экономика США теряла бы до $ 290 млрд. ежегодно
(лизинг , производство продукции и сопутствующие отрасли)

*              -До 80% американских бизнесов используют лизинг (!)

*              -Без лизинга, не были бы созданы от 3 до 6 млн. рабочих мест
(каждые $70 000 лизинговых операций создают 1 рабочее место)

В настоящее время в США активно действуют более 15 ассоциаций, объединяющих участников лизингового рынка (в т.ч. крупнейшие Equipment Leasing Association, Western Association of Equipment Lessors; Eastern Association of Equipment Lessors; National Vehicle Leasing Association; Truck Renting and Leasing Association; American Automotive Leasing Association; The Computer and Leasing Remarketing Association и др.)

 Германия. [7]

Исследования показали, что 75% германских компаний используют лизинг, большинство из них работают в сфере услуг, меньшая часть в производстве. Отмечено, что в настоящее время происходит сильнейшая конкуренция между лизинговыми компаниями и в будущем ожидается сокращение размеров и инновационных продуктов. В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Порядок налогообложения лизинговых сделок излагается в письмах федерального министра финансов от 19 апреля 1971 года и от 22 декабря 1975 года. Заключаемые в соответствии с установленными нормами лизинговые контракты позволяют воспользоваться рядом налоговых льгот. Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга – это "Митфинанц Гмбх" и "Гефа – лизинг Гмбх". "Митфинанц Гмбх" была основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних компаний. "Гефа – лизинг Гмбх" была основана группой "Гефа" в 1968 году. За время своего существования фирма сдала своим клиентам в аренду оборудование общей стоимостью свыше 3 млрд. марок ФРГ.

*    по данным "The Economic Contribution of the Equipment Leasing Industry to the U.S. Economy" компании Global Insight, США в 2004 и 2005 гг.

 Франция. [7]

Лизинг здесь получил большое распространение. В апреле 1967 года была создана первая французская компания "Локафранс". В настоящее время во Франции развивается лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, вычислительной техники, медицинского оборудования, полиграфического, крупного промышленного оборудования.

Рассмотрим лизинг во Франции на примере группы "BNP/Bail". В нее входят компании "Natio Equipment, "Natio Location", "Natio Energie", "Locafinance", "Natiofail", "Natiocredifail".

Лизинг движимого имущества во Франции начался в 1960 году, а Закон о лизинге был принят в 1966 году. Закон ввел налог на уступку прав на оборудование при перепродаже арендатору, исчисляется из стоимости оборудования в момент уступки), налог на уступки прав третьему лицу, налог на добавленную стоимость (на разницу между стоимостью по балансу и ценой уступки). "Natio Equipment" предоставляет арендатору право на выбор.

Срок амортизации

Минимальная продолжительность контракта

3 года

3 года

4 года

3 года

5 лет

4 года

6-7 лет

5 лет

8 лет

6 лет

10 лет

7 лет

Остаточная стоимость составляет от 1% до 7% первоначальной стоимости. Арендные платежи вносятся 1 раз в месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год. Они могут быть линейными, регрессивными, с наибольшим первым взносом.

Лизинг недвижимости также определяется законом 1966 года. В 1967 году во Франции были созданы Общества по операциям с недвижимостью в сфере промышленности и торговли (СИКОМИ). СИКОМИ имеют форму акционерных компаний с капиталом не менее 10 млн. франков, который должен быть полностью внесен к моменту создания общества. Лизинговым компаниям СИКОМИ предоставляются существенные налоговые льготы: на 85% прибыли освобождение от налога, ускоренная амортизация и т. д.

Обычно соглашение по лизингу недвижимости длится 15-20 лет. Объектами могут быть: земля, строения, отделочные работы, система путей сообщения, оборудование, рассматриваемое как недвижимость по своему назначению (лифты и т. д.). Оплата обычно производится прямым регрессивным или смешанным способом. Помимо "BNP" другие банки также создали компании: "Креди Лионэ" – "Смебай", "Сосьете Женераль" – "Софинбай".

