скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Разработка системы межпредментых связей при подготовке учащихся к семейной жизни

Обе эти тенденции закономерны. Общество, в котором человек выступает прежде всего как средство или агент производства, неизбежно порождает репрессивную половую мораль. «Потребительское общество» подрывает эту репрессивность, но при этом сексуальность начинает восприниматься как последнее убежище человека в обезличенном, стандартном мире, либо как развлечение, спорт, игра [17, с.234].

Формирование здоровой сексуальности, способствующей полноте жизни и продолжению рода, неотделимо от всех прочих сторон жизнедеятельности личности. Как справедливо писал А.С.Макаренко, человеческая любовь «не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» [16, с.213].

По-видимому, половым просвещением должен заниматься специально обученный человек, врач или учитель, сама роль которого придает беседе черты отчужденности, безличности: сообщается некоторая система знаний, а как ты применишь её к себе – никто тебя не допытывает, захочешь – можешь спросить. И конечно, необходима (и дома, и в библиотеке) доступная литература, которую старшеклассник мог бы прочитать сам.

Задача состоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности – это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной общественно-личной жизни. Старшеклассники должны знать не только биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических аспектах проблемы. Обращаясь к половозрелым юношам и девушкам, нужно апеллировать уже не к доводам наивного биологического эгоизма (смотри, не повреди своему здоровью!), а к взрослому чувству социальной и моральной ответственности, призывая их тщательно взвешивать серьёзность своих чувств («люблю» или «нравиться»), меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, материальные и иные сложности ранних браков и т.д.

Половые отношения – сфера деликатная, здесь часто проявляется то, что еще Ф.Энгельс называл «ложной мещанской стыдливостью». Некоторые родители и учителя выступают против полового просвещения в школах, так как все необходимые знания якобы содержаться в курсах биологии, а наши предки без них отлично обходились. Однако медико-педагогические исследования показывают, что наши юноши и девушки дремуче невежественны в вопросах анатомии и физиологии пола, не говоря уже о психологии, деторождении и уходе за младенцами.

По последним данным, главным источником информации по вопросам пола у подростков были сверстники и старшие товарищи. Между тем информация, получаемая от сверстников, всегда не полна и очень часто ошибочна.

Нравится нам это или нет, половая жизнь начинается сегодня, как правило, до брака и нередко – до окончания школы. Предотвратить это школа не может, но она обязана предупредить своих питомцев о связанных с этим проблемах.

Подростки должны знать, что сексуальная неразборчивость, случайные связи и частая смена партнёров способствует распространению венерических заболеваний и других инфекций, передаваемых половым путем.

Подготовка к браку и семье, частью которой является половое просвещение старшеклассников, - трудное дело, здесь много спорного и неясного. Но, как и всякая прочая работа, она предполагает высокий профессионализм. Страусова позиция – не вижу, не знаю, не признаю! – не только нереалистична, но и глубоко безнравственна [17, с. 236].

Обо всем вышеизложенном подросток должен узнавать в школе, а не за е пределами в неправильной формулировке.


Глава 2. Разработка и апробация дидактических игр при подготовке учащихся к семейной жизни

2.1. Роль и место раздела «Домашняя экономика» в образовательной области «Технология», 8 класс

«Домашней экономика» - изучается в 8 классе (8 часов). Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов. Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а, потому освоив домашнюю экономику, учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики.[8]

Изучение раздела преследует следующие цели:

Ø   вооружить учащихся знаниями о домашней экономике сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

Ø   воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;

Ø   подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина и первоначальные умения этих знаний в повседневной деятельности.

Изучение раздела решает следующие задачи:

Ø   познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;

Ø   развить целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные и нравственные устои и традиции;

Ø   раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;

Ø   научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;

Ø   подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;

Ø   сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;

Ø   сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;

Ø   воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, дидактические игры, самостоятельную работу учащихся.

Перечень знаний и умений, формирующихся у учащихся.[8]

Учащиеся должны знать:

Ø   цели и значение домашней экономики;

Ø   общие правила ведения домашнего хозяйства;

Ø   составляющие домашнего бюджета и источники его доходной и расходной частей;

Ø   возможность рационального использования средств и пути их увеличения;

Ø   экономические связи семьи с рыночными структурами общества;

Ø   элементы семейного маркетинга и самоменеджмента;

Ø   роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

Ø   экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества;

Ø   необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого члена;

Ø   цели и задачи экономики.

Учащиеся должны уметь:

Ø   анализировать семейный бюджет;

Ø   определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

Ø   анализировать рекламу потребительских товаров;

Ø   осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности.

2.2. Тематическое планирование раздела «Домашняя экономика» с использованием дидактических игр, 8 класс

 

Класс,

часы

Тема занятия Технические сведения Практическая работа Объект труда Материалы и оборудование

8класс,

2 ч.

8класс,

2 ч.

8класс,

2 ч.

8класс,

2 ч.

Домашняя экономика

Бюджет семьи.

Расходы семьи.

Менеджмент в домашней экономике.

Цели и задачи экономики. Семья первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и коллективная собственность, распределительные отношения в семье. Экономические связи в семье с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное хозяйство; его составляющие. Личное предпринимательство.

Цели и задачи экономики семьи.

Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал, ценные бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Забота государства о семье и её бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его законном использовании.

Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи, рост потребностей. Распределение бюджета. Хозяйственная книга. Расходы на энергоносители: газ, уголь, дрова и т.д. Расчет потребностей в энергоносителях средней семьи. Расходы на услуги: отопление, водоснабжение, телефон и другие средства информации и телекоммуникации, квартплата, оплата за детский сад и другие платные учреждения образования и медицинские услуги. Расходы на питание. Физиологически обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Меню семьи.

Учет биологических требований к питанию семьи и её экономических возможностей. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование. Расходы на одежду и отдых. Непредвиденные расходы. Расчет потребительской корзины. Черта бедности. Бюджет школьника. Анализ ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов. Лицевой счет школьника.

Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи – залог его успеха в жизни. Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех. Экономические возможности и экономические потребности семьи. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Реклама товаров на упаковках. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами. Вложение семейных средств в банки, ценные бумаги и т.п.

Составить финансовую документацию семьи по образцу выданному учителем.

Записать ресурсы своей семьи (земля, капитал, люди, технологии и т.д.).

Игровая ситуация –

Поездка в отпуск

Деловая игра «Бюджет семьи».

Дидактическая игра «Питание школьника за неделю»

Расчет прожиточного минимума семьи. Анализ расходов своей семьи в месяц.

Документация по экономике семьи.

Ценовая документация.

Чеки из магазинов, из фирм по оказанию услуг, ЖКО, квитанции банка и пр.

Книга расходов

Бумага формата А4, шариковая ручка, бланк.

Калькулятор,

бумага,ручка,

прайс-листы

турагентств,

ж/д вокзала,

аэропорта.

Калькулятор, бумага, ручка, доска для демонстраций.

Калькулятор, бумага, ручка, доска для демонстраций

2.3. Разработка плана конспекта урока раздела «Домашняя

экономика» с использованием дидактических игр, 8 класс

Урок-проект.

Класс: 8.

Раздел: «Домашняя экономика».

Тема: Бюджет семьи.

Цели:

Образовательная: изучить структуру семейного бюджета, определить возможные ресурсы;

Воспитательная: разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов;

Развивающая: развитие мыслительных процессов и устной речи;

Методическое оснащение урока:

Наглядные пособия:

Доска для демонстраций, схемы, технологические карты.

Тип урока: урок-проект.

Задачи:

- разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи;

- увеличить доходную часть бюджета (на конкретных примерах).

Исследование проблемы.

 Домашняя экономика – это наука о повседневной жизни семьи, направленная на реализацию потребностей ее членов, а также производство товаров и услуг. Она определяет потребности семьи, дает возможность выбрать оптимальные и эффективные средства для их удовлетворения, помогает разумно организовать семейный труд, спланировать и рассчитать расход денег. Домашняя экономика предполагает внутри семьи выбрать такие технологические операции, которые будут экономить время и средства.

 Уже с самого начала каждая семья обладает определенными ресурсами. Ресурсы семьи это деньги, материалы и производственные ценности, всевозможные запасы и источники доходов. Ресурсами семьи являются:

·           трудовые – возможность каждого члена трудиться;

·           материальные – недвижимость: квартира, дом, земельный участок, сарай, гараж, автомобиль, велосипед, бытовая техника и т. д.;

·           финансовые – наличные деньги, банковские счета, ценные бумаги, страховые полисы;

·           технологические – технология приготовления пищи, одежды, ремонтные работы, производство товаров и услуг.

С течением времени многие семьи приумножают количество и качество своих ресурсов. Однако, в экономике существует главная проблема: имеющихся ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех наших потребностей, из-за ограниченности их мы сталкиваемся с проблемой выбора: какую потребность реализовать в первую очередь, а что оставить для решения в будущем, а то и совсем отказаться от затеи это приобретать. Возобновление материальных ресурсов семьи происходит в основном за счет приобретения новых товаров и услуг, производства товаров и услуг в домашнем хозяйстве, рационального использования вторичных ресурсов.

В быту экономика обычно ассоциируется с понятием “экономить” – значит сберегать, сокращать затраты материалов и сделать это наиболее эффективно. Раньше в состоятельных домах работали экономки, которые и ведали всем хозяйством. Они пользовались особым уважением хозяев, так как распределяли и экономили средства. Помогали их рационально использовать.

Каждая семья имеет бюджет, в котором отражено соотношение ее доходов и расходов за определенный период времени. Формирование и исследование семейного бюджета является наиболее важной в современных условиях экономической проблемой семьи. Слово “бюджет” буквально означает “денежная сумка”. В структуру бюджета могут входить различные статьи доходов и расходов. Бюджет можно представить в виде весов: он отрицательный когда доход меньше расхода; сбалансированный – равенство дохода и расхода; положительный, когда доход превышает расход.

Составление бюджета включает в себя три основных фазы:

1.         Постановка финансовых целей (планирование крупной покупки, получение оборудования, начало своего дела)

2.         Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета.

3.         Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупка товаров первой необходимости.

Структуру семейного бюджета можно представить в виде таблицы, которая состоит из двух столбцов.

Бюджет семьи (расчет на один месяц)

ДОХОД Сумма, руб. РАСХОД Сумма, руб.
1 2 3 4

Основные источники:

Постоянные расходы:

заработная плата папы оплата квартиры
заработная плата мамы электроэнергия
пенсия бабушки телефон
пособие на детей транспорт
стипендия старшего сына налоги

Дополнительные источники:

Переменные расходы:

приусадебный участок бытовые услуги
ценные бумаги промтовары
выигрыш в лотерею платежи, накопления
гонорар
индивидуальная трудовая деятельность
ИТОГО ИТОГО

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.