скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе

Существует распространенное мнение о том, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

 Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:

− ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

− создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;

− стимулирование ответственности и независимости;

− акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях[5].

В процессе обучения в вузе практически отсутствуют задачи, которые способствовали бы развитию всех мыслительных операций и характеристик мышления. В основном преобладают задания, имеющие решение алгоритмического типа и однозначный ответ. И студент, даже имея необходимые знания, критичность, гибкость и глубину мышления, не всегда способен решать задачи, поскольку присутствует определенного рода стереотип – все задачи решаются с помощью определенно заданных схем и любое решение, выходящее за рамки данной схемы, считается неверным.

Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.

Для студентов технических специальностей, будущих инженеров, наибольшую актуальность приобретает развитие таких качеств, как гибкость и быстрота. Именно наличие данных качеств позволяет студентам более легко осваивать основы дисциплин, а также является необходимой составляющей их будущей профессиональной деятельности. Развитие творческого мышления дает возможность вырабатывать у студентов такие качества, как компетентность, эмпатию, умение устанавливать контакты и без потерь разрешать возможные конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные пути выхода из тех или иных профессиональных или жизненных ситуаций.

Развивать творческое мышление и нацеливать на творчество необходимо также студентов, обучающихся на экономических или гуманитарных специальностях. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход.

В этом случае раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в спортивных соревнованиях, фестивалях, концертах, в выставках, различного рода кружках и помогает студенту адаптироваться в тех или иных условиях, раскрыть свои скрытые ресурсы. По результатам проведенного исследования было выяснено, что внеучебная деятельность помогает студентам бороться со своим комплексами, недостатками. Также было определено, что именно такой вид деятельности позволяет студенту заниматься и получать знания именно в той области, которая, по его мнению, кажется наиболее интересной, а, следовательно, совершенствовать свои знания умения и навыки, совершенствовать свои способности и стремиться к первенству.

Развитие творческого мышления студентов часто сдерживается тем, что их память не в состоянии усвоить огромного количества фактов, которые нужны сегодня, но окажутся бесполезными завтра. Необходимо преодолевать взгляд на обучение как на процесс, в основе которого лежит запоминание и воспроизведение, пересмотреть содержание учебных занятий, выделить в учебных программах опорные пункты, в которых указать, что подано в ознакомительном, информационном плане и что подлежит заучиванию.

Одним из механизмов, стимулирующих творческое мышление студентов, являются интеллектуальные задачи. Они вскрывают и приводят в движение познавательные ресурсы, формируют исследовательский стиль умственной деятельности. Возникая на базе затруднительных ситуаций, при решении значимых для человека проблем, интеллектуальная задача своеобразно моделирует процесс творческого мышления, служит действенным средством его формирования и развития у студентов. Особенно перспективными в этом отношении являются задания, при выполнении которых происходит глубокое преобразование исходного состава их требований, а также задачи со скрытым составом исходных данных, т.к. они не имеют определенного законченного ответа, поскольку студент может по мере своих склонностей и способностей неограниченно углубляться в изучение поставленного вопроса. К сожалению, студенты часто оказываются не в состоянии не только «неограниченно углубляться в изучение поставленного вопроса, но даже мысленно отступить от предъявленной им первоначальной формулировки, тогда как именно в этом умении и таится наиболее правильное решение проблемы. Творческая реконструкция основных структурных компонентов задания, включение их в новые системы связей активно содействуют формированию самостоятельности мышления, развивают оригинальность и находчивость ума.

Интеллектуальные задачи характеризуются большим разнообразием и различаются по условиям возникновения проблемы и характеру самостоятельно работы студентов:

1) оценочный выбор способа действия;

2) наличие фактов, содержащих действительные или кажущиеся противоречия;

3) различные оценки одного и того же явления;

4) обоснование или опровержение какой-то оценки явления;

5) возможность сделать противоположные оценочные выводы о явлении;

6) проблема, возникающая на «межпредметном уровне»

Одной из решающих предпосылок к развитию творческого мышления является максимальная ориентация учебного задания на личность студента, что возможно лишь при учете индивидуально-типологических различий.

В опыте вузов наибольшее распространение получили следующие формы индивидуализации обучения:

- использование разных вариантов однотипных заданий;

- применение заданий разной степени трудности;

- дифференцированное инструктирование студентов при выполнении самостоятельной работы;

- разное количество заданий по одной теме для студентов различного уровня обучаемости.

