Курсовая работа: Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно–коммунальные услуги
1. совершенствование структуры управления отраслью ЖКХ;
2. обеспечение финансовой стабилизации ЖКХ;
3. формирование рыночных механизмов функционирования ЖКХ;
4. государственная поддержка модернизации объектов ЖКХ и привлечение инвестиций в эту сферу.
1. Совершенствование структуры управления ЖКХ
Практика реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение последних лет достаточно убедительно показывает, что создание эффективных механизмов управления муниципальным жилищным фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается путем четкого определения функций собственника жилищного фонда (муниципалитета) и делегирования им, на конкурсной основе, не только подряда на обслуживание муниципальной недвижимости специализированным организациям, но и функций по управлению
При таком подходе система управления жилищно-коммунальным хозяйством рассматривается как трехуровневая система:
- собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
- заказчики жилищно-коммунальных услуг;
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
2. Правовая база
Одной из составляющих комплексного подхода к решению проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающего доступность жилья для граждан, повышение устойчивости и надежности функционирования ЖКХ, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, совершенствование механизма социальной защиты малоимущих слоев населения, является соответствующая нормативная правовая база. Ее создание относится к первоочередным мероприятиям.
Правовыми средствами необходимо создать основы:
- реформирования экономических отношений в ЖКХ, направленных на изменение системы текущего финансирования, бюджетного финансирования, финансирования мероприятий по модернизации ЖКХ, ликвидацию перекрестного субсидирования;
- ликвидации дотационности ЖКХ и обеспечения стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
- совершенствования механизма социальной защиты, предоставления льгот, дотаций, введения дифференцированных подходов к оплате жилья, коммунальных услуг;
- формирования договорных отношений между собственниками жилищного фонда и управляющими компаниями (их правовой статус, функции, основные показатели их деятельности);
- формирования договорных отношений между Службами заказчика и подрядными организациями.
- Кроме разработки нормативных правовых актов, работа по правовому обеспечению Программы должна идти по следующим направлениям:
- разработка предложений по принятию федеральных нормативных правовых актов в области реформирования и модернизации ЖКХ;
- ревизия действующих нормативных правовых актов Тверской области с целью приведения их в соответствие с федеральным законодательством, современными экономическими и социальными условиями.
3. Кадровое обеспечение
Для того чтобы произошли не только количественные, но и качественные изменения в сфере обеспечения и использования кадровых ресурсов, необходимы:
- разработка концепции кадровой политики ЖКХ.
- проведение мониторинга кадровых процессов, создание единой электронной кадровой базы данных в отрасли, автоматизации системы учета и анализа кадрового потенциала;
- формирование кадрового резерва высококвалифицированных специалистов и управленцев;
- повышение уровня профессиональной подготовки специалистов отрасли;
- обеспечение взаимодействия Департамента ЖКХ региона с высшими и средними специальными учебными заведениями, учреждениями начального профессионального образования по подготовке специалистов и квалифицированных кадров для нужд отрасли;
- оформление на конкурсной основе государственного заказа на обучение и переобучение кадров ЖКХ.
Финансовая стабилизация жилищно-коммунального хозяйства
Для финансового оздоровления предприятий ЖКХ необходимы:
1) реструктуризация и ликвидация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ.
2) совершенствование механизма оплаты жилищно-коммунальных услуг через создание системы расчетных центров на всей территории региона, с целью своевременного перечисления средств населения непосредственно поставщикам коммунальных услуг;
3) подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы для формирования и использования бюджетных средств;
4) ликвидация дотационности ЖКХ и обеспечение стабильности и достаточности текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
4. Тарифное регулирование естественных локальных монополий
Недостаточное использование на практике нормативных и методических документов, регулирующих установление экономически обоснованных тарифов и цен на услуги локальных монополий, а также отсутствие планомерной тарифной политики на муниципальном уровне приводит к кризисным явлениям в ЖКХ, угрозе стабильного ресурсоснабжения населения. Существующая система тарифного регулирования не ориентирует ресурсоснабжающие предприятия на сокращение непроизводительных затрат и энергосбережение, что делает отрасль инвестиционно-непривлекательной.
