скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Психологическая характеристика криминальных отклонений

Э.Дюркгейм настолько не сомневался в объективной природе социальных отклонений, что утверждал «нормальность» преступности. По его мнению, нет никакого другого феномена, который обладал бы столь бесспорными признаками нормального явления, как преступления наблюдаются во всех обществах всех типов и преступность не снижается по мере развития человечества.

Таким образом, Э.Дюркгейм рассматривал социальные отклонения преимущественно как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в работах исследователей (в том числе В.Парето, Л.Козера), признающих в качестве ведущих причин девиантного поведения противоречия между классами и различными социальными силами, например новаторскими и консервативными.

Не все люди (классы) имеют одинаковые условия для достижения успеха, но они могут адаптироваться к возникшему противоречию несколькими путями. В качестве таких путей адаптации Р. Мертон выделил:

Ø   конформизм (полное принятие социально одобряемых целей и средств их реализации);

Ø   инновацию (принятие целей, отвержение легитимных способов их достижения);

Ø   ритуализм (негибкое воспроизведение заданных или привычных средств);

Ø   ретризм (пассивный уход от выполнения социальных норм, например в форме наркомании);

Ø   мятеж: (активный бунт - отрицание социальных норм). Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет относительно высокий уровень преступности среди низших социальных слоев.

Другими объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий (Т. Парсонса); несоответствие между распределением благ и личными качествами людей (П.Сорокин); влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р.Клауорд, Л.Оулин). Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную или ретристскую), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения [42].

Другим очевидным пробелом можно назвать неясность связи «профессия - девиантное поведение». Профессиональная среда оказывает существенное воздействие на личность человека. Хорошо известны такие негативные феномены, как профессиональный стресс, профессиональное «выгорание» и профессиональная деформация личности. Тем не менее публикаций, посвященных проблеме влияния профессии на девиантное поведение личности, практически нет.

Наряду с рассмотренными объективными социальными факторами действуют и так называемые субъективные причины девиантного поведения. В соответствии с теорией стигма-тизации (Э.Лемерт, Г. Беккер) девиации - следствие того, что само общество (вернее, социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).

И. Гофман выделяет три типа стигмы: физическая стигма (врожденные аномалии и телесные увечья); дефекты воли (алкоголизм, наркомания, душевные болезни); расовые стигмы («черные»).

Сазерленд в 1939 г. сформулировал теорию дифференцированной ассоциации; в соответствии с которой девиантное поведение - сложная и дифференцированная форма поведения. Ему учатся в интеракции (взаимодействии). Этот процесс включает усвоение девиантной мотивации, оправдания и техник реализаций девиантного поведения [34].

Наконец, субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самой личности (группы) к социальным нормам (Г. Сайк, Д. Матза). Например, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, человек может «нейтрализовать» действие норм следующими способами: ссылаться на высшие понятия (дружбу, преданность группе); отрицать наличие жертвы; оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией с ее стороны; отрицать свою ответственность; отрицать вред своего поведения.

Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности.

Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе). Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности.

Социальная дезорганизация

Ряд ученых (Томас, Знанецкий, Шибутани) объясняют отклоняющееся поведение происходящими в обществе социальными изменениями, дезорганизующими его жизнь. Поскольку разрушается согласие между людьми, одни стараются придерживаться старых норм и ценностей (ритуалисты, традиционалисты), другие же ориентируются на вновь появляющиеся ценности и нормы (авангардисты). Если же нормы не ясны и противоречивы, как считает Т.Шибутани, то широкое распространение получает индивидуализм[17].Сторонники социальной дезорганизации, по существу. Отрицают классовый характер социальных норм.

Исходя из соотношения норм и ценностей эталонной группы и отношения к ней индивида, Т. Шибутани выделяет типы отклоняющегося поведения:

1) конформное;

2) импульсивное;

3) компульсивное.