Огромными возможностями для формирования творческо-поисковой позиции личности располагает научно-исследовательская работа студентов, организуемая в рамках учебного процесса. При ее выполнении студент может проявить инициативу, наблюдательность, интерес к близкой ему проблеме, способность и умение поставить научный и практический эксперимент. Научно-исследовательская работа студентов становится оптимальной, если удается придать ей коллективный, групповой характер. В одиночку становится все труднее решать быстро усложняющиеся задачи, резко снижается результативность поиска. Индивидуальная научная работа приобретает новую направленность, вовлекает студентов в систему взаимной зависимости и обоюдной ответственности. В условиях групповой работы преподаватель имеет наибольшую возможность выявлять творческие дарования студентов, формировать научные коллективы.

Раскрытие творческой индивидуальности студента должно привести к формированию у него потребности в самообразовании как свойства личности. Закономерный результат педагогического процесса – готовность к самообразованию – включает в себя не только устойчивый интерес к научному знанию, но и надежные способы его приобретения.

Психолого-педагогические условия, влияющие на формирование опыта творческого мышления, можно разделить на две группы: объективные (ситуативные) и субъективные (личностные)[6]. Субъективные условия – это устойчивые черты характера человека, способные влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. К объективным относятся такие условия среды, такая организация образовательного процесса, когда не подавляется инициатива учащихся, формируется в них уверенность в своих силах и возможностях, стимулируется самостоятельность, развивается воображение.

I. Субъективные (личностные) условия – совокупность характеристик личности, воздействуя на которые (посредством педагогических приемов, методов, средств) формируется опыт творческого мышления будущих специалистов. Данная совокупность включает в себя:

1) Личностные качества обучающихся (черты творческой личности): неконформность, самостоятельность мышления; склонность к риску; развитое воображение, фантазирование; уверенность в себе; личностная активность; богатое подсознание; стремление к самосовершенствованию; профессиональное честолюбие, адекватная самооценка; задатки и способности т.д.

2) Устойчивая положительная мотивация творческой деятельности, мотивация достижения успеха, уровень притязаний личности, потребность в познавательной деятельности, в самореализации.

3) Установка на творчество, включающая систему эмоциональных состояний: настроение (расположенность к предстоящей деятельности); предвосхищение удовлетворенности от предстоящей деятельности и общения с аудиторией; эмоциональное «видение» предстоящей деятельности, ее основных контуров; вдохновение, возникающее из эмоционального увлечения материалом и предстоящей деятельностью.

4) Необходимый и достаточный уровень общей и специальной теоретической подготовки как содержательная база для успешного решения профессиональных задач.

5) Профессиональная направленность личности – основа формирования мотивов, установок на профессионально-творческий подход к решению задач.

6) Целеполагание, сформированная «Я-концепция». Данный комплекс качеств личности не является статичным образованием, на него может и должно быть направлено формирующее воздействие на этапе профессионального образования, а далее доминирующая роль принадлежит процессам самовоспитания и саморазвития. Чтобы данные процессы могли успешно осуществляться, необходимо подготовить сознание личности. Личность профессионала – это не только результат, но и процесс; все профессионально значимые качества необходимо целенаправленно развивать и совершенствовать, обеспечив будущему специалисту соответствующие объективные (ситуативные) условия.

II. Объективные (ситуативные) условия – обеспечивают возможность целенаправленного педагогического (формирующего) воздействия, а также ориентируют его в соответствии с поставленными целями:

1) Личность и поведение педагога. Педагог выступает основным действующим лицом технологического процесса, организует его, обеспечивает конкретные практические взаимодействия с учащимися, включает их в подлинную систему ценностей, усиливает мотивационную поддержку студентам, активизирует их творческий потенциал (А.К.Маркова, Г.Е. Муравьева и др.). Творческая активность учащихся повышается, когда преподаватель проявляет собственную креативность. Кроме того, в процессе обучения педагог должен создавать такой психологический микроклимат в коллективе, в котором учащиеся чувствовали бы себя свободно, не боялись проявлять инициативу, чувствовали справедливое и доброжелательное отношение к себе.

