скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности

Большую роль психология личности играет в предупреждении преступлений, благодаря исследованию механизмов формирования личности и тех факторов, которые на него оказывают влияние. При совершенном преступлении в процессе его расследования характеристики личности необходимы для установления подозреваемого лица и формирования тактики сотрудничества с ним. Так, например, следы преступления превращаются во фрагменты портрета личности преступника, определяющие оперативно-розыскную работу, а его личностные особенности становятся необходимыми для построения тактики допроса, направленной на получение правдивых показаний.

Оценка личности необходима для применения меры пресечения, осуществления справедливого наказания с учетом особенностей данной личности, для конструктивного соотношения карательных и реабилитационных мер, осуществления продуктивного подхода к процессу реабилитации такой личности. При освобождении от уголовной ответственности или досрочном освобождении закон оперирует понятием общественной опасности лица, совершившего преступление. В это понятие прежде всего включаются его жизненная позиция, направленность личности, устойчивые личностные черты, которые способствуют или препятствуют совершению рецидива.

Личность человека, преступившего закон, может характеризоваться по-разному, в зависимости от того, какие психологические структуры сыграли в преступном проявлении большую роль.

На предварительном следствии практически не ставится задача изучения преступной личности, поскольку изучение личности обвиняемого подчинено решению вопросов расследования конкретного преступления, когда устанавливается личность обвиняемого, избираются меры пресечения, формируется тактика проведения следственных действий и оказания воспитательного воздействия, избрания меры наказания, определения причин преступления и внесения предложений по их предупреждению.

При изучении преступной личности всегда ставились вопросы, почему человек совершает преступление, несмотря на тяжесть установленного наказания, почему совершает корыстные (налоговые) преступления, не имея порой материальной нужды. По-разному у личностей происходит принятие преступного умысла, разный смысл имеет совершенное деяние, как действие, так и бездействие.

Преступление, рассматриваемое как вид деятельности, будет иметь ту же структуру, что и любая деятельность, в которую входят потребность, цели, мотив, действия и операции. Преступное деяние будет побуждаться потребностью, направляться на мотив и окрашиваться им в личностный смысл. Преступлений без мотива не бывает, бывают трудности в установлении мотива, т.к. он может быть скрытым не только для окружающих, но и для субъекта преступления, поскольку не всегда осознается.

Психология личности добросовестного налогоплательщика

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, налогоплательщики - как психологически "противостоять" трудностям, возникающим в процессе их экономической деятельности (конфликтам, в нашем случае - налоговым проверкам, проверкам органов внутренних дел, возбуждению уголовного дела и т.д.).

Представляется, что отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок, т.е. в содержательной стороне сознания. Именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, их взаимодействии надо искать непосредственные причины преступного поведения.

Изначально все налогоплательщики имеют равные права и обязанности, однако одни совершают налоговые преступления и правонарушения, а другие нет. Насколько личность заражена антиобщественными взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс ее потребностей, интересов, мотивов действия.

Исследуя механизм законопослушного поведения как антипода преступного, А.Р. Ратинов установил, что в нем отсутствует какая-либо самостоятельная фаза психической деятельности, а факторы, его детерминирующие, соотносятся как внутренний и внешний социальный контроль .

Переходя к изучению личности добросовестного налогоплательщика, первое, с чем мы сталкиваемся, - это необходимость разъяснения понятия "налогоплательщик".

Плательщиками налогов в России являются юридические и физические лица, на которых законодательством возложена обязанность по уплате налогов.

Налогоплательщиками являются физические лица (граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянное место жительства в России .

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах и обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы .

Под добросовестным налогоплательщиком понимается лицо, у которого осознанно добровольно произошло изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога. Иными словами, это налогоплательщик, надлежащим образом исполнивший налоговые обязанности.

В качестве недобросовестных налогоплательщиков Конституционный Суд РФ рассматривает лиц, которые, по существу, уклонились от исполнения обязанности по уплате налога. Конституционный Суд РФ в Определении от 25 июля 2001 г. N 138-О рекомендует налоговым органам для установления недобросовестности налогоплательщиков осуществлять необходимую проверку и предъявить в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Тем самым Конституционный Суд определил так называемую презумпцию добросовестности налогоплательщика.

Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения по уплате соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Эта статья защищает добросовестного налогоплательщика от возможного повторного взыскания налогов при непоступлении платежей в бюджет по вине банка, в то же время являясь правовой базой для уклонения от уплаты налогов для недобросовестных налогоплательщиков.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 октября 1998 г. N 24-П указал, что в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов может нарушить конституционные гарантии права собственности. В настоящее время государство стимулирует добросовестных налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц (вручаются призы, свидетельства, благодарности и ценные подарки от налоговых органов, префектур и т.д.), также по всей стране создаются "Общества защиты добросовестных налогоплательщиков".

Мы в данном параграфе говорим именно о добросовестном налогоплательщике - физическом лице, который соблюдает налоговое законодательство. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко не полный перечень характеристик, которые необходимо учитывать при анализе психологии личности добросовестного налогоплательщика.

Как мы уже отмечали, психические процессы, свойства, состояния и образования у каждого человека выступают и проявляются в единстве, причем основой их единства является деятельность человека. В единстве психологических процессов, свойств, состояний и образований, их содержательной наполненности выражается личность человека как устойчивая совокупность черт и качеств, характерных для конкретного человека, имеющего конкретную историю развития и занимающего конкретное место в системе общественных отношений и деятельности.

К психическим процессам относят познавательные процессы - ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление и речь. С помощью этих процессов человек отражает окружающий мир и ориентируется в обстановке. Нормальное функционирование познавательных процессов представляет собой важную предпосылку эффективности его учебной и трудовой деятельности. Эти процессы присущи каждому человеку, однако они различаются своими качественными характеристиками.

Нам представляется целесообразным выделение Программы изучения психологии личности налогоплательщика, которая может рассматриваться в широком плане как раскрытие сущности изучаемого психологического явления, разработка системы его показателей (внешних проявлений), критериев оценки уровня развития и последовательности изучения. В узком плане программа включает систему показателей психологии личности. Представленная Программа может использоваться и потенциальным работодателем при приеме на работу сотрудников.

Эффективность изучения личности налогоплательщика, ее индивидуально-психологических особенностей определяется четкостью методологических позиций, знанием теоретических основ, умелым использованием методов психологической науки.

В качестве такой программы может быть использована следующая:

- жизненный опыт человека;

- направленность личности;

- характер;

- темперамент;

- способности;

- чувства и воля;

- познавательные процессы;

- качества личности.

Г.Г. Шиханцев отмечает, что проводимыми в последнее время в судебной и криминальной психологии исследованиями определен объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем или схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования. На наш взгляд, приведенная им схема изучения психологической характеристики личности может относиться и к личности как налогового преступника, так и добросовестного налогоплательщика .

Он обращает внимание на тот факт, что составление характеристики помогает ориентироваться в собранном материале, способствует выявлению и устранению имеющихся противоречий, позволяет устанавливать социально-психологические причины совершенного преступления (если изучаемое лицо - обвиняемый) .

Анонсируемый Г.Г. Шиханцевым объем изучения личности выглядит следующим образом.

1. Социально-демографические данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, материальное положение семьи, жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи.

2. Уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо - обвиняемый): когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание; если имел несколько судимостей - есть ли общий или специальный рецидив.

3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в том числе родителей).

4. Внешние (физические) данные: лицо (краткий словесный портрет, по возможности, особенности строения лица); рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте); вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный); голос (громкий, средний, тихий, приятный - неприятный, особенности: картавый, гнусавый, наличие заикания и др.); манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление); одежда (опрятен - неопрятен, следит за собой, экстравагантен); татуировки (на руках, пальцах рук, других частях тела, содержание рисунков).

5. Жизненный путь: родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, их увлечения и т.д.); детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, братья и сестры, взаимоотношения с ними, самые яркие события детства, посещал ли детский сад, отношения со сверстниками и т.д.); школа (специализация школы, любимые предметы, отношения со сверстниками и учителями, был ли любимый учитель, нарушения школьной дисциплины, успехи, школьные друзья, статус среди сверстников, имел ли клички, ставился ли на учет в комиссию (инспекцию) по делам несовершеннолетних); учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки); трудовая деятельность и служба в армии (характер работы и службы, отношение к труду и службе, положение среди коллег, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность); семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).

