скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Профилактика наркотической зависимости подростков

В Университете Чикаго была разработана антинаркотическая профилактическая программа "Модель с использованием местного лидера". Основным принципом программы является то, что работа ведется путем сотрудничества с неформальным лидером определенной группы, привлечением его на сторону руководителей программы. Лидеры отбираются по результатам социологического опроса.

Интересный подход к изучению распространения наркомании предлагают американские исследователи Э.Эмоэтинг и С.Бар. Отмечая, что подростки зачастую имеют друзей-наркоманов, от которых перенимают привычку потребления наркотиков, ученые считают: прежде всего, нужно выяснить, кто все же не попадает под такое влияние. Иными словами, важно не столько ответить на вопрос, почему подростки "заражаются" дурным примером, сколько определить причину, по которой часть из них осуждает пристрастие к дурману. Оказалось, что в качестве мощного противодействующего фактора выступает религиозность. Опыт российских наркологов подтвердил практическую приемлемость этого метода - многим из тех, кого удалось "снять с иглы" - помогла религия [15].

Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 лет до 21 года удержать от курения, спиртного или наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равна нулю. Как правило, человек не начинает употреблять кокаин на последнем курсе юридического института или метамфетамины - на своем первом рабочем месте. Известно, что когда работа организована на уровне местной общественности, когда в ней участвуют профессионалы и когда у детей есть положительный пример, они гораздо реже становятся на путь наркомании, даже если в их семьях не все благополучно. Просвещение и профилактика в сфере наркотиков представляют собой стержень национальной программы по борьбе с ними. Среди предпринимаемых в рамках этой стратегии ключевых инициатив, направленных на снижение уровня потребления наркотиков в молодежной среде, можно выделить следующие: недопущение наркотиков в места, где дети и подростки учатся, играют и проводят свободное время; создание в школах и учебных заведениях возможностей для изменения отношения учащихся и родителей к употреблению алкоголя, табака и наркотиков; увеличение числа сообщений о вреде наркотиков в средствах массовой информации.

В Америке существует сильное общественное движение по борьбе с наркотиками. Оно охватывает свыше 3,5 тысяч общественных объединений. Стремясь сократить употребление наркотиков, особенно среди молодежи, эти объединения сотрудничают с местными группами и учреждениями штатов и федерального правительства. Такие группы способны мобилизовать общественные ресурсы, организовать коллективные действия, сочетать профилактику, лечение и правоприменение, а также возродить у молодежи чувство гордости от проживания в данном городе или районе [9].

В последнее десятилетие наибольшее распространение получил поведенческий подход. Создатели поведенческих профилактических программ обобщают достижения различных обучающих методик. Одна из таких моделей - основа программ формирования жизненных навыков (далее ФЖН). Программы ФЖН - это всесторонние, современные программы, имеющие широкую методологическую основу, позволяющие детям сформировать здоровый стиль жизни и сопротивляться вредным влияниям, в том числе и приобщению к потреблению психоактивных веществ. Создатели и исследователи-эксперты программ ФЖН, выделяют восемь лежащих в их основе ключевых принципов. Когда некоторые программы ФЖН проваливались или не были достаточно эффективны, каждый раз впоследствии оказывалось, что один или несколько принципов не были учтены.

Принципы построения программ ФЖН

I. Всесторонность программ. В процессе антинаркотического обучения важно использовать разнообразные методы подачи информации и способы закрепления изученного в поведении. Всесторонность означает ориентацию на целостного человека на протяжении определенного времени. К основным аспектам всесторонности относятся:

1.Усвоение знаний.

2.Навыки социальной компетентности.

3.Непрерывность обучения.

4.Взаимоотношения со сверстниками.

5.Участие в общественной жизни

II. Участие родителей в работе по программе. Залогом успеха профилактических программ ФЖН является участие родителей в их осуществлении. Широко практикуются домашние задания, организация семинаров для родителей, посвященных таким темам, как повышение уверенности ребенка в себе, улучшение навыков общения, преодоление семейных конфликтов, а также информация о том, как говорить с детьми о наркотиках, делиться своими проблемами и решать их совместно с другими родителями.

III. Тренинг. Программы ФЖН по самой своей природе требуют от учителя большего, нежели простое предоставление информации. Учителям приходится осваивать совершенно новый стиль преподавания, развивать навыки обсуждения информации совместно с учащимися, создавать такую обстановку на уроках, которая в дальнейшем способствует самосохранительному поведению детей в сложных и опасных ситуациях. Новый стиль преподавания и руководства детским коллективом способствует установлению доверительных взаимоотношений детей с учителем, а это основное условие усвоения антинаркотической информации и тренинга социально-психологических навыков.

IV. Сотрудничество. Для проведения программы нужны объединенные усилия школы, специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей правительственных и общественных учреждений, а также частного капитала.

V. Культурная адекватность. Для успешного внедрения программы должны отражать культурные и языковые различия внутри общества. Принципиальное значение приобретает высокая культурная специфичность программ, когда они пересекают национальные или государственные границы.

