Курсовая работа: Проектирование гидроприводов передней стойки шасси и элеронов самолета
· уборку и выпуск носовой ноги шасси;
· поворот колес носовой ноги шасси;
· управление правым стеклоочистителем.
Гидросистема № 4 обеспечивает:
· работу правого нижнего гидропривода стабилизатора;
· управление правой внешней и левой внутренней секциями руля высоты;
· управление верхней секцией руля направления и работу рулевого агрегата демпфера рыскания;
· управление правым элероном и работу рулевого агрегата демпфера крена;
· управление правым спойлером № 4, правым и левым тормозными щитками № 2, левым спойлером 3;
· работу вспомогательного рулевого привода;
· уборку и выпуск правой главной ноги шасси;
· аварийный выпуск левой главной ноги шасси;
· торможение передних колес левой и правой главных ног шасси.
Из назначений гидросистем № I, 2, 3 и 4 следует, что многие потребители питаются от двух или более гидросистем. Такое резервирование повышает надежность их работы. Так, например, гидроприводы рулей высоты и направления, элеронов, спойлеров и стабилизатора получают питание от всех четырех гидросистем. При выходе из строя одной гидросистемы управляемость самолета сохраняется полностью, а при выходе из строя двух или трех гидросистем обеспечивается ограниченная управляемость.
Номинальное рабочее давление в гидросистеме 210 кгс/см2. Характеристики гидросистемы и работоспособность потребителей сохраняется при отклонении давления от номинального на +20 кгс/cм2. В качестве рабочей жидкости применяется взрывопожаробезопасная жидкость НГК-5У (совместима с НГЖ-4), в дальнейшем НГЖ.
Рис. 2. Блок-схема гидросистемы самолёта.
Заменителем жидкости HГЖ является жидкость Скайдрол LD-4, Скайдрол 500B-4 и Хайджет IУ-А, которые могут смешиваться с жидкостью НГЖ в любых соотношениях. В гидросистему заливается около 360 л. жидкости. Источниками давления в каждой гидросистеме являются два аксиально-поршневых гидронасоса НП-108 переменной подачи. Подача насоса не менее 92 л/мин. Каждый гидронасос имеет регулятор подачи, который изменяет его подачу в зависимости от давления в системе.
3. Расчет гидроприводов
3.1 Передняя стойка шасси
Рис. 3. Передняя стойка шасси
Носовая нога шасси установлена в передней части фюзеляжа в плоскости симметрии самолета. Нога убирается вперед, по направлению полета, в негерметичный отсек фюзеляжа, закрываемый створками. Носовая нога оборудована механизмом управления поворотом колес.
Уборка ноги, а также открытие и закрытие створок отсека ноги осуществляется с помощью гидравлических цилиндров. Выпуск ноги происходит под действием собственного веса и встречного потока воздуха. На носовой ноге устанавливаются два колеса КТ 185, подтормаживаемые при
уборке шасси. Система управления поворотом колес носовой ноги – дистанционная, электрогидравлическая, следящая.
Описание и работа.
Основные элементы конструкции ноги:
· траверса;
· амортизатор;
· боковые раскосы;
· поворотный хомут;
· коромысло с осью колес;
· гидравлические цилиндры управления поворотом колес;
· два колеса с подтормаживаемыми устройствами.
Траверса состоит из двух штампованных половин. Каждая половина имеет с одной стороны проушины для стыковки с ответным узлом цилиндра амортизатора, а с другой – цапфу для подвески ноги к узлу в отсеке ноги. Смазка к цапфам траверсы подается через пресс-масленки узлов подвески ноги. При уборке и выпуске нога поворачивается цапфами в бронзовых втулках, запрессованных в узлы подвески ноги, расположенные на стенках отсека ноги в районе шпангоута №15. Цапфы могут перемещаться в продольном направлении в гнездах траверсы с фиксацией в крайних положениях. Это необходимо при монтаже (демонтаже) ноги. Рядом с цапфами на траверсе имеются проушины для крепления боковых раскосов, которые вторыми концами подсоединяются к проушинам цилиндра амортизатора. В верхней части цилиндра амортизатора выполнен прилив, в который вставлен и закреплен болтом шип, предназначенный для подсоединения штока гидроцилиндра уборки ноги.
Рядом с проушинами для крепления боковых раскосов на цилиндре амортизатора выполнен прилив с проушинами, к которым подсоединяется серьга замка выпущенного положения ноги. Эта серьга состоит из двух щек, проушины которых соединены через распорные втулки болтами, установленными на смазке АМС-3 (ГОСТ 2712-52).