Педагог должен быть способен создавать условия и осуществлять воздействия с тем, чтобы вызвать у учащихся нужные, запланированные изменения в сознании, мышлении, поведении и отношениях; в его функции входит осуществление подкрепления деятельности учащихся, поскольку поощрения и наказания формируют и закрепляют привычку; он должен быть тем образцом, примером творчески мыслящей личности, на который могут и желают ориентироваться учащиеся в своей деятельности.

2) Морально-психологический климат в коллективе, направленный на создание творческой атмосферы, устранение творческоподавляющих факторов и поддержку инициативы обучающихся. Подобная психологическая атмосфера характеризуется вовлеченностью всех учащихся в творческий процесс, свободой от стереотипов, неконформностью суждений, инициативностью и самостоятельностью студентов, их интересом и готовностью к творческой профессиональной деятельности Для этого педагог должен обеспечить взаимоуважение, опору на сильные стороны учащихся, учитывать их индивидуальные особенности, организовать учебный процесс в духе сотворчества и неравнодушного отношения к успеху всех и каждого. Для создания творческой атмосферы необходимо обеспечивать дух соревнования, подчеркивать безусловную ценность каждого студента, а также ценность их творческих идей.

3) Материально-техническая база. В основе любых профессионально значимых качеств, любых умений и навыков лежат знания. Усвоение необходимых знаний студентами – важнейшая задача образовательного процесса. Для приобретения достаточного объема знаний, студенты должны не только иметь интерес к учебному труду и навыки самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, но и иметь соответствующие возможности. Это и литературный фонд, и компьютерное обеспечение, возможность пользоваться информационными базами данных сети Интернет, и доступ к культурным ценностям общества.

4) Организация учебного процесса. Организация образовательного процесса, направленного на формирование опыта профессионально-творческого мышления, должна характеризоваться проблемностью и, в целом, отвечать андрагогическим принципам (С.И. Змеев):

1.Приоритет самостоятельного обучения. Поскольку становление опыта профессионально-творческого мышления как глубинного личностного качества возможно только в процессе самостоятельной творческой деятельности, то при организации образовательного процесса основной упор должен делаться на самостоятельную работу учащихся (как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время), направленную на выполнение заданий, адекватных целям и задачам конкретного этапа.

2.Принцип совместной деятельности педагога и учащихся. Для эффективного развития креативности и реализации творческого потенциала учащихся необходима соответствующая психологическая атмосфера в коллективе, созданию которой способствует сотворчество педагога и обучающихся.

3.Принцип опоры на опыт обучающихся, согласно которому жизненный опыт учащихся должен использоваться окружающими в качестве источника обучения и самообучения. Студент приходит в вуз с определенным социальным и бытовым опытом, опытом обучения (учения) и, отчасти, профессиональным опытом, который может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому, с одной стороны, следует учитывать все позитивные его моменты, а с другой, нейтрализовать негативные проявления. Отсюда вытекает следующий принцип:

4.Индивидуализация обучения предполагает разработку образовательных программ в соответствии с конкретными профессиональными требованиями при учете личностных особенностей, опыта и уровня подготовленности учащегося. Данный принцип нашел свое отражение, в частности, при определении уровня сформированности опыта профессионально-творческого мышления каждого обучающегося и дифференцированном построении дальнейшего процесса (в виде выбора методов, форм, механизмов педагогического воздействия и содержания заданий).

5.Принцип контекстности обучения (по А.А. Вербицкому), в соответствии с которым должно осуществляться профессиональная направленность образовательного процесса, отраженная, прежде всего, в его содержании.

6.Принцип элективности обучения предполагает реализацию студентами предусмотренных академических свобод. Он, в частности, может быть реализован как предоставление студентам определенной свободы в выборе направления учебно-познавательной и научно-практической деятельности (задания для самостоятельной работы на выбор); средств и методов выполнения заданий; источников необходимой дополнительной информации и т.п.

7.Принцип развития познавательных потребностей, согласно которому а) результаты обучения оцениваются по реальному уровню сформированности тех или иных качеств личности, ее знаний, умений и навыков; б) образовательный процесс направлен на формирование у учащихся адекватной познавательной мотивации учебной деятельности. Процесс формирования творческого мышления должен строиться в форме проблемного обучения, предусматривающего постоянную постановку и разрешение учебных, научных и профессиональных проблем, что обусловливает включение таких механизмов, как: вопрос и самовопрос, обеспечивающие критическую оценку собственных знаний, умений, навыков; рефлексию как результат анализа собственных знаний, умений и возможностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.