скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Проблема самоопределения курдов

К 1975 году восстание затухли (хотя партизанское движение в горах продолжалось). Мустафа Барзани вынужден был эмигрировать. Уже в который раз в своей трагической многовековой истории курды стали жертвой непреодолимых обстоятельств, которые сложились как на региональном, так и глобальном уровнях. Сговор между Багдадом и Тегераном (Иран в обмен на некоторые территориальные уступки со стороны Ирака в спорных районах перекрыл проходившие по его территории коммуникации, по которым шло снабжение повстанческой армии Барзани и освобожденных ею районов Южного Курдистана) поставил курдских инсургентов в почти безвыходное положение. "Брежневская разрядка", пик которой пришелся как раз на середину 70-х годов, резко сократила для Советского Союза возможность оказывать курдам реальную помощь. В такой ситуации попытка Мустафы Барзани обратить свои взгляды в сторону США и Израиля успеха не имела.

Поражение курдского восстания в Ираке было не абсолютным, а относительным и притом временным. Не говоря уже о его непреходящем воздействии на международную обстановку, оно привело к существенному сдвигу в самом Ираке. Багдад вынужден был пойти на важную политическую уступку курдскому национальному движению: на большей части Иракского Курдистана (за исключением нефтеносного Киркукского округа) был образован Курдский автономный район (КАР) с местным самоуправлением, что и было закреплено в конституции страны. И хотя диктаторский баасистский режим сделал все, чтобы выхолостить эту автономию, сам факт ее долговременного (уже более 20 лет) юридического существования важен как прецедент одного из вариантов поэтапного решения курдского национального вопроса, имеющего определенное международно-правовое значение.

С конца 1970-х годов в развитии курдского вопроса наступил новый этап. В первую очередь обозначились существенные изменения в странах проживания курдов. В Ираке в 1979 году Садам Хусейн стал президентом и сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Особенно наглядно его диктаторский стиль управления проявился во внешней политике, отличающейся исключительной агрессивностью, авантюризмом и циничностью. Восьмилетняя кровопролитная война с Ираном, окончившаяся безрезультатно, и позорная кувейтская эпопея говорят сами за себя. В Иране "исламская революция" 1978—1979 годов оказалась не в состоянии положительно влиять на решение курдской проблемы. В Турции внутренняя нестабильность и невиданный рост терроризма привели в 1980 году к очередному военному перевороту. Тем временем в курдских районах на востоке страны назревал и вскоре разразился острый этнический конфликт. Только в Сирии не было никаких видимых изменений, но не отмечалось и никакого заметного прогресса в решении курдской проблемы.

На этой почве произошел серьезный сдвиг в курдском национальном движении. В нем возникли два новых и чреватых серьезными последствиями явления. Во-первых, наступила его значительная радикализация, которую связывают с деятельностью Партии рабочих Курдистана (ПРК) в Турции руководимой Абдуллой Оджалаиом. Вооружившись идеологией революционного национализма, в которой традиционные марксистско-ленинские положения подверглись своеобразной интерпретации в кастровском духе, эта партия организовала в Турецком Курдистане широкое повстанческое движение, начавшиеся в 1984 году и продолжающееся по сию пору. ПРК повсеместно создала разветвленную и хорошо организованную сеть своих ячеек и пользуется значительным и растущим влиянием во всем Курдистане, а также в многочисленной курдской диаспоре на Западе. Во-вторых, после разгрома иракской армии в ходе операции "Буря в пустыне" в 1991 году и открытого выступления Запада в защиту восставших иракских курдов, на территории Курдского автономного округа, занимающего три четверти иракского Курдистана, был образован так называемый "Свободный Курдистан" - полунезависимое государственное образование с собственными органами власти, находящееся вне подчинения Багдада, но пользующееся военной защитой НАТО (в основном США), а также получающее от Запада значительную гуманитарную помощь. Несмотря на раздоры между руководителями "Свободного Курдистана", наносящими значительный ущерб общему делу, эта часть Курдистана сейчас ближе, чем какой-либо другой его район, к осуществлению извечной мечты курдского народа о свободе и независимости.


Глава 3. Культура и искусство курдов

3.1 Религиозные взгляды курдов

Прежде всего, необходимо заметить, что курдское общество — одно из самых закрытых в мире. Связано это, в том числе, и с существующими у них формами верования.

