скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения

На основе этих методов нами были апробированы следующие тесты: Тест "Логичность " (по методике В.ЛМарищука). Цель: выявить способность ребенка мыслить логически. Детям читались задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод - умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично были даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные.

После зачитывания давалось 30 секунд на обдумывание. Оценки выставлялись по таблице № 2.1. Результаты занесены в таблицу № 2.2

Таблица № 2.1

Оценка в 9 8 7 6 5 4 2 1
баллах
кол-во 19 18 17 15 12-14 10-11 8-9 7 6
правильных ответов

Таблица № 2.2.

Результаты констатирующего эксперимента по изучению степени

развития логичности.

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
2 а Класс 2 чел, 4 чел. 4 чел. 8 чел. 2 чел.
26 Класс 2 чел. 2 чел. 4 чел. 7 чел. 5 чел.

Анализ таблицы показал, что логическое мышление развито недостаточно. Всего у 4 человек из 40 оно развито на 100%; у остальных детей в той или иной мере развитие логического мышления находится на среднем уровне.

Целью нашего исследования помимо выявления логичности, было определение их способностей к творческой деятельности. Для этого был апробирован тест 'Творческий потенциал".

Школьникам был предложен ряд вопросов. Нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответов и рядом с цифрой поставить букву "а'\ "б" или "в". После ответа, необходимо было подсчитать сумму набранных очков: за ответ "а" - 3 очка; за ответ "б" - 1; за ответ "в" - 2 очка.

Результаты подсчитывались следующим образом:

Высокий уровень: 49 и более баллов - Творческий потенциал значителен. Человек обладает большими творческими возможностями. Если их правильно использовать, "можно достичь хороших "результатов в творческой деятельности,

Средний уровень: от 24 до 48 очков - нормальный творческий "потенциал. Человек обладает теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством.

Низкий уровень: 23 и менее очков - Творческий потенциал небольшой.

Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей.

Таблица № 2.3.

Уровни 2а класс 26 класс
49 и более очков 13 17 чел,
24 - 48 очков 7 -
23 и менее очков - 3 чел.

Результаты показали, что в основном, у всех детей, за исключением 3-х, вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают такими качествами, как любознательность. Они обладают теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. В будущей деятельности они могут проявить себя творчески одаренными людьми.

Но есть проблемы, которые тормозят этот процесс. Следует больше работать их творческим потенциалом.

Таким образом, младшим школьникам необходимо предложить определенную методическую программу, которая поможет им развить свои творческие способности. Результаты экспериментальной работы позволяют наметить пути дальнейшего исследования данной проблемы, разработать рекомендации для будущего обучения младших школьников.

2.2. Формирующий этап и его результаты

Цель данного этапа оказать благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей в процессе трудовой деятельности с применением игровых технологий.

В качестве примера приведем один из уроков полностью.

Данный урок разработан на основе рекомендаций М. Ю. Савука.

Тема: «Объемная аппликация — изготовление белой кувшинки»

урок трудового обучения во 2-м классе

Цель: формирование творчески развитой, адаптивной личности. Образовательные задачи:

дидактические — освоение техники объемной аппликации;

воспитательные — формирование коммуникативных качеств;

•        развивающие— формирование наблюдательности, творческого мышления, развитие моторики рук.

Дидактические материалы и инструмент: иллюстрации с изображением белой кувшинки, цветная бумага, ножницы, клей.

Звуковой ряд: Ф. Лист, «Ноктюрн»; П. Чайковский, «Размышление», «Песня без слов».

Организация урока:

При проведении урока класс делится по группам (по 4 человека). Каждая группа получает свой «кусочек озера» для выполнения аппликации (приложение).

Ход урока

(Звучит спокойная музыка)

Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в небольшое путешествие по родной реке которая носит название ... Бира, Амур (ответы детей). Закройте, дети, глаза и представьте, что мы плывем на лодке. А вокруг вода — голубая, прозрачная, так и хочется руку вниз окунуть или плескаться в воде. А где-то впереди прыгает рыба, шепчет камыш. Высокая стена камышей сменяется плавающими округлыми листьями растений. Но особую, необыкновенную прелесть тихой речной воде придают крупные белые цветки. Нам так и хочется сорвать этот белоснежный цветок, и наша рука тянется к нему. Но мы не сделаем этого, мы проплывем мимо, восхищаясь этой красотой.

Откройте глазки. Кто из вас догадался, о каком растении идет речь?

Дети: Белая кувшинка.

Учитель: Правильно, ребята. Это растение белая кувшинка.

(Демонстрируются иллюстрации.)

Учитель: Кто из вас, ребята, видел в жизни этот цветок? (Учащиеся делятся своими воспоминаниями.)

Учитель: Ребята, если кому-то из вас не пришлось его увидеть, знайте, что все еще впереди. Вы подрастете, станете взрослыми и обязательно встретитесь с водяной лилией, так часто называют белую кувшинку.

Как вы думаете, ребята, почему нельзя срывать эти растения?

Дети: Они погибнут.

Учитель: Мы можем выжить лишь тогда, когда мы сохраним все природное окружение. Во многих регионах белая кувшинка стала редким растением, исчезающим. Она занесена в Красную книгу. Что это за книга? Почему она называется Красной?

Дети: Это книга опасности, тревоги.

Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем играть в путешествие к озеру с кувшинками.

Украсим наше озеро (приложение ) белыми кувшинками. Посмотрите на" плакат (приложение, рис. 2), как называется этот вид аппликации? Почему?

Дети: Объемная. Так как элементы изделия (лепестки) приклеиваются не полностью, а только их часть. Учитель: Что вам потребуется для работы? Какой тип вырезания можно применить для изготовления листьев, лепестков?