Конформное отклоняющееся поведение возникает тогда, когда человек руководствуется нормами эталонной для него группы. Если нормы этих групп отличаются от принятых в обществе, то человек, следовавший им, становится правонарушителем. «Мальчики из района трущоб совершают многие нарушения, пытаясь достичь и сохранить желаемый статус в глазах своих товарищей. «Неисправимый» мальчик может быть наделен многими качествами, которые вызывают уважение к нему в его первичной группе, такими, как мужество, верность, цельность, порядочность и «честная игра»[18]. Так односторонне, лишь действием норм эталонных групп, объясняет Т.Шибутани преступность несовершеннолетних из трущоб, уходя от коренных социальных причин, которым обязаны трущобы своим существованием. Эталонные групповые нормы действуют и при совершении преступлений взрослыми, принадлежащими к определенным социальным классам (бизнесмены, умышленно нарушающие законы, часто считают себя очень ловкими и нередко вызывают восхищение друзей своими незаконными действиями). Импульсивное отклоняющееся поведение возникает в результате временной утраты самоконтроля, особенно под влиянием сильного возбуждения, вопреки собственным стандартам поведения. К подобным случаям Т.Шибутани относит случаи дезертирства, воровства, насилия и др.

Компульсивное отклоняющееся поведение возникает в случаях дезорганизации личности употреблением наркотиков, алкоголя, вследствие насилия.

Теория множественных факторов

Согласно этой теории, «вообще не существует причин преступности (в строго научном смысле этого слова), а есть лишь факторы, вызывающие преступное поведение, и явно очевидные условия и положения, которые способствуют преступности»[19].

1.4 Профилактика криминального поведения

В случае противоправного и антиобщественного поведения основной стратегией социально-психологического воздействия является организация условий общественного наказания (преимущественно в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях). В ряде стран к лицам, совершившим правонарушения, применяется система общественного порицания и ограничения прав делинквента (без или после отбывания наказания), например ограничения в выборе профессии, в приеме на работу или в усыновлении детей. Основными формами психолого-социальной работы в случае делинквентного поведения являются консультирование, психотерапия, судебно-психологическая экспертиза (особенно в отношении несовершеннолетних), СПТ и организация саногенной среды. Относительно новой формой являются специализированные отделения при психиатрических больницах для делинквентных лиц с психическими расстройствами. В данных учреждениях особое внимание уделяется вопросам социально-психологической реабилитации личности. Психотерапия в условиях мест лишения свободы - пенитенциарная психотерапия - важная, хотя и плохо разработанная, форма; интервенции. Ее специфичность определяется как крайне стрессовой для личности ситуацией, влиянием асоциально настроенных? лидеров, так и невозможностью обычных отношений терапевтического альянса. Обычные методы неэффективны. В связи с этим используются специфические методы, адаптированные к пенитенциарной среде.

Психотерапия в закрытых учреждениях ориентирована на решение ряда задач. Прежде всего необходимо установить потребность индивида в психотерапевтической помощи. Далее важно определить личностные особенности с помощью адаптированных к пенитенциарной среде методик или специально разработанных шкал (обеспечивающих учет искажающих влияний среды). Важная задача - создание «психотерапевтических оазисов», групп или отношений, защищенных от деструктивно действующих влияний. Следующими актуальными вопросами являются снятие психического напряжения (прежде всего методами релаксации) и снижение чувствительности к криминальному, стрессовому воздействию. Наконец, необходимо социальное обучение и повышение способности осужденного решать проблемы в данной среде и по выходу из нее. В ряде случаев психологическая работа сочетается с духовной психотерапией. Сдедует также учесть общественное наказание и поведенческую терапию.

Выводы по Главе 1

1.     Отклоняющееся поведение имеет свое собственное неоспоримо важное место среди психических явлений.

2.     Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».

3.     Это поведение является противоправным и имеет криминальную сторону, то есть это отклонение в криминальную сторону – криминальное отклонение.

4.     Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

5.     Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще.

6.     Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

7.     Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

8.     Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность.