Основные недостатки существующей системы тарифного регулирования состоят в следующем:
- разбалансированность тарифного регулирования на разных уровнях, когда изменение стоимости энергоресурсов не сопровождается адекватным изменением тарифов на тепловую энергию и воду, что приводит к прямым убыткам коммунальных предприятий;
- у предприятий, в основном, отсутствуют целевые задачи, решение которых они должны обеспечить при данном значении тарифа, а также производственные программы, и как следствие, отсутствует и система контроля за деятельностью предприятий;
- не определен срок действия тарифа, что не позволяет планировать в среднесрочной перспективе финансовую деятельность ресурсоснабжающих предприятий.
Решение вопросов тарифного регулирования возможно путем проведения сбалансированной ценовой (тарифной) политики на услуги ЖКХ. Целью тарифной политики является приведение в соответствие уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением федеральному стандарту, а также прекращение перекрестного субсидирования потребителей коммунальных услуг.
Предприятия ЖКХ, обеспечивающие тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение населенных пунктов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополиями. Их деятельность подлежит регулированию.
Одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования - привлечение инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры и создание мотивации снижения издержек, перехода к энерго-, ресурсосбережению. Система тарифного регулирования должна обеспечивать предприятию необходимый для реализации производственной и инвестиционной программы объем финансовых потребностей. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующие принципы:
- полное возмещение экономически обоснованных затрат всем участникам процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг конечному потребителю;
- баланс интересов всех сторон, когда процесс формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги заключается в поиске компромисса между техническими задачами, финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей;
- последовательность и прогнозируемость изменения тарифов, что способствует экономической определенности для потребителей коммунальных услуг;
- публичность и открытость для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг;
- снижение политизированности ценообразования, что можно решить за счет принятия соответствующих принципов и процедур тарифного регулирования.
Эффективное регулирование предприятий ЖКХ должно основываться на системе, состоящей из трех компонентов:
1. Определение целей деятельности предприятий, формирование их производственной и инвестиционной программ, разработка перспективных схем развития систем теплоснабжения и водоснабжения городов и населенных пунктов.
2. Решение вопросов формирования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения указанных программ.
3. Проведение мониторинга предприятий ЖКХ.
Эти три компонента в совокупности обеспечат органам местного самоуправления возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению населения жилищно-коммунальными услугами.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации регулирование тарифов для муниципальных предприятий и ставок оплаты для населения входит в компетенцию местных органов власти. От величины и правил формирования тарифов напрямую зависит размер бюджетной потребности в финансировании ЖКХ; от конструкции системы тарифного регулирования - эффективность экономических стимулов к повышению эффективности ЖКХ. Тарифное регулирование должно быть устроено таким образом, чтобы предприятия были заинтересованы в снижении издержек и повышении качества услуг, а потребители - в экономии ресурсов.
6. Обеспечение надежности функционирования и долговечности основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, снижения эксплуатационных затрат. Для выполнения одной из основных задач развития ЖКХ - повышения устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, с одновременным снижением нерациональных затрат, предлагается:
1) использовать при реконструкции, ремонте и эксплуатации жилых и общественных зданий и сооружений высококачественные, равные по долговечности строительные материалы и конструкции и элементы инженерных систем (долговечные кровельные материалы, пластиковые трубы, фасадные отделочные материалы и др.), ограничить (запретить) применение недолговечных, морально и технологически устаревших материалов и технологий, что позволит в дальнейшем значительно снизить затраты на эксплуатацию зданий.
2) повысить энергоэффективность реконструируемых зданий в комплексе с другими ресурсосберегающими мероприятиями. Продолжение реконструкции и ремонта по устаревшим технологиям приводит, из-за высоких теплопотерь в ходе эксплуатации, к существенным финансовым расходам на выплату вынужденных дотаций, для компенсации удорожания стоимости топлива, а также и вводу дополнительных мощностей по производству тепловой энергии;
3) реконструировать жилые дома первых массовых серий. Для последующей оценки экономической целесообразности и накопления опыта, необходимо предварительно провести полное техническое обследование различных серий и типов жилых домов первых массовых серий, разработать несколько пилотных проектов их реконструкции. При реконструкции использовать преимущественно современные строительные технологии и качественные, долговечные и энергоэффективные материалы и конструкции;
4) использовать автономные системы жизнеобеспечения. При проектировании нового строительства и реконструкции существующего жилищного фонда рассматривать возможность использования автономных систем жизнеобеспечения (поквартальных котельных, трансформаторных подстанций и т.п.).
7. Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг и оптимизация их себестоимости. Жилищно-коммунальное хозяйство все еще продолжает оставаться в большей мере в сфере действия прежней, централизованной системы управления, в которой хозяйственные аспекты жилищно-коммунального хозяйства совмещены с социальными. Отход от этой системы - краеугольный камень реформирования жилищно-коммунальных отношений.
