Курсовая работа: Психологический портрет врача
Определение уровня эмпатии у группы гинекологов.
Сравнивая результаты, представленные в таблице 1 и таблице 2, можно сделать вывод о том, что исследуемые врачи, работающие в области гинекологии, обладают более высоким уровнем эмпатии, чем врачи – стоматологи. И не смотря на то, что во второй группе только пять врачей с ярко выраженным высоким уровнем эмпатии, остальные десять испытуемых все же имеет большее количество баллов по данному качеству, чем респонденты первой группы. Таким образом, врачи женской консультации более способны к эмоциональному восприятию каждого пациента, находят индивидуальный подход к больному, более терпимо относятся к их чрезмерно эмоциональным переживаниям, стараются сгладить физическую боль, оказать психологическую поддержку, создавая атмосферу доверия и принятия больного таким, каков он есть. Все это способствует наиболее эффективному лечебному процессу, облегчая работу самим врачам.
Результаты по методике на выгорание К. Маслача и С. Джексона показали, что испытуемые № 6, 9, 12, 14, 15 и 25 имеют высокий уровень эмоционального истощения. Эмоциональное истощение проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии. Врач уже не может полностью отдаваться работе, как это было прежде, у него снижается самооценка, отмечается снижение настроения с чувством безнадежности, бесперспективности, повышается уровень тревоги. Возможно негативное отношение к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Все выше перечисленное значительно влияет на пациентов, повышая их тревогу, что ведет к снижению эффективности проводимого лечения.
Остальные испытуемые имеют либо средние (респонденты № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 26, 27, 29, 30), либо низкие показатели (респонденты № 8, 20, 22, 28), что свидетельствует о малой выраженности этой стороны выгорания у данных обследуемых.
Высокий уровень по шкале деперсонализации имеет всего один испытуемый - испытуемый № 12. Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к пациентам. В высказываниях врача о своих больных могут появиться цинизм, холодное равнодушие или даже враждебность. Остальные испытуемые так же имеют либо средние (респонденты № 1, 2, 3, 5, 6, 9, 14, 15, 18, 21, 22, 25, 27), либо низкие показатели (респонденты № 4, 7, 8, 10, 11, 13, 16, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 28, 29, 30).
По шкале редукции личных достижений больше половины исследуемых показали высокие результаты. Это испытуемые № 1, 2, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 30. Редукция личных достижений проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, в уменьшении значимости собственных достижений, ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим.
Низкие показатели по этой стороне выгорания имеют семь респондентов - № 3, 8, 11,20, 21, 23, 28.
Средние показатели были выявлены у испытуемых № 4, 5, 6, 7, 15, 19.
Таблица 3.
Показатели эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений у группы стоматологов.
Эмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция личных достижений | |
1 | Средний уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
2 | Средний уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
3 | Средний уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
4 | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
5 | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень |
6 | Высокий уровень | Средний уровень | Средний уровень |
7 | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
8 | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
9 | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
10 | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
11 | Средний уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
12 | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
13 | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
14 | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
15 | Высокий уровень | Средний уровень | Средний уровень |
Таблица 4.
Показатели эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений у группы гинекологов.
№ испытуемого /стороны выгорания | Эмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция личных достижений |
16 | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
17 | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
18 | Средний уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
19 | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
20 | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
21 | Средний уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
22 | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
23 | Средний уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
24 | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
25 | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
26 | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
27 | Средний уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
28 | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
29 | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
30 | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
Таблица 5.
Группа стоматологов.
№ испытуемого | Уровень эмпатии | Уровень эмоционального истощения |
Уровень деперсонализации |
Уровень редукции личных достижений |
1 | Нормальный уровень | Средний уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
2 | Нормальный уровень | Средний уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
3 | Нормальный уровень | Средний уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
4 | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
5 | Нормальный уровень | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень |
6 | Нормальный уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Средний уровень |
7 | Нормальный уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
8 | Нормальный уровень | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
9 | Нормальный уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
10 | Нормальный уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
11 | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
12 | Нормальный уровень | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
13 | Нормальный уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
14 | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
15 | Нормальный уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Средний уровень |
Таблица 6.
Группа гинекологов.
№ испытуемого | Уровень эмпатии | Уровень эмоционального истощения |
Уровень деперсонализации |
Уровень редукции личных достижений |
16 | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
17 | Нормальный уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
18 | Нормальный уровень | Средний уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
19 | Нормальный уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
20 | Высокий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
21 | Нормальный уровень | Средний уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
22 | Нормальный уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
23 | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
24 | Нормальный уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
25 | Нормальный уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
26 | Нормальный уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
27 | Нормальный уровень | Средний уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
28 | Нормальный уровень | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
29 | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
30 | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень |
По результатам сводных таблиц по двум методикам – методика «Диагностика уровня эмпатии» и методика «Опросник на «выгорание» – можно сделать вывод, о том, что врачи с более высокими показателями по эмпатии имеют более низкий уровень выраженности синдрома эмоционального выгорания в целом. Так, если во второй группе (врачи гинекологи) по шкале эмоционального истощения только один респондент имеет высокий уровень, то в первой группе (врачи – стоматологи) таких респондентов уже пять. Низкий уровень по этой шкале во второй группе присущ трем исследуемым, а в первой только одному. По шкале деперсонализации высокий уровень во второй группе вообще не был выявлен – у большинства присутствует низкий уровень выраженности данной составляющей выгорания, в первой группе один респондент показал высокие баллы и только шесть – низкие. По третьей шкале редукции личных достижений – выраженных различий между группами не было выявлено.