Большинство курдов - мусульмане-сунниты (есть шииты). Но особую нишу в курдском сообществе занимают приверженцы синкретических культов — езиды. У курдов-езидов имеются свои священные книги — "Китаб-джилва" (Книга Откровения) и "Масхафе Рем" (Черная Книга). В последней рассказывается о Езгиде (или Езиде, сыне Моавии). В честь этого пророка шейх Али в тринадцатом веке основал секту езидов. Езиды поклоняются двум началам — доброму и злому. Кроме этого, в число поклонений входят Луна, Огонь, Солнце, Деревья, Вода, Воздух и особенно Камни. По езидскому принципу общество делится на две, строго отделенные друг от друга касты - "мириды" (миряне) и "руаны" (духовенство). Браки между представителями каст не заключались, а звания — "мюрид" или "руан" являлись наследственными. Эта кастовая система была гораздо более жесткой, чем в Индии, и сформировала своеобычное и неповторимое общество. Во главе духовенства стоит эмир, за ним следуют руководители общин — шейхи, затем надзиратели над жизнью мирян — пиры, следующие по рангу и весьма знакомые нам — факиры — служители храма и, наконец, замыкают иерархию каваллы и ауханы.

3.2 Обряды и игры курдов

Курдские обряды причудливы и необычайны. Основная молитва курда выглядит так: встав на колени лицом к Солнцу, он произносит:

"Сначала ты помоги 72 народам мира, а потом — мне". Наверное это одна из самых великих "общечеловеческих" молитв.

Одна из распространенных курдских игр называется "кявтаркос". Один из участников изображает труп, а другой гиену, вползающую в комнату. Увидев "труп", "гиена" радуется и танцует, затем сдирает саван. В этот момент "труп" оживает, а "гиена" в панике удирает. Подобных весьма странных и загадочных игр у курдов великое множество.

Что делают христиане во время засухи? Служат молебны, идут "крестным ходом". А курды запрягают в соху двух вдов и заставляют их "пахать" И это отнюдь не свидетельствует об унижении женщин. Напротив, курдская женщина пользуется необычайной для исламского мира свободой — она не носит паранджу, может свободно выходить из дома и разговаривать с мужчинами. Женщины встречаются даже среди курдских дервишей. Еще в этом веке среди курдов бытовал такой обычай: выбирать из среды женщин "самую-самую". Ей присваивали титул "шаха", и она наделялась огромными полномочиями, вплоть до наказания мужчин.

На судьбу курдов влияет не только противоречивое отношение к ним тюрков и персов, но и неприятие ими христиан, которых они считают "злыми". Поэтому, в езидской семье, которую часто навещала смерть, родившемуся ребенку давали христианское имя (армянское или русское), считая, что таким образом уберегут его от смерти, ибо злое при приближении к злому, должно быть уничтожено.

С другой стороны, все этнографы в один голос заявляют о беспрецедентной гостеприимности курдов. По обычаю, гость может находиться в доме у курдской семьи столько, сколько пожелает. Это правило распространяется даже на врагов. В истории известен случай, когда курдский крестьянин, чтобы достойно встретить гостя, залез в непосильные долги, но даже не подумал нарушить обычай.

Согласно мусульманским законам, жилища, где это только возможно, делятся на мужскую (гостевую) и женскую половины. Убранство деревенских домов весьма скромное. На полу ковры или циновки, у стен - сундук с одеждой и одеялами на них, у очага - посуда.

Дома из камня, без окон, с отверстием в центре крыши, в которое выходит дым от очага. Очаг считается священным местом в доме. Сын, построив новый дом для собственной семьи, берет огонь для своего очага из родительского дома. Дочь, выходя замуж, прощается с родным домом, обходя вокруг очага.

Одеваются курды весьма живописно. Но, конечно, есть определенные особенности, зависящие от достатка, возраста, племенной и религиозной принадлежности. Мужской костюм состоит из шаровар, рубашки, безрукавки и кафтана с широкими рукавами. Две немаловажные его детали - шерстяной или хлопчатобумажный пояс до трех метров длиной, который многократно обворачивается вокруг талии, и войлочные или фетровые колпаки, обмотанные яркими платками с бахромой.

Женщины тоже носят шаровары и рубашку, поверх которых надевают безрукавку, кофту, многочисленные юбки в сборку, передник и пояс. Головной убор в форме скошенного цилиндра, обшитый сукном и украшенный монетами, сверху обвязывают разноцветными платками. Курдянки очень любят разнообразные украшения - налобные и ушные, шейные и нагрудные, поясные и ножные, сделанные из монет, бисера и перламутровых пуговиц.

