скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Поступление и учет основных средств

8. Хозяйственный инвентарь (предметы конторского и хозяйственного обеспечения: столы, шкафы, вешалки, пишущие машинки, сейфы, множительные аппараты и т.п.).

9. Прочие основные фонды. В состав этой группы включают библиотечные фонды, музейные ценности и т.д.

При отражении основных средств в отчетности используются следующие виды оценок:

·     фактическая стоимость;

·     ликвидационная стоимость;

·     амортизируемая стоимость;

·     справедливая стоимость;

·     балансовая (учетная) стоимость;

·     возмещаемая сумма.

Фактическая стоимость основных средств представляет собой уплаченную сумму денежных средств или эквивалентов денежных средств или справедливую стоимость другого возмещения, передаваемого для приобретения (создания) данного объекта, на момент их приобретения или создания. Эта оценка представляет первоначальную стоимость объекта основных средств.

Амортизируемая стоимость представляет собой фактическую стоимость объекта основных средств или другую его оценку, отраженную в финансовой отчетности, вместо фактической стоимости за вычетом ликвидационной стоимости. Если величина ликвидационной стоимости незначительна, то при расчете амортизационной стоимости ею можно пренебречь.

Ликвидационная стоимость определяется как чистая сумма, которую компания рассчитывает получить за объект основных средств в конце предполагаемого периода использования его компанией за вычетом ожидаемых затрат по ликвидации объекта. Использование показателей амортизируемой и ликвидационной стоимости позволяет более обоснованно определить часть стоимости объекта, которая должна быть отнесена на расходы в течение периода его использования компанией (при условии достаточно точного определения ликвидационной стоимости).

Справедливая стоимость объекта основных средств равняется сумме денежных средств, на которую можно обменять объект при совершении сделки между информированными, заинтересованными и независимыми сторонами.

Балансовой (учетной) стоимостью основных средств считается сумма, в которой объект числится в балансе компании (т.е. фактические затраты за минусом суммы накопленной амортизации).

Возмещаемой называется сумма, которую компания рассчитывает возместить при дальнейшем использовании объекта основных средств, включая его ликвидационную стоимость. Данный показатель связан с корректировкой балансовой стоимости основных средств, производимой, когда снижается функциональная полезность их или когда действие факторов, вызвавших снижение функциональной полезности, прекращается. Необходимость корректировки обусловлена тем, что стоимость объекта должна быть полностью возмещена в течение срока использования его компанией. В связи с этим возмещаемая сумма не должна быть меньше балансовой стоимости. Показатель «возмещаемая сумма» не может быть непосредственно измерен, он определяется путем условной (приближенной) оценки.

Остановимся подробнее на фактической стоимости основных средств. Принятие объектов основных средств к учету осуществляется на основании оценки их стоимости, выполненной в соответствии с требованиями статьи 11 Закона «О бухгалтерском учете»: оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования. Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

В ПБУ 6/01 подробно изложены принципы изменения первоначальной стоимости основных средств. С этой целью выделен самостоятельный раздел «Последующая оценка основных средств». Согласно ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и ПБУ 6/01. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Кроме вышеприведенного, в ПБУ 6/01 отмечается, что затраты, связанные с модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием основных средств, осуществляются на счете учета вложений во внеоборотные активы и по мере завершения вышеуказанных работ либо увеличивают первоначальную стоимость конкретного объекта, либо учитываются на счете учета основных средств в качестве отдельного инвентарного объекта.

В Методические указания введен новый пункт, касающийся основных средств, полученных по договору доверительного управления имуществом, которые учитываются в соответствии с приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н «0б утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом».

Приведенная в ПБУ 6/01 корреспонденция счетов при совершении отдельных хозяйственных операций с объектами основных средств приведена в соответствие с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Так, раскрыт порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с формированием фактических затрат, связанных с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств, за исключением НДС, и списанием вышеуказанных затрат при принятии объектов к бухгалтерскому учету; с поступлением вклада в уставный (складочный) капитал в качестве объектов основных средств, формированием уставного капитала (уставного фонда, паевого фонда) организации в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, включая стоимость основных средств; с принятием основных средств к бухгалтерскому учету.

Приказом МФ РФ № 149н внесены корректировки в п. 8 ПБУ 6/01, определяющие правила оценки основных средств. Так, с 2006 года в первоначальную стоимость основных средств, приобретенных за плату, включаются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

суммы, уплачиваемые организациям за выполнение работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за оказанные информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

таможенные пошлины и таможенные сборы;

невозмещаемые налоги, государственные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

иные затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

2.1 Документальное оформление поступления основных средств

Для синтетического учета основных средств, принадлежащих субъекту хозяйственной деятельности на праве собственности, используется счет 01 «Основные средства». Информация о наличии и движении долгосрочно арендуемых либо поступивших в порядке лизинга основных средств отражается на счете 03 «Долгосрочно арендуемые основные фонды», краткосрочно арендуемых – на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

При проверке сравниваются данные о наличии основных средств, отраженные в бухгалтерских отчетах, с данными Главной книги по счетам 01, 03. В свою очередь, данные Главной книги должны соответствовать аналитическому учету.