Противоречие между действующей системой и требованиями рыночной экономики состоят также в том, что у предприятий ЖКХ отсутствует экономическая заинтересованность в реализации своих услуг, соответствующих запросам потребителей в отношении объема, качества и режима предоставления. Неподготовленность предприятий ЖКХ к работе в системе рыночных отношений, объясняется тем, что в настоящий момент их экономические интересы не требуют повышения ответственности на всех уровнях управления, что особенно наглядно проявляется в существовании затратных тенденций. Отсутствие среди производителей жилищно-коммунальных услуг важнейшего признака рыночной экономики - конкуренции - является основной причиной роста себестоимости отпускных цен.
Главным несоответствием существующего хозяйственного механизма экономическим особенностям рыночной системы является отсутствие стимулирования и экономической ответственности производителей перед потребителями.
Для достижения целей повышения качества услуг, соответствующего запросам собственников жилья, нанимателей и потребителей услуг, а также снижения их себестоимости, предусматриваются следующие направления:
- охват всего спектра отношений в отрасли договорами, обеспечивающими действие экономических и юридических рычагов повышения ответственности сторон за полное и качественное исполнение договорных обязательств;
- совершенствование структуры управления отраслью, с полномасштабным внедрением трехуровневой системы: собственник - управление - подряд и четким определением целей, задач и функций каждого уровня;
- обеспечение активного развития рынка жилищно-коммунальных услуг, способного, при соблюдении государственных минимальных социальных нормативов и стандартов потребления указанных услуг, предоставлять востребованный жителями уровень услуг по оптимальной рыночной их стоимости;
- реализация мер по демонополизации процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающего формированию их рыночной и конкурентной стоимости;
- обеспечение многовариантности предложений услуг, с охватом не только производство работ (услуг), но и сферы организации (управления) жилищно-коммунальной деятельности и привлечением адаптированных к рыночной экономике структур новых организационных форм управления (акционерные общества открытого и закрытого типа, холдинговые компании, различные частные фирмы, товарищества и компании, специализирующиеся на отдельных видах ремонтно-строительных, эксплуатационных работ, а также управляющие компании по управлению муниципальной собственностью).
- обеспечение процессов активного перехода отрасли на самофинансирование, дальнейшего развития ее элементов за счет полной оплаты потребителем рыночной стоимости производимых субъектами хозяйствования услуг;
- создание механизма снижения затрат, который должен обеспечить объективные стимулы ресурсосбережения, что позволит не только снизить затраты предприятий ЖКХ, но и определить наиболее безболезненные переход к экономически обоснованным ставкам и тарифам. Данный механизм помимо организационно-технических мероприятий, связанных с введением договорных отношений, предусматривает реализацию ряда технических решений, направленных на модернизацию инженерных систем, обеспечению приборами регулирования, учета и контроля расхода, что создаст основу для проведения корректировок на основе результатов и показателей их работы как нормативов потребления услуг, так и тарифных составляющих;
- усиление контролирующих и регулирующих воздействий органов государственной жилищной инспекции, отраслевых служб управления администраций муниципальных образований, не только на процессы обеспечения социальных нормативов обслуживания, но и заключение договоров, отражающих эти нормативы;
- активизация роли, действующих на территории региона, аккредитованных Госстандартом РФ органов сертификации по подтверждению соответствия производимых работ (услуг), установленным требованиям нормативных документов: государственных стандартов, в том числе международных; санитарных норм и правил; строительных норм и правил; норм безопасности, а также других документов, которые согласно законодательству Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам ЖКХ;
- внедрение конкурсной основы отбора подрядчиков.
Развитие ЖКХ невозможно без решения проблем энергосбережения и рационального использования ресурсов. Вопросы энергосбережения должны быть важнейшим элементом энергетической стратегией региона.
Энергосбережение - это базисный тезис, который лежит в основе реформирования ЖКХ. Жилищно-коммунальные услуги, оказываемые бюджетным организациям должны нормироваться в части топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Утвержденные нормативы позволяют провести лимитирование потребления ТЭР бюджетными организациями и проводить мониторинг их энергопотребления в целях соблюдения энерго-финансового баланса бюджетной сферы региона. Следующим этапом в упорядочении энергопотребления в регионе должно стать определение методологии разработки топливно-энергетического баланса организаций ЖКХ.