скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Проблема гендерных различий в современном мире

2) отличия лидеров разного пола были отражением общих гендерных различий, т.е. лидеры имели больше сходства с рядовыми участниками своего пола, чем с лидерами противоположного пола;

3) лидеры-женщины отличались от мужчины, но в сторону, противоположную ожидаемым гендерным различиям; так, по мотивации достижения и стремлению к лидерству женщины не только уступали мужчинам, но даже превосходили их;

Поиск причин гендерной диспропорции лидерства, различий (или доказательств их отсутствия) между лидерами – мужчинами и женщинами – ведется по пяти направлениям. К первому относят традиционные теоретические подходы, сложившиеся в психологии: когнитивизм, бихевиоризм, фрейдизм. Второе направление связано с общими различиями между мужчинами и женщинами. Третье направление составляют классические лидерские концепции, включившие в свой арсенал фактор пола. К четвертому направлению можно отнести собственно гендерные теории лидерства. И, наконец, пятое направление составляют работы, не имеющие четкой теоретической основы и усматривающие причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации.

Все теории указанных направлений можно разделить на три вида. Первые считают главным гендерный фактор, вторые отдают предпочтение лидерской позиции, а третьи рассматривают оба фактора как равноценные. ([2]стр.87-88)

Прежде чем рассмотреть все эти концепции, необходимо рассмотреть их истоки. Для этого необходимо рассмотреть такое историческое явление как феминизм.

5.1 Феминизм

В определенном смысле перспектива зарождения феминизма существовала всегда. Где бы и когда женщины ни находились в подчиненном положении, в той или иной форме они всегда протестовали против сложившейся ситуации. Предвестников феминистского движения можно найти уже в 1630-х гг. Высший же взлет женской активности и появление соответствующей литературы наблюдались в те моменты современной западной истории, когда происходила борьба за отделение церкви от государства. Первые всплески феминистской активности начались в 1780-х и 1790-х гг. наряду с дебатами, сопутствующими Американской и Французской революциям; намного более организованное движение отмечалось в 1850-х гг., ставших эпохой объединения противников рабства и людей, ратующих за политические права для среднего класса: это была своего рода массовая мобилизация за всеобщее избирательное право для женщин и за реформу гражданского и промышленного законодательства в начале ХХ в., особенно в “Прогрессивную эру ”в Соединенных Штатах.

Феминизм остался лишь на обочине социологии в работах радикальных теоретиков-мужчин и более экстремальных теоретиков из числа женщин. Те, кто занимает центральное место в теории социологии – от Спенсера, Вебера и Дюркгейма и далее, в основном консервативно реагировали на возникающие феминистские споры, относясь к вопросам пола как к несущественной теме для той сферы знания, которую они публично определяли как социологию. Такое отношение сохранялось даже тогда, когда женщины стали принимать активное участие в разработке социологической теории. Только сейчас гендерная политика (политика в области пола), история развития которой дает нам представление о том, как менялась реакция мужчин на требования феминистов, получила признание в социологии. ([8] стр.20-21)

А теперь рассмотрим насколько же оказались существенными все феминистские движения, и помогли ли они женщинам утвердиться в мире мужчин.


5.2 Доминирование гендерного фактора над лидерской позицией

1) Концепция гендерного потока, выдвинутая Барборой Гутек, фактор пола считает доминирующим: он является более мощным, чем другие факторы, в том числе и лидерство, как бы заливая”, подобно потоку, все вокруг. Согласно этой концепции, восприятие лидера зависит прежде всего от пола.

2) Теория гендерного отбора лидеров исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола: по отношению к женщине эти требования выше: чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубеждений против неё. Эти предубеждения не позволяют части женщин занять лидерскую позицию, что порождает гендерную диспропорцию среди лидеров в организациях.