VI. Оценка эффективности программ ФЖН. Программы, работа их исполнителей и эффективность обучения по ним должны постоянно подвергаться экспертизе. По ее результатам в программы могут вноситься уточнения и дополнения.

VII. Основа - ценности. Любая программа имеет определенную ценностную ориентацию. Утверждаемые программами ФЖН ценности включают следующие виды позитивного поведения: самодисциплина, ответственность, честность, уважительное отношение к людям, выполнение обязанностей в семье, школе, обществе.

VIII. Связь программы с обществом. Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Программы ФЖН строятся с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу и общество в целом единым стремлением передать детям навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают.

Существуют границы эффективности программ ФЖН. Теория и практика антинаркотического обучения детей далеки от совершенства. Но даже при отсутствии полного согласия между специалистами относительно эффективности программ беспокойство родителей, педагогов, политиков вынуждает предлагать и внедрять в школах новые и новые программы. [22].

Англия

В Англии, как и во многих других странах, работа по профилактике вредных привычек у школьников в настоящее время ведется в рамках относительно новой дисциплины - "Обучение здоровому образу жизни". В России аналогичным предметом является ОБЖ.

В Великобритании предложены, апробированы и изучены различные стратегии обучения здоровому образу жизни, проанализированы степени их эффективности [23].

Ниже приводится краткий анализ некоторых моделей:

1. МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ

Она предполагает, что если человек знает об опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. Аналогично, если человеку известно, что определенная вещь полезна для здоровья, знание об этом автоматически приведет к положительному отношению и поведению.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Один из основных принципов: решение должно быть принято на основании достоверной информации лично подростком. Поэтому акцент был сделан на обучение навыкам, необходимым для принятия решения.

Автором модели, основанной на учете особенностей принятия решений, является М.Бекер. Данная модель касается двух основных элементов принятия решения: отношения к поведению и нормативным представлениям. Другими словами, принимающий решение сначала оценивает, что принесет ему (ей) данный образ действий, а потом прикидывает, что о нем (ней) подумают другие люди, если он (она) будет вести себя именно таким образом. Связь с моделью взглядов на здоровье отчетливо прослеживается, однако гораздо больший акцент делается на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для индивида, нежели факторы, связанные с возможной будущей болезнью.

4. МОДЕЛЬ САМОУСИЛЕНИЯ

Если объединить достоверную медицинскую информацию, даваемую профилактической (медицинской) моделью, навыки, требующиеся для принятия решений, развиваемые в рамках образовательной модели, дающей психологическую поддержку, и поддерживающие здоровый образ жизни, возникает модель самоусиления.

Английские ученые пришли к выводу, что программы обучения ЗОЖ нуждаются в психологической и социальной разработке с акцентом на информацию о последствиях вредных привычек, которая могла бы подкрепить решения отказаться от них. Эти решения, по их мнению, должны найти поддержку со стороны общества и государства, чтобы, например, отказ школьников от курения и наркотиков стал нормой. [21].

Шри-Ланка

Председатель Национального совета Шри-Ланки по контролю за опасными наркотическими веществами профессор медицины Дайяна Самасинх, обобщая большой и успешный опыт антинаркотической работы в своей стране, пишет: "Мероприятия, осуществляемые с целью предупреждения проблем наркотиков, зачастую весьма надоедливы, неуместны и непрактичны, а потому неэффективны. Надоедливые подходы в основном направлены на то, чтобы предупредить молодежь о возможной опасности, вреде и зле, причиненном наркотиками, а также дать рекомендации быть примерными мальчиками и девочками. Но молодежь охотнее откликается на те подходы, которые предлагают ее участие и активную роль".

Более эффективными оказались комплексные программы, способствующие становлению ЗОЖ. Успех профилактической работы достигается в том случае, когда молодежь начинает относиться к употреблению наркотиков как к тупому, скучному и бездарному занятию. [12].

Польша

В Польше действует молодежное движение по борьбе с наркоманией - "Монар" со штаб-квартирой в Варшаве. Принцип - "отдай себя другим". Актив - школьники, студенты, рабочая молодежь. "Монар" финансируется министерством здравоохранения и органами социального обеспечения. В центре действует самоуправление. Осуществляется дифференцированный подход в работе по профилактике вредных привычек у школьников и молодежи.