3.3 Культура курдов

Курды создали богатую и своеобразную культуру - фольклор, литературу, искусство. История курдской литературы изучена не достаточно, многие памятники не исследованы. Нет еще точной датировки творчества некоторых поэтов средневековья. Средневековая литература (XI - XVIII вв.) развивалась на диалекте курманджи в районе курдских феодальных княжеств Бохтан, Хакяри, Бахдианан, Битлис (Турецкий Курдистан). Курдский фольклор богат, жанрово разнообразен и поэтичен. Письменная литература постоянно черпала из сокровищницы народного творчества.

Один из наиболее ранних курдских поэтов - Али Харири (ок. XI в.), автор дивана лирических стихов, написанных живым, народным языком. Большой диван лирических стихов оставил Мелае Джизри (XII в.), поэт-суфий, сочетавший метры аруза с формами народной курдской поэзии. В XV в. появилась городская литература. До нас дошла лишь поэма "Продавец корзин", приписываемая Мела Бате (1417 - 1494). Поэма, в основу которой положено фольклорное сказание, содержит ноты протеста против социального угнетения. Легендарным стало имя народного певца, поэта-философа и лирика Факи Тейрана (XIV или XVI в.). Цикл "Факие Тейра", включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте - народном заступнике, борце за счастье народа. Селим Слеман (XVI в.) - автор курдской национально самобытной версии поэмы "Юсуф и Зулейха". С именем поэта Ахмеди Хани (XVII в.) связаны появление просветительских идей, стремление отразить реальную действительность. Ему принадлежит поэма "Мам и Зин", поэтический арабско-курдский словарь "Ноубар". Народная поэма "Крепость Дым-дым" - одно из произведений курдского фольклора на тему о народе - борце за независимость.

Большое влияние на современную курдскую литературу оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и советская поэзия. Из современных поэтов - борцов за гражданские и национальные права, мир и демократию наиболее известны Шехмус Джегархун (родился в 1903 г.), Абдаллах Слеман Горан (1904 - 1962), Осман Сабри (родился в 1906 г.), Кадрыджан Хажар (родился в 1920 г.), Дылзар (родился в 1928 г.). В 40 -- 60-е гг. происходит становление художественной прозы в творчестве писателей-реалистов Шакира Фаттаха, Ибрахима Ахмеда (родился в 1912 г.), Мухаммеда Амина (родился в 1921 г.), Маруфа Барзынджи (родился в 1921 г.)

Курдская литература в СССР возникла после Октябрьской революции 1917г. Основной центр ее - Армения.

У курдов на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства - ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также с растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина - религиозного символа езидов, рогов - символа скотоводства, паука - символа ковроделия. Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов. Изготовляются кошмы с валянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У курдов Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шелковые сузани.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце XX столетия проблема воссоздания независимого Курдистана остается одним из самых сложных национальных вопросов нашего времени. Курды остаются единственным в мире крупным народом, лишенным собственной государственности, а территория, на которой они проживают, будучи поделенной между несколькими странами, давно уже превратилась в зону перманентной нестабильности.

Отсутствие политического единства в курдском движении является одним из главнейших факторов, определяющих неудачи, и зачастую используется противниками для углубления конфронтации между отдельными его отрядами и раскола этого движения.

Наиболее ощутимые достижения в национальной борьбе курдов имеют место в Иракском Курдистане. В Ираке официально провозглашена автономия курдов, и это зафиксировано в конституции. После провала кувейтской авантюры С. Хусейна, завершившейся в феврале 1991 года серьезным поражением иракской армии, сложились временно благоприятные условия для проведения под прикрытием Запада свободных, демократических по характеру выборов в курдский национальный парламент (в основном из представителей ДПК и ПСК) и формирования правительства в Эрбиле. Это стало фактически началом становления на территории Ирака самостоятельного курдского государственного образования. По согласованию с ООН и Багдадом, курдская автономия занимает главным образом территорию образованного в 1974 году Курдского автономного района.