3) Концепция токенизма, предложенная Розабет Кэнтер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе е члены, составляющие её большинство по какому-либо из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, получили название “токенов” (символов): к примеру, в качестве последних выступали 2-3 чернокожих в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в качестве токенов.<…>([2] стр. 88)

4) Своё неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент (impression management) способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов. Считается, что интеграция может помочь женщинам-лидерам уравнять свои шансы с мужчинами, в частности, в установлении хороших взаимоотношений с подчиненными.<…>([2] стр. 89)

5) Для объяснения отсутствий между лидерами разного пола привлекается идея андрогинии. Андрогинности рассматривается как сочетание показателей высокой маскулинности и высокой фемининности. Андрогинности отдавали предпочтение перед маскулинностью и фемининностью, и теория андрогинного менеджмента А.Серджента, к примеру, утверждала, что эффективный лидер должен перенимать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. <…>([2] стр. 89)

6) Сторонники фрейдизма традиционно негативно относились к женскому лидерству, связывая его сугубо с мускулинной гендерной ролью. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой гендерной идентичности, а их стремление к лидерству, называемое “фаллическим”, рассматривалось как проявление неполноценности женщин, завидующих мужчинам. В последнее время можно наблюдать некоторое смягчение психоаналитических взглядов на женское лидерство. ([2] стр. 90)

5.3 Доминирование лидерской позиции над гендерным фактором

1) Ситуационно-должностной подход на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Постулируется, что мужчины и женщины. Выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут отличаться друг от друга ни по поведению, ни по лидерской эффективности. Однако ситуативные переменные могут способствовать тому, что гендер становится значимым фактором, и женщины-лидеры (с их меньшей властью, влиянием и ресурсами) в этом плане проигрывают по сравнению с мужчинами. ([2] стр. 90)

2) Статусная теория (или теория ранговых ожиданий). Поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и в обществе в целом: поскольку статус в обществе не равен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина – как низкостатусный индивиды. Высокостатусного индивида оценивают как более компетентного и имеющего более желательные атрибуты по сравнению с низкостатусным, поэтому первому предоставляют более благоприятные возможности для того, чтобы хорошо выполнять работу и влиять на других людей. В результате он действительно становится более влиятельным. Эта теория объясняет множество эмпирических данных, обнаруживающих как сходство, так и различие лидеров разного пола по эффективности, стилям, речевому поведению в деловых ситуациях, причем, в отличии от других направлений, она предсказывает действие гендерного эффекта и в лабораторных, и в полевых условиях. ([2] стр. 91)

3) Одной из наиболее распостраненных зарубежных теорий лидерства остается бихевиористская динамическая модель обмена в диаде “лидер - исследователь” (“leader – member exchance” – LMX) Г.Граена с соавторами: лидер формирует уникальные взаимоотношения с каждым подчиненным (как систему обменов). Считается, что женщинам-лидерам труднее формировать отношения высокого LMX с мужчинами, чем их коллегам противоположного пола, поскольку симпатия возникает скорее между индивидами, имеющими сходство между собой. Однако в исследованиях такие женщины оказались способными устанавливать отношения высокого LMX, в частности, с мужчинами-подчиненными. ([2] стр. 92)

4) Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф.Фидлером и его последователями, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль. ([2] стр. 92)

5.4 Равноценность гендерного фактора и лидерской позиции

1) Концепция информационной обработки Д. Гамильтона и связанная с ней теория схемы С. Тейлора и Дж. Крокера разрабатываются в рамках когнитивного подхода. Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используются три типа схем: а) личностные, б) ситуационные и в) ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы в восприятии окружающих: о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерный стереотип), и о том, каким должен быть лидер, менеджер (лидерский стереотип).

Множество исследований посвящено изучению влияния стереотипов на восприятие различных аспектов поведения мужчин и женщин в роли лидеров. При этом выясняется, что лидеры не соответствуют либо гендерному, либо лидерскому стереотипу.