*     

2.3 Лизинг в Украине.

Развитие промышленности Украины в условиях рыночной экономики возможно в случае ее традиционного экспорта (металлопрокат, трубы, минеральные удобрения, отдельные виды машин и оборудования) и освоении инновационных продуктов. Однако использование устаревших технологий и оборудования  в промышленности со степенью износа на 51,9-56% и удорожание энергоносителей в 1.5-2 раза делает эту проблему не разрешимой без использования новых подходов в ее решении[3,4]. Одним из таких решений может стать лизинг высокотехнологичного импортного оборудования в качестве одного из средств доступа к современным технологиям и освоения на нем конкурентоспособной продукции. [6] На современном этапе имеется потребность в модернизации украинских предприятий, поднятии уровня их технического перевооружения, создании новых рабочих мест. Вследствие применения лизинговых схем для технического оснащения украинских предприятий произойдет увеличение производственных мощностей субъектов хозяйствования, выпуска ими качественной конкурентоспособной продукции, увеличение прибыли и налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

Переход к рыночной экономике поставил в настоящее время перед производственными предприятиями различных отраслей промышленности ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения доли рынка, сложностей поиска партнеров и ограниченности финансовых ресурсов.

Однако, несмотря на существующие финансовые и технические проблемы, иностранные поставщики промышленного оборудования и различных видов техники проявляют значительный интерес к украинскому рынку. Основным видом деятельности таких компаний является импорт оборудования и техники в Украину. Так как лизинговые операции являются действенным и реальным капиталосберегающим способом финансирования производства, на сегодняшний день лизинг — самый перспективный финансовый инструмент, способный эффективно развивать производство, активизировать инвестиционный процесс в стране.

Таким образом, нынешняя экономическая ситуация в Украине, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и инвестором, который неохотно предоставит этому предприятию финансовые средства, так как не имеет достаточных гарантий их возврата.

Развитие лизингового рынка в Украине характеризуется неблагоприятным состоянием парка оборудования. Износ основных фондов составляет до 87% (по официальным данным — от 50 до 60% для разных отраслей).

В целом по Украине, объем инвестиций для восстановления изношенных основных фондов составляет, по разным оценкам, от $90 до $106 млрд., при этом от $36,8 млрд. до $48 млрд. должно быть направлено в разные отрасли промышленности (порядка $19,4 млрд. в обрабатывающую, $10,5 млрд. — в энергетическую и $5,5 — в добывающую отрасли).

Критический объем инвестиций (физический износ оборудования >= 90%) оценивается на уровне $16 млрд.

Учитывая, что в составе комплексов оборудования для промышленности Украины от 70 до 85% объема может быть поставлено в финансовый лизинг, общий потенциальный объем поставок оборудования в лизинг составляет порядка $40,8 млрд. Из них объемы лизинга комплексов физически изношенного оборудования оцениваются около $12 млрд.

На начало 2004 г объем инвестиций составил всего 9,3 млрд. долл. США, т.е. порядка 10% потребностей. Из этих инвестиций доля банковских кредитов и иностранного капитала не превысила 10,2% (соответственно 5,3% и 4,9%).

В целом, доля лизинга в инвестициях составляет менее 1,8% (в 18 раз меньше Эстонии и 13,6 раз — Великобритании).

Объемы лизинга в Украине в последние три года составили:

*             2003 г — 877,5 млн. грн. (около $ 170 млн.)

*             2004 г 1 173 млн. грн. (около $ 221 млн.)

*             2005 г 2 038 млн. грн. **

Доля лизинга оборудования для промышленности — от 8,6% до 11,2% (в общем объеме лизинга)

При этом, в 2005г число компаний, предоставляющих лизинговые услуги в Украине, увеличилось более, чем в два раза — до 106, в т.ч. 24 финансовые компании и 82 нефинансовых учреждения — ЛК. (услуги финансового лизинга предоставляют 2 финансовые компании и 56 из 82 ЛК).