В Польше уже много лет ведутся занятия со школьниками по игровой программе "Спасибо, нет!". Цель программы - помочь подросткам и молодежи безболезненно отказаться от искушения, сформировать у них отрицательное отношение к вовлечению ровесников, да и взрослых к употреблению спиртного, табака и наркотиков. [28]

Россия

В 1991 г. городская администрация Москвы заинтересовалась профилактическими программами ФЖН, взятыми у США и с 1992 года провели 5 обучающих семинаров. В июне 1992 г. 30 специалистов в различных профессиональных областях приняли участие в двухнедельном семинаре, целью которого был тренинг работы по программе ФЖН и написание методических рекомендаций для работы с подростками 12-14 лет. На базе профилактического подхода ФЖН для средних школ и молодежных организаций участники семинара создали такую программу (методическую разработку) из 18 уроков, которая уже через год была расширена до 34 уроков. В течение 1992/93 учебного года четыре школы использовали этот прототип программы в своей работе с подростками. На основе замечаний преподавателей методические рекомендации были выверены и дополнены, а затем специально изданы. Все школы Западного административного округа г. Москвы получили возможность познакомиться с программой ФЖН и апробировать ее в течение 1993/94 учебного года.

В целях помощи дальнейшему развитию программы ФЖН в конце августа - начале сентября 1993 г. группа из шести российских специалистов была приглашена в США. Задачами визита были ознакомление с различными вариантами программ ФЖН и стратегиями профилактической работы, с деятельностью общественных организаций, занимающихся внедрением профилактических программ на местах, а также встречи с учеными, создателями программ и организаторами профилактической работы. Члены группы участвовали в дополнительном тренировочном семинаре и в работе по развитию российской программы ФЖН.

В 1998 г. уже 24 школы Москвы включили в свое расписание программу ФЖН. На основании анализа замечаний и дополнений, сделанных учителями, родителями, учениками, администрацией школ и районными наркологами, программа будет дальше развиваться и улучшаться. [5].

Рассмотрим программу позитивной профилактики наркомании, и асоциального поведения, внедряемую в Западном административном округе г. Москвы городским учебно-методическим центром профилактики всех видов химической зависимости при наркологическом клиническом диспансере N5.

Данная программа предоставляет подросткам знание о воздействии наркотиков и других психоактивных веществ на организм, развивает навыки общения, принятия решения, повышает самооценку, помогает противостоять давлению сверстников, дает возможность осознать преимущества ЗОЖ. Программа состоит из 3-х разделов.

Первый раздел программы предусматривает подготовку педагогов, психологов, специалистов по социальной работе, врачей, сотрудников органов внутренних дел по данной программе и включает в себя три шестичасовых обучающих занятия.

Второй раздел состоит из занятий, которые проводят инструкторы в организованных детско-подростковых коллективах.

Третий раздел направлен на распространение этой и аналогичных программ.

Программа предусматривает количественные и качественные оценки, показывающее отношение к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ; повышение уровня знаний о наркомании.

Имеется три варианта программы.

Первый вариант программы предназначен для проведения занятий с детьми младшего школьного возраста (7-10 лет). Основная цель - предупреждение начала экспериментирования с ПАВ, вызывающими зависимость, обучение детей некоторым навыкам безопасного поведения, сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в различных ситуациях, избегания неправильного употребления лекарств и т.д. Включает в себя 13 занятий.

Второй вариант программы рассчитан на возраст 11-15 лет. Решая проблемы профилактики развития наркомании, он направлен на развитие у подростков недостающих у них навыков - в ходе обсуждения тех проблем, с которыми они слишком часто оказываются один на один - общения, отношений с людьми, как со взрослыми, так и своего возраста, избежание конфликтов, стрессов и т.д. Этот вариант включает в себя 35 занятий.

Целью третьего варианта программы также является первичная профилактика употребления ПАВ детьми и подростками. Он состоит из 14 уроков, которые разбиты на три блока. Первые 4 урока ориентированы на проведение занятий с детьми 7-9 лет. Главная их цель - обучение детей некоторым навыкам безопасного поведения, избегания неправильного применения лекарств и любых вредных веществ. Следующие два блока занятий содержат по 5 уроков и рассчитаны на детей соответственно 10-11 и 12-13 лет. В ходе занятий вырабатывается комплекс навыков, необходимых для противодействия давлению сверстников, действию рекламы. Это необходимо для того, чтобы дети могли принимать решение о неупотреблении наркотиков на основе объективной информации и умения правильно оценивать последствия своих действий.

Программы апробированы в школах Западного округа г. Москвы. В 1993-1994 гг. программы были внедрены в 16 школах округа, занятиями по программе были охвачены около 1000 школьников.

При оценке эффективности внедряемых программ путем анкетирования педагогов было отмечено улучшение психологического климата в классах, поведения детей, речевых навыков, уменьшение числа случаев приобщения к наркотикам. [5, 31]

Имеются интересные, заслуживающие внимание отечественные разработки профилактических программ "Перекресток", "Ступеньки", разработанные и распространяемые специалистами при РБФ "НАН" Российский Благотворительный Фонд "Нет алкоголю и наркотикам", а так же программа "Нарканон", распространяемая "Фондом спасения детей и подростков от наркотиков". [29]

На психологическом факультете Самарского госуниверситета и специалистами Центра практической психологии разработана комплексная профилактическая программа для подростков и молодежи. Центральная идея программы состоит в реализации воздействия, направленного на укрепление психического здоровья и благополучия подростков, развитие и стабилизацию факторов наркоустойчивости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.