Кэтрин Бэртол и Д. Мартин объясняют противоречивость эмпирических данных, полученных в лабораторных и полевых исследованиях, с помощью указанной теории. В лабораторных условиях проявляется гендерная схема: женщина считается непригодной для роли лидера и сама отказывается от этой роли в присутствии мужчин; в организациях же в отношении женщины-лидера действует скорее лидерская, чем гендерная, схема и окружающие оценивают ее одинаково с мужчиной. ([2] стр. 92)

2) Социально-ролевая теория гендерных различий лидеров разрабатывается известной американской исследовательницей Эллис Игли с 1987 г. Чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины-лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли и в своём поведении и мотивации соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипом, эта роль является маскулинной, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями. Негативные предубеждения против женщин-лидеров могут вызвать у них снижение саиооценки, неуверенность в себе и, соответственно, ухудшение продуктивности работы. Хотя эта теория достаточно популярна, она не способна объяснить те результаты, когда женщины и мужчины ведут себя одинаково, занимая одни и те же лидерские позиции. И все же именно она, как и статусная теория, представляется нам наиболее перспективными. Однако пока не появилось теории, объясняющей все экспериментальные факты. ([2] стр. 93)

5.5 Перспективы женского лидерства

В современной социальной психологии очень популярна метафора о “стеклянном потолке” (“glass ceiling”) невидимой, но реальной преграде, на которую наталкивается женщина лидер, когда пытается достичь вершин успеха; для мужчин такой преграды не существует. Исследования подтвердили, что женщины имели больше препятствий для служебного роста, чем мужчины.

И все же женское лидерство все чаще становится реальностью, выполняя, в том числе и социальный заказ. Многие компании озабочены царящими в них отчуждением и цинизмом и ищут гуманистические подходы к управлению, возлагая надежды на женскую модель лидерства; они обучают женщин-менеджеров по специальным лидерским программам, и некоторые фирмы заслужили репутацию “лучших компаний для женщин”! ([2] стр.93-94)


Заключение

Как отмечает Д.Майерс, до сих пор в науках, изучающих половые различия, противоборствуют два направления: эволюционистское и культуралистское. Первое утверждает, что мужчины и женщины таковы, каковы они есть., поскольку естественный отбор в процессе эволюции подкреплял поведение, которое обеспечивало нашим предкам выживание и воспроизведение самих себя. Ряд социальных задач, таких как поиск себе пары и регулирование отношений с партнером, едины для людей всего земного шара. Мужчины и женщины унаследовали определённые эмоциональные реакции и шаблоны поведения, которые позволяют им решить задачи, связанные с выживанием и продолжением рода. При этом мужчины и женщины более схожи, чем различны. Главный тезис эволюционистов – мужчинам и женщинам нужно делать то, что естественно. Эволюционисты подчеркивают, что мудрость эволюции – это мудрость прошлого. Она описывает полоролевые различия, которые были выгодны в прошлом. Другое дело обеспечивает ли эта мудрость адаптацию в настоящем.

Рассмотрение различных подходов к изучению психофизических, психологических и социальных различий мужчин и женщин убеждает, что традиционное их сравнение, т.е. по генетическому полу, хотя и даёт некоторое результаты, однако не отвечает имеющейся реальности, которая заключается в наличии половых типов, а не только полов. При сравнении маскулинных мужчин и женщин, а также фемининных мужчин и женщин получаются совсем другие результаты, чем при сравнении маскулинных мужчин и фемининных женщин. Поэтому более перспективно изучение сходства и различий не между биологическими полами, а между половыми типами мужчин и женщин. ([3], стр.388 - 390)

Мальчики и девочки, мужчины и женщины во многом схожи. И все же различие привлекает большее внимание исследователей, нежели их сходство. Хотя индивидуальные различия, как среди женщин, так и среди мужчин превосходят гендерные, социальные психологи выявили тот факт, что гендерные различия все же имеют место при противопоставлении таких качеств, как независимость и привязанность. Женщины, как правило, более заботливы, демонстрируют больше эмпатии и эмоций, оценивают себя с точки зрения отношений между людьми. Кроме того, мужчинам и женщинам в различной степени свойственны социальная доминантность, агрессивность и сексуальность. ([4], стр.236)