Дети: Цветная бумага — белая, зеленая, желтая, ножницы, клей. Вырезание — симметричное.

Учитель: Какие правила работы с ножницами вы знаете?

Учащиеся: Техника безопасности.

Учитель: Итак, можно приступать к работе. (Звучит музыка. Дети выполняют выбранные варианты творчества: кто вырезает лист растения, а кто — лепестки цветка.

В середине урока — физкультурная пауза под музыку.)

Учитель: Дети, выйдите, пожалуйста, из-за парт. Покажите, как цветок засыпает, когда прячется солнце? (Дети садятся на корточки, руки вверх в замочек — бутон). А как цветок распускается? (Дети медленно поднимаются и разводят руки в стороны.)

Подведение итогов урока.

Выставка работ. Все «кусочки озера» соединяются в одно целое.

Какая группа выполнила работу быстрее, аккуратней, красивее?

•        Кто больше проявил наблюдательности в оформлении серединки кувшинки, цвета, размера?

Учитель: Этот цветок был любим в давние времена, любят его и в наши дни. Многие писатели рассказывают о нем в своих произведениях, а в народе сочиняют загадки. Вот одна из них: «Чашечки и блюдца не тонут и не бьются». (Цветок кувшинки.)

А ученица нашего класса прочитает стихотворение поэта Т. Белозерова о белой кувшинке:

Тишина. Лишь кое-где

Скрипнет камышинка,

Спит на розовой воде

Белая кувшинка.

Спит и видит, что не спит. А за стаей вольной

Белой уточкой летит

Над водой безбрежной!

В следующие уроки труда и в дальнейшем включались разнообразные игры, игровой аспект на уроках был основным, игры носили творческий характер.

После проведения формирующего этапа было проведено тестирование на выявление творческого потенциала детей, для этого применялись те же методы, что и на констатирующем этапе. Результаты были занесены в таблицу № 4

Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей, после проведения формирующего эксперимента.

Таблица № 2.4

Уровни 2а класс 26 класс
49 и более очков 17 19 чел,
24 - 48 очков 3 1 чел
23 и менее очков -

Из таблицы видно, какое влияние оказал формирующий этап на развитие творческого потенциала детей. На низком уровне развития творческих способностей не осталось ни одного ребенка

Таким образом, мы наглядно убедились в том, что если в процессе трудового обучения учитель использует методы на развитие творческого мышления, учит детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны условия. Такие условия мы попытались создать, проводя эксперимент. Конечно, при проведении подобной работы необходимо учитывать контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей.

Необходимо отметить, что важную роль здесь играет систематичность и последовательность работы. Отрывистая, несистематичная работа не может привести к положительному результату. Только творчески работающий учитель может воспитать творчески мыслящих учеников.

Итак, трудовое обучение способствуют развитию творческих способностей учащихся. Наша работа велась длительно и планомерно, постепенно усложняясь. Поэтому и привела к положительному результату. А еще и потому, что выполнялись условия формирования творческих способностей: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, неограниченность в действиях.


Заключение

В курсовой работе были рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках труда. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и трудовое обучение как фактор их развития. В заключение подведем итоги курсовой работы.

Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей мы пришли к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология, бихевиористы и т.д. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный.

В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний.

Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

В экспериментальной части исследования нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников, после чего с ними проводилась работа на уроках трудового обучения. Проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей. Это позволило разработать и провести занятия на уроках труда, с применением методических приемов по развитию творческого мышления.

На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного экспериментального исследования. Повторно проведенные методики показали, что уровень творческого мышления учеников поднялся на новый качественный уровень.

Таким образом, в исследовании была доказана гипотеза уроки трудового обучения в начальной школе развивают творческие способности учащихся.


Библиография

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

2.  Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. В 2-х ч.: Кн. для чт. в 3-м кл.Ч.2.-3-е изд., перераб.-М.:БАЛАСС,2001.-224с.:ил.- СВОБОДНЫЙУМ).

3.  Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению:Уч. пос. для студ.-М.: Академия, 1999.-256с:

4.  Геронимус Т. Урок труда. 3 класс:Учебный комплект для начальной школы.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.-120с.

5.  Геронимус Т.М.. Урок труда. Сборник маленького мастера:Учеб.-тетр. №4 по трудовому обучению для уч-ся 1-4-х кл. четырехлет. нач. шк.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.

6.  Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда. - М.: ВЧГК "Русский Центр". - 2003

7.  Дуганов Р.В.. Природа творчества.-М.:Сов.писатель, 1990.-352с.

8.  Козырева А, Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.

9.  Конышева Н,М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пос. для учит, и студ. педвузов/Н.М.Конышева.-М, 2000. -88с.

10.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. Уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.:Академия,1999.-192с.

11.Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. - Ростов-на-Дону., 2003

12.Левин В.А. Воспитание творчества.-Томск:Пеленг, 1992.-56с.

13.Левина М. 365 весёлых уроков труда/Беляков Е.А.-М.:Рольф, Айрис пресс, 1999.-256с.

14.Лук А. И, Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976

15.Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978.

16.Лысенкова С. Н. Когда легко учиться : из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. М., 1982.

П.Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение: 1-4 классы .-М.: Владос,2001.-176с. 18.Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практич. пос. для педагогов и школьных психологов.Ч.1/Пер. с нем.-2-е изд.-М.:Генезис,2000.-160с. 19.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: Учеб. для 2-го кл.- Самара:Фёдоров,2000.-111с.


Приложение


Рис. 1

На доске — «озеро» из синей бумаги. Числа — номера групп. Каждая группа выполняет свой кусочек, а потом соединяют их вместе.


Элементы конструирования кувшинки

Рис.2 лепесток


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.