6. Образ жизни: семья (отношения между супругами, отношение к детям, к родителям и т.д.); профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, степень удовлетворенности работой, продвижение по работе, социальный статус на работе, имеет постоянную работу, редко или часто меняет место работы); занимается домашним хозяйством (сад, огород и пр.), ведет праздный образ жизни; политическая и общественная активность (активен - пассивен и т.д.); проведение свободного времени (спорт, кино, телевидение, театр, азартные игры, выпивки с друзьями, предпочитает проводить свободное время в семье и т.д.); материальные условия жизни (имеет ли квартиру, дачу, автомобиль, какая обстановка в квартире, бюджет семьи, имеет побочные заработки и т.д.).

7. Поведение: нравственно-правовое поведение (соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость в спорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т.д.); поведение в стрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведение нарушается, не нарушается); поведение в состоянии фрустрации (раздражительность, агрессивность, уступчивость, депрессия, толерантность, самообвинение и т.д.); поведение в состоянии опьянения (спокоен, миролюбив, агрессивен, драчлив, теряет контроль и т.д.); волевое поведение (решительность, инициативность, смелость, пассивность, неинициативность, трусливость и т.д.).

8. Направленность личности: доминирующие потребности (физиологические, потребность в безопасности, социальных привязанностях, статусные, потребность в уважении своей личности, в самовыражении); ценностные ориентации (ориентация на удовлетворение только собственных потребностей или членов своей семьи, на оказание помощи другим людям, ориентация на принятые в обществе нормы поведения, уважение правопорядка); материальные ценности (деньги, вещи, собственность); мировоззрение (взгляды, представления, убеждения, идеалы, жизненные принципы и т.д.); интересы (хобби и увлечения, широта, узость интересов, степень их устойчивости).

9. Способности: интеллектуальные (общие) способности (уровень образования, эрудиция, качество ума - способность к анализу, синтезу, гибкость, изворотливость, замедленность, быстрота и др., свойства памяти - точность, легкость, прочность запоминания, свойства воображения - склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения и т.д.); специальные способности (организаторские, музыкальные, артистические, технические, коммуникативные - способность знакомиться, сближаться, влиять на людей и т.д.).

10. Темперамент: общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый); склонность к лидерству (отсутствие склонности); работоспособность (способен длительно работать, не уставая, помехоустойчив, требуются перерывы в работе, быстро устает); эмоциональность (сила и глубина эмоциональных реакций, склонность к образованию "застойных" эмоциональных состояний, склонность к аффективным взрывам, устойчивость, ровность настроения, преобладающее настроение - оптимистическое, унылое, мрачное, злобное и т.д., способность контролировать, сдерживать проявление эмоций и т.д.).

11. Характер: отношение к людям (уважение, доброжелательность, грубость, хамство, способность к сопереживанию (эмпатия), жестокость, правдивость, лживость, агрессивность, властность, подчиняемость, внушаемость, независимость, склонность к конформизму, конфликтность, миролюбивость и т.д.); отношение к себе (самооценка - считает себя лучше других, хуже, таким, как все), уровень притязаний (высокий, низкий, средний), самолюбие (эгоизм, скромность, здоровое честолюбие, обидчивость и др.); отношение к труду (трудолюбив, дисциплинирован, добросовестен, ленив, безответственен, разболтан и т.д.); отношение к вещам (бережливость, расточительность, жадность, склонность к накопительству, стяжательство, аккуратность.

Любому руководителю предприятия необходимо знать, что индивидуально-психологические особенности личности (человека) проявляются в ее характере, темпераменте, способностях, ее направленности. Различные динамические проблемные моменты в деятельности и самоуправлении, связанные с темпераментом, решаются личностью в целом. Динамика психической деятельности зависит не только от темперамента, но и от уровня здоровья и бодрствования, от возраста и эмоционального состояния, от ценностных ориентаций, устремлений и других жизненных отношений человека.

Личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, в которой самым важным фактором являются для человека другие люди. Кроме внешнего фактора в формировании личности есть и внутренний. К внутреннему фактору имеют отношение ее индивидные, т.е. анатомо-физиологические, а также индивидуально-личностные особенности. К первым имеют отношение разнообразные задатки в виде свойств нервной системы, например скорость, энергичность реагирования на воздействия, а также особенности строения тела, органов чувств и т.д. Ко вторым будут относиться собственная активность человека и его внутренний мир, включая образ себя (самость), его потребности и эмоциональные отношения, его знания, ценности и опыт, посредством которых будут не только отбираться, но и преломляться внешние воздействия.