Верхние и нижние щеки ноги (одинаковые по конструктивному исполнению) имеют по три пары проушин, которыми они соединяются с помощью болтов с соответствующими проушинами амортизатора, а также по две проушины для установки на бронзовых втулках цапф гидроцилиндров управления поворотом колес. Щеки имеют пресс-масленки для подвода смазки к бронзовым втулкам, в которых поворачиваются цапфы хвостовиков гидроцилиндров. Рядом с пресс-масленками в отверстиях щек установлены в распорных втулках два стяжных болта. На двух крайних болтах крепления щек к проушинам цилиндра амортизатора установлено двуплечие качалки. Одно плечо каждой качалки связано со штоком гидроцилиндра, а другое- с тягой. Тяги подсоединены посредством осей с втулками к проушинам поворотного хомута ноги. Крайние болты крепления щек и болты каждого плеча качалок неподвижны относительно поверхностей соответствующих щек и качалок благодаря контровке головок болтов. Болты подсоединения к качалкам штоков гидроцилиндров и тяг, болты подсоединения тяг к поворотному хомуту, а также и сами качалки в местах подсоединения к щекам имеют пресс-масленки. Таким образом, при перемещении штока одного из гидроцилиндров усилие через качалку, тягу и звено с упором поворачивает поворотный хомут и связанное с ним коромысло с осью колес.
В отверстиях центральной части щек на четырех болтах установлен кронштейн с серьгой замка убранного положения ноги. Серьга может регулироваться по длине благодаря резьбовому соединению с вилкой, а также отклоняться благодаря пазу в кронштейне, в который входит хвостовик вилки серьги.
Шток амортизатора посредством серьги и болта, установленного в бронзовых втулках серьги, связан с коромыслом. Поворотный хомут, внутри которого запрессованы бронзовые втулки, поворачивается на хромированных поясках нижней части цилиндра амортизатора и снизу опирается на гайку, законтренную четырьмя болтами. Бронзовые втулки смазываются через пресс-масленки. Передняя часть поворотного хомута выполнена в виде вынесенного вперед патрубка с ухом, в отверстии которого крепится рычаг коромысла колес.
В задней части хомута имеется ухо для установки стяжного тандера при снятии колес со стойки. Над этим ухом выполнено резьбовое отверстие с пробкой для доступа к штифтам, контрящим нижнюю буксу амортизатора.
Поворотный хомут соединен с коромыслом пустотелой осью, неподвижной по отношению к хомуту. Коромысло может поворачиваться относительно оси на бронзовых втулках.
Ось со стороны гайки закрыта заглушкой, а со стороны головки – шкалой указателя обжатия амортизатора. Стрелка указателя закреплена болтами на рычаге коромысла. Стрелка-указатель предельного обжатия амортизатора установлена на шкале и законтрена срезной заклепкой d=2мм.
Ось колес пустотелая, соединена болтом с коромыслом. На патрубке коромысла на болте крепления оси колес установлен кронштейн с рычагом открытия створок при аварийном выпуске шасси. Этот рычаг через шайбы с
насечкой крепится двумя болтами к кронштейну. Такая конструкция обеспечивает регулировку ролика рычага по высоте. На кронштейне имеется проушина для установки стяжного тандера, фиксирующего коромысло относительно поворотного хомута при снятии колес, а также при заливке жидкости в амортизатор.
3.1.1 Кинематическая схема передней стойки шасси
Рис.4. Кинематическая схема уборки-выпуска шасси
1-колесо;
2-коромысло;
3-амортизационная стойка;
4-ГЦ уборки-выпуска шасси.
3.1.2 Расчет мощности гидропривода передней стойки шасси
Рассчитаем скоростной напор:
- скорость полета;
- плотность воздуха у земли.
.
Определим шарнирный момент от действия силы тяжести на конструкцию стойки шасси по формуле:
где,
- коэффициент шарнирного момента при уборке и выпуске;
- вес стойки шасси;
- длина стойки шасси;
- угол поворота при выпуске стойки шасси.
.
Определим шарнирный момент, возникающий при действии набегающего потока на конструкцию стойки шасси по формуле:
где,
- коэффициент лобового сопротивления;
- площадь шасси находящаяся в потоке;
- радиус приложения аэродинамической силы.
.
Полный шарнирный момент ищем по следующей формуле:
где,
- суммарный момент;
- момент от сил трения.
Угловая скорость уборки выпуска шасси:
где,
- время уборки и выпуска шасси.
Определим мощность потребляемую механизмом уборки – выпуска шасси, если КПД равно 0.9 ():
.
3.2 Элероны
Элероны предназначены для обеспечения поперечной управляемости самолета. Они размещаются в хвостовой части крыла между нервюрами №35-42 и навешиваются на узлы, расположенные на хвостовиках нервюр №35, 37, 37А, 38, 39, 41 и 41А.
Элерон состоит из двух секций – внутренней и наружной, соединенных двумя серьгами. Оба элерона отклоняются синхронно вверх и вниз на 250. Они имеют весовую балансировку, выполненную в виде сосредоточенного груза, установленного в передней части внутренней секции между нервюрами №18-24.
Описание.
Конструкция обеих секций однотипна и состоит из лонжерона, стрингеров, нервюр, хвостовиков нервюр, диафрагм, профилей и накладок, хвостовой части и кронштейнов навески.
Лонжерон элерона типовой конструкции. Он состоит из поясов и стенки, подкрепленных стойками. Пояса и стойки изготовлены из профилей уголкового и таврового сечений, стенка из листового материала.