[5]В результате анализа законодательной базы регулирования лизинга можно сделать следующие выводы. Во-первых, Закон Украины “О лизинге представляет собой весьма мало проработанный документ, регулирующий деятельность нового вида предпринимательской деятельности, направленного на оживление инвестиционных процессов на Украине. Экономические и организационные аспекты лизинговой деятельности в данном законе рассмотрены недостаточно полно. Многие положения закона вступают в противоречие с другими нормативными и законодательными актами. Во-вторых, налоговое регулирование лизинговой деятельности является не эффективным и вместо того, чтобы содействовать развитию, наоборот приводит к тому, что лизинговые операции становятся невыгодными как для лизингодателя, так и для лизингополучателя.

** данные Госкомиссии по регулированию финансовых услуг в Украине на 1.01.2006

Неопределенность самого понятия лизинга и различная трактовка в разных законодательных актах мешает предпринимателям определить для себя выгодность и эффективность данного инструмента инвестирования средств в производство.

Поэтому в качестве основных направлений совершенствования Закона “О лизинге” можно предложить следующие:

–        расширение контингента возможных участников лизинговых операций;

–        расширение перечня видов имущества, которые могут быть объектом лизинга (включение целостных имущественных комплексов, структурных подразделений предприятий, интеллектуальной собственности, программных продуктов и др.);

–        расширение видов лизинга (включение в перечень форм лизинга сублизинга, косвенного лизинга, разграничение форм лизинга в зависимости от распределения услуг по содержанию объекта лизинга и др.);

–        предоставление участникам лизинга самостоятельности в определении цены объекта и в формировании лизинговых платежей;

–        устранение увязки срока договора с периодом амортизации

–        упрощение процедуры выкупа объекта лизинга;

–        создание условий, стимулирующих лизинговые операции через осуществление ускоренной амортизации, налоговые льготы.

Кроме изменения Закона  “О лизинге” необходимо внести коррективы в целый ряд других правовых норм, прямо или косвенно регулирующих условия осуществления лизинга.

Основными направлениями совершенствования использования лизинга в Украине являются пересмотр Закона  “О лизинге” и других законодательных актов, регулирующих лизинговую деятельность, проработка теоретических основ лизинга и устранение факторов, негативно влияющих на активизацию лизинга.

Решение рассмотренных проблем позволит создать теоретические и методические рекомендации по использованию лизинга. Активизация лизинговой деятельности будет способствовать увеличению объемов инвестиций в промышленность и, как следствие, улучшению их работы, что является одним из факторов стабильности экономики страны.

                                                                                                     рис. 1

                                   использование лизинга малыми и средними предприятиями.  [8]

3.3 Пути совершенствования лизинговых отношений.

Регулирование лизинговой деятельности должно осуществляться исходя из её экономической сущности. Поэтому исходным условием создания действенного механизма управления лизингом является определение лизинга, которое должно давать общую характеристику лизинга, охватывать фундаментальные свойства, существенные закономерности, раскрывать отличительные признаки и особенности

Несмотря на большое количество научных исследований, посвященных вопросам лизинга, до сих пор нет четкой методики для определения лизинговых платежей. Хотя обоснование лизинговых платежей является одним из наиболее важных вопросов при заключении лизингового договора. Лизинговые платежи должны обеспечить реализацию интересов лизингодателя и лизингополучателя как основных участников соглашения. Именно через лизинговые платежи обеспечивается мотивация, как владельца, так и пользователя передаваемого объекта и таким образом формируется целесообразность заключения договора. Поэтому недостаточная глубина методической проработки не способствует применению лизинга. [5]

Оценка эффективности лизинговых операций в целом должна базироваться на том же подходе, что и оценка эффективности инвестиций - сопоставлении доходов и расходов. Однако если при проведении оценки эффективности инвестиций данный процесс более всего затрагивает одного из участников - инвестора, то в лизинге для каждого из субъектов следует формировать свой критерий эффективности.

