скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Рентабельность предприятия

Расчет этого показателя важен не только для внутренних пользователей предприятия, а, кроме того, и для покупателей и заказчиков при приобретении продукции предприятия, для налоговых органов при определение налоговых платежей из прибыли предприятия, для инвесторов и кредиторов, которым важно знать будут ли прибыльны инвестиции или сможет ли предприятие отдать полученные кредиты1.

Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько рублей прибыли приносит рубль вложенных средств независимо от источника их привлечения. Для исчисления этого показателя различные показатели прибыли соотносят со средним итогом баланса, что позволяет оценить воздействие внешних факторов.

                                            (19)

                                (20)

                             (21)

                                        (22)

Сопоставление показателей R5 (общая рентабельность предприятия) и R6 (чистая рентабельность предприятия) позволяет оценить влияние налогообложения на рентабельность предприятия.

Сопоставление R5 и R7 показывает влияние на рентабельность таких операций, как поступление и выплата дивидендов, и других не имеющих прямого отношения к производству и реализации продукции операции, влияние на рентабельность операций по реализации на прямую не связанных с реализацией продукции R5 и R8.

Если преобразовать коэффициент рентабельности R6 разделив и умножив его на объем продаж (выручка от реализации продукции плюс внереализационные доходы), то можно получить следующую факторную зависимость,

(23)

которая раскрывает связь между рентабельностью производственных активов, рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

В финансовом менеджменте формула (23) носит название формула Дюпона1, в которой отношение чистой прибыли к объему продаж называется коммерческой маржей (КМ), а отношение объема продаж к активам – коэффициент трансформации (КТ), который показывает, сколько раз за период оборачивается каждый рубль активов.

Используя формулу (23) на практике предприятие может регулировать уровень рентабельности активов, изменяя ее составляющие – коммерческую маржу и коэффициент трансформации.

На величину коммерческой маржи влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т.д.

На коэффициент трансформации – отрасль (например, в торговле оборачиваемость активов больше, чем в машиностроение) и экономическая стратегия предприятия.

На практике невозможно обеспечить одновременный рост КМ и КТ, т.к. показатель оборота присутствует одновременно в знаменателе одного сомножителя и в числителе другого.

По этому, важно решить вопрос, какой из показателей оказывает более сильное воздействие на изменение рентабельности активов. В зависимости от уровня показателей КМ и КТ можно выделить четыре варианта их комбинации (рис.3)

Рис.3. Влияние коммерческой маржи и коэффициента трансформации на величину рентабельность активов

Идеальная позиция тяготеет к варианту III, но на практике этот вариант очень трудно осуществить.

Как правило, варианты I и II наиболее возможны.

Вариант IV не желателен для предприятия, так как может привести к снижению рентабельности активов.

Так как активы предприятия отражают вложения предприятия в основные и оборотные фонды, то для анализа деятельности предприятия необходимо оценить, какую прибыль приносят эти вложения.

Для этого балансовую прибыль отчетного периода соотносят со средней стоимостью основных и оборотных фондов предприятия, в литературе этот показатель называют обычно коэффициентом общей рентабельности производственных фондов.

Этот показатель можно оценивать и по чистой прибыли, остающейся в распоряжение предприятия.

 (24)

где Fос – среднегодовая стоимость основных средств;

Fоб– среднегодовые остатки материальных оборотных средств;

Q– объем реализованной продукции;

R3– рентабельность реализованной продукции;

 – коэффициент фондоемкости;

 – коэффициент закрепления оборотных средств;

 – зарплатоемкость продукции;         

  материалоемкость продукции;

 – амортизациоемкость продукции;

S – затраты на производство продукции.

Из формулы (1.16) видно, что на общую рентабельность фондов влияют фондоотдача, коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств и рентабельность реализованной продукции.

Рентабельность фондов тем выше, чем выше рентабельность продукции, чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота основных средств. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется методом цепных подстановок.