Стрингеры установлены в носовой части элерона, они выполнены составными из листов дюралюминия швеллерного сечения.
Нервюры установлены по всей длине хорды профиля элерона, хвостовики расположены между лонжероном и хвостовой частью, диафрагмы – в носовой части элерона.
Балансировочный груз представляет собой пустотелую отливку с четырьмя полостями, в которые заливается свинец. Груз крепится к каркасу элерона посредством 16 футорок, установленных по ребрам отливки.
Диафрагмы составляют силовой набор носовой части элерона и изготовлены из листового дюралюминия.
Хвостовая часть элерона состоит из лонжерона, обшивки, сотового заполнителя и двух торцевых диафрагм. Она винтами крепится к каркасу элерона.
Обшивка элерона изготовлена из листового дюралюминия, в ней сделаны вырезы под технологические и эксплуатационные лючки.
3.2.1 Кинематическая схема элерона
Рис. 6. Кинематическая схема элерона
Расчет мощности гидропривода элерона
- угол отклонения;
- время отклонения.
Определим шарнирный момент от аэродинамических сил:
, где
- коэффициент шарнирного момента;
- площадь элеронов;
- средняя хорда элерона;
- скоростной напор (взят из расчетов для шасси).
Мощность для привода элеронов определяем по следующей формуле:
, где
- потребная угловая скорость.
.
3.3 Гидравлический расчет подсистемы уборки – выпуска шасси
Для расчета воспользуемся гидравлической схемой подсистемы уборки – выпуска шасси, представленной на рисунке 7.
Рис. 7. Гидравлическая схема уборки – выпуска передней стойки шасси.
Исходные данные для расчета:
1. Давление подачи ;
2. Время уборки (выпуска) шасси на 900=12с;
3. Давление наддува бака ;
4. Механический КПД насоса ;
5. Объемный КПД насоса ;
6. Длины трубопроводов
L1-2 |
L3-4 |
L4-5 |
L5-6 |
L6-7 |
L8-9 |
L9-10 |
0.75м | 0.75м | 0.5м | 19м | 2м | 2м | 21м |
Расчет:
Определим эффективные площади поршней со стороны штоковых полостей цилиндров:
, где
- усилие, действующее вдоль штока гидроцилиндра;
- эффективное давление в цилиндре с учетом потерь;
.
Диаметр штока силового цилиндра равен 50% поршня .
Учитывая, что получим:
Объем гидроцилиндра , где F-площадь поршня, - ход штока:
Подачу насоса можно определить по формуле:
, где
- расход жидкости через дроссельный пакет на холостом ходе;
.
Потребная мощность для привода насоса:
.
Определим диаметры трубопровода по участкам и скорости движения жидкости в них:
, где
V- средняя скорость жидкости на выбранном участке.
Линия всасывания: V=1.5м/с;
Линия нагнетания: V=6м/с;
Линия слива: V=2м/с.
Участок 1-2:
V=1.5м/с
- округлим до 14мм,
тогда скорость:
.
Участок 3-4-5-6-7:
V=6м/с
- округляем до 6мм,
тогда скорость:
.
Участок 8-9-10:
V=2м/с
- округляем до 12мм,
тогда скорость:
.
Определяем потери (гидравлические и местные):
Потери на трение по длине трубопровода:
, где
- длина участка трубопровода;
- коэффициент потери на трение по длине;
- плотность жидкости для АМГ-10;
- кинематическая вязкость и плотность АМГ-10.
Местные потери определяются по формуле:
, где
- коэффициент местного сопротивления.
Коэффициент потери на трение характеризуется режимом течения, то есть
при и при , где .
Участок 1-2:
- ламинарный режим,
;
Участок 3-4:
- турбулентный режим,
;
, где -потери на обратном клапане,
;
Участок 4-5:
, где - потери на фильтре,
.
Участок 5-6:
, где - потери на электрокране,
Участок 6-7:
Участок 8-9:
-ламинарный режим,
, где - потери на электрокране,
.
Участок 9-10:
, где - потери на фильтре,
.
Суммарные гидравлические потери:
следовательно, давление, создаваемое насосом (), достаточное для работы системы.
Мощность, требуемая на преодоление :
Суммарная мощность, потребляемая гидроприводом для уборки (выпуска) стойки шасси:
.
4. Литература
1. Сабельников В.И. "Рабочие материалы для курсового и дипломного проектирования по курсу ЭСЛА", Н. 1994.
2. Матвеенко, Зверев "Проектирование гидрогазовых систем ЛА", М., 1979.
3. Самолет Ил-86. "Конструкция и техническое обслуживание"
4. "Гидрогазовые системы" – методические указания к выполнению курсовой работы. Новосибирск. НЭТИ.
5. Конспект лекций по дисциплине "Энергетические системы Летательных Аппаратов".
6. Башта Т.М. "Гидравлические приводы летательных аппаратов". М: Машиностроение, 1995 г.
7. "Системы механического оборудования летательных аппаратов" Новосибирск, НЭТИ, 1988 г.