Аналитический учет основных средств, принадлежащих предприятию, ведется по каждому объекту, которому присваивается отдельный инвентарный номер в целях правильной организации учета и обеспечения контроля за их сохранностью независимо от того, находится ли объект в запасе или в эксплуатации. На каждый объект заводится инвентарная карточка, которая регистрируется в описи инвентарных карточек по учету основных средств, и хранится в бухгалтерии. Для учета основных средств используются типовые формы документов, утвержденные законодательно.

Каждое поступление или перемещение основных средств должно быть оформлено первичным документом. Приобретаемые основные средства или капитальные вложения оплачиваются на основании договоров, счетов-фактур; оприходование средств от поставщиков – на основании товарных, товарно-транспортных накладных, а также актов приема передачи основных средств. Ввод в эксплуатацию основных средств оформляется актом приемки-передачи основных средств, который составляется комиссией, назначаемой руководителем. К утвержденному акту прилагается техническая документация, на основании чего заводится инвентарная карточка и оприходованный объект отражается в регистрах синтетического учета.

Выделение инвентарных объектов основных средств является одной из самых сложных и нормативно не урегулированных проблем. Сложность ее в том, что перед принятием объекта к учету бухгалтер должен определить, какие составные части объекта будут являться самостоятельными объектами, а какие – запасными частями или сменным оборудованием[8].

В Приказе МФ РФ № 147н изменен п. 6 прежней редакции ПБУ 6/01, в котором говорилось о том, как учитывать инвентарный объект в случае наличия у него нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования. Согласно поправкам теперь недостаточно, чтобы сроки эксплуатации были только разные, они должны «существенно отличаться». Правда, как определить такую «существенность», законодатель не указал.

Обратим внимание на следующее:

·     Выделение объектов основных средств следует осуществлять, учитывая отраслевые нормативные документы и сложившуюся в каждой отрасли учетную практику;

·     Не выделяется в качестве объектов основных средств сменное оборудование, запасные части, емкости с расходными материалами;

·     Выделяя объекты основных средств, следует учитывать особенности их эксплуатации.

Поступление основных средств оформляется соответствующими проводками. Так безвозмездно поступившие основные средства отображаются следующими проводками:

дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления» – отражается безвозмездное поступление объектов основных средств и признание доходов будущих периодов, проводка выполняется на сумму текущей рыночной стоимости безвозмездно полученного объекта;

дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» кредит счетов 23 «Вспомогательные производства», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. отражаются затраты на доставку безвозмездно полученных объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования;

дебет счета 01 «Основные средства» кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражается принятие безвозмездно полученного объекта основных средств к бухгалтерскому учету.

дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления» – отражается увеличение текущей рыночной стоимости безвозмездно полученного объекта на дату его принятия к учету. В случае уменьшения текущей рыночной стоимости проводка делается красным.

дебет счетов учета затрат или счета 44 «Расходы на продажу» кредит счета 02 «Амортизация основных средств», – начислена амортизация объектов основных средств;

дебет счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления» кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Внереализационные доходы и расходы» – отражается признание внереализационного дохода на сумму амортизации безвозмездно полученных объектов основных средств.

2.2 Организация учета наличия и движения основных средств

Прежде всего, рассмотрим, как происходит амортизация основных средств. Согласно Методическим указаниям, разделу «Амортизация основных средств» стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

На основании п. 51 Методических указаний «амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету». При этом под «принятием к учету» понимается отражение этого имущества в качестве объекта основных средств, то есть выполнение записи по дебету счета 01 «Основные средства». Принятие основных средств к учету может не совпадать с моментом их ввода в эксплуатацию – это именно тот случай, когда объекты числятся в запасе (резерве). Однако права их не амортизировать у организации нет.

Методические указания (п.66) требуют включать суммы начисленной амортизации в издержки производства или обращения и содержат только одно исключение из этого правила, а именно – для объектов, сданных в аренду. Поэтому для целей бухгалтерского учета амортизационные отчисления по основным средствам в запасе (новым) включаются в себестоимость продукции.

При начислении амортизации для целей налогообложения следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 552, с учетом последующих редакций). В п.1 Положения указано, что «себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию». Отсутствие факта использования основных средств в процессе производства будет трактоваться как препятствие для включения амортизации этих объектов в «налоговую» себестоимость продукции.

Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Организация вправе выбирать способ начисления амортизации. Однако для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со ст.258 и 259 гл.25 Налогового кодекса РФ.

При линейном методе сумма амортизации за месяц определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации для данного объекта, а при нелинейном – умножением остаточной стоимости объекта на норму амортизации для соответствующего объекта.

Линейный метод начисления амортизации применяют по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в группы 8-10 амортизируемого имущества, к остальному амортизируемому имуществу организация вправе применять любой из двух указанных методов начисления амортизации.

Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств», предназначенный для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 (если арендная плата формирует операционные доходы), а по основным средствам непроизводственного назначения – по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и кредиту счета 02.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.