В последние годы, в связи с глобальными изменениями в геополитической картине мира существенно изменилось и место курдского вопроса в системе международных отношений. События в Курдистане оказались в постоянном поле зрения мировой общественности и средств массовой информации, справедливая борьба курдского народа за свои неотъемлемые национальные права вызывает сочувствие и поддержку либерально-демократических кругов во всем мире, имеющих большой политический вес и оказывающих влияние на политику не только правительств, но и международных организаций. Главное, что курдская проблема стала уже не пульсирующей от случая от случая к случаю, а постоянной темой международной жизни. На ближневосточной же арене, в связи с окончанием "холодной войны" (в том числе и в этом регионе) и наметившимся постепенным переходом главного конфликта региона арабо-израильского – из остро конфронтационной в переговорную стадию, курдская проблема приковывает к себе все большое внимание. Страны, имеющие жизненные интересы в Западной Азии, сменили прежний, чисто утилитарный подход к курдскому вопросу и стали заявлять о необходимости определенных уступок общенациональному движению курдского народа. Такую линию начали проводить, например, США. Очередь теперь за другими державами, в том числе (а может быть, в первую очередь) за Россией, временно ушедшей по известным причинам с курдистанской сцены ближневосточного театра, но имеющей там важные государственные интересы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Арабские страны: Политика и экономика. – М., 1997. – Вып. 3. – 156 с.

2.         Ашири Ш. Судьбы и надежды // Азия и Африка сегодня. – М., 1998. – № 2. – С. 32 – 36.

3.         Гасратян М.А. Абдулла Оджалан – генеральный председатель Партии рабочих Курдистана // Азия и Африка сегодня. – М., 1999. – № 9. – С. 18.

4.         Гасратян М.А. Курды Турции в новейшее время. – Ереван, 1981. – 385 с.

5.         Гасратян М.А. Легализация оппозиции // Азия и Африка сегодня. – М., 1999. – № 9. – С. 15 17.

6.         Гасратян М.А. Новая турецкая конституция и курдский вопрос // Турция: история и современность. – М., 1988. – С. 89 – 99.

7.         Данилов В. Реальность как фактор государственной политики // Азия и Африка сегодня. – М., 1999. – № 9. – С. 13 – 14.

8.         Длер Исмаил Х. Особенности социально-экономического и политического развития в Иракском Курдистане в 1960 – 1970-е годы. – М., 1977. -17 с.

9.         Жигалина О.И. Курдская проблема в культурном и геополитическом аспекте // Восток=Oriens. – М., 1999. - № 5. – С. 170 – 172.

10.      Жигалина О.И. Независимость или автономия? // Азия и Африка сегодня. – М., 1999. – № 9. – С. 26 – 28.

11.      Исаев А.А. Особенности социально-экономического и политического развития Турецкого Курдистана в 70 – 80-е годы. – М., 1988. – 17 с.

12.      История Курдистана. - М., 1999. - 402 с.

13.      Кто такие курды // Этносфера. – 1999. - № 3. – С. 10 – 15.

14.      Курдский фактор в Багдаде усиливается // http://www.kurdistan.ru.

15.      Лазарев М.С. Борьба продолжается // Азия и Африка сегодня. – М., 1998. – № 2. – С. 3 – 9.

16.      Лазарев М.С. Курдистан в геополитическом аспекте // Восток=Oriens. – М., 1998. - № 6. – С. 53 – 61.

17.      Лазарев М.С. Курдская проблема в европейском измерении // Азия и Африка сегодня. – М., 1997. 2. – С. 70 – 72.

18.      Лазарев М.С. Новая Россия и старый курдский вопрос // Азия и Африка сегодня. – М., 1994. 1. – С. 8 – 12.

19.      Мгон Ш.Х. Иракский Курдистан: проблемы развития // http://world.ng.ru

20.      Мгои Ш.Х. Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время. – М., 1991. – 324 с.

21.      Мгои Ш.Х. Мустафа Барзани // Азия и Африка сегодня. – М., 1999. – № 9. – С. 10 – 11.

22.      Мгои Ш.Х. Тернистый путь к свободе // Азия и Африка сегодня. – М., 1998. – № 2. – С. 28 31.

23.      Мосаки Н.З. Нефтяная составляющая // http://world.ng.ru

24.      Никитин В. Курды. М., 1964. – 276 с.

25.      Расул Б. Размолвка после "медового месяца" // Азия и Африка сегодня. – М., 1998. – № 2. – С. 30 – 31.

26.      Ресурсы экономического развития стран Азии и Африки. – М., 1979. – 276 с.

27.      Современное состояние курдской проблемы. – М., 1995. – 342 с.

28.      Тавернизе С. Американцы пытаются подавить вспышку арабско-курдского противостояния // http://www.kurdistan.ru.

29.      Шахбазян Г. На минном поле // Азия и Африка сегодня. – М., 1999. – № 9. – С. 19 – 22.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.