Экономическая эффективность лизинга должна определяться с учетом комплексного характера. Она должна включать следующие элементы:

·              увеличение прибыли;

·              обеспечение воспроизводственного процесса;

·              повышение эффективности использования капитала;

·              снижение степени риска путем усиления контроля за использованием вложенного капитала;

·              ускорение научно-технического процесса;

·              повышение устойчивости предприятия и его конкурентоспособности.

Расчет отдельного элемента имеет свои особенности для каждого из участников лизинговых операций в зависимости от вида объекта, условий договора и других факторов. Оценка эффективности лизинга должна осуществляться путем сравнения результатов лизинговой операции с альтернативными вариантами решения проблем. Особого внимания требует формирование одного из важнейших параметров сравнительных расчетов - планового горизонта. При сравнении независимо от метода оценки для всех альтернатив следует устанавливать одинаковые временные рамки планирования, даже если разные варианты финансирования имеют неодинаковые по длительности сроки договоров. В рамках установленного периода необходимо сформировать все платежные потоки, характеризующие затраты и доходы, связанные с осуществлением лизинга. Их формирование происходит с учетом метода амортизации основных фондов, налоговых льгот, действующего законодательства, источников финансирования.

Оценку эффективности надо осуществлять с учетом фактора времени. Поэтому обоснованность расчета в значительной степени зависит от использования процентной ставки на капитал. Выбор уровня процентной ставки должен определяться источником погашения обязательств (за счет собственных средств либо с привлечением заемного капитала). Значение процентной ставки зависит также от продолжительности расчетного периода. Так, если при коротком плановом горизонте ставку процента можно не изменять, то при более длительном периоде необходима ее корректировка с учетом прогнозных оценок развития рынка капитала.

Выполненная на основе изложенного оценка экономической эффективности лизинга создаст определенные предпосылки для более активного его использования в процессе воспроизводства основных фондов на промышленных предприятиях Украины.  [12]

По мнению экспертов, лизинговые компании должны активизировать свою деятельность в регионах страны, поскольку большая часть лизингодателей локализована в Киеве и нескольких крупных областных центрах, то есть там, где хорошо развит финансовый рынок, а не там, где сосредоточены крупные основные фонды. [13]

При ввозе отечественными предприятиями высокотехнологического оборудования полученного в лизинг, которое не производится в Украине и предназначено для обновления собственного производства с целью освоения инновационной продукции, лизингополучателя следует освободить от уплаты НДС на импорт. Другим методом снижения затрат на ввоз высокотехнологичного оборудования может быть предлагаемая новая схема лизинга, которая включает:

Приобретение в лизинг высокотехнологичного оборудования на вторичном рынке у его пользователя, но в стране, где это оборудование производится;

Проведение ремонта и восстановление указанного оборудования на фирме производителя по отдельному договору (контракту), до технического уровня, соответствующего паспортным данным нового оборудования.

В случае использования этой схемы лизинга таможенная стоимость оборудования не будет содержать затраты, понесенные лизингополучателем на восстановление оборудования, а также расходы для оплаты услуг посреднической лизинговой компании. [14]

 

Заключение.

 

Итак, лизинг – это совокупность экономических и правовых отношений, в соответствии с которой лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование с правом последующего выкупа. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

В настоящее время производственно-техническая база нашего государства находится в кризисной ситуации: процесс замены устаревших и изношенных машин и оборудования, по сути, остановился. Для коренных изменений сложившейся ситуации требуются крупные капитальные вложения, обусловленные, прежде всего, состоянием основных фондов. Необходима активизация воспроизводства основных фондов. На предприятиях отраслей народного хозяйства Украины от 60 до 80% оборудования физически изношено или морально устарело; 40% основных средств функционирует больше 20 лет, ещё 40% – от 10 до 20 лет.

Как показывает зарубежный опыт, лизинг создает благоприятные условия для получения необходимого оборудования без значительных единоразовых затрат и позволяет избежать издержек, связанных с моральным старением техники.