9.     Каждая социальная норма может разрешить или запретить, обязать или предполагать желательность тех или иных действий, поведения, отношений и поступков личности.

10.   В центре социальных норм стоят нормы нравственности и правовые нормы.

11.   Каждая социальная норма может разрешить или запретить, обязать или предполагать желательность тех или иных действий, поведения, отношений и поступков личности. В центре социальных норм стоят нормы нравственности и правовые нормы.

12.   Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; индивидуально-стилевые характеристики поведения.

13.   Причиной отклоняющегося поведения могут выступать биологические или социальные факторы.

14.   Наиболее серьезной предпосылкой криминального отклонения является агрессия.

15.   В случае противоправного и антиобщественного поведения основной стратегией социально-психологического воздействия является организация условий общественного наказания (преимущественно в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях).

16.   Основными формами психолого-социальной работы в случае делинквентного поведения являются консультирование, психотерапия, судебно-психологическая экспертиза (особенно в отношении несовершеннолетних), СПТ и организация саногенной среды.


Глава 2. Сравнение криминальных и патопсихологического отклонений на примере сопоставления личностей психически здоровых преступников, социопатов и психопатов

2.1 Психологический анализ личности психически здоровых преступников

Современные экспериментальные данные в области юридической психологии, в частности криминальной, свидетельствуют о том, что различия между законопослушными гражданами и преступившими закон лежат не столько в выраженности так называемых отрицательных с точки зрения общественных норм (моральных в первую очередь) черт характера, сколько главным образом в качественном своеобразии структурных компонентов личности, прежде всего степени деформации ее направленности (потребностей иерархии ценностей и мотивов, интересов, склонностей), а также опыта (знаний, умений и навыков личности). Это качественное своеобразие структуры личности правонарушителя в свою очередь образуется в результате особенностей формирования его личности в процессе социализации на всех этапах развития индивида.

Личность, отличающаяся ярко выраженной жаждой приобретательства, не обязательно пойдет на преступления, если это противоречит ее религиозным убеждениям, например, или тому, чем она дорожит в жизни (покоем близких людей или даже своим собственным, или просто боится наказаний и т.п.) — ценностям (направленность в структуре личности). Хотя в определенной криминальной среде или провоцирующей и способствующей криминогенной ситуации вероятность выбора противоправного типа поведения весьма высока.

Как отмечают многие ученые, нет и не может быть фатальной личности преступника, но в противоправном поведении преступников проявляются типичные, характерные для них всех структурно-личностные моменты, которые их объединяют и позволяют говорить о них как о правонарушителях.

Типичное в личности преступника, не есть простая сумма тех, или иных отрицательных свойств, наиболее распространенных, среди лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния. Его можно представить в виде наиболее вероятной для общественно опасной личности системы особенностей духовного мира, форм их проявления в противоправных поступках и действиях, а также факторов, формирующих эти особенности. Знание типичного в преступнике позволяет постоянно совершенствовать систему социального контроля, повышает эффективность предупредительных мер, улучшает профилактическую и воспитательную работу.

Под личностью правонарушителя понимается результат взаимодействия социально-политических, психологических и психофизических признаков лица, в той или иной мере деформированных в силу определенных неблагоприятных факторов среды, окружения и недостаточного овладения самим индивидом существующими общественными отношениями, ведущий его к умышленному совершению антиобщественных проступков, имеющих административно- и уголовно-правовое значение. Это определение включает в себя:

1. Личность правонарушителя не является простым набором или совокупностью тех или иных свойств (признаков, черт и т.п.). Все они находятся в постоянном развитии, взаимодействуя друг с другом, влияя друг на друга, усиливая и подавляя друг друга. Поскольку личность правонарушителя становится таковой только тогда, когда ею совершается противоправное деяние, то, следовательно, к этому моменту взаимодействие разных свойств личности привело к такому личностному образованию или психологическому результату (деформированному), который реализовался в противоправном поступке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.