Личность добросовестного налогоплательщика характеризуют:

- позитивное отношением к человеческой личности, ее важнейшим благам;

- высокое чувство ответственности и долга;

- трепетное отношение к своим гражданским правам (в том числе правам налогоплательщика);

- ответственное и бережное отношение к требованиям и обязанностям (соблюдение налогового законодательства);

- ориентация на приоритет не только собственных потребностей, а также потребностей общества, интересов страны.

На наш взгляд, раскрытие психологической структуры личности добросовестного налогоплательщика имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно нацеливает на исследование закономерностей, факторов и условий формирования и развития личности налогоплательщика с высоким уровнем индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации и характеризуется способностью к высокой гражданской саморегуляции своего поведения - оно становится правоприменительным.

Правоприменительное поведение добросовестного налогоплательщика требует развитого правосознания, правового воспитания.

М.И. Еникеев отмечает, что для того, чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять (интернализировать) правоохраняемые социальные ценности, усвоить стереотипы правоисполнительного поведения .

Правовые представления, оценки и установки образуют правосознание личности. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией, общей направленностью личности в отношении социальных ценностей, охраняемых правом.

Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, в особом структурно-личностном образовании - солидарности личности с правом на основе ее убеждения в необходимости соблюдения правовых норм или в правовом негативизме - в отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правоисполнительное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодовлеющим интересом личности .


Заключение

Выводы:

1. Как ранее отмечалось, правоисполнительное поведение добросовестного налогоплательщика можно подразделить на три уровня:

- объективно правоисполнительное поведение (потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями);

- конформно-исполнительное поведение (цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности);

- вынужденное законопослушное поведение (потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественными требованиями, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона).

2. Объективно-правоисполнительное поведение формируется в результате правовой социализации личности. Правовая социализация личности - это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом, это овладение личностью правомерными способами поведения.

3. Высшим уровнем правовой социализации является поведение личности на основе правосолидарных установок - (привычное правопослушное поведение как устойчивая особенность личности).

При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия - жить достойно.

4. Правосознание личности в правовом обществе в значительной мере обусловлено господствующими в обществе идеями прав личности, правовым статусом личности, уровнем правореализации в данном обществе .

Привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности затрагивает основные права и свобода граждан, предпринимателей, организаций. Оно касается таких важных институтов, как право заниматься предпринимательской деятельностью, право собственности. Сам факт привлечения налогоплательщика к ответственности касается доброго имени и деловой репутации налогоплательщика.

Мы считаем, что основная проблема добросовестного налогоплательщика - это "страх" перед неизвестными последствиями, скорее всего неблагоприятными, налогового контроля со стороны налоговых органов и органов внутренних дел. Этот страх, как нам представляется, чаще всего вызван неуверенностью в грамотном ведении бухгалтерского учета, незнанием или неинформированностью в изменениях налогового законодательства и налоговой политики страны; проблемами в коллективе (неблагоприятная психологическая обстановка в коллективе; нерациональное распределение функциональных обязанностей и т.д.), паникой, нестандартным поведением, вызванным личностными психологическими особенностями.


Литература

1.   Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.

2.   Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.

3.   Ратинов А.Р. Личность преступника и проблема ценности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 29. С. 102 - 103.

4.   Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. С. 23 - 38.

5.   Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения (философско-методологический очерк). К., 1976. С. 13.

6.   Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1991. С. 20.

7.   Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2006. С. 56.

8.   Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенного. М., 1928. С. 27.

9.   Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. М., 1925. С. 32 - 45.

10.   Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995. С. 36 - 49.

11.   Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие. М., 2006. С. 47.

12.   Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. М., 2001. С. 40 - 43.

13.   Романов В.В. Юридическая психология. М., 2002. С. 279.

14.   Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995. С. 80 - 81.

15.   Ратинов А.Р. Личность преступника и проблема ценности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 29. С. 102 - 103.

16.   Шиханцев Г.Г. Юридическая психология. СПб., 2002. С. 26 - 45.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.