Лизинг дает преимущества не только лизингополучателям,  но и всем участникам договора. Производитель получает новые каналы сбыта своей продукции, лизинговая компания зарабатывает свою прибыль за посредничество, государство получает обновленные предприятия, способные выпускать конкурентоспособную продукцию, а значит, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, уменьшается социальная напряженность за счет появления новых рабочих мест.  Лизинг дает компании без особых осложнений возможность обновления технологического оборудования, а значит, восстановить, и увеличит потенциал компании.

В Украине в настоящее время сложились основные предпосылки развития лизинга: исторические, экономические, организационно-технические, научно-исследовательские, социальные и правовые. Однако уровень использования этой формы инвестирования для развития производства остается низким. Украинским законодательством определены два вида лизинга: оперативный и финансовый. Оперативный — это аренда оборудования, включающая также его обслуживание. При этом клиент не намерен приобретать предмет лизинга в собственность или эксплуатировать его до полного износа. Платежи при оперативном лизинге производятся за пользование имуществом, дополнительно предоставляемые клиенту услуги. В них входит и вознаграждение лизинговой компании.

Финансовый лизинг предусматривает постепенный выкуп оборудования клиентом-лизингополучателем, то есть лизинговые платежи производятся частями. Как и при оперативном лизинге, клиент дополнительно вносит вознаграждение лизинговой компании и компенсирует стоимость всех предоставляемых ему по договору услуг. Лизингодатель остается собственником основных фондов до окончания действия договора.

Список литературы:

1.   Закон Украины “О лизинге” от 11.12.2003  № 1381-IV

2.   Экономика предприятия.  Учебник, В.И Осипов, 2005г., 609-610 с.

3. Хоменко Л.М. Обновление технико-технологичной базы промышленных предприятий в условиях трансформации экономики Украины. Материалы 2 Всеукраинской научно-практической конференции "Экономика предприятия", Днепропетровск, Наука и образование, 2004, т.2; с. 80.

4. Малых С.В. Рыночная оценка инновации в машиностроении. ОНПУ, ИЭУС, Одесса, 2004, с. 31.

5. Хобта В.М., Гайдук В.А. Проблемы и перспективы развития лизинга в Украине. –  Донецк, 2003. – 120 с.

6. Лизинговая компания «Сетком», www.setcom.com.ua/leasing/index.html

7. Серкова-Жоголева А.Е. // Обзор лизинга в зарубежных странах //  Научные труды коллектива кафедры. – Выпуск 2 / Под ред. д.э.н., профессора Степанова И.С. – М.: МГСУ, 2004. – 89 с.

    8.  Марков М.А. 23.11.2005 « Лизинг. Все что нужно знать о лизинге» «Экономикс» экономический журнал  economix.com.ua

9. ИТБ "Лить Украины" №9 (73) 2006 г.

10. "Управління розвитком соціально-економічних систем: глобалізація, підприємництво, стале економічне зростання". Частина 2. / Ред. кол. Ступін О.Б (голова), Александров І.О. (заступник голови), ін. - Донецьк: ДонНУ, 2000. - 156 с.

11. Лизинг. Горемыкин В. 2005г. 48-49c.

12. Роль лизинга в воспроизводстве основных фондов. Зубцова О.В., Колесниченко Е.Ю., Хобта В.М.  Труди Всеукраинской научной конференции студентов и молодых ученых.

13. Мировые рынки.  Состояние финансового лизинга Украины. «Деловой вестник» №8(147) 2006.

14. Малых С.В., Радинский А.А. Лизинг оборудования и стимулирование производства инновационного продукта. ОНПУ, Одесса, 2006, с. 43.

15. Лизинговая компания Ликострой. www.likostroy.ru

16. Деньги. Кредит. Банк. ,Лаврушин О.И., КноРус., 2005. с. 6

17. Страховые и кредитные консультанты. Гарант Сервис. www.gara.ru


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.