Многочисленные эксперименты показали, что по уровню умственных способностей мужчины и женщины практически не отличаются друг от друга. Единственное, это то, что мужчины как правило более агрессивны, и более жестко добиваются поставленных целей, в то время как женщины далеко не все являются такими. Как правило им свойственна природная мягкость, жалость, большая эмпатия к окружающим. Возможно потому что большинство женщин не умеет и не хочет “идти по головам” женское лидерство сейчас не является массовым явлением, а лишь отдельными примерами. А в общем перспектива женского лидерства вполне реальная вещь, особенно в последнее время, когда многие фирмы и организации пошли на уступки своим женщинам-подчиненным. Т.е. феминистское движение внесло существенный вклад в достижении женщин этой ступени на пути к лидерству и равенству с мужчинами.

Я думаю, когда нибудь все-таки женщины будут трудоустраиваться на равнее с мужчинами, или даже будут более желанными работниками в определённых сферах деятельности. Но в то же время стереотипы изживаются очень нелегко, и я думаю что образ женщины-домохозяйки”, место которой “у плиты”, будет существовать ещё многие столетия. В этом отличительное свойство людского привыкания к стереотипам…


Терминологический словарь

Авторитарный – характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчёркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п. ([5], стр.651)

Агрессия – термин, для обозначения разнообразных враждебных действия, включающих нападение, враждебность, сквернословие и т.д. ([6], стр.22)

Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки ([5], стр.651)

Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внутренних и внешних стимулов ([5], стр.653)

Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи ([5], стр.654)

Гендер – обозначение пола, как социокультурного конструкта, социальный аспект отношения полов ([3], стр.392)

Гендерные различия – половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов поведения ([1], стр.252)

Гендерная роль – модель социального поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам женского и мужского пола ([3], стр.394)

Интеллект – совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян ([5], стр.661)

Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта([5], стр.662)

Корреляция – любая связь между вещами, при которой с одной происходят некоторые сопутствующие или зависимые изменения в другой (или в других) ([6], стр.380)

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок ([1], стр.254)

Лидер – член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами группы, готовыми следовать за ним ([5], стр.664)

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-3- человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом ([5], стр.665)

Маскулинность – нормативные представления о соматических психических и поведенческих свойствах характерных для мужчин ([3], стр.393)

Невербальный – этот термин почти всегда используется в составных формах, чтобы выразить те характеристики задачи, процесса или ситуации, которые не относятся к специфически лингвистическим ([6], стр.495)

Перцептивный – относящийся к восприятию ([5], стр.671)

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков ([5], стр.676)

Сверхаддитивный эффект – более высокий в количественном и качественном отношениях по сравнению с индивидуальной работой результат групповой деятельности. ([5], стр.676)

Сенситивный – имеющий отношение к чувствительности ([7], стр.235)

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком социального опыта, необходимого для функционирования в качестве полноценного члена общества ([1], стр.257)

Статус – четко определённое положение в социальной иерархии группы или общества ([7], стр.311)

Стереотип социальный – упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью. Содержит в себе искажение действительного явления, проявляющееся в предвзятости, игнорировании наиболее существенных свойств ([1], стр.259)

Феминизм - общественно-политическое движение за социальное, экономическое и политическое равноправие женщин с мужчинами ([3], стр.394)

Эмпатия – механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека посредством постижения его чувств и эмоциональных состояний ([1], стр.260)


Список используемой литературы

1) Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений/Под ред. Сластенина В.А. – М.:ИЦ “Академия”, 2000. – 264с.

2) Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства//Вопросы психологии. - 2000. - №1 – 160с.

3) Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.

4) Майерс Д. Социальная психология/Пер. с англ. В.Гаврилова и др. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 1999 684с.; ил. – (Мастера психологии)

5) Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.

6) Большой толковый психологический словарь/Ребер А. Том1 (А - О): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 592с.

7) Большой толковый психологический словарь/Ребер А. Том2 (П - Я): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 560с.

8) Ритцер Дж. Современные социологические теории. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 688с.: - ил. - (Мастера психологии)


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.