В зависимости от конкретных целей анализа показатели балансовой и чистой прибыли можно соотносить или только с основными, или только с оборотными фондами, или отдельно с каждой статьей входящей в состав оборотных фондов.

Расчет коэффициента общей рентабельности и факторов, влияющих на него фондоемкости, оборачиваемости оборотных средств и других факторов позволит предприятию выявить факторы, которые необходимо изменить, чтобы снизить себестоимость продукции и тем самым повысить её рентабельность.

Чтобы выявить избыточное увеличение на предприятие мобильных (оборотных) средств, что может быль следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств, целесообразно рассчитать рентабельность основных и внеоборотных средств, которая показывает долю прибыли, приходящуюся на рубль внеоборотных активов и рассчитывается по формуле

                                       (25)

где Р – прибыль (балансовая или чистая);

Fва – величина внеоборотных активов;

Рост рентабельности внеоборотных активов при снижении рентабельности активов будет свидетельствовать о данной тенденции.

Однако при расчете этого показателя необходимо помнить, что числитель и знаменатель данной формулы, выражены в денежных единицах разной покупательной способности, т.е. прибыль отражает сложившийся уровень цен за истекший год, основные фонды формируются в течение нескольких лет и их стоимость может быть занижена (завышена) по сравнению с действующими на рынке ценами[1].

Рентабельность собственных средств показывает какая величина прибыли приходится на 1 рубль собственных средств, т.е. позволяет определить эффективность использования собственных средств предприятия и сравнить ее с возможным доходом от вложения этих средств в другие объекты (ценные бумаги, другие предприятия и т.д.).

 В западных странах этот показатель служит важным критерием при оценки уровня котировки акций на фондовой бирже. Рентабельность собственного капитала вычисляется по формулам:

                      (26)

               (27)

Разница между показателями R6 и R10 обусловлена привлечением предприятием внешних заемных источников финансирования.

Если предприятие, посредством привлечения заемных средств, получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов за них, то разница может быть использована для повышения отдачи собственных средств.

Если рентабельность всего капитала меньше, чем проценты уплаченные за заемные средства, влияние заемных средств на деятельность предприятия должно быть отрицательно.

Для выявления факторов, влияющих на величину рентабельности собственного капитала можно применять следующую факторную модель:

        (28)

Из формулы видно, что рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от уровня рентабельности продукции, скорости оборачиваемости активов и соотношения собственного и заемного капитала. Показатель (все активы: акционерный капитал) отражает, что во сколько раз при прочих равных условиях рентабельность собственных средств повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

В финансовом менеджменте это явление связывают с действием финансового рычага и используют при управлении структурой финансовых источников: собственных и заемных средств, в целях повышения рентабельности собственных средств.

Эффект финансового рычага (ЭФР) – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использования кредита, несмотря на платность последнего.

Это определение можно записать в виде формулы:

                    (29)

где ЭР – экономическая рентабельность активов

Т– ставка налога на прибыль.

Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между ЭР и ценой заемных средств – средней расчетной ставкой процента (СРСП), т.е. предприятие должно иметь такую экономическую рентабельность активов, чтобы средств хватило по крайней мере хотя бы для уплаты процентов за кредит.

Средняя расчетная ставка процента рассчитывается по формуле:

            (30)

Приведенную выше формулу достаточно легко рассчитать на практике.

Но для более точного анализа при наличии необходимых данных СРСП можно рассчитывать по средневзвешенной стоимости различных кредитов и займов, можно также причислять к заемным средствам деньги, полученные предприятием от выпуска привилегированных акций1.

Кроме того, т.к. по действующему законодательству часть процентов, уплачиваемых по кредитам банков, относится на себестоимость продукции в пределах устанавливаемого Центральным банком норматива, то при расчете СРСП необходимо учитывать только суммы, которые не относятся на себестоимость продукции. К сожалению СРСП невозможно рассчитать на основании данных бухгалтерской отчетности.

После расчета СРСП рассчитываю дифференциал – первую составляющую ЭФР, который определяется как разность между рентабельностью активов и СРСП. Эта величина не должна быть меньше нуля.

                 (31)

Вторая составляющая ЭФР – плечо финансового рычага, которое характеризует силу воздействия финансового рычага и определяется как отношение заемных (ЗС) и собственных средств (СС)

Эффект финансового рычага определяется как произведение его составляющих , которое можно представить в виде формулы

                       (32)

Для того чтобы ЭФР не оказался завышен при его расчете необходимо вычитать сумму кредиторской задолженности из всех используемых при вычисление формул.

Эффект финансового рычага должен изменятся в пределах от 1/3 до 1/2 уровня экономической рентабельности активов и не должен быть меньше нуля.    Тогда эффект финансового рычага способен компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам рентабельность.

Однако, несмотря на то, что увеличение заемных средств в структуре совокупного капитала позволяет увеличить рентабельность собственных средств, необходимо помнить, о том что при росте величины кредитов и займов увеличиваются и финансовые издержки, связанные с их покрытием, а следовательно и СПРС, и может наступить такой момент, когда дифференциал станет меньше нуля, т.е. заимствования будут уменьшать рентабельность собственных средств предприятия.

В экономической практике существует несколько концепций финансового рычага, например, для американской школы ЭФР трактуется как изменение чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию. Использование того или иного метода обусловлено спецификой деятельности предприятия, страной, в которой находится предприятие, экономической ситуацией в стране и т.д.[1]


Глава 2. Анализ рентабельности ООО «Серебряная стрела»

2.1.Характеристика предприятия ООО «Серебряная стрела»

ООО «Серебряная стрела», местонахождение предприятия – г. Москва, ул. Литвиненко, 15.

Основная деятельность ООО «Серебряная стрела»:

Продажа сотовых телефонов, позволяет приобрести потребителям сотовую связь и дополнительные услуги. Компания стремится обновлять предлагаемый ассортимент. В наличии постоянно присутствует порядка 50 моделей, существует работа на заказ.

Широкий выбор аксессуаров к сотовым телефонам лаконично дополняет продажу самих аппаратов (чехлы, сумочки, шнурки, брелки и др.).

Запасные части достаточно востребованы. Это позволяет оказывать такую услугу, как ремонт аппаратов. Для этого был создан сервисный центр.

Реализация карточек экспресс оплаты. Это наиболее востребованный продукт, так как частота его потребления намного выше. Хотя в этом направлении конкуренция заключается только в полноте представляемого ассортимента, так как какого-либо варьирования цены здесь невозможно. Цены до настоящего момента оставались дискретными.

Подключение к операторам сотовой связи. Данная услуга сначала являлась только дополняющей к покупке телефона. В настоящий момент, учитывая разнообразие операторов, эта услуга превратилась в обособленное направление, так как потребители получили возможность менять не только тариф внутри сети, но и по мере появления новых предложений, менять самого оператора.


2.2 Для проведения анализа показателей рентабельности сос­тавляется табл. 1.

Таблица 1

Пример расчета показателей рентабельности

Показатель, тыс. руб. 2003 2004
1.Выручка от реализации 731135 861289 130154
2.Прибыль до налогообложения 116577 22790 (93787)
3.Чистая прибыль 87117 (411)
01.01.2003 01.01.2004 средняя
4.Актив (Пассив) 682234 674767
5.Внеоборотные активы 342630 319608
6.Оборотные активы 339604 355159
7.Пассив 682234 674767
8.Собственный капитал 507495 511978
8.1. в т.ч. Уставный капитал 164 164
9.Долгосрочные пассивы - -
10.Краткосрочные пассивы 174736 173099
2003 2004
Выручка/ЧНСА (1:(5+6-10)) 1,59 1,93
Рентабельность капитала (2:4) 0,17 0,033
Рентабельность собственного капитала (3:8) 0,17 0.0008
Рентабельность акционерного капитала (3:8.1) 531,2 2,5

Аналогично можно представить расчет рентабельности капитала по